РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Инновационная активность как компетенция современного учителя
О. КРЫСАНОВА, доцент Самарский государственный университет
Возникновение «общества глобальной компетентности » изменяет как характер экономики, так и статус системы образования. В педагогической среде растет понимание того, что система образования, ориентированная на подготовку специалистов для экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать знания и умения, которые позволят преуспеть в обществе знаний.
Анализ реформ, проводимых в странах Европы, показывает, что, несмотря на разные национальные традиции, все они сталкиваются с похожими вызовами и вынуждены преодолевать сходные недостатки (проблемы) своих систем образования. Среди них:
• увеличение разрыва между сложившимся, реальным и необходимым для современной экономики уровнем знаний и навыков выпускников школ в области математики, естествознания и информационных технологий;
• неполное обеспечение выпускников школьного и начального профессионального образования компетентностями, выходящими за рамки базовых знаний;
• нехватка высококвалифицированных учителей, способных оперативно обновлять содержание и методы обучения в образовании;
• недостаточное включение систем образования в национальные и глобальные инновационные системы, слабая связь с рынками труда;
• растущее неравенство в доступе различных социальных и этнических групп к качественному образованию, к современным знаниям и технологиям
(особенно к информационным и коммуникационным) [1].
В настоящее время во всех странах Европы идет широкое обсуждение проблем модернизации образования. Дискуссии строятся по-разному, и меры по реформированию национальных систем образования тоже существенно различаются. Однако для всех стран характерно признание значимости стратегии «обучения в жизненной перспективе».
В этих условиях возрастает роль школьного этапа, так как именно он должен обеспечить каждому выпускнику школы владение компетенциями, которые необходимы для жизни в современном инновационном обществе. Сравнительные исследования образования показали, что желаемые и планируемые изменения в содержании и способах обучения требуют не только реформ сверху, но и качественно иной подготовки тех, кто обучает.
Инновации и преобразования не являются чем-то необычным для сферы образования. Многие руководители постоянно внедряют разнообразные новшества, стараясь повысить эффективность преподавания и обучения. При этом успех достигается, как правило, только в том случае, когда инновации, нацеленные на улучшение способов обучения, порождаются учительскими усилиями (инновации снизу) при поддержке различных научных и профессиональных сообществ, а также при включении в обсуждение педагогических проблем широких слоев общества.
Главная роль в продвижении идей непрерывного образования в образовательных учреждениях отводится учителям. Исследование потенциала педагогическо-
146 Высшее образование в России • № 12, 2008
го персонала показывает, что улучшение кадрового ресурса не должно рассматриваться лишь в количественном разрезе. Основным критерием профессионализма и личных возможностей преподавателей является способность к обучению.
Интеграция России в европейское образовательное сообщество в рамках Болонского процесса требует целенаправленной корректировки политики в области профессионального образования. Во многом это касается реализации инновационных подходов к обучению, в том числе компетент-ностного, который характеризуется переориентацией результата образования с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция/компетентность»обучающихся. Суть позиции ведущих отечественных специалистов в области компетентно-стного подхода в образовании (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А.В. Хуторской и др.) заключаются в следующем: отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в работе.
Компетентность - это психологическая характеристика человека, включающая ряд составляющих (компонентов): мотивационную (эмоциональная окраска потребности), когнитивно-операциональную, ценностно-смысловую, коммуникативную, поведенческую. Компетентность - это качество личности, предполагающее владение ею определенными компетенциями. Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности [2, с. 23]. Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся » в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуацию.
