Научная статья на тему 'Архип Куинджи и крым: творческое наследие'

Архип Куинджи и крым: творческое наследие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1685
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЖИВОПИСЬ / А. И. КУИНДЖИ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Салата Д. В.

В статье раскрывается история творчества и тематика полотен известного художника, деятельность которого напрямую связана с Крымом: А. И. Куинджи. Проанализирован творческий метод, основные концепции живописных приемов мастера, его вклад в мировую живопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архип Куинджи и крым: творческое наследие»

УДК: 7.071(477.75)

Салата Д. В.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

АРХИП КУИНДЖИ И КРЫМ: ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

В статье раскрывается история творчества и тематика полотен известного художника, деятельность которого напрямую связана с Крымом: А. И. Куинджи. Проанализирован творческий метод, основные концепции живописных приемов мастера, его вклад в мировую живопись.

Ключевые слова: Крым, живопись, А. И. Куинджи, пейзаж.

Художник Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. По происхождению его отец был греком, а по профессии — сапожником. На тот момент они жили под татарской фамилией Еменджи, которую позже художник сменил на Куинджи, что переводится на русский язык, как «золотых дел мастер», в соответствии с профессией предков семьи. Большинство биографов считают годом рождения художника 1842, притом что точных доказательств этому нет, в различных архивных источниках были указаны разные года начала 40-х.

Когда ему было шесть лет, будущий художник осиротел. В тяжелые для себя времена он работал не покладая рук: подрабатывал при церкви, занимался приемом кирпича на постройке у подрядчика, пас гусей и скот. Так как А. И. Куинджи с детства увлекался живописью и рисунком, а денег на краски и бумагу не было, он рисовал чем и на чем только можно. Во время его работы на местного хлеботорговца, товарищ последнего восхитился умениями мальчика и посоветовал отправиться в Крым, а именно в Феодосию, где на тот момент проживал уже известный на то время маринист И. К. Айвазовский. В юном возрасте будущий художник, накопив денег, отправляется в Крым, к Айвазовскому. Возможно, именно в его школе Куинджи получает основы художественной грамотности [3, с.30].

Однако, касательно обучения А. И. Куинджи у Айвазовского, существует множество противоречивых мнений. По одной из версий, внимательный лишь к талантливой молодежи Феодосии, известный маринист не был заинтересован в обучении, явившегося к нему издалека юного Куинджи, и ему было позволено лишь смешивать краски и «красить забор». Впрочем, существует иная версия: что Айвазовского в то время, летом 1855 года, не было в Феодосии, в связи с частыми путешествиями. Также известно, что некоторые тайны живописной грамоты юноша смог получить от Адольфа Фесслера, молодого художника и ученика Айвазовского, который копировал картины мастера. При том, что А. И. Куинджи нередко называют учеником именно Айвазовского, обучения как такового художник от него не получил. Согласно одному из источников, Куинджи по этому поводу высказался так: «Один из его учеников предложил сделать копию с одной из картин мастера. Копию я сделал, но Айвазовского так и не дождался. Не знаю, почему меня называют его учеником; я у него не учился никогда, а сделанная в его отсутствие копия — все, что я у него взял» [4, с.104].

Но известный маринист, без сомнения, оказал влияние на Архипа Куинджи и формирование его стиля. Именно у Айвазовского Куинджи перенял любовь к широким пространствам, вдохновленность природой, а также водной стихией и собственно сам выбор сюжета. И, спустя некоторое время, Куинджи смог отлично развить темы, которые изображались когда-то самим Айвазовским. Это и известные каждому лунные ночи Куинджи — к этой теме не раз обращался и знаменитый маринист, а также изображение степей Украины — искусствовед Николай Барсамов уверен, что именно Айвазовский первым сделал степную Украину объектом изображения в картинах.

В 1865 году Куинджи решает поступить в Академию художеств и уезжает в Санкт-Петербург, однако две первые попытки зачислиться оказываются неудачными. Вскоре он создает успешную картину «Татарская сакля в Крыму», не дошедшую до наших дней. Она была написана под очевидным влиянием И. К. Айвазовского и принесла художнику большой успех на академической выставке в 1868 году. В картине был типичен, для мариниста, не только изображенный сюжет, но и декоративность композиционного решения, особенности колорита. Не обучаясь у самого Айвазовского, Куинджи все же стал его прямым последователем и перенял манеру прославленного мастера [1, с. 211].

