Научная статья на тему 'Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина'

Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1069
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ВОЛОШИН / КОКТЕБЕЛЬ / ПЕЙЗАЖ / СТИХИ / ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галушка Н. В., Григорьева М. Б.

В работе на примере стихов и картин анализируется синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина с точки зрения основных искусствоведческих характеристик. Выявляется классификация живописных картин Волошина. Дается анализ цветовой гамме картин каждого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина»

Искусствоведение

УДК: 75.01

Галушка Н. В.

студентка гр. ДПИ-12,

ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»

Научный руководитель: Григорьева М. Б.

к. искусствовед.

СИНТЕЗ ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВОЛОШИНА

В работе на примере стихов и картин анализируется синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина с точки зрения основных искусствоведческих характеристик. Выявляется классификация живописных картин Волошина. Дается анализ цветовой гамме картин каждого периода.

Ключевые слова: М. Волошин, Коктебель, пейзаж, стихи, цветовая гамма.

Важным аспектом обучения студентов в художественном ВУЗе является изучение творчества и биографий известных художников. Это помогает студентам изучить традиционные и новые техники работы с различными материалами, а также узнать предысторию написания известных картин. Особенно важно для студентов познакомиться с жизненным и творческим путем своих талантливых соотечественников, для лучшего понимания концепции творчества авторов. В наши дни крымчанам как никогда важно заглянуть в прошлое родного края, узнать больше о своих земляках, трудившихся во славу Крыма. Одним из таких людей был Максимилиан Волошин — талантливый художник и поэт, переводчик, философ, всесторонне развитый человек. В этой статье нам бы хотелось подробнее познакомиться с живописными работами М. Волошина, определить специфику синтеза поэзии и живописи в работах автора.

Данная статья в первую очередь базируется на автобиографических источниках самого М. Волошина. Кроме того, были использованы биографические исследования С. Хозиевой, Н. Скатова, В. Купченко, а также критические статьи А. Бенуа. Для формирования более полной картины базовых понятий творчества автора были использованы воспоминания и письма Н. Барсамова и К. Багаевского.

Цель статьи — выявить синтез поэзии и живописи в творчестве М. Волошина и проанализировать это явление, с точки зрения основных искусствоведческих характеристик.

Крымская земля богата талантливыми людьми в разнообразных сферах искусства. Одним из выдающихся деятелей, воспевающих красоты полуострова, был Максимилиан Волошин — поэт и художник, философ и искусствовед, человек, способный к обучению и самообучению, всегда стремившийся к большему.

Для лучшего понимания концепций творчества, необходимо обратиться к его биографии. Ссылаясь на исследования Хозиевой С.И., отметим, что Максимилиан Александрович Волошин, настоящая фамилия которого Кириенко-Волошин, родился 16 мая (28 по новому стилю) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года [8]. С матерью до конца ее жизни Волошин поддерживал не только сыновние, но и творческие отношения. Занимаясь в детстве с гувернером, Волошин заучивал латинские стихи, слушал его рассказы по истории религии, писал сочинения на сложные литературные темы. Обучался затем в гимназиях Москвы и Феодосии. Переезд в Коктебель в 1893, где мать купила дешевый по тому времени участок земли, во многом предопределил творческую судьбу начинающего поэта. Сразу же запали в душу Макса (так называли Волошина родные и близкие) «историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля» [4].

С 1890 начинает писать стихи, переводит Г. Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству [8]. В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует по Европе. Вот как сам Волошин говорил о своем самообразовании: «учиться: художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов... В эти годы — я только впитывающая губка, я весь — глаза, весь — уши» [2]. Эти семь лет с 1898 до 1905 годов Волошин назвал «годами странствий». После этого периода наступили «годы блужданий» [7]. В 1903 возвращается в Россию, публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным «летним клубом».

Большое влияние на творческое становление М. Волошина оказала его первая жена — художница М. Сабашникова, а также крымский художник, ученик Н.А. Феслера Константин Богаевский (1872-1943). В последствии работы М. Волошина и К. Богаевского приобрели схожий, по своему графическому настрою характер художественного отображения пейзажа древней Киммерии [8]. Выдающийся русский художник и критик А. Бенуа в статье «О Максимилиане Волошине» писал о своеобразии творчества поэта-художника и с акцентировал внимание на «пленительную легкость» в акварелях, соединявшуюся с «отличным знанием природы». «Это уже не столько красивые вымыслы на темы, заимствованные у действительности, сколько какие-то сны» [1].

Отличительной чертой творчества М. Волошина является синтез поэзии и живописи. Он писал стихи и параллельно создавал живописные пейзажи, подсознательно смешивая оба жанра и наполняя каждую из своих работ двойным смыслом: после прочтения стихов воображение рисовало задуманный художником пейзаж, а в картинах чувствовалась поэтическая глубина.