Любая деятельность может успешно
осуществляться специалистом только при условии его готовности к ней. Под готовностью учителей к инновационной деятельности будем понимать сформированность у них системы мотивов, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, компетенций, необходимых для разработки и внедрения педагогических инноваций. С учетом характеристик мотивационного, когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и информационного компонентов готовности к профессиональной деятельности, специфики инновационной деятельности в области педагогики содержание компонентов готовности учителей к инновационной деятельности может быть следующим:
• мотивационный компонент - понимание сущности научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, осознание значимости получаемых знаний, умений, навыков для эффективной профессиональной деятельности, удовлетворенность от творческой работы в процессе инновационной деятельности, желание участвовать в на-учныхконференциях, семинарахи публиковать результаты своей научной работы, осознание необходимости непрерывного самообразования, саморазвития для успешной профессиональной деятельности;
• когнитивный компонент - знание методологии педагогического исследования, основ деятельности по внедрению педагогических разработок, оформления и презентации проектов, образовательной инноватики;
• операциональный компонент -сформированность умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, постановки и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и научнопедагогической деятельности, выбора необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых методов, планирования, проведения педагогического эксперимента, управления коллективом при выполнении проектов,
Редакционная почта
147
оформления и подачи материалов по результатам научного исследования на участие в научных конкурсах, грантах, доведения результатов научного исследования до разработок и внедрения в практику;
• эмоционально-волевой компонент -ответственность за результаты научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, уверенность в успехе достижения целей исследования, воля к преодолению внешних и внутренних преград при решении исследовательских и педагогичес-кихзадач (инерционности мышления руководителей образовательных учреждений, недоброжелательного отношения, страха неудачи, непонимания, консервативности), решимость мобилизовать силы для научноисследовательских и научно-педагогических задач, управлять собой в процессе инновационной деятельности;
• информационный компонент -сформированность умений вести библиографическую работу и поиск информации об инновационных проектах с привлечением современных ИКТ, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати, использовать современные информационные технологии для эффективной коммуникации, разрабатывать и использовать электронные продукты и средства обучения в процессе преподавательской деятельности, а также в ходе контроля и оценки знаний обучаемых.
На первый план вузовского этапа подготовки современных учителей выступает, таким образом, формирование системообразующей компетенции учителя - инновационной активности.
С позиций разработчиков общей инноватики полноценный инновационный процесс представляет собой совокупность процедур, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе образовательное, нововведение. При этом оно рассматривается как резуль-
тат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, - как развитие трех основных этапов: генерирование идеи, разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. Таким образом, деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, может быть определена как инновационная деятельность [3].
Инновационная деятельность состоит из следующих этапов: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно внедрение, включая пробное использование новшества; длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики [4].
Инновационная деятельность есть проявление надситуативной активности личности, выход субъекта за пределы данной ситуации, за рамки первоначальной, нормативной деятельности. Инновационая активность как компетенция личности учителя-новатора проявляется в степени интеллектуальной инициативы, в возрастающей динамике творческой активности. Опираясь на исследования Д.Б. Богоявленской [5], можно выделить следующие уровни сфор-мированности инновационной активности современного учителя.
Репродуктивный уровень отличается устойчивым отношением к педагогическим новшествам. Инновационная активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Формируется положительная направленность потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к обучению и воспитанию учащихся. Мышление характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов работы.
Эвристический уровень проявления
148 Высшее образование в России • № 12, 2008
инновационной активности характеризуется в общем виде большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Учитель становится автором альтернативной концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. В структуре педагогического мышления важное место занимает рефлексия, эмпатия, обеспечивающие успешность внедрения инноваций, уменьшение риска и отторжения новшества педагогическим сообществом. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами.
Креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво преобразующей, активно-созидательной и самосозидательной работе. Особое
место в инновационной деятельности учителя приобретают аналитико-рефлексив-ные умения. Нередко педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров.
Таким образом, можно утверждать, что инновационная деятельность современного учителя может трактоваться как созидательный процесс и результат его инновационной активности.
Литература
1. См.: Россия и «восьмерка» в 2006 году. Воз-
можные глобальные инициативы в области образования. Аналитическая записка / Всемирный банк. Москва. Май 2005 г.
2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М., 2007.
3. См.: Сластенин В.А., Подымова Л.С. Пе-
дагогика инновационной деятельности. -М., 1997.
4. См.: Сумнительный К. Инновации в обра-
зовании: мифы и реальность // Народное образование. - 2007. - № 4.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей. - М., 2002.
Н. ХРУСТАЛЬКОВА, доцент Пензенская государственная технологическая академия
Современная социальная ситуация, характеризующаяся прогрессирующим ростом численности детей-сирот, диктует новые подходы к педагогической подготовке людей, выполняющих функции родителей в профессионально-замещающей се-мье1. В этом процессе на первое место выступает не столько сформированность знаний, умений и навыков в воспитании детей-сирот, сколько способность применять их
Педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье
на практике, ориентироваться в нестандартных воспитательных ситуациях, что подразумевает развитие у замещающих родителей соответствующей компетентности.
Под педагогической компетентностью родителей в профессионально-замещающей семье понимается комплекс профессиональных знаний (законодательства по проблемам защиты детства, психологии и педагогики воспитания приемных детей, специфики де-
1 Профессионально-замещающая семья - семья, где воспитание приемных детей признается профессиональной деятельностью, обеспеченной социальными гарантиями и наделенной юридической ответственностью на время договора, заключенного с органами опеки и попечительства.