Научная статья на тему 'Инновационная активность как компетенция современного учителя'

Инновационная активность как компетенция современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крысанова О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность как компетенция современного учителя»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Инновационная активность как компетенция современного учителя

О. КРЫСАНОВА, доцент Самарский государственный университет

Возникновение «общества глобальной компетентности » изменяет как характер экономики, так и статус системы образования. В педагогической среде растет понимание того, что система образования, ориентированная на подготовку специалистов для экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать знания и умения, которые позволят преуспеть в обществе знаний.

Анализ реформ, проводимых в странах Европы, показывает, что, несмотря на разные национальные традиции, все они сталкиваются с похожими вызовами и вынуждены преодолевать сходные недостатки (проблемы) своих систем образования. Среди них:

• увеличение разрыва между сложившимся, реальным и необходимым для современной экономики уровнем знаний и навыков выпускников школ в области математики, естествознания и информационных технологий;

• неполное обеспечение выпускников школьного и начального профессионального образования компетентностями, выходящими за рамки базовых знаний;

• нехватка высококвалифицированных учителей, способных оперативно обновлять содержание и методы обучения в образовании;

• недостаточное включение систем образования в национальные и глобальные инновационные системы, слабая связь с рынками труда;

• растущее неравенство в доступе различных социальных и этнических групп к качественному образованию, к современным знаниям и технологиям

(особенно к информационным и коммуникационным) [1].

В настоящее время во всех странах Европы идет широкое обсуждение проблем модернизации образования. Дискуссии строятся по-разному, и меры по реформированию национальных систем образования тоже существенно различаются. Однако для всех стран характерно признание значимости стратегии «обучения в жизненной перспективе».

В этих условиях возрастает роль школьного этапа, так как именно он должен обеспечить каждому выпускнику школы владение компетенциями, которые необходимы для жизни в современном инновационном обществе. Сравнительные исследования образования показали, что желаемые и планируемые изменения в содержании и способах обучения требуют не только реформ сверху, но и качественно иной подготовки тех, кто обучает.

Инновации и преобразования не являются чем-то необычным для сферы образования. Многие руководители постоянно внедряют разнообразные новшества, стараясь повысить эффективность преподавания и обучения. При этом успех достигается, как правило, только в том случае, когда инновации, нацеленные на улучшение способов обучения, порождаются учительскими усилиями (инновации снизу) при поддержке различных научных и профессиональных сообществ, а также при включении в обсуждение педагогических проблем широких слоев общества.

Главная роль в продвижении идей непрерывного образования в образовательных учреждениях отводится учителям. Исследование потенциала педагогическо-

146 Высшее образование в России • № 12, 2008

го персонала показывает, что улучшение кадрового ресурса не должно рассматриваться лишь в количественном разрезе. Основным критерием профессионализма и личных возможностей преподавателей является способность к обучению.

Интеграция России в европейское образовательное сообщество в рамках Болонского процесса требует целенаправленной корректировки политики в области профессионального образования. Во многом это касается реализации инновационных подходов к обучению, в том числе компетент-ностного, который характеризуется переориентацией результата образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»обучающихся. Суть позиции ведущих отечественных специалистов в области компетентно-стного подхода в образовании (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А.В. Хуторской и др.) заключаются в следующем: отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в работе.

Компетентность - это психологическая характеристика человека, включающая ряд составляющих (компонентов): мотивационную (эмоциональная окраска потребности), когнитивно-операциональную, ценностно-смысловую, коммуникативную, поведенческую. Компетентность - это качество личности, предполагающее владение ею определенными компетенциями. Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности [2, с. 23]. Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся » в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию.

Любая деятельность может успешно

осуществляться специалистом только при условии его готовности к ней. Под готовностью учителей к инновационной деятельности будем понимать сформированность у них системы мотивов, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, компетенций, необходимых для разработки и внедрения педагогических инноваций. С учетом характеристик мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к профессиональной деятельности, специфики инновационной деятельности в области педагогики содержание компонентов готовности учителей к инновационной деятельности может быть следующим:

• мотивационный компонент - понимание сущности научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, осознание значимости получаемых знаний, умений, навыков для эффективной профессиональной деятельности, удовлетворенность от творческой работы в процессе инновационной деятельности, желание участвовать в на-учныхконференциях, семинарахи публиковать результаты своей научной работы, осознание необходимости непрерывного самообразования, саморазвития для успешной профессиональной деятельности;