Первые попытки соединить поэзию и живопись были предприняты М. Волошиным в 1907 г. Поэт решил проиллюстрировать сборник своих стихов «Годы странствий». Однако он не стал иллюстрировать книгу самостоятельно, а обратился за помощью к своему близкому другу К. Богаевскому, за которым он признавал первенство живописца.

М. Волошину, как человеку разносторонне развитому, была близка идея синтеза поэзии и живописи. Являясь состоявшимся поэтом, автор параллельно развивает свои живописные способности. М. Волошин не занимался иллюстрированием своих сборников стихов, при этом он создавал живописные полотна и подписывал их небольшими стихами. Волошин мастерски дополнял словами и рифмой то, что не всегда удавалось показать красками.

Для того чтобы лучше понять специфику проявления синтеза поэзии и живописи в творчестве М. Волошина, необходимо проанализировать данные направления творчества. Вначале условно классифицируем по тематике стихотворения поэта. В частном письме к М. Горькому от 15 декабря 1906 г. сам Волошин предложил «двухплановую» классификацию своей лирики. Поэт разделил все свои стихотворения, написанные к этому моменту, на две большие группы: к первой относились стихотворения общественного характера, ко второй — мистические и оккультные работы. Тем самым было сформировано определенное читательское восприятие поэтического наследия М. Волошина, просуществовавшее вплоть до 80-х годов XX века. Однако данная классификация не подходит для живописных работ Волошина. В основном он писал крымские пейзажи, которые очень сложно отнести к выделенным группам.

Биографами творчества М. Волошина традиционно выделяются два больших хронологических этапа: ранний и поздний. С ранним периодом творчества (до первой мировой войны) связаны парижские и первые коктебельские годы жизни автора. В поздний период (после первой мировой войны) были написаны стихотворения и поэмы поэтических книг «Неопалимая Купина» и «Путями Каина». В. Купченко переломным в творчестве

М. Волошина считает период революции 1917 г., когда с поэта «слетела маска мистификатора и парадоксалиста и встала фигура объятого любовью, страдающего за всех пророка» [5]. Исследователи И. В. Корецкая и Э.М. Розенталь также называют 1917 год годом, когда Волошин состоялся как поэт и мыслитель. Данная хронология характерна и для живописных работ М. Волошина. Именно в 1917 году М. Волошин окончательно поселяется в п. Коктебель. Стоит обратить внимание на тот факт, что, что после 1917 года в живописном творчестве автора наступает перерыв — с 1917 до 1920-х годов он редко пишет картины. Ссылаясь на биографов автора отметим, что 1928-1930 годах наступает творческий пик М. Волошина как художника-живописца.

Обобщая вышесказанное, отметим целесообразность выявления двух периодов живописного творчества М. Волошина: дореволюционный и послереволюционный. При этом по цветовому и тональному настрою условно все работы автора можно разделить на три группы: акварели, созданные в холодной цветовой гамме, теплые пейзажи и нейтральные.

Дореволюционный период является временем раскрытия живописного таланта Волошина и поиском собственного стиля. Он пишет яркие по своему цветовому строю этюды, стараясь найти «удобную» для себя цветовую гамму. Ярким примером творческого поиска цветовых характеристик являются картины, подписанные в стихах: «И низко над холмом дрожащий серп Венеры... » (1907) и «И в пурпуре полей и зелени закатов серп пепельной луны» (1917) (Приложения, ил. 1). Эти картины написаны преимущественно в теплой цветовой гамме, на сдержанных тональных отношениях. Автор совместил в одном формате и багрово-красные, и сине-зеленые оттенки, что показалась ему неудачным сочетанием, и он больше не писал картин в таких цветах.

Ярким примером синтеза поэзии и живописи является акварель «Седые горы» (Приложения, ил. 2), написанная в холодной цветовой гамме в дореволюционный период и стихотворение, написанное примерно в то же время, что и картина: Травою жёсткою, пахучей и седой Порос бесплодный скат извилистой долины. Белеет молочай. Пласты размытой глины Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.

На картине изображен именно такой пейзаж, который описан в стихотворении. Скат извилистой долины написан в холодных синих и зеленых оттенках, он порос «седой травой». Среди травы выделяются небольшие светлые участки — это «белеет молочай». Небольшие теплые охристые участки картины — «пласты размытой глины».

Послереволюционный период — период расцвета Волошина как художника, на 1928-1930 годы приходится творческий пик в живописи Волошина. В эти годы Максимилиан Волошин — уже состоявшийся и признанный поэт, разивший свои способности художник-акварелист. Это позволяет Волошину создавать точные и яркие образцы синтеза поэзии и живописи. В 1917 году Волошин окончательно оседает в Коктебеле, он черпает вдохновение из крымских пейзажей, которыми теперь наслаждается каждый день. В этот период он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».

