Научная статья на тему 'Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности'

Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрусталькова Наталья Александровна

В статье рассматриваются содержание, структура, критерии и уровни сформированности педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье как наиболее перспективной модели жизнеустройства детей-сирот в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01

Н. А. Хрусталькова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

В статье рассматриваются содержание, структура, критерии и уровни сформированности педагогической компетентности у родителей в профессио-нально-замещающей семье как наиболее перспективной модели жизнеустройства детей-сирот в России.

Современная социальная ситуация характеризующаяся прогрессирующим ростом детей-сирот диктует новые подходы к оцениванию содержания деятельности замещающих родителей в профессионально-замещающей семье. В этом процессе на первом месте выступает не столько сформирован-ность знаний, умений и навыков в воспитании детей-сирот, сколько способность применять их на практике, ориентироваться в нестандартных воспитательных ситуациях, что подразумевает развитие у замещающих родителей «компетентности» и «компетенций».

Анализ научной литературы по филологии, социологии, психологии и педагогике свидетельствует о том, что развитие таких понятийных категорий, как компетентность и компетенция проходило в несколько этапов:

1) первый этап (60-70 гг. ХХ в.) - характеризуется введением в научный аппарат категорий «компетенция» и «компетентность» и созданием предпосылок разграничения данных понятий (Р. Уайт, Н. Хомский, Д. Хаймс и др.);

2) второй этап (70-90 гг. ХХ в.) - характеризуется разграничением понятий компетенция/компетентность и использованием категории компетенция/компетентность в филологии, психологии, менеджменте, в социальной работе (Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина, Л. А. Петровская, Дж. Равен и др.);

3) третий этап (с 90 гг. ХХ в. по настоящее время) - характеризуется исследованиями компетентности как научной категории применительно к образованию, введением в научный аппарат категории «педагогическая компетентность», разработкой теории и практикой ее формирования (Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулют-кин, А. К. Маркова, Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская, Е. П. Тонконогая и др.).

Современное понимание категории педагогическая компетентность в научных трудах достаточно различно и представлено следующими определениями [1]:

- совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е. П. Тонконогая и др.);

- проявление единства профессиональной и общей культуры (Т. Г. Браже, Е. А. Соколовская);

- комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств (С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин и др.);

- вектор профессионализации, направленный на развитие учащихся на базе современной методологии (Г. С. Сухобская);

- включение в себя знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности, гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения (Л. М. Митина);

- структура субъективных свойств представлена блоками объективных характеристик (профессиональные, педагогические, психологические позиции, установки, личностные особенности) (А. К. Маркова).

В определении педагогической компетентности мы поддерживаем точку зрения С. Г. Вершловского, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Е. П. Тонконогой и считаем, что педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье - это комплекс профессиональных знаний (законодательства по проблемам защиты детства, по профес-сионально-замещающей семье; психологии и педагогики воспитания приемных детей; модели и технологии развития у себя комплекса профессиональнопедагогических умений; техники тренинга коррекции семейных отношений; основ профессионально-педагогического саморегулирования; видов соматических и психических отклонений и патологии развития личности и их коррекции; специфики девиантного и деликвентного поведения личности и его психолого-педагогического корректирования); умений (постановки целей, структурирования действий, регулятивных, прогностических); навыков (осуществлять уход за приемными детьми; организовывать совместный быт и досуг на основе уважения, взаимопомощи; проявлять прямую профессиональнопедагогическую мотивацию (помощь ребенку), создавать развивающую среду и эмоционально-благоприятную обстановку для приемных детей; строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в развитии, применять педагогически выверенные, целенаправленные воспитательные меры по отношению к приемным детям, взаимодействовать со специалистами и представителями органов опеки и попечительства и биологическими родителями приемного ребенка); способов и приемов реализации педагогической деятельности, направленной на воспитание детей-сирот и готовность к их осуществлению, и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания детей-сирот (трудолюбие, самостоятельность, активность, ответственность, общительность, любовь к детям, психологическая готовность стать хорошим родителем для приемных детей, принятие приемных детей, уважение ценности детской личности).

При этом мы выделяем следующие компоненты в структуре педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье:

1) мотивационно-ценностный (наличие прямой профессиональнопедагогической мотивации у замещающих родителей);

2) личностный (наличие профессионально значимых личностных качеств у замещающих родителей, необходимых для взаимодействия с детьми-сиротами);

3) когнитивный (комплекс профессионально-педагогических знаний, умений и навыков у замещающих родителей, необходимых для воспитания детей-сирот);

4) операциональный (владение способами и приемами реализации педагогической деятельности у родителей в профессионально-замещающей семье и готовность к ее осуществлению);

5) коммуникативный (навыки межличностной коммуникации в условиях профессионально-замещающей семьи, восприятия, анализа и решения педагогических проблем, возникающих при воспитании детей-сирот);

6) креативно-рефлексивный (способность замещающих родителей к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке в условиях реализации педагогической деятельности в профессио-нально-замещающей семье; наличие у замещающих родителей творческих способностей, возрастающей динамики творческой активности, готовности к педагогическому творчеству).