• когнитивный компонент - знание методологии педагогического исследования, основ деятельности по внедрению педагогических разработок, оформления и презентации проектов, образовательной инноватики;

• операциональный компонент -сформированность умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, постановки и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и научнопедагогической деятельности, выбора необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых методов, планирования, проведения педагогического эксперимента, управления коллективом при выполнении проектов,

Редакционная почта

147

оформления и подачи материалов по результатам научного исследования на участие в научных конкурсах, грантах, доведения результатов научного исследования до разработок и внедрения в практику;

• эмоционально-волевой компонент -ответственность за результаты научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, уверенность в успехе достижения целей исследования, воля к преодолению внешних и внутренних преград при решении исследовательских и педагогичес-кихзадач (инерционности мышления руководителей образовательных учреждений, недоброжелательного отношения, страха неудачи, непонимания, консервативности), решимость мобилизовать силы для научноисследовательских и научно-педагогических задач, управлять собой в процессе инновационной деятельности;

• информационный компонент -сформированность умений вести библиографическую работу и поиск информации об инновационных проектах с привлечением современных ИКТ, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати, использовать современные информационные технологии для эффективной коммуникации, разрабатывать и использовать электронные продукты и средства обучения в процессе преподавательской деятельности, а также в ходе контроля и оценки знаний обучаемых.

На первый план вузовского этапа подготовки современных учителей выступает, таким образом, формирование системообразующей компетенции учителя - инновационной активности.

С позиций разработчиков общей инноватики полноценный инновационный процесс представляет собой совокупность процедур, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе образовательное, нововведение. При этом оно рассматривается как резуль-

тат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, - как развитие трех основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. Таким образом, деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, может быть определена как инновационная деятельность [3].

Инновационная деятельность состоит из следующих этапов: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно внедрение, включая пробное использование новшества; длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики [4].

Инновационная деятельность есть проявление надситуативной активности личности, выход субъекта за пределы данной ситуации, за рамки первоначальной, нормативной деятельности. Инновационая активность как компетенция личности учителя-новатора проявляется в степени интеллектуальной инициативы, в возрастающей динамике творческой активности. Опираясь на исследования Д.Б. Богоявленской [5], можно выделить следующие уровни сфор-мированности инновационной активности современного учителя.

Репродуктивный уровень отличается устойчивым отношением к педагогическим новшествам. Инновационная активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к обучению и воспитанию учащихся. Мышление характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов работы.

Эвристический уровень проявления

148 Высшее образование в России • № 12, 2008

инновационной активности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Учитель становится автором альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимает рефлексия, эмпатия, обеспечивающие успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.

Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Особое

место в инновационной деятельности учителя приобретают аналитико-рефлексив-ные умения. Нередко педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров.

Таким образом, можно утверждать, что инновационная деятельность современного учителя может трактоваться как созидательный процесс и результат его инновационной активности.

Литература

1. См.: Россия и «восьмерка» в 2006 году. Воз-

можные глобальные инициативы в области образования. Аналитическая записка / Всемирный банк. Москва. Май 2005 г.

2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М., 2007.

3. См.: Сластенин В.А., Подымова Л.С. Пе-

дагогика инновационной деятельности. -М., 1997.

4. См.: Сумнительный К. Инновации в обра-

зовании: мифы и реальность // Народное образование. - 2007. - № 4.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих

способностей. - М., 2002.

Н. ХРУСТАЛЬКОВА, доцент Пензенская государственная технологическая академия

Современная социальная ситуация, характеризующаяся прогрессирующим ростом численности детей-сирот, диктует новые подходы к педагогической подготовке людей, выполняющих функции родителей в профессионально-замещающей се-мье1. В этом процессе на первое место выступает не столько сформированность знаний, умений и навыков в воспитании детей-сирот, сколько способность применять их

Педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье

на практике, ориентироваться в нестандартных воспитательных ситуациях, что подразумевает развитие у замещающих родителей соответствующей компетентности.

Под педагогической компетентностью родителей в профессионально-замещающей семье понимается комплекс профессиональных знаний (законодательства по проблемам защиты детства, психологии и педагогики воспитания приемных детей, специфики де-

1 Профессионально-замещающая семья - семья, где воспитание приемных детей признается профессиональной деятельностью, обеспеченной социальными гарантиями и наделенной юридической ответственностью на время договора, заключенного с органами опеки и попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.