Научная статья на тему 'Акварельная живопись, как часть творческого метода К. Ф. Богаевского в раскрытии образа Киммерии и Тавриды'

Акварельная живопись, как часть творческого метода К. Ф. Богаевского в раскрытии образа Киммерии и Тавриды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Ф. БОГАЕВСКИЙ / КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ / АКВАРЕЛЬ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / КИММЕРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Таран И. В., Галушка Н. В.

В работе рассматриваются основные жизненные вехи крымского художника К. Ф. Богаевского, анализируются его наиболее известные акварельные работы. Дается оценка вклада Богаевского в раскрытие образа Киммерии и Тавриды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акварельная живопись, как часть творческого метода К. Ф. Богаевского в раскрытии образа Киммерии и Тавриды»

УДК: 75.058

Таран И. В.

преподаватель кафедра ДНИ ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Недагогический Университет

Галушка Н. В.

студентка I курса магистратуры гр. МДНИ-16 ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Недагогический Университет

АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, КАК ЧАСТЬ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА К. Ф. БОГАЕВСКОГО В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА КИММЕРИИ И ТАВРИДЫ

В работе рассматриваются основные жизненные вехи крымского художника К. Ф. Богаевского, анализируются его наиболее известные акварельные работы. Дается оценка вклада Богаевского в раскрытие образа Киммерии и Тавриды.

Ключевые слова: К. Ф. Богаевский, крымский пейзаж, акварель, архитектурные памятники, Киммерия.

Нейзаж — один из основополагающих жанров в изобразительном искусстве Крыма. Начиная свою историю в XIX веке, он прошел путь от видового, изображающего живописную и щедрую природу юга России, к романтическому — в творчестве И. К. Айвазовского, на долгие годы ставшего эталоном для крымских пейзажистов. На рубеже XIX—XX веков возникает новое понимание поэтичности и выразительности «непарадной» природы Крыма. Нриметы нового заметны в творчестве художников Л. Ф. Лагорио и А. И. Фесслера, близких Айвазовскому, но нашедших свои творческие методы в крымском маринистическом пейзаже. Новой ступенью в этом процессе стало творчество К. Ф. Богаевского, увидевшего за суровыми горными грядами и развалинами древних крепостей восточного Крыма глубокий исторический и культурный смысл этого пейзажа. Развиваясь в этом направлении творчество Богаевского стало уникальным отображением философских и творческих проблем русской культуры начала XX века. Тема Киммерии была найдена К. Ф. Богаевским в начале его творческого пути и сопровождала всю жизнь, приобретая на различных этапах новые грани в понимании образа крымского пейзажа.

Данная статья базируется на биографических источниках современников К. Ф. Богаевского, его друзей: Барсамова Н. С., Волошина М. А., Грабаря И. Э., Кеменова Б. С. Кроме того, были работы современных исследователей творчества крымского художника: Бащенко Р. Д., Шевчук В. Г.

Цель статьи — проанализировать наиболее известные акварельные работы К. Ф. Богаевского, оценить его вклад в раскрытии образа Киммерии и Тавриды.

Для полноценного понимания творческих подходов крымского художника обратимся к событиям его биографии. Константин Федорович Богаевский родился в 1872 году в Феодосии. Нервые уроки рисунка получил в родном городе у А. И. Фесслера, в мастерской Айвазовского. В 1891 году ему удалось поступить в гипсовый класс Академии художеств, откуда был отчислен как неуспевающий. Спас будущее молодого художника Архип Иванович Куинджи, зачисливший его в свою мастерскую по результатам просмотра летних этюдов. В студенческие годы К. Ф. Богаевский увлекался живописью Ф. Васильева и Р. Судковского. Однако, несомненно, главным авторитетом для него был А. И. Куинджи, который сумел значительно повлиять на формирование взглядов молодого художника.

Личность Куинджи и его основные творческие приемы и понятия стали образцом в искусстве для Богаевского на долгие годы. В своей пейзажной мастерской Куинджи практиковал индивидуальный подход в преподавании, стремился развивать самостоятельную

творческую личность в каждом студенте. Такая тактика принесла свои плоды, достаточно назвать имена его учеников: Рерих, Рылов, Пурвит и другие. Важным аспектом творчества, который стремился привить своим студентам Куинджи были метод работы над картиной и его понимание пейзажа как полного глубокого содержания произведения. Архип Иванович говорил: «Писать наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть «внутреннее», то есть мысль, художественное содержание» [6]. Дальнейшее творчество Богаевского будет формально отличаться от студенческих работ, но основа его убеждений о сущности мастерства художника, заложенных Куинджи, останется неизменной. В профессиональном плане ее составят строгая архитектурно выстроенная композиция, четкий выразительный рисунок, работа от себя, а также глубокий насыщенный образ.

