Научная статья на тему 'Образы Крыма в мировой живописи'

Образы Крыма в мировой живописи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
793
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЖИВОПИСЬ / К. Ф. БОГАЕВСКИЙ / МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ "ГОБЕЛЕН"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амельченко Ю.Б.

В статье представлен обзор живописных произведений художников и ряд творческих имен, посвятивших свои полотна Крыму, рассмотрено разноплановое творческое наследие мировых мастеров, связанное с Крымом: К. А. Коровина, А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы Крыма в мировой живописи»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 75(477.75)

Амельченко Ю. Б.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ОБРАЗЫ КРЫМА В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ

В статье представлен обзор живописных произведений художников и ряд творческих имен, посвятивших свои полотна Крыму, рассмотрено разноплановое творческое наследие мировых мастеров, связанное с Крымом: К. А. Коровина, А. И. Куинджи, К. Ф. Богаевского.

Ключевые слова: Крым, живопись, К. Ф. Богаевский, монументальный «гобелен».

Изложение основного материала. Императрицей Екатериной Великой 19 апреля 1783 г. был подписан Манифест о присоединении к Российской державе Крымского полуострова и образовании Таврической области, что ознаменовало закономерный итог вековой борьбы России за возвращение исконно русских земель и выходов к Чёрному морю [1]. С тех пор Крым заслуженно становится центром притяжения аристократов и людей искусства. Одни приезжали подлечиться и отдохнуть, другие — за вдохновением, однако, крымская земля никого не оставляла равнодушным.

Можно назвать десятки имен, прославивших Южный берег Крыма в живописных работах: К. Боссоли, Н. Г. Чернецов, Ф. И. Гросс, Ф. А. Васильев, Ю. Ю. Клевер, И. К. Айвазовский, М. П. Латри, В. Д. Орловский, И. Е. Крачковский, А. И. Куинджи и многие другие [5]. Множество полотен, посвященных «жемчужине» России, было создано Константином Алексеевичем Коровиным, учеником А. Саврасова и В. Поленова, одним из первых русских импрессионистов, бывшим художником при Императорских театрах и создавшим поразительные декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам [3]. Константин Коровин обладал отменным чувством вкуса и меры, сокращая выразительные средства до минимума. На первое место художником был выведен цвет, что придавало его работам больше силы и определенности.

Мастер вдохновлялся гармонией красоты в красках Испании, Франции, Италии и Крыма, который с первого посещения очаровал художника, поэтому не случайно Коровин решает построить дачу-мастерскую в Гурзуфе. Это была двухэтажная вилла на месте бывшей харчевни, которую он назвал «Саламбо» [6]. Там, на протяжении 1910-1917 годов, он подолгу жил и плодотворно работал. Художником были написаны «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1911), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1912), «Гурзуф» (1915), «Базар цветов в Гурзуфе» (1917), «Гурзуф» (1917). Дом часто посещало много гостей, в том числе бывали И. Е. Репин, Р. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин [2].

Дача была обставлена старинной темно-красной мебелью, стены отделаны коричневым деревом. На балконе мастер написал известные этюды «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и другие [6]. Коровин работал в Гурзуфе необычайно плодотворно. От восхода до заката мастер успевал писать по несколько этюдов, запечатлевая свое любимое место в разное время суток. Его вдохновляли маленькие местные улочки, трактиры, вечерние лавочки и фонари. Огромное впечатление на художника производили крымские розы. Им автор посветил множество полотен: «Розы», «Розы на фоне моря», «Розы и фрукты», «Розы в голубых кувшинах», «Розы. Вечер» и другие. Специально для этих натюрмортов Константин Алексеевич перевез целую коллекцию ваз и кувшинов. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, всякий раз изменчивое, озаряющееся новыми красками.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Еще один художник, чье имя связано с крымскими просторами, — Архип Иванович Куинджи. В Крым он приехал еще мальчиком в надежде стать учеником великого И. К. Айвазовского, но в его мастерскую так и не был допущен. Ему доверили лишь растирать краски и красить забор. Вернувшись из Феодосии, Архип Иванович стал зарабатывать на жизнь ретушированием фотографий [3]. Трудности не сломили молодого художника, и в 1868 году он представляет на суд публики первую серьезную картину под названием «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Работа участвует в академической выставке, а сам Куинджи одерживает звание свободного неклассного художника и получает возможность посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя. Мастер экспериментирует с цветом и композицией, много внимания уделяет передаче различных состояний световоздушной среды и вскоре изобретает свою оригинальную манеру письма.

