Научная статья на тему 'Педагогическая интеграция в системе подготовки специалистов в вузе'

Педагогическая интеграция в системе подготовки специалистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаммадиев Бахтиёр Жураевич, Маткаримова Нилуфар Бокижоновна

Рассматриваются методологические основы интеграции и обосновывается ее роль в педагогической науке, как основа для разработки интегрированного подхода к подготовке современных специалистов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая интеграция в системе подготовки специалистов в вузе»

«Приглашение к чтению»

Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с людьми, уважаемыми в махалле, городе, которые могут рассказать молодежи о позитивной роли чтения в своей жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

«Открытие книги»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении мастера художественного слова.

Содержание: подготовка книжно-иллюстративной выставки в классе, библиотеке, информационно-ресурсном центре; авторское чтение произведений или их фрагментов, художественное чтение литературных произведений участниками театральной студии.

«Литературная игра»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудников решать общие задачи и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких литературных источниках и состоящая из ряда заданий.

Реализация проекта по совершенствованию приемов организации развивающей читательской деятельности создаст условия для выявления и развития огромного читательского потенциала пользователей информационно-библиотечных учреждений.

Список литературы

1. Каргина Е.М. Чтение как средство развития устной речи в контексте обучения

иностранному языку // Современная педагогика, 2015. № 1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

1 2 Мухаммадиев Б.Ж. , Маткаримова Н.Б.

Мухаммадиев Бахтиёр Жураевич - преподаватель,

кафедра общей педагогики; 2Маткаримова Нилуфар Бокижоновна - студент, факультет педагогики и психологии, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: рассматриваются методологические основы интеграции и обосновывается ее роль в педагогической науке, как основа для разработки интегрированного подхода к подготовке современных специалистов в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный подход, интеграционные процессы, педагогическая интеграция, специалист интегративного профиля.

Главная функция педагогической науки - давать объективно-истинное отражение педагогической действительности, выявлять закономерности, формировать теорию. Сегодня понятие «интеграция» является неотъемлемой частью организации теоретических основ различных наук, в том числе и педагогической.

«Интеграция - это одновременно процесс и состояние, включающее в себя тенденцию к замене раздробленных отношений, состоящих из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными минимальными полномочиями принимать решения в одной или нескольких областях, либо во всех областях, которые входят в компетенцию базовых единиц. На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне - участие каждого в его поддержке и развитии» [1, с. 215]. Интеграционный процесс - это процесс закономерной, непрерывно последовательной смены следующих друг за другом моментов формирования и развития целостного образования из множества разобщенных раннее компонентов [2, с. 48]. По мнению Б.В. Маркова, интеграционный процесс - объективный результат эволюции мирового социально- экономического и политического развития второй половины XX века; если попытаться обобщить его объективные цели и последствия, то он является предвестником вступления человеческого общества в новую стадию исторического бытия, общую картину которого футурологи определяют как постиндустриализм [3, с. 272].

Заключая, что интеграционный процесс - это объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами, направленный на эффективное достижение целей, который связан с формированием целостной системы, в которой элементы образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей, утверждаем, что в педагогической науке проблема создания единого образовательного пространства требует поиска способов и создания условий для интеграции огромного числа внутренних пространств как структурных элементов большого социокультурного пространства, субъективно представленного в мировом сообществе. Рассматриваем интеграционный процесс в педагогической науке как объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами педагогических систем, который направлен на эффективное достижение цели - обнаружение объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении теории на практике. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы целостной педагогической системы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.

Интеграционный процесс в образовании - это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности. При этом развитие -это процесс поступательного изменения физических, душевных и духовных свойств человека; становление - возникновение физических, душевных и духовных новообразований в человеке; формирование - обретение физическими, душевными и духовными новообразованиями относительной устойчивости, определенности и законченности.

Таким образом, интеграция в педагогике представляется целостным процессом и одновременно составной частью более широкой системы - интеграционных процессов в образовании. В качестве критериев интеграции выступают: человек как объект, предмет и субъект исследования в его одновременной целостности и открытости процессов изучения, воспитания и развития; организация педагогического процесса (междисциплинарная интеграция, перенос отдельных методов, средств из одной науки в другую, постановка кардинальных смежных научных проблем, изменение стратегии научного поиска, коренное изменение оснований науки в процессе воздействия одной на другую); структура учебного учреждения (интернационализация, транснациональные университеты). Проблема повышения

30

уровневого состояния образования в условиях интеграционных процессов требует педагогически целесообразной интеграции научного знания, протекающей по своим законам. Разнообразие наук, специфический язык каждой из них наряду с положительным - накопление научных фактов - привело к отрицательному - к потере в сознании людей целостной картины мира, что стало одной из причин роста стрессовых состояний у современного человека. Интеграция узбекской образовательной системы в европейское образовательное пространство диктует создание такой системы подготовки современного специалиста, которая была бы согласована с системами, используемыми развитыми европейскими странами. На основе выявленных тенденций рассматривается «интеграция» как общенаучный феномен, отражающий наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений в различных науках, согласно выявленной этимологической сущности понятийного поля данного феномена, интеграция трактуется как форма отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность развития систем. Утверждаем, что интеграция проявляется и функционирует в педагогике соответственно законам педагогических систем, выражая наиболее общие свойства и связи явлений педагогической действительности. Вводится понятие педагогической интеграции как разновидности научной интеграции в рамках педагогической теории и практики, которое мы определяем как научное понятие педагогики, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений педагогической действительности, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой стороны - определяют предмет педагогики [4, с. 287].