В 1898 году, совершая поездку по странам Западной Европы, Куинджи и его ученики знакомились с произведениями как великих, так и молодых художников, определявших своим творчеством новые направления в искусстве, что послужило для Богаевского началом возрастающего интереса к будущим лидерам «Мира искусства».

После поездки с Куинджи по Европе и знакомства с современным западным искусством живописная манера Богаевского сильно меняется. Он увлечен немецким модерном. К этому времени формируется содержательная сторона его творчества — тема Киммерии. Тема возникла естественно и непринужденно, а формы этого пейзажа, его лицо подсказали художественный ход. Произведения Богаевского — это результат синтеза внутреннего ощущения художника и реально существующего ландшафта. Друг художника Н. С. Барсамов утверждал: «Для Богаевского Киммерия стала воплощением представлений о древней, прекрасной в своей суровой пустынности земле. Сама природа восточного Крыма, очертания берегов и рельеф местности во многом напоминают Италию и Грецию. Изучая природу прибрежной полосы восточного Крыма и следы жизни народов, обитавших в этих местах в древние времена, К. Ф. Богаевский ищет образ исторического крымского пейзажа. Исторический пейзаж на многие годы стал содержанием искусства Богаевского» [1].

С открытием в 1904 году Нового общества в Петербурге К. Ф. Богаевский, войдя в плеяду таких мастеров, как, Д. Н. Кардовский, П. И. Нерадовский, Б. М. Кустодиев, А. Ф. Гаущ, А. А. Мурашко и другие, стал постоянным участником выставок.

Спустя несколько лет, от модерна, привлекавшего его в произведениях мюнхенских романтиков, он обратился к еще более условному языку, стилизуя свою живопись в духе «гобеленов», как отмечал И. Э. Грабарь, «...было в моде писать «гобелены» или, вернее, «под гобелены» [5]. Из работ К. Ф. Богаевского этого периода уходят драматическая напряженность, трагизм, неразрешенность конфликта, уступая место мечтательности, поэтичности образов. В них он открывает свою Киммерию как землю обетованную, светлую грезу, волшебный сон.

Осенью 1914 года Богаевский был мобилизован в армию, наступила длительная пауза в его творчестве. Эта вынужденная пауза словно оказала очищающее влияние на творчество К. Ф. Богаевского. Он возвращается к натуре, отказываясь искать вдохновения в произведениях искусства прошлого и настоящего, много ездит по Крыму, рисует и пишет с натуры.

В 1920-х годах по заданию Крымского комитета по охране памятников искусства и старины (Крымохрис) он сделал ряд зарисовок с архитектурных памятников Крыма, Бахчисарая. Эта работа стала очередным творческим достижением живописца.

С 1932 года, с момента организации Союза советских художников, наряду с такими мастерами как А. А. Рылов, Н. Э. Грабарь, А. В. Куприн, И. И. Машков и другие, Богаевский занимает в нем одно из ведущих мест. 1930-е годы — время настоящего расцвета пейзажной живописи художника. Широкую известность искусство Богаевского приобретает в период созидательных строек страны: он становится одним из основателей индустриального пейзажа. За успехи в изобразительном искусстве в 1933 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Умение глубоко воспринимать реалистическую действительность и воплощать ее в монументальные образы, строить композицию ритмично — эти черты присущи произведениям Богаевского конца 1930-х — начала 1940-х годов. Такова его работа «Горный пейзаж» (1940), раскрывающая собирательный образ природы восточного Крыма. Одним из последних произведений Богаевского военных лет является, по-видимому, акварельный эскиз «Феодосия зимой» (1942). Проникнутый эмоциональным звучанием, он наполнен динамикой трагедии Великой Отечественной войны, переживаемой человечеством. Умер знаменитый крымский художник в 1943 году в возрасте 71 года, оставив после себя творческое наследие в количестве нескольких сотен картин, хранящихся в различных музеях Крыма, России и за рубежом.

Как писал близкий друг Богаевского Максимилиан Волошин: «Искусство Богаевского — это ключ к пониманию пейзажа Киммерии к сокровенной душе Крыма, бывшего и оставшегося «страной, измученного страстностью судьбы» [4].

Особого внимания заслуживает цикл акварелей исторических памятников Феодосии, Судака, Алупки, Бахчисарая — работа, полученная от Крымохриса. Это занятие заняло у художника несколько лет, но дало художнику возможность систематически писать на натуре. В акварели Богаевский пользовался различными приемами — прибегал к размывкам, к наложению одного красочного слоя на другой, писал по сырому листу, достигая глубины и насыщенности цвета. Сохраняя прозрачность краски, он в то же время, создавал этюды, не уступающие по силе звучания и плотности цвета масляной живописи. Иногда с акварелью художник применял другие материалы: темперу, гуашь.