Куинджи не раз бывал в Крыму, а в 1886 году он приобрел часть бывшего имения генерала Ф. Ревелиоти — участок западнее Симеиза, в урочище Кацивели, в то время входившем в состав Кикинеиза, а в 1888-м стал владельцем всего поселка Кикинеиз. Также художник имел дачу в Алупке, которая по завещанию была передана Обществу художников, а затем поступила в распоряжение Академии художеств [6]. В Крыму Архип Иванович много работал на природе и привозил на пленэр своих учеников. Отсюда же в 1910 году тяжелобольного художника увезли в Санкт-Петербург, где он скончался 11 июля 1910 года

[4].

Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и лунное сияние. Художник не стремился точно воспроизвести местность, часто изображая более обобщенный образ природы. В названии одних картин упоминаются полуостров, в названии других — нет. Но по характеру пейзажа и времени его написания можно определить, что они относятся к Крыму.

Автор оставил в наследство десятки полотен, посвященных крымскому побережью: «Вид на берег и море с гор. Крым», «Море. Крым», «Лодка в море. Крым», «Морской прибой. Крым», «Горный склон. Крым», «Скалистый морской берег. Крым», «Крым. Яйла», «Морской берег. Крым», «Кипарисы на берегу моря. Крым», «Прибой. Крым», Крым. Южный берег» и многие другие.

Один из учеников Куинджи также прославил крымский край своими полотнами. Творчество Константина Федоровича Богаевского считается ярким и необычным явлением в русском искусстве ХХ века. Он родился и прожил большую часть жизни в Феодосии. Работы художника широко представлены в Феодосийской картинной галерее, в музеях Севастополя и Симферополя, в Государственной Третьяковской галерее и многих крупных городах России [4].

С раннего периода своего творчества К. Богаевский отдавал предпочтение изображению крымского исторического пейзажа. Его часто называют «певцом Киммерии». Киммерия — древняя страна, расположенная в Северном Причерноморье в 1 тысячелетии до н. э. и населенная легендарными киммерийцами — одним из самых древних народов в истории Крыма [7]. Не пытаясь воссоздать конкретные места и события, автор стремился передать свое видение прошлого в пейзаже. Так был создан особый жанр «археологического» исторического пейзажа. Художник добивался декоративности и монументальности в своих работах благодаря стилизации цвета и формы. Ему хотелось отойти от обыденности и воплотить свои фантазии, свой иллюзорный мир на полотнах. Сам о себе он так написал в письме к Константину Кандаурову: «Грешный человек, люблю я эту жизнь, захолустную жизнь среднего человека, люблю когда она вокруг меня протекает, беспритязательная, скромная, не тормоша тебя и не волнуя. Зато как же мечтается до забвения всего в таком болоте! Горит мечта и тоскует. В мечтах создаешь себе другой, неведомый, сказочно далекий и прекрасный мир» [4]. Произведения Богаевского являются

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

симбиозом уникальности и стилистических противоречий. Творческий путь К. Ф. Богаевского сложен. На протяжении сорока лет художник тяжело трудился в поисках чистоты и ясности живописных образов, непрерывно совершенствовал своё мастерство.

Искусство К. Ф. Богаевского вобрало в себя многие достижения мастеров прошлого и современного искусства. Всё это, своеобразно преломившись, легло в основу его глубоко индивидуального художественного стиля. Богаевский открыл в крымской природе совершенно новые черты, мимо которых прошли все работавшие здесь до него художники. Он сумел воплотить их в ярких образах исторического и героического пейзажа. Самые известные работы К. Ф. Богаевского: «Южная страна. Пещерный город», «Киммерийская область», «Крепость у моря», «Мертвый город», «Крымский пейзаж», «Корабли. Вечернее солнце» и пр. [4].

Выводы. В Крыму работали и знаменитые и малоизвестные художники, запомнившиеся в истории живописи или совсем забытые в настоящее время. Но всех их объединила любовь к полуострову, которая оставила в наследство человечеству множество ценных полотен. Которые и сейчас, и в будущем будут прославлять наш край.

Литература

1. Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая / П. К. Борзаковский.

— М.: 1991. — 189 с.

2. Всемирная энциклопедия искусств. М.: Искусство, 1979. — 276 с.

3. Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век / Н. И. Глинка. — СПб., 2001.

— 134 с.

4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. — М., 1994. -321 с.

5. Суханова С. Н. Ялта: город чудный, город бедный / С. Н. Суханова. — Симферополь: Таврия, 1989. — 144 с.

6. Стернин Г. Ю. Русская загородная усадьба в современных историко-культурных интересах / Г. Ю. Стернин // Сб. общ-ва изучения русской усадьбы. Вып. №4 (20). — М, 1998. — С.247.

7. Фаусек В. А. Ялта и ее ближайшие окрестности (справочная книжка) / В. А. Фаусек. — Ялта: Б.и, 1893. — 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.