Научная статья на тему 'Сущностные характеристики интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего педагогического образования'

Сущностные характеристики интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATION / EDUCATIONAL WORK / SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF STUDENTS / PEDAGOGIC PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Татьяна Сергеевна

Представлено определение интеграции как педагогического процесса. С позиций системно-целостного подхода определены сущностные характеристики, выделены функции и стадии развития интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is given the definition of integration as a pedagogic process. From the positions of the systemic and holistic approach there are determined the essential characteristics, marked out the functions and stages of development of students’ educational and scientific research work integration.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего педагогического образования»

непрерывное профессиональное образование

Т. С. БОРОДИНА (Волгоград)

сущностные характеристики интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего педагогического образования

Представлено определение интеграции как педагогического процесса. С позиций системно-целостного подхода определены сущностные характеристики, выделены функции и стадии развития интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: интеграция, учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, педагогический процесс.

В соответствии с современными требованиями, выдвигаемыми со стороны государства и общества, одним из важнейших показателей эффективной работы вуза становится проведение активной результативной научно-исследовательской деятельности с привлечением обучающихся в вузе студентов. Данное положение закреплено в Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г., Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. для наиболее успешной реализации целей профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе научно-исследовательская деятельность должна стать неотъемлемой ее частью.

В условиях модернизации образования, перехода к качественным критериям оценки подготовленности специалиста учебная деятельность обучающихся все в большей мере становится исследовательской. Обеспечение качества высшего профессионального образования сегодня невозможно без осуществления интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности.

В современной науке все большее внимание уделяется рассмотрению связей и взаимоотношений различных компонентов образовательного процесса. В качестве одного из

аспектов этой тенденции получают развитие исследования по вопросам интеграции в системе образования: интеграционные процессы в теории и практике образования (Е.И. Бражник, А.Л. Данилюк, B.C. Леднев, А.Н. Ню-дюрмагомедов, Н.К. Чапаев и др.); интеграция различных видов деятельности в системе профессионального образования (B.P. Нымм, М.С. Перевозчикова, В.П. Чернолес и др.). Идеи обеспечения тесной взаимосвязи учебной и научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе разрабатываются в отечественных и зарубежных исследованиях (А.А. Глушенко, А.В. Козлов, Doll W., Mackenzie J., Robertson J. и др.).

При этом недостаточно раскрытыми остаются проблемы интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, в частности не определены сущностные характеристики и основные функции данного процесса в системе высшего профессионального образования.

Понятие «интеграция» широко применяется в различных областях науки, анализ современной философской, психолого-педагогической, социологической литературы по данной проблематике указывает на разнообразие подходов к его рассмотрению, а также трактовок данного феномена. На наш взгляд, это является свидетельством многообразия изучаемого явления, а также его значимости для понимания современных процессов во всех сферах жизнедеятельности.

В философском понимании интеграция (от лат. integer - «полный, цельный, ненарушенный») - процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства [10]. Содержание интеграции как научной категории Н.К. Чапаев трактует как сложную, разветвленную систему признаков и значений, включающую различные уровни связей, взаимодействий и т.д. Ведущим признаком интеграции является единство процесса и результата в ходе ее осуществления [11].

В понятии «интеграция» выделяется системное начало, построенное на системе связей между дифференцированными элементами. Интеграция понимается нами с учетом методологических ориентиров, задаваемых фило-

© Бородина Т.С., 2014

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

софскими категориями взаимосвязи и единства. Согласно системному подходу, изменения в одной области неизбежно влекут преобразования в другой. в процессе взаимодействия компоненты системы вступают между собой в новые связи, что при определенных условиях приводит к образованию нового системного качества как явления интеграции. При этом функция связывания элементов принадлежит внешнему фактору управления процессом.

Нсследователи (т.П. Коротков, в.А. Мясников, и.П. Лковлев) подчеркивают, что интеграция помимо движения элементов к целостности характеризуется не только степенью их взаимосвязанности, но и изменением свойств самих элементов.