После обучения в академии А. И. Куинджи еще не раз возвращается к крымской тематике. В работах крымского цикла художник продолжает исследовать цвет, свет и световоздушную среду в целом. Художник все дальше отходит от традиций академической школы, а также от подражания Айвазовскому, Куинджи постепенно вырабатывает собственную манеру в живописи. В этот период по полотнам художника можно увидеть, насколько сильно они отличаются от картин кумира его юности [1, с. 270].

Крымским берегам, которые Архип Иванович Куинджи считал необычайно живописными, художник посвятил много этюдов, при этом мастерски передавая всю красоту морских волн, горных склонов, солнечного света и лунного сияния. Художник не всегда стремился к точности в воспроизведении местности и часто создавал обобщенный образ природы. В названиях некоторых картин имеется прямая ссылка, что они были написаны художником именно в Крыму. В названиях других полотен — полуостров не упомянут, но по времени написания и характеру пейзажа можно предположить, что они имеют отношение к крымскому периоду.

В крымских пейзажах Куинджи появляются ноты романтизма. Художник постоянно проводит эксперименты над композицией и красками. Вырабатывает некую декоративную систему: уплощает предметы, изображенные на холсте, тем самым создавая иллюзию глубины пространства, а также применяет систему дополнительных цветов, передавая особую яркость цвета [5, с. 30]. В творчестве художник использует новые световые эффекты и яркие цвета, сведенные к нескольким главным тонам. Куинджи стремился передать самые выразительные в плане освещения состояния природы и достигает практически полной оптической иллюзии освещения («После грозы», 1879; «Украинская ночь», 1876; «Ночь на Днепре», 1880). Чтобы получить панорамные эффекты, в своих пейзажах Архип Куинджи применяет разные композиционные приемы, к примеру, высокий горизонт. Картины производят неизгладимые впечатления на современников, в особенности на художников, и приносят Куинджи известность. Однако, со временем, многие полотна художника потеряли изначальный вид: цвет красок изменился, они потускнели [4, с. 78].

Художник неоднократно признавался — без Крыма у него не получилось бы выразить свою душу и себя, он считал, что только на полуострове может произойти полное слияние человека и природы. Южная природа, крымские кипарисы — все это запечатлено на одной из многих картин мастера, ставшей итогом его духовных исканий: Христос в Гефсиманском саду (1901). Также крымские пейзажи запечатлены в таких картинах А. И. Куинджи: «Вид на берег и море с гор. Крым», 1880-е; «Море. Крым», 1875-1879; «Морской прибой. Крым», 1876-1890; «Крым. Южный берег», «Ай-Петри. Крым» 1898-1908; «В Крыму», 1900-1905.

Картина «В Крыму» была написана еще в начале XX века, в 1905 г., и являет собой увлекательное сочетание композиционных и живописных средств. В ней Куинджи выразил всю свою любовь к Крыму. Чтобы передать всю силу светового эффекта, художник подчеркнул мрачное грозовое небо, в чем пошел наперекор законам художественной правды. На переднем плане можно увидеть горный склон и одиноко стоящую сосну. Дальний план — сплошная полоса бора, которую замыкает горный хребет. Куинджи смог передать тот момент, когда надвигается гроза и молния освещает весь лес, при этом деревья написаны яркими цветами.

Художник смог усилить образ природы при помощи композиционных и живописных средств. Куинджи не использует воздушную перспективу, а передает пространство при помощи контрастных цветовых сочетаний. Темное холодное давящее небо он как бы противопоставляет озаренному теплым светом склону. Это сочетание может заворожить зрителя и вызывать чувство беспокойства. Картина прописана широкими мазками, при этом все детали обобщены. В ней, что характерно для работ Куинджи, ярко выраженная декоративность. Задача художника не передавать конкретный пейзаж, а показать зрителям драматический и обобщенный образ природы Крыма. Эта картина — эмоциональное восприятие самого А. И. Куинджи [3, с. 90].

