Научная статья на тему 'Развитие художественного образования в Ялте в 1900-1920 гг'

Развитие художественного образования в Ялте в 1900-1920 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИВОПИСЬ / РИСУНОК / СТУДИЯ / МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева Е.Н.

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития художественного образования в Ялте. Особое внимание уделено взаимосвязи творческой и педагогической деятельности художников, проживающих в рассматриваемый период на Южном берегу Крыма. Автор прослеживает развитие студийного движения и деятельность Ялтинского художественно-артистического кружка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие художественного образования в Ялте в 1900-1920 гг»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 75 (4777.75) 19

Алексеева Е. Н.

Старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯЛТЕ В 1900-1920 гг.

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития художественного образования в Ялте. Особое внимание уделено взаимосвязи творческой и педагогической деятельности художников, проживающих в рассматриваемый период на Южном берегу Крыма. Автор прослеживает развитие студийного движения и деятельность Ялтинского художественно-артистического кружка.

Ключевые слова: художественное образование, живопись, рисунок, студия, мастерская.

Одним из ведущим центром культурной жизни южного берега Крыма на рубеже XIX-XX веков была Ялта. Как отмечает Е. Самойлова, в городе в разные годы существовало около десяти мастерских, студий живописи и рисунка [6]. Формирование системы художественного образования в этом городе берёт своё начало в 80-е годы XIX века. Как известно, одной из первых была открыта студия художницы Е. И. Фаусек, в которой проходили занятия по рисунку и лепке. Располагалась студия в Ломоносовском переулке на даче С. А. Хорошавина [5]. Затем были открыты курсы рисования и живописи художником Александром Елисеевичем Воронковым (1838-1911), в своем доме он проводил занятия с учениками и всесторонне знакомил их с рисунком, живописью, композицией, черчением, росписи по ткани, основам книжного дела. Уровень подготовки был достаточным, чтобы его ученики смогли продолжить обучение в художественных и технических училищах. Картины Воронкова не сохранились, поэтому судить о характере его творчества невозможно.

В документах о культурной жизни Ялты встречается имя художника Алексея Георгиевича (Егоровича) Чернявского (?-1912). Он специализировался в написании портретов и пейзажей на заказ, также проводил занятия по основам живописи, рисунка и лепки.

Во многих крупных городах России и Украины в конце Х1Х-ХХ организовываются кружки и общества любителей искусства. В Крыму они начали свою деятельность в начале XX века в Симферополе, Феодосии и Ялте, чему способствовало наличие творческих сил в этих городах, определявших разностороннюю просветительскую и культурную деятельность.

В рассматриваемый период в южной столице жили и работали художники-энтузиасты: М. А. Ласс, А. Л. Ласс, Е. Д. Черневская-Шульц, Н. А. Гедройц, И. П. Федоров-Керченский, по чьей инициативе летом 1914 года был создан ялтинский художественно-артистический кружок. Важный вклад в художественную жизнь Ялты внесли такие любители изобразительного искусства, как А. В. Волженинов, А. А. Россинский, И. С. Шамраев, А. Н. Витмер и другие. Особо стоит отметить деятельность предпринимателя, коллекционера и мецената А. Н. Витмера, благодаря собирательской деятельности которого коллекция севастопольского художественного музея обладает произведениями русской живописи и графики таких художников, как И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, В. А. Серов, А. П. Боголюбов, В. Д. Орловский и другие.

Необходимо отметить, что программа кружка, изложенная в уставе, предполагала открытие мастерской, предназначенной для проведения занятий по рисунку, живописи, основ архитектуры, уроков по декоративно-прикладному искусству. Таким образом,

деятельность кружка включала совместные занятия искусством, что позволяет рассматривать его деятельность в контексте студийного движения в Крыму.

Зимой 1915 года членам кружка, собиравшегося по средам в гостинице «Джалита» (тогда ее владельцем был дворянин А. А. Россинский), удалось устроить в гостинице выставку. Экспозиция включала порядка 300 живописных и графических, скульптурных работ, в том числе картины таких известных мастеров, как И. К. Айвазовского, М. А. Алисова, К. Е. Маковского, К. Коровина, И. И. Шишкина, Ф. Я. Лагорио, Е. Д. Черневской-Шульц, В. К. Яновского и других художников.

В ноябре 1915 года кружок переехал в дом художника А. Е. Чернявского, который находился в Черноморском переулке, 4. Два раза в год весной и осенью члены кружка устраивали в этом доме художественные выставки. На осеннем вернисаже были представлены акварели, крымские пейзажи Н. М. Бучумова, А. Л. Ласс, М. А. Ласс,

A. Е. Чернявского, И. Е. Крачковского, В. К. Яновского, М. А. Российского и других.

Газета «Ялтинская жизнь» писала 30 сентября 1916 года, что «это была большая редкость не только в Ялте, но и в Петербурге, и в Москве, где акварелисты вообще не баловали любителей акварельной живописи» [7]. В заключение газета подчеркивала: «Мы отмечаем это приятное явление, как выдающееся и редкое в жизни нашего города» [7].

Месяцем позже силами Ялтинского художественно-артистического кружка были организованы студия и курсы драматического искусства. Под руководством известной артистки И. И. Мальской-Найденовой были проведены театральные вечера, поставлены несколько спектаклей. События февральской революции в России не прервали деятельность кружка. В гостинице «Джалита», в которой в этот период проводились культурные мероприятия Ялты, 16 марта 1917 года состоялся вечер свободного художественного слова. Обширная программа включала чтение стихов, воспоминания о прошлом, показ «живой картины» Е. Д. Черневской-Шульц и М. Радзишевской.