При этом ряд исследователей считают, что под интеграцией следует понимать не полное слияние отдельных элементов в единое целое, при котором стираются их характерные признаки, а их объединение при сохранении качественных особенностей. так, в своей работе А.я. да-нилюк отмечает, что интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации. Процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположностью - процессами дифференциации. Следовательно, понимание интеграции исключительно как «слияния» является односторонним [3].

Необходимо отметить, что понятия «система», «целостность» и «интеграция» соотносятся между собой, но при этом не отождествляются. Н.и. вьюнова разводит данные дефиниции следующим образом: система направлена на фиксирование объектной формы целого, интеграция - на процесс и механизм объединения частей, приобретения целых интегральных качеств, целостность - на обозначение высшего интегрального качества, главного результата интеграции как процесса развития системы [2].

для определения сущностных характеристик исследуемого феномена необходимо рассмотрение интеграции как педагогического процесса, понимаемого при этом как специально организованное педагогическое взаимодействие, направленное на решение образовательных и развивающих задач [7].

Е.и. Бражник отмечает, что интеграция проявляется и в науке, и в учебном процессе. в обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияния научных по-

нятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, компенсирование и суммирование основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем [1].

Понятие интеграции в образовании носит фундаментальный характер. Многие исследователи относят ее к числу дидактических принципов (А.я. данилюк, и.д. Зверев, в.Н. Максимова, К.ю. Колесина и др.), отмечая, что интеграция логически определяет саму возможность образования, очерчивает смысловую грань между возможностью и невозможностью образования.

в педагогике интеграция - это средство теоретического синтеза для получения нового познавательного результата, превосходящего по своей эстетической значимости познавательную ценность всех интегрирующих компонентов. она имеет смысл только при одном условии - быть доведенной до логического конца и стать теорией или личностным приобретением [6]. в нашем исследовании именно понимание интеграции как процесса, ведущего к личностным новообразованиям, является основополагающим, т. к. мы придерживаемся мнения Н.К. Сергеева о том, что педагогические знания, педагогическая деятельность существуют как знания и деятельность «личностные» [8]. Мы также опираемся на положение о том, что интеграция носит деятельност-ный характер. именно в деятельностной форме интеграция решает педагогические проблемы комплексного характера.

опираясь на вышеуказанные определения, мы понимаем интеграцию как процесс целенаправленного объединения через установление устойчивых взаимосвязей элементов образовательной системы при сохранении и обогащении их качественных особенностей и характерных признаков, приводящий к становлению целостности, которая обладает новыми системными свойствами.

для понимания сущности исследуемого феномена интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов рассмотрим определения и выделим основные отличительные особенности видов деятельности студентов: учебной и научно-исследовательской.

Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совер-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

шенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности [4].

В процессе учебной деятельности происходит передача опыта между субъектами образовательного процесса, при этом учащийся выполняет только познавательные компоненты деятельности, а условия усвоения подготавливаются другими людьми; учебная деятельность включает в себя деятельность учения и деятельность обучения [9].

В нашем исследовании учебная деятельность рассматривается как процесс целенаправленного освоения обучающимся знаний и приобретения им опыта профессиональной деятельности в специально организованных образовательных условиях.

Познавательная функция выделяется в качестве основной функции учебной деятельности. При этом для нашего исследования важно отметить, что в процессе учебной деятельности обучающийся приобретает новые знания и опыт опосредованно, воспринимая их через опыт другой личности.

Исследовательская деятельность определяется как деятельность, направленная на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский), связанная с открытием нового знания (Л.С. Выготский). Исследователи также рассматривают научно-исследовательскую работу студентов как форму обучения и как метод работы.