К тому моменту картины Куинджи стали темнее, однако для своего времени все же оставались настоящим откровением. Он уверено пролагал путь к русскому импрессионизму. Сам Куинджи говорил: «Художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство». Прежде всего его интересовал световой эффект, цель создания картины художник видел в передаче впечатления от цвета и света; он успешно изучал законы сочетания дополнительных тонов. Иногда погоня за силой света приводила его к излишним и даже театральным эффектам; манера письма становилась груба, а рисунок был примитивен, но Куинджи, несомненно, можно назвать первым русским импрессионистом, чье видение близко к творчеству Эдуарда Мане.

Почти каждая из картин Куинджи разжигала вокруг художника полемику: его часто обвиняли в дешевых эффектах, использовании светящихся красок и тайных приемов, вроде скрытой подсветки для полотен. Современники зачастую не принимали такого отношения к живописи, и упрекали в неоправданном переизбытке ярких красок. Возможно, вследствие этого, будучи на творческом пике, художник внезапно отказывается от выставочной деятельности и замолкает практически на 30 лет, при этом продолжая создавать новые картины. Возможно, причиной для такого неожиданного поступка стал неслыханный успех, который обрушился на него ранее. И, боясь быть раздавленным славой и вниманием к своей персоне, Куинджи решает уйти непобежденным [1, с.300].

Летом 1910 года, во время своего пребывания в Крыму, Куинджи серьезно заболевает воспалением лёгких. Болезнь прогрессировала и сказалась на больном сердце художника. Умер Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года в городе Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище [6].

В оставленном Архипом Ивановичем Куинджи наследии насчитывается около 500 различных произведений. Значительная часть этих картин была написана именно в Крыму, который он считал своей мастерской. Куинджи приезжал на полуостров каждый год, вплоть до самой смерти. Он надеялся на то, что крымский климат и места близкие сердцу приостановят вдруг начавшие активно развиваться болезни. В последние годы он с особой любовью изображает крымские пейзажи [6].

Куинджи приобрел большое количество земель на полуострове. У него были земли в Алупке, в районе Кацивели. Самое большое имение он приобрел в 1886 году под Кикинеизом, где, возле живописной горы Узун-Таш, художник мечтал построить дом-мастерскую, для обучения молодых художников. Это произошло, когда его ученики решили создать Общество имени А. И. Куинджи. И именно тогда художник передал все принадлежащие ему земли в Крыму, а также имеющиеся картины и денежные средства в собственность этого сообщества [2].

На данный момент счастливыми обладателями произведений Куинджи остаются Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Национальная картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Бахчисарайский историко-культурный заповедник, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого, а также Симферопольский художественный музей. На выставке, которая была организована Ассоциацией заповедников и музеев Крыма, было выставлено 46 графических и живописных работ Куинджи. Центральным экспонатом являлась широко известная картина «Лунная ночь на Днепре» —

одна из трёх авторских копий. Две другие находятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Благодаря выставке, жители Крыма смогли убедиться в том, что Куинджи действительно можно поставить на один уровень с мастерами мирового изобразительного искусства [2, с. 201].

Литература

1. Жерибор Д. В. Крымская организация национального союза художников Украины. Художники Крыма. / Д. В. Жерибор, Л. С. Таирова, Е. О. Самойлова. — Симферополь, 2010. — 351с.

2. Манин, В.С. А. И. Куинджи и его школа. / В. С. Манин. — СПБ.: Художник РСФСР, 1987. — 215с.

3. Манин, В С. А. И. Куинджи. / В. С. Манин. — СПБ.: Художник РСФСР, 1990. —

160с.

4. Манин, В.С. Изобразительное искусство. / В. С. Манин. — М.: Советский художник, 1976. — 205с.

5. Новоуспенский, М. И. Куинджи. / М. И. Новоуспенский. — СПБ.: Советский художник,1965. — 66с.

6. А. И . Куинджи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Куинджи,_Архип_Иванович (дата обращения 20.09.16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.