Научная статья на тему 'Педагогическая и творческая деятельность В. К. Яновского'

Педагогическая и творческая деятельность В. К. Яновского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬ / WATERCOLOR / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING / ЭТЮД / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / SKETCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Е.Н.

В статье прослеживается творческий и педагогический путь В.К. Яновского. Показано значение живописных поисков в технике акварели для развития крымской художественной школы и вклад художника становления системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND CREATIVE ACTIVITY of V. K. YANOVSKY

The article traces the creative and pedagogical way Of V. K. Yanovsky. The importance of painting searches in watercolor technique for the development of the Crimean art school and the contribution of the artist to the formation of the education system is shown.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и творческая деятельность В. К. Яновского»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.К. ЯНОВСКОГО

Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

Аннотация. В статье прослеживается творческий и педагогический путь В.К. Яновского. Показано значение живописных поисков в технике акварели для развития крымской художественной школы и вклад художника становления системы образования. Ключевые слова: акварель, педагогическая деятельность, этюд, живопись, пейзаж.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизированного изучения творчества крымских художников и их вклада в художественную жизнь Крыма первой половины XX века, выявлению особенностей и специфики техники акварельной живописи В.К. Яновского.

Подъем творческой жизни в Крыму первой половины ХХ века способствовал становлению художественной школы региона, оформлению его изобразительной традиции. Консолидация творческих сил, происходившая в контексте общего подъема художественной жизни полуострова, оказала значительное влияние на процесс сложения художественной школы Крыма как самобытного явления. Однако изучение творчества и педагогической деятельности отдельных персоналий требует более детального рассмотрения, так как остается, во многом, малоизученной и требует систематизации и целостного осмысления в контексте проблемы становления крымской художественной школы.

Ялту в качестве места жительства облюбовали многие выдающиеся представители русской литературы, искусства, науки, передовой общественной мысли. В Крым приезжали писать марины, пейзажи и этюды многие известные русские живописцы-реалисты.

В. К. Яновский благодаря творческой и педагогической деятельности внёс значительный вклад в искусство и культуру Крыма. Он участвовал во многих выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Симферополе, Ялте, Бахчисарае и других городах. Во многих крымских художественных и краеведческих музеях хранятся

его живописные полотна, которые знакомят зрителей с пейзажами полуострова.

Исследователи искусства отмечают высокий профессионализм В.К. Яновского. Художник получил художественное образование в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Академики акварельной живописи А.А. Писемский и А.Ф. Афанасьев были его преподавателями и во многом повлияли на становление авторской техники художника, способствовали пониманию особенностей акварельной живописи и её возможностей. Все свои знания и талант, художник смог реализовать в творческой и педагогической деятельности в Ялте и Бахчисарае, что во многом способствовало становлению художественного образования в Крыму.

По словам И.И. Вдовиченко: «В. Яновский понимал и чувствовал «душу» этой земли, что позволяло ему создавать одухотворенные «песни крымского солнца», пронизанные поэзией, солнцем и воздухом Крыма.»[1].

Его акварели передают впечатление о настоящем Крыме, древнем Бахчисарае и его окрестностях, которые являлись излюбленным мотивом для создания пейзажей. Наиболее известны его работы: «Утро в Бахчисарае», «Бахчисарайские сады», «Старый Бахчисарай», «Скалы Бахчисарая», в которых основное внимание автор уделил колористическим поискам и передаче состояния природы. Этюды позволяют увидеть и почувствовать зрителю ощущение тёплого моря на закате, мягкость силуэта крымских гор, красоту неба, освящённого последними лучами солнца.

Акварели художника изображают в реалистической манере панорамные ландшафты, а также поражающие восточным

колоритом уголки Бахчисарая. Автор виртуозно передавал все оттенки цветения абрикосов, миндаля и сливы, знойные краски крымского лета, лиризм тихой грусти осени. По мнению искусствоведов, художник, бесспорно, являлся мастером передачи солнечного света и воздушной среды.

Первые десятилетия XX века ознаменовались знаковыми событиями, которые во многом повлияли на становление выставочной деятельности и художественного образования в Ялте. Именно в этот период В.К. Яновский жил в Ялте и активно участвовал в выставках и проводил занятия по рисунку и живописи с учениками. События этих лет, описаны в воспоминаниях художника. Так, становится известно, что в 1916 году в залах гостиницы «Джалита» «была организована большая выставка собранных у местных коллекционеров картин. Более сотни работ, но не первоклассные, очень больших художников были развешаны в 4-х залах [2].

Яновский воссоздает атмосферу города 1913 года в период пребывания в Лива-дийском имении императора Николая II. Город был полон приезжих, и акварельные работы художника пользовались у них значительно возросшим вниманием после того, как супруга Николая - императрица Александра Феодоровна, приобрела в художественном магазине Кохманского 24 акварели мастера. Как вспоминает художник, «после приобретения моих акварелей весь двор бросился покупать картины Яновского» [3].