исследовательская деятельность направлена не на воспроизведение, а на получение новой информации, обогащающей общественный опыт. Действия приобретения опыта путем собственного исследования направлены сначала на добывание опыта и только потом на усвоение этого опыта. Исследовательская деятельность строится в соответствии с сознательно формулируемыми правилами, определяющими алгоритм действий, ведущих к установлению истины [9].

Научно-исследовательская деятельность направлена на приобретение опыта через собственные исследовательские изыскания, при этом опыт сначала непосредственно добывается самим субъектом познания и только потом усваивается, преломляясь через призму собственных взглядов и представлений.

Многие исследователи в качестве основной характеристики научно-исследовательской де-

ятельности обозначают ее творческий аспект, стимулирующую функцию в развитии творческого потенциала личности, в творческом отношении к будущей профессиональной деятельности.

в нашем понимании научно-исследовательская деятельность студентов - это профессионально-творческая деятельность по овладению студентами целостной системой методов, приемов и формированию навыков решения научно-исследовательских задач, развитию способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативности.

С позиции системно-целостного подхода, на основе его положений о структурно-функциональном единстве сложных явлений и объектов представляется целесообразным выделить основные функции интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, поскольку сущность объекта раскрывается через их систему.

Функции педагогической интеграции, по мнению Н.К. Чапаева, - это способы проявления ее активности при решении ею определенной задачи или выполнении роли [11]. Основываясь на выделенных исследователем функциях педагогической интеграции, в качестве основных функций интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов мы выделяем следующие:

- методологическая (интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности выступает в роли инструмента познания и преобразования педагогической науки и образовательной практики, обеспечивает взаимосвязь теоретического знания и практического опыта; усиление и развитие отдельных элементов системы в процессе интеграции, способствует созданию новых методов, форм, содержания образования, а также может служить базой для зарождения новых концептуальных идей);

- развивающая (интеграция учебной и научно-исследовательской деятельности является средством личностного развития субъектов педагогического процесса через развитие интеллектуальной, мотивационной, ценностной сфер личности, а также реализацию творческого потенциала; в результате интеграционных процессов формируются психические новообразования, а также развивается новая структура деятельности);

- технологическая (интеграция служит средством развития педагогических технологий установления связей между учебной и научно-исследовательской деятельностью студентов,

непрерывное профессиональное образование

поэтапного перевода элементов знания в деятельность, формирования профессионально-личностной компетентности будущих специалистов).

В своем развитии процесс интеграции проходит несколько уровней, характеризующихся усилением взаимосвязи компонентов педагогической системы. Опираясь на исследования уровней становления целостности В.С. Ильина [5], мы выделяем три стадии интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Первая стадия характеризуется низким уровнем интеграции - происходит становление связи между отдельными элементами учебной и научно-исследовательской деятельности, изменение в исходном содержании процесса обучения носит частный характер. При этом появляются отдельные «связующие элементы», в качестве которых выступают комплексные научные понятия, целостные представления о методах научного познания, обобщенные учебно-исследовательские умения.

Вторая стадия определяется средним уровнем интеграции - характеризуется появлением в содержании педагогического процесса «интегрированных элементов», усиливающих взаимосвязи, таких как интегрированные учебные задачи, исследовательские методы обучения, формы межпредметного взаимодействия и др. На данном уровне они устанавливают некоторое равновесие между целями интегрируемых явлений и изменяют их функционирование. В качестве личностного новообразования, двигающего систему к переходу на новый уровень, выступает готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

Третья стадия (высокий уровень интеграции) - синтез целостной системы, характеризующейся устойчивыми связями между интегрируемыми явлениями и способной к самоорганизации. Происходит синтез нового дидактического содержания, проявляющийся в обновлении целевых установок личности студента, в становлении его способности к профессиональному творческому саморазвитию.

Анализ феномена интеграции как педагогического процесса, основных характеристик учебной и научно-исследовательской деятельности студентов помог нам определить сущностные характеристики процесса интеграции учебной и научно-исследовательской дея-

тельности студентов в системе педагогического образования.

На основании вышеизложенного мы определяем интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности студентов как процесс целенаправленного объединения через установление органичной взаимосвязи и взаимововлеченности двух целостных процессов, порождающий новую целостную систему поэтапной трансформации элементов знания в деятельность, в ориентиры творческого решения задач, выражающуюся в обновлении целей, средств, содержания образования в соответствии с принципами ее функционирования.

Результатом интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов должна стать интегрированная образовательная система, представляющая собой объектную форму процесса подготовки будущего учителя, развивающуюся в соответствии с закономерностями процесса интеграции. В качестве основного признака системы выступает ее целостность, а системообразующей основой - личность будущего педагога, развитие внутренних ресурсов которой является движущей силой перехода системы на новый уровень ее развития.

литература

1. Бражник Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.

2. Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

3. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики) : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1997.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Логос, 2000.

5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.

7. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2002.

8. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

9. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческого потенциала : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1999.

известия вгпу

10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. М. : ИНФРА-М, 2006.

11. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции : дис. ... д-ра пед.

наук. Екатеринбург, 1998.

* * *

1. Brazhnik E.I. Stanovlenie i razvitie integra-tsionnyih protsessov v sovremennom evropeyskom obrazovanii : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb.,2002.

2. Vyunova N.I. Teoreticheskie osnovyi integra-tsii i differentsiatsii psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya studentov universiteta : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1999.

3. Danilyuk A.Ya. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi integratsii v obrazovanii (Opyit teoreticheskoy didaktiki) : dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 1997.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya : uchebnik dlya vuzov. M. : Logos, 2000.

5. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M., 1984.

6. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy slovar : dlya stud. vyissh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2000.

7. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina. M. : Akademiya, 2002.

8. Sergeev N.K. Izbrannyie trudyi po pedagogike. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.

9. Torgashina T.I. Nauchno-issledovatelskaya rabota studentov kak sredstvo razvitiya ih tvorcheskogo potentsiala : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1999.

10. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar / red.-sost. E.F. Gubskiy [i dr.]. M. : INFRA-M, 2006.

11. Chapaev N.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi pedagogicheskoy integratsii : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 1998.

Essential characteristics of integration of educational and scientific research work of students in the system of higher pedagogical education

There is given the definition of integration as a pedagogic process. From the positions of the systemic and holistic approach there are determined the essential characteristics, marked out the functions and stages of development of students' educational and scientific research work integration.

Key words: integration, educational work, scientific research work of students, pedagogic process.

(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)

н.м. борытко, к.ширяева

(волгоград)

современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании

Рассматривается профессиональная подготовка будущего специалиста аграрного сектора с позиции компетентностного подхода в контексте модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и переосмысления цели и результата образования, ведущих к повышению его качественной составляющей.

Ключевые слова: специалист аграрного сектора, ФГОС ВПО нового поколения, Болонский процесс, компетентностный подход, профессионально-коммуникативная компетентность специалиста аграрного сектора.

Современный динамично развивающийся мир ставит перед обществом все новые и новые требования, которые затрагивают сферу не только экономики или политики, но и непосредственно системы образования, в частности подготовки специалистов для аграрного сектора.

Анализ работ Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, A.A. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Парыги-на, A.B. Петровского, В.М. Соковнина и других исследователей дает нам основание распределить требования к подготовке будущего специалиста (в том числе и аграрного профиля) по трем группам : общество, работодатель, государство (в зависимости от того, кто и с какой целью их предъявляет, т.е. находится в «зоне непосредственной заинтересованности»).

требования общества. Трудно переоценить роль в системе высшего образования общества, которому необходимы высококвалифицированные кадры, способные решать творческие и практические задачи в различных отраслях, проводить исследования. Общество требует от выпускника сельскохозяйственного вуза не только обладания глубокими теоре-

© Борытко Н.М., Ширяева К., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.