В педагогике есть исследования, отражающие интеграционные процессы, которые проявляются на различных уровнях педагогической науки и образования. Результатом анализа научной литературы, посвященной интеграции и интеграционным процессам стало заключение об отсутствии разработок в области обоснования интегрированного подхода как организационной характеристики научного исследования. В свою очередь, существующие исследования отражают идеи интеграционных процессов, как особой технологии обучения, и проявляются в педагогике в форме особой иерархической структуры: через принцип единства (межпредметные связи); принцип идентичности (междисциплинарная интеграция); принцип единства интеграции и дифференциации (условия для саморазвития личности); принцип единства знаний (качество обучения); принцип трансферности (форма обучения) и др. Таким образом, мы приходим к выводу об актуальности разработки интегрированного подхода, результат которого в области профессионального образования будет выражаться через подготовку специалистов интегративного профиля.

Исследование показало, что суть представленных в методологии педагогической науки подходов выражается интеграцией цели и средств педагогических процессов. Таким образом, правомерно по этим признакам представить интегрированный подход как методологическую позицию, выражающую взаимосвязь теоретической, практической, дидактической и организационной составляющих педагогической науки. Обоснованием необходимости интегрированного подхода к подготовке в высшем учебном заведении современных специалистов являются общественные тенденции, идентичные мировым тенденциям: слияние в единое целое дифференцированных элементов, которое характеризуется взаимосвязью, взаимодействием, взаимопроникновениями, взаимозависимостью,

взаимопереплетениями, и выступающие в качестве функционального условия существования системы, в качестве механизма ее развития.

Таким образом, интегрированный подход становится закономерностью профессиональной педагогики, ориентирующей на цель педагогического образования, - интеграцию, обеспечивая реализацию педагогической интеграции по двум основаниям: по виду деятельности - педагогическая деятельность; по средствам деятельности - интегрированные технологии.

31

В заключение хотелось бы отметить, что педагогическая интеграция, рассматриваемая нами как педагогическая категория, суть которой заключается в протекании объединительных процессов по всем элементам учебно-воспитательного процесса (содержание, формы, методы), для достижения интегративности выражается расширением функции образования (интегративная функция); инновационным обучением (интегрированное обучение); модернизацией образования (интегрированные технологии), результатом образования (целостная личность). Основание данного процесса составляют следующие основания: философские (единство знания); гносеологические (система педагогического знания); общенаучные (теория интеграции); педагогические (целостный педагогический процесс), которые являются предпосылкой для разработки теоретических основ интегрированного подхода как основы подготовки современных специалистов.

Список литературы

1. Буева Л.П. Творчество и педагогика // Л.П. Буева, Е.Д. Клементьев // Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1988. С. 215.

2. Глушенко А.А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук // Глушенко Алла Алексеевна. М., 1998. С. 48.

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка // Н.Ф. Голованова. М.: Речь, 2004. С. 272.

4. Левченко В.В. Интегрированный подход к психо лого-педагогической подготовке специалистов: монография // В.В. Левченко. М.: Изд-во МПСИ, 2007. С. 287.

ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТА ПРИ РЕШЕНИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ

УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЕ Базарбаева М.К.

Базарбаева Мира Кенисовна - учитель математики,

Государственное учреждение Средняя школа № 25, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы при решении иррациональных уравнений и способы их разрешения.

Ключевые слова: уравнение, иррациональное уравнение, корни уравнения, равносильность уравнений, возведение в степень.

Решение иррациональных уравнений является сложной темой в школьном курсе математики, так как необходимо знать теоретический материал, а также уметь анализировать различные ситуации. Из школьного курса нам известен основной метод решения данных уравнений - это возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень [1, с. 107], который часто приводит к появлению «посторонних корней», где у ученика могут быть проблемы с проверкой корней. И, конечно же, этих знаний недостаточно при сдаче экзаменов по математике или при участии в олимпиаде. В основе большинства решений уравнений и в частности иррациональных, следует опираться на равносильность переходов, на теоремы равносильности уравнений [3, с. 40 - 45]. В этой статье рассмотрим основные способы решения иррациональных уравнений и разберем наиболее «проблемные» места при решении данных уравнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.