2. Браже, Т. Г. Принципы оценки деятельности андрагога [Текст] / Т. Г. Браже // Педагогика. -2000. - № 6. - С. 18-20.
3. Вербицкий, А. А. Менеджер в роли учителя: Материалы к курсу [Текст] / Вербицкий А. А., Чернявская А. Г. - Жуковский, 2001,— 100 с.
4. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования [Текст] / С. Г. Вершловский // Педагогика. - 2003, - Ха 8. - С. 3-8.
5. Змеёв, С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. И. Змеёв. - М., 2002. — 128 с.
6. Кларин, М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта [Текст] / М. В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.
7. Кто меня научит? Руководство для тех, кто работает в образовании взрослых [Текст] / ЦИНО. - М.: Центральный институт непрерывного образования Общества «Знание» России (ЦИНО), 1999. - 76 с.
8. Кулюткин,, Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых [Текст] / Ю. Н, Кулюткин // Вопросы психологии. - 1989. - № 2. - С. 5-13.
9. Мотивации познавательной деятельности [Текст] / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. - Л.: НИИ 00В: 1972, - С. 63-67.
10. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. С. Панина, Д. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
УДК 378:001.891
В. В. Левченко
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
Современное общество характеризуется важнейшей тенденцией - увеличением роли субъективного фактора, что связано не только с проявлением многопланового кризиса в социально-экономической, демографической и других областях, требующих роста ответственности всех членов человеческого сообщества, но и с интеграционными процессами, которые обусловлены потребностью решения обозначенных задач и саморазвитием интеллектуальных, культурных, технологических сфер общества. Стимулом к поиску средств осуществления интеграции являются интеграционные процессы, которые происходят в мире. Поскольку образование по своей природе, смыслу и функциональной нагрузке представляет особый институт воспроизводства человеческих ресурсов, именно в системе образования закладываются все виды связей и отношений (гражданских, этических, политических, социальных, культурных и др.), именно образовательная среда становится базой развития гуманистических отношений и интеграции знаний [2].
Объективно обусловленная проблема создания единого образовательного пространства требует поиска способов и создания условий для интеграции огромного числа внутренних пространств как структурных элементов большого социокультурного пространства, субъективно представленного в мировом сообществе. В то же время необходимо сохранение интеграционных традиций просвещенческого характера, что в каждый исторический период развития российского государства характеризовалось устойчивыми образовательными структурами, едиными принципами и направлениями образования как прогрессивного и научного явления.
Проблема повышения уровневого состояния образования в условиях интеграционных процессов требует педагогически целесообразной интеграции научного знания, протекающей по своим законам. Разнообразие наук, специфический язык каждой из них наряду с положительным - накопление научных фактов — привело к отрицательному - к потере в сознании людей целостной картины мира, что стало одной из причин роста стрессовых состояний у современного человека. Таким образом, актуализируется задача интеграции научного знания, что будет способствовать формированию единой картины мира.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что не существует ясности в трактовке понятий «интеграция» и «интеграционные процессы». В ходе исследования было установлено, как объективный феномен и как процесс современной международной жизни интеграция представляет собой объединительный процесс, процесс слияния в единое целое дифференцированных элементов, который характеризуется взаимосвязью, взаимодействием, взаимопроникновениями, взаимозависимостью, взаимопереплетениями и выступает в качестве функционального условия существования системы, в качестве механизма ее развития [3].
В ходе выделения дефиниций понятия «интеграция» утвердились в мысли о том, что ее суть базируется на трех идеях: саморазвитие, динамическое равновесие, коллективный эффект.
Как общенаучная категория «интеграция» свидетельствует о тенденции объединения знаний, создания новых научных направлений их укрупнении, синтезе, новому уровню целостности, новому общественному сознанию. Одновременно целостность знания через его уплотнение провоцирует процесс проникновения понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие, что позволяет экстраполировать общетеоретические положения на новые научные области исследования.
В качестве механизма проявления и сохранения целостности выступает интегративность.
Общемировое развитие как составная часть мировой политики и экономики, интеграционные тенденции в экономике активизировали социальный процесс образования целостности из частей, систем из элементов
или интеграционный процесс (объединение государств в интеграционные группы для достижения общих целей, интеграционные сообщества). Таким образом, интеграционный процесс выступает в виде формы сотрудничества, он закономерен, его результат представляется целостным образованием из ранее разобщенных элементов [1].
Интеграционные процессы сегодня довольно широко проявляются в смене парадигмы в образовании, интеграции в мировую систему, восстановление традиций отечественной школы. На основе мировых интеграционных процессов мы наблюдаем создание единого образовательного пространства, принятие единых стандартов качества образования, принципа сравнимости степеней, дипломов об образовании, учебных программ и т. д. Интеграция в образовании и происходящие на ее основе процессы потребовали описания и объяснения разных сторон педагогических явлений в рамках общей теории интеграции при условии достижения единства терминов (понятий), прежде эти требования коснулись понятия «интеграция».
Понятие «интеграция» в педагогике является следствием интеграционных процессов в образовании, сложных динамических превращений педагогического сознания. Наибольшую значимость в педагогической науке имеет диалектическая традиция интеграции: признание общих закономерностей у качественно различных составляющих (гипотеза «единой науки» у К. Маркса [6], «два класса законов окружающей природы и управление телесным и духовным бытием человека» Ф. Энгельса [6], идея интеграции знаний в отдельных научных отраслях или в группе наук, идея интеграции образования и производства, идея интеграции педагогической науки с социальными подструктурами, идея о цели воспитания - всестороннее и гармоничное развитие человека, синтетическая педагогика А. С. Макаренко [5], дуальная система обучения, синергизм педагогического воздействия И. В. Роберта [7] и др.
Поскольку интеграция пронизывает все элементы образования и подструктуры педагогической деятельности, сочли возможным считать ее педагогической интеграцией, тем самым, утверждая ее как педагогическую категорию.
Таким образом, интеграция в педагогике представляет двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату, она может быть описана как научное понятие, выражающее наиболее обгцие свойства и связи явлений действительности, которые указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов и определяют предмет педагогики. В итоге следует рассматривать интеграцию как педагогическую категорию через проявления в образовании: множество взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью раз-
вития личности в целостном педагогическом процессе, будет представлять педагогическую интеграцию.
В ходе исследования были рассмотрены основания для интеграции на основе учета ее видов, отражающих природу интеграционных процессов н являющихся их катализатором: в политических основаниях - это законотворческая деятельность в мировом масштабе; в производственной сфере - промышленность, транспорт, энергетика; в экономике - зона свободной торговли, рынок труда; в миротворческих основаниях - это обеспечение безопасности, борьба с терроризмом; в культурной интеграции - это языковое пространство, культурный обмен, межкультурная коммуникация; в научной интеграции -это синтез знаний, задающий видение предметного вида науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; в образовании - формирование целостной картины мира как следствие интеграционных процессов и интеграция в европейское и мировое образовательное сообщество.
С опорой на значительный философско-науковедческий и научно-педагогический опыт, будем придерживаться интерпретации «оснований педагогической интеграции»: а) как предпосылок существования и осуществления интеграционных процессов в педагогике; б) как средств их объяснения. В первом случае они представлены составляющими онтологического и гносеологического характера. Исходным совокупным онтологическим основанием педагогической интеграции объявляется педагогическая деятельность, исходным, совокупным гносеологическим основанием — система педагогического знания. И та, и другая обладают достаточно мощным интегративным потенциалом, позволяющим им играть роль такого рода оснований [2].
В случае с основаниями педагогической интеграции, выполняющими функции средств ее объяснения, мы выделяем философские (общеметодологические), общенаучные, частнонаучные и конкретнонаучные (собственно педагогические) основания. В своей совокупности они образуются стержень эвристико-методологического обеспечения педагогической интеграции.
Ядром философских оснований составляет диалектика - «единственный метод, способный схватить живую действительность в целом» (А. Ф. Лосев)
и, прежде всего, ее законы - частные методологии педагогической интеграции пронизывающие все подструктуры ее эвристико-методологической обеспеченности [4].
Центральное место среди общенаучных оснований педагогической интеграции занимают идеи ведущей роли сотрудничества в эволюционном становлении человека, уникальности и равноценности цивилизации, диалога культур.
Важнейшую роль среди частнонаучных оснований педагогической интеграции играют естественнонаучная концепция «науки целого», современньге
представления естествоиспытателей о живой и саморегулирующейся системе Земли как органическом образовании, допускающем существование противоположных и взаимоисключающих форм бытия, психофизиологические теории целостных структур.
В состав конкретнонаучных оснований входят идеи всестороннего и гармоничного развития человека, целостного подхода к воспитанию человека.
Выделяем системосозидающие и системоразрушающие факторы: действуя на педагогическую интеграцию в противоположных направлениях, они, тем не менее, в одинаковой степени инициируют ее осуществление.
Таким образом, нами выявлены основания педагогической интеграции -описание типичных факторов, принципов, закономерностей, и форм структурирования некой системы, что позволит описать специфику педагогической системы как целого.
На основании проделанного теоретического исследования заключаем, что интеграционные процессы в педагогике связаны с расширением функций педагогики в управлении социальным процессом. Основные направления интеграции науки в дидактической адаптации выступают в качестве интеграции общего и профессионального образования, результативность чего выражается готовностью к деятельности. Правомерно актуализируется задача интегрированного обучения, представляющего собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения и создаёт новые условия деятельности учителей и учащихся. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющего на эффективность восприя тия учеником учебного материала. Разработка таких форм - одна из важных сторон той методической базы, которая необходима учителям, ведущим интегрированные курсы и разрабатывающим интегрированные программы, так как закономерно для обеспечения интегрированного обучения применяются интегрированные формы и методы. Таким образом, в педагогической науке основные закономерности дополняются принципами, выполнение которых обеспечивает эффективное решение педагогических задач, а содержание, интегрируя различные отрасли научного знания, направляется на реализацию функций процесса обучения.
В профессиональной педагогике цель образования определяется подготовкой специалистов интегрального профиля для выполнения задач интегрированных профессий. Поскольку качество профессионального образования обеспечивается условиями протекания интеграционных процессов, педагогическая наука способствует поиску исследователями средств поддержки интеграционных процессов. Так, организационный аспект интеграционных процессов в образовании выражается разработкой концепций педагогических систем; содержательно-методологический аспект - отбором критериев проектирования учебных планов и интегрированных программ;
структурно-технологический аспект - поиском средств разработки единых стандартов и критериев оценки качества профессионального образования.
Библиографический список
1. Астафеев, А. К. О диалектике интеграции и дифференциации в современной науке [Текст] / А. К. Астафеев // Материалы III Всесоюзного совещания по философским вопросам естествознания / Под ред, А. Д. Урсула. - М.: Наука, 1983. - Вып. III-С. 316.
2. Гусманов, У. Г, Интеграция образования на пороге XXI века [Текст] / У. Г. Гусманов, Л. М. Кликич // Проблемы интеграции образования на пороге XXI века: материалы всероссийской научно-практической конференции. 26 мая 1999 г.: в 2 ч. - Бирск: БГПИ, 1999. - Ч. 1. - 182 с.
3. Левченко, В. В. Интегрированный подход к психо лого-педагоги ческой подготовке специалистов [Текст]: Монография / В. В. Левченко. — М.: Изд-во МПСИ, 2007. - 287 с,
4. Лосев, А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей [Текст]. - 2-е изд./ А. Ф. Лосев. - М., 2004. - 296 с. - (История лингвофилософской мысли).
5. Макаренко, А. С, О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988. - С. 188-189.
6. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение [Текст] И К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 46., Ч. 1, — М., 1975. - С. 37-38.
7. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психоло-го-педагогический и технологический аспекты) [Текст] // И, В. Роберт. - М.: ИИО РАО-2007, 18. п. л.
УДК[378,147.9:51]: 378.4.096:656.61
Е, М. Григорьева
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
Основная задача вуза при подготовке морских инженеров - научить будущих специалистов управлять современными техническими средствами и людьми, ориентироваться в любых, в том числе и экстремальных, ситуациях, принимать правильные, эффективные решения. Несмотря на достижения технического прогресса, мореплавание и в настоящее время представляет для человека сферу повышенной опасности, связанную с возможной гибелью судна и людей. Именно поэтому специфика профессионально важных качеств морских инженеров заключается не только в наличии прочных теоретических