К. Ф. Богаевский создает удивительно поэтический образ Бахчисарая (Приложения, ил. 2), Судака, Феодосии (Приложения, ил. 3), других уголков Крыма (Приложения, ил. 1). Это достигается насыщенным глубоким цветовым тоном в одних случаях, и наоборот, светлым, почти прозрачным — в других. Но мнению исследователя творчества К. Богаевского Р. Д. Бащенко, художник часто помещает источник света внутри своих работ. В одних случаях — он яркий, почти обжигающий в других — легкими пастельными тонами освещает древние стены города [2].

В рамках этой работы Богаевский написал этюд Эски-дюрбе (Приложения, ил. 2). Эски-дюрбе — «старая гробница», оригинальное, асимметричное сооружение, расположенное в трехстах метрах к востоку от ханского дворца. С поразительной точностью передает К. Ф. Богаевский архитектурные детали этого древнего памятника крымскотатарской архитектуры: высокую декоративную стену дворика с узкими бойницами внизу и стрельчатыми арками вверху, безукоризненную кладку стен из гладко-тесаного камня, законченность и совершенство портала, сдержанность декоративного украшения. Чувство сожаления вызывает полуразрушенный купол дюрбе: время беспощадно, а в сочетании с человеческим равнодушием оно способно уничтожить самые совершенные творения прошлого.

Кроме этюдов с натуры Богаевский писал акварельные пейзажи, в которых нашла художественное выражение величественная природа Крыма со следами исторического прошлого. На этюдах Богаевский, в основном, работал осенью, поскольку больше всего любил это время года, когда краски теряют звонкость, резкость и природа облачается в уборы, расцвеченные тонко и мягко.

Четкость формы, уравновешенность композиции, пластическая завершенность рисунка, гармония линии и цвета — вот те выразительные средства, которыми пользовался художник для раскрытия пейзажей в акварельных работах «Осенний вечер (1920-е гг.), «Долина» (1929 г.) (Приложения, ил. 4), «Радуга» (1931 г.), и многих других.

Но утверждению В. Г. Шевчук «В представлении Богаевского Киммерия не просто пространство, а законченный в себе мир, с его космогонией, далеким прошлым и настоящим. Благодаря такому восприятию художнику удалось взволнованно и проникновенно создать

символический мир этой загадочной земли, образно воспроизвести то, что жило в его душе»

[3].

В богатом разнообразии крымского пейзажа Богаевский умел отобразить самое характерное. Отдельные детали его пейзажей приобрели необыкновенную монументальность, величественность. Каждая акварель была оживлена изображением клубящихся в небе облаков, освещенных солнцем водоемов. Автор заострял внимание на деталях, подчеркивающих исторический характер полуострова: почву со следами разрушений, нанесенных временем, древние сооружения на скалистых берегах.

Вывод. Анализ творчества К. Ф. Богаевского позволяет утверждать, что основой позиции, которой придерживался художник, было реалистическое искусство. Уважая классическое наследие, Богаевский не оставлял без внимания и новейшие течения в искусстве. Гармонично используя достижения прошлого и настоящего, художник постоянно находился в творческом поиске. С помощью характерной стилистики и самостоятельно разработанных творческих методов Богаевский сумел сформировать и раскрыть своеобразный и неповторимый образ Киммерии и Тавриды.

Литература

1. Барсамов, Н. С., Богаевский К. / Н.С. Барсамов, К. Богаевский. — М. : Искусство, 1961. — 54 с.

2. Бащенко, Р. Д., К. Ф. Богаевский / Р. Д. Бащенко, К. Ф. Богаевский. — М. : Изобр. искусство, 1984. — 296 с.

3. Берестовская Д. С., Шевчук В. Г. Синтез искусств в художественной культуре / Д.С. Берестовская, В.Г. Шевчук. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2010. — 230 с.

4. Волошин, М. А. Культура, искусство, памятники Крыма. Коктебельские берега, Симферополь : Таврия, 1990. — 218 с.

5. Грабарь, И. Э. «Союз» и «Венок» // Весы, 1908. — № 1. — С. 137.

6. Кеменов, Б. С. Куинджи — художник и педагог // Художник, 1974. — №4. — С. 52.

Приложения

Иллюстрация 1. — Осенний вечер. 1920-е. Бумага, акварель. 44 х 64 см. Феодосийская

картинная галерея им. И. К.Айвазовского

Иллюстрация 2. — Эски-дюрбе. 1920-е. Бумага, акварель. Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Иллюстрация 3. — Феодосия. 1926. Холст, масло. 82 х 145 см. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

0

Иллюстрация 5 — Горный пейзаж с морским заливом. 1930-е. Бумага, акварель. 20 х 54

см. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.