В этот период художник пишет акварели в самых разнообразных цветовых гаммах. Картины, на которых центральное место занимает Черное море, чаще написаны в холодной цветовой гамме. Волошин видит море, омывающее Крым, в холодных голубых и бирюзовых оттенках, над морем плывут облака, написанные в схожей цветовой гамме. Большинство пейзажей Волошина выполнены в мягких приглушенных цветах, кистью он словно создает акварельную сероватую дымку на бумаге, под которой плещутся волны лазурно-голубого моря. В послереволюционный период Волошин все чаще обращается к синтезу своих двух талантов, сначала создавая картину на бумаге, а потом подписывая ее коротким лирическим четверостишием. С помощью этих надписей художник еще глубже раскрывает суть своих картин, позволяет зрителю заглянуть в свой внутренний мир, где главенствует любовь к

Киммерии. Например, на акварели (Приложения, ил. 3), подаренной своей жене, Волошин надписал:

Не в свитках бурь, не в крутизнах обрывов — Вся жизнь моя заключена без слов. Здесь, в раковинах голубых заливов, В торжественных оправах берегов.

Также характерным примером синтеза является картина «Громады дымных облаков» (Приложения, ил. 4), и стихотворение:

Как быстро осенью трава холмов провяла Под влажною стопой.

0. эти облака с отливами опала В оправе золотой!

Именно такие облака цвета сине-бирюзового опала изображены на данной картине. Они выделяются холодными пятнами на теплой осенней гамме картины.

Волошин любил Крым и Коктебель в частности, который вдохновлял его, дарил душе ощущение чистоты и святости, что наиболее ярко отражено в стихотворении из цикла, посвященного Богаевскому, а также на картине «Коктебель» (Приложения, ил. 5) из послереволюционного периода. Эта акварель создает ощущение легкой светлой грусти, пейзаж написан в дымчатых серо-зеленых оттенках на фоне заходящего солнца. Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель... По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре. По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль И лежит земля страстная в черных ризах и орарях. Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор, Причащусь я горькой соли задыхающейся волны, Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело. Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!

Вывод. Творчество Волошина представляет собой синтез поэзии и живописи. Состоявшийся и признанный поэт не стал ограничиваться только одним талантом в своем творчестве, и развивал свои способности, как художника. Это позволило Волошину создавать живописные акварели, подписывая их короткими стихотворениями. Эти стихи практически дословно описывают картины: метафорическому описанию природы в стихе соответствует цветовая гамма картины.

К живописному творчеству Волошина наиболее целесообразно применять классификацию по двум периодам: дореволюционному и послереволюционному. При этом по цветовому и тональному настрою условно все работы автора можно разделить на три группы: акварели, созданные в холодной цветовой гамме, теплые пейзажи и нейтральные. Волошин не отдавал предпочтение какой-то одной цветовой гамме, он писал этюды в живую в разное время суток и подбирал цвета для пейзажей в соответствии с освещением. Замечено, что морские пейзажи Волошин чаще писал в холодной цветовой море, изображено в серых, голубых, бирюзовых оттенках. Художник редко писал контрастные пейзажи, отдавал предпочтение цветовым соотношениям, построенным на нюансе.

Литература

1. Александр Бенуа размышляет [статьи и письма 1917-1960 гг.]. — М.: Советский художник, 1968. — 752 с.

2. Волошин М.А. История моей души. — М.: Аграф, 2000. — 477 с.

3. Волошин М.А. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели, статьи / [вступ. Статья З.Д. Давыдова] — Симферополь: Таврия, 1990. — 248 с.

4. Волошин М.А. О самом себе. — СПб.: Лениздат, 2014. — 256 стр.

5. Купченко В.П. Странствие Максимилиана Волошина. Документальное повествование. — СПб.: Лениздат, 1997. — 544 с.

6. Письмо Богаевского к Волошину от 14 января 1907 г. Архив С. Н. Дурылина. Копия, написанная рукой Ж. Г. Богаевской. — 1907.

7. Скатов Н.Н. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — 733 с.

8. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М.: Рипол Классик, 2000. — 576 с.

Приложения

Иллюстрация 1 — И в пурпуре полей и зелени закатов серп пепельной луны. 1917. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Иллюстрация 2 — Седые горы. 1910-е. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Иллюстрация 3 — «Не в свитках бурь...».1928. Дом-музей М. Волошина

Иллюстрация 5 — Коктебель. 1929. Дом-музей М. Волошина

Иллюстрация 4 — Громады дымных облаков. 1929. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.