Не смотря на революционные события и гражданскую войну, художественная жизнь в Ялте не прекращалась. В 1910-е годы появились студии Е. В. Кохманского и В. К. Яновского в доме Н. М. Иванова в Черноморском переулке, 3, ателье рисунка и живописи Н. М. Бучумова на Милютинской улице, 10 (улица Тольятти), курсы рисунка

B. М. Кузнецова в Обходном переулке, 6 (ул. Маршака).

О частных уроках рисования акварелью Владимира Константиновича Яновского (1876-1966) известно из его воспоминаний, хранящихся в Крымском государственном архиве [1]. Во фрагментах, посвященных жизни дореволюционной Ялты, город предстает как крупный курортный центр. Практически круглогодичное присутствие в городе представителей столичных светских кругов, являвшихся основными ценителями и потребителями предметов искусства наряду с проживающими в нем художниками, способствовало активному развитию в Ялте художественной среды.

Яновский воссоздает атмосферу города 1913 года в период пребывания в Ливадийском имении императора Николая II. Город был полон приезжих и акварельные работы художника пользовались у них значительно возросшим вниманием после того, как супруга Николая — императрица Александра Феодоровна, приобрела в художественном магазине Кохманского 24 акварели мастера. Как вспоминает художник, «после приобретения моих акварелей весь двор бросился покупать картины Яновского» [3]. Более того, «одна молодая девица», фрейлина императрицы Дарья Петровна Гессе, стала брать у него уроки рисования, делала успехи и вызвала желание императрицы давать уроки своим детям. Однако Яновский проявил независимый характер и объявил фрейлине, посредством которой велись переговоры, что «ежели она будет настаивать, то больше не встретит меня, и работу с ней я прекращаю», тем самым возмутив весь буржуазный мир Ялты [2].

Тогда же, в 1910-е годы в Ялте существовала студия художника Л. В. Брюмера, о которой встречаются упоминания в биографии художника Азария Фуаровича (Федоровича, Юфудовича) Коджака (1907-1983). Уроженец Ялты, в этой студии он изучал азы рисунка и

живописи. Важным этапом в дальнейшем обучении стало поступление в 1927 году на графический факультет Вхутеина. После расформирования Вхутеина, продолжил обучение на издательском отделении Полиграфического института, который окончил в 1931 г. С этого же года Коджак стал вести активную выставочную деятельность, заниматься оформительскими работами, работал сценографом, заместителем главного художника в Государственном Историческом музее в 1949-1953 гг. В 1962 году вступил в Союз художников СССР. Одними из наиболее значимых работ стали графические листы к «Даме с собачкой» А. П. Чехова [4]. Также известно, что в Ялте жили и работали художники-любители А. В. Волженинов, Ю. А. Ковако, В. И. Пацев, А. А. Россинский и другие [5].

С 1911 по февраль 1914 годы в Ялте жил и работал харьковский художник-пейзажист Егор Шрейдер (1844-?). Имя мастера, сыгравшего заметную роль в развитии художественного образования Харькова и Украины в целом, на сегодняшний день известно узкому кругу специалистов. Значительный вклад в изучение творческой и педагогической деятельности несправедливо забытого художника внесла Л. Д. Соколюк [7]. Помимо творческой практики художник около тридцати пяти лет посвятил художественному образованию в Харькове. Ему принадлежит заслуга открытия в 1875 году первой в городе художественной студии [7, с.104]. Факт пребывания художника в Ялте зафиксирован в письме его ученика по харьковской студии, художника Г. С. Верейского. При встрече он узнал, что его бывший учитель организовал в Ялте художественную студию [7, с.108]. Других свидетельств о ялтинском периоде жизни Е. Шрейдера не сохранилось; неизвестны и имена его ялтинских учеников. Однако можно предположить, что художник придерживался тех же принципов преподавания, что и в Харькове. Как отмечает Л. Д. Соколюк, художник особенно любил творчество французских пейзажистов — Руссо, Коро, Добиньи, ему были близки пейзажные концепции Ф. Васильева и И. Левитана, шведского пейзажиста Андерса Цорна.

Долгое время в Ялте жил и другой пейзажист, связанный с художественной средой Харькова — Михаил Александрович Алисов (1859 — после 1930). Он учился у И. К. Айвазовского, а затем в 1887-1889 в Петербургской Академии Художеств у профессора Ю. Ю. Клевера, автора 15 настенных панно в особняке Г. Кузнецова в Форосе. Большую часть жизни Михаил Александрович прожил в Ялте на Аутской улице (ныне Кирова). По свидетельствам современников картины Алисова украшали многие ялтинские дома. Однако судьба большинства работ художника неизвестна.

М. А. Алисов работал преимущественно в области станковой живописи. Он писал виды Крыма и пейзажи Харьковщины, активно участвовал в выставках петербургских и южнорусских художников (в частности, Товарищества харьковских художников). Вполне вероятно, что в Ялте у него были ученики. В творчестве М. А. Алисова, особенно в его работах конца Х1Х века заметно влияние учителя — И. К. Айвазовского. Решение морского мотива в таких пейзажах как «Вечерняя рыбалка», «Пейзаж» перекликается с манерой письма великого мариниста. Море показано в сумеречные часы, на воде играет лунная дорожка, сюжетная окраска пейзажа способствует выбору художником темной палитры. Однако от картин учителя даже эти ранние работы Алисова отличаются камерностью, простотой выбранного мотива, отсутствием героического пафоса. Детальная проработка переднего плана, разнообразие композиционных решений также свидетельствуют о сложении