Определившись с компонентами, входящими в структуру педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье, мы сформулировали следующие критерии ее сформированности: мотивационно-целеполагающий, когнитивный, операциональный, аналитико-рефлексивный, личностный, индивидуально-творческий, причем каждый из критериев раскрывает целая система показателей (табл. 1).

В основу выделения критериев сформированности педагогической компетентности легли два ведущих параметра - личностный и деятельностный.

Таблица 1

Критерии сформированности педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье

Критерий сформированности педагогической компетентности Система показателей

1 2

1. Мотивационно-целеполагающий Наличие прямой профессионально-педагогической мотивации (оказание помощи детям-сиротам); готовность и интерес к педагогической деятельности в профессионально-замещающей семье; постановка и осознание ее целей; наличие мотива достижения цели

2. Когнитивный Наличие комплекса профессиональных знаний, умений и навыков по воспитанию детей-сирот в условиях профессиональ-но-замещающей семьи, способность их применять в условиях замещающей семейной системы и личностно-ориентированной методики взаимодействия с детьми-сиротами, обладание опытом профессионально-педагогического саморегулирования; умение выделять педагогические проблемы, возникающие при воспитании детей-сирот, анализировать и решать их; усвоение передового опыта в области воспитания детей сирот в профессиональных замещающих семейных системах; владение активными формами и методами воспитания детей с девиантными и деликвентными формами поведения

Окончание табл. 1

1 2

3. Операциональный Эффективность и продуктивность реализации педагогической деятельности в профессионально-замещающей семье; прохождение комплексного педагогического и психологического тестирования, медицинского обследования на соответствие требованиям данной профессии и первичного обучения по психоло-го-педагогическим, медицинским и правовым вопросам воспитания детей-сирот в профессионально-замещающей семье; участие в составлении индивидуальной программы сопровождения приемного ребенка в профессионально-замещающей семье; осуществление педагогической, физической, психологической, медицинской, социальной помощи и поддержки приемным детям, помещенным к ним в семью, выполнение по отношению к ним ряда взаимосвязанных функций: воспитательной, эмоциональной, образовательной, коррекционной, реабилитационной, социализирующей; осуществление постоянного самосовершенствования в педагогической деятельности, педагогического взаимодействия на уровне сотрудничества как с приемными детьми, так и с биологическими родителями и специалистами (социальным педагогом, психологом, социальным работником, медицинским работником)

4. Аналитикорефлексивный Овладение аналитическими и оценочно-информационными умениями; педагогическое саморегулирование; саморефлексия; самокритичность; самоконтроль; самооценка замещающих родителей.

5. Личностный Наличие таких качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, активность, ответственность, добросовестность, общительность, любовь к детям, уважение ценности детской личности, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, проницательность, развитая интуиция, социальная устойчивость

6. Индивидуальнотворческий Гибкость и вариативность, системность мышления, осознание наличия у себя творческих способностей, возрастающая динамика творческой активности, готовность к педагогическому творчеству

Исследование сущности формирования педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье необходимо продолжить, рассмотрев вопрос об уровнях ее сформированности.

Вопрос определения уровней сформированности личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л. И. Божович, Г. А. Бокарева, О. С. Гребенюк, В. С. Ильин, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, Г. И. Щукина и др.).

На наш взгляд, различная степень сформированности критериев (мо-тивационно-целеполагающего, когнитивного, операционального, аналити-ко-рефлексивного, личностного, индивидуально-творческого) выявляет следующие уровни педагогической компетентности у родителей в про-фессионально-замещающей семье, которые мы обозначили как интуитивно-нормативный (низкий), активный (средний), креативный (высокий) (табл. 2).

Таблица 2

Уровни педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье

Уровни педагогической компетентности Совокупность показателей

1 2

1. Интуитивнонормативный (низкий) уровень — Наличие общих представлений замещающих родителей о педагогической деятельности в условиях профессиональ-но-замещающей семьи; — прямая профессионально-педагогическая мотивация (оказание помощи детям-сиротам); — профессиональные знания, умения и навыки по воспитанию детей-сирот, носят поверхностный ситуативный характер; — представители этого уровня отличаются пассивностью, замкнутостью, избегают вести диалог, вступать в дискуссию; — отсутствие проявления доброжелательного и понимающего отношения к детям-сиротам, проницательность, развитая интуиция и социальная устойчивость; — преобладание неадекватной самооценки собственной роли в воспитании детей-сирот; — отсутствие аналитических и оценочно-информационных умений и навыков педагогического саморегулирования, са-морефлексии, самоконтроля; — отсутствие гибкости мышления и готовности к педагогическому творчеству

2. Активный (средний) уровень — Сформированность системы педагогических знаний, умений и навыков по воспитанию детей-сирот и наличие устойчивого интереса к их пополнению; — прямая профессионально-педагогическая мотивация (оказание помощи детям-сиротам); готовность и интерес к педагогической деятельности в профессионально-замеща-ющей семье; — осознание необходимости овладения педагогическими знаниями, умениями и навыками как условиями эффективной профессиональной деятельности в профессионально-замещающей семье; — ориентировка на применение педагогических знаний при решении коммуникативно-производственных ситуаций, аргументированное отстаивание своей точки зрения; — проявление таких качеств личности, как самостоятельность, активность, ответственность, общительность; — демонстрация в отношении детей-сирот доброжелательности, понимающего отношения, проницательности, развитой интуиции и социальной устойчивости; — демонстрация возрастающей динамики творческой активности

Окончание табл. 2

1 2

3. Креативный (высокий) уровень — Проявление прямой профессионально-педагогической мотивации (оказание помощи детям-сиротам), готовности и интереса к педагогической деятельности в профессионально-замещающей семье, демонстрация наличия мотива достижения цели; — наличие сформированного комплекса профессиональных знаний, умений и навыков по воспитанию детей-сирот в условиях профессионально-замещающей семьи и способности их применять на практике; — демонстрация в общении с детьми-сиротами личностно-ориентированной методики взаимодействия; — наличие опыта профессионально-педагогического саморегулирования и демонстрация умения выделять педагогические проблемы, возникающие при воспитании детей-сирот, анализировать и решать их; — владение активными формами и методами воспитания детей с девиантными и деликвентными формами поведения; — эффективность и продуктивность реализации педагогической деятельности в профессионально-замещающей семье; — осуществление постоянного самосовершенствования в педагогической деятельности; — демонстрация педагогического взаимодействия на уровне сотрудничества как с приемными детьми, так и со специалистами, организующими комплексное сопровождение профессионально-замещающей семьи; — овладение аналитическими и оценочно-информационными умениями; — проявление педагогического саморегулирования, са-морефлексии, самокритичности, самоконтроля и высокой самооценки; — демонстрация наличия таких качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, активность, ответственность, добросовестность, общительность, любовь к детям, уважение ценности детской личности, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, проницательность, развитая интуиция, социальная устойчивость, гибкость и вариативность, системность мышления, осознание наличия у себя творческих способностей, возрастающая динамика творческой активности, готовность к педагогическому творчеству

Сформированность педагогической компетентности у замещающих родителей отражается на их педагогической деятельности в профессионально-замещающей семье. Это указывает на наличие взаимосвязи между педагоги-

ческой деятельностью и педагогической компетентностью, что и подтверждает проведенный нами анализ научной литературы:

— единство теоретической практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин);

— качественная характеристика субъекта деятельности (Н. В. Кузьмина);

— знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности (Л. М. Митина);

— субъективные свойства, проявляемые в педагогической деятельности и обеспечивающие ее эффективность (А. К. Маркова).

Категория «компетентность» тесно связана с такой категорией, как компетенция.

В настоящее время в педагогике компетенция рассматривается как общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; это способность устанавливать связь между знанием и ситуацией и определять процедуру, необходимую для решения проблемы [2].

В современных отечественных и зарубежных педагогических исследованиях выделяют следующие виды компетенций:

1) профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности;

2) надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации;

3) ключевые, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации [2].

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности замещающих родителей, осуществляющих воспитание детей-сирот в профес-сионально-замещающей семьей, то очевидно, что последние будут включать следующие характеристики:

— готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

— владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

— опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

— отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

— эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

При этом мы считаем, что личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания - это компетентностное определение базовых навыков, важных для родителей в профессионально-замещающей семье, и понимаем компетенцию как способности и навыки, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, дающие возможность устанавливать связи между конкретными ситуациями, возникающими при воспитании детей-сирот, и теоретическими положениями педагогики, психологии, социологии и умением применять их на практике в педагогической деятельности в условиях профессионально-замещающей семьи.

ii4

Таким образом, педагогическая компетентность у родителей в профес-сионально-замещающей семье является важнейшим фактором качественного воспитания, педагогической коррекции и социализации детей-сирот в современном обществе.

Список литературы

1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - М. : Просвещение, 1999. - С. 163-170.

2. Зимняя, И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности / И. А. Зимняя // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / под общ. ред. И. А. Зимней. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.