В дальнейшем вся жизнь художника была связана с Бахчисараем, необычную красоту которого он отражал в своих солнечных акварелях. Помимо пейзажей, Яновский создал серию довоенных жанровых акварелей, сценки из жизни крымских татар: «Свадьба» (представленная сегодня в экспозиции Музея истории и культуры крымских татар Бахчисарайского музея-заповедника), «Улочки Бахчисарая», «Древние дюрбе» и другие, представляющие как художественную, так и историческую ценность.

С 1924 года директор Бахчисарайского дворца-музея Усеин Боданинский пригласил художника на работу в кустарно-

промышленный техникум, который открылся в г. Бахчисарае [5]. После закрытия техникума, В. Яновский работал в школах города. Благодаря авторской методике обучения, художник воспитал плеяду учеников, многие из которых продолжили своё обучение в художественном училище им. Н. Самокиша и ВУЗах России. Как отмечала Э.Я. Черкезова, «он в совершенстве владел языком крымских татар, понимал и любил их культуру и искусство» [4, С.69].

Яновский мастер камерной акварели, которая позволяет зрителю почувствовать прозрачность чистого горного воздуха, красоту крымских гор и природных ландшафтов. Его пейзажи наполнены солнечным светом и тонкими колористическими решениями, позволяющими любоваться осенними красками или состоянием природы в разное время года и суток.

Этюд «Утро в Бахчисарае» написан в холодной гамме с оттенками тёплой охры, которые передают первые солнечные лучи, пробуждающие природу после ночи. Автор на переднем плане создаёт ритмический ряд из силуэтов крыш и домов Старо-селья. Вертикали стройных тополей вторят силуэтам крымских скал на заднем плане этюда.

В работе «Крымский пейзаж» Яновский виртуозно пишет песчаный пляж освещён-ный солнцем. Перед зрителем через склоны открывается бескрайнее голубое море. Этюд написан в светлых тонах, создающих мерцающее ощущение солнечного дня.

Тематическая композиция «Свадьба» детально знакомит зрителя с традициями и обычаями крымских татар. Обряды этого народа отличаются необычной красочностью и следованиям национальных традиций. Свадьба сохраняет все элементы, заложенные в процессе этапов культурного развития народов. В центре композиции художник изобразил невесту, одетую в красивое платье из бархата, обшитое серебристой тесьмой и дополненное серебряным поясом. Девушку окружают подруги, сидящие вдоль стен комнаты, украшенной коврами и текстилем в национальном стиле. Яновский уделил большое внимание костюмам каждой из девушек,

детально прорабатывая каждый элемент. Сочный колорит композиции подчёркивает характерные особенности крымскотатарских традиций.

Особого внимания заслуживает акварель Яновского «Старый мавзолей». Художник создаёт образ солнечного весеннего Бахчисарая. Каждая деталь пейзажа наполнена солнечными лучами и утренним светом, которые пронизывают старые стены мавзолея и старинную улицу города. Художник мастерски передаёт плановость, при этом акварель остаётся прозрачной и воздушной. На переднем плане мастер пишет камни и развалины старого дома, но основное внимание приковано к мавзолею, силуэт которого погружает зрителя в восточный колорит города. Аркам и проёмам вторят скалы на заднем плане. Необходимо отметить, гармоничный колорит этюда,

построенный на тонкой нюансировке голубых, зеленовато-серых, охристых и сиреневых цветов, которые соединяясь воедино, создают гармоничную картину утреннего пробуждения древнего города.

Таким образом, творческая и педагогическая деятельность Владимира Константиновича Яновского во многом повлияла на развитие художественного образования и школы акварельной живописи в Крыму. Художник активно участвовал в выставках в Ялте, Симферополе и других городах. Так же ему удалось подготовить плеяду учеников, которые в дальнейшем продолжили образование в высших учебных заведениях. На протяжении полувека, художник написал большое количество прекрасных акварелей, которые сейчас входят в коллекцию Бахчисарайского музея-

заповедника.

Библиографический список

1. Вдовиченко И.И., Гончарова Л.Л., http://artpoisk.info/artist/yanovskiy_vladimir_konstantinovich_1876/bio/

2. ГАРК, Р-4165, оп.2, д.24, л.55-56.

3. ГАРК, Р-4165, оп.2, д.24, л.55-56.

4. Черкезова Э.Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) / Э.Я. Черкезова // Шестые крымские искусствоведческие чтения: респ. науч.-практ. конф.: материалы. - Симферополь, 2001. - С. 67-72.

5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.ec/FnbMk#selection-479.0-470.54

PEDAGOGICAL AND CREATIVE ACTIVITY of V. K. YANOVSKY

E.N. Alekseeva, senior lecturer Crimean engineer-pedagogical university (Russia, Simferopol)

Abstract. The article traces the creative and pedagogical way Of V. K. Yanovsky. The importance of painting searches in watercolor technique for the development of the Crimean art school and the contribution of the artist to the formation of the education system is shown. Keywords: watercolor, teaching, sketch, painting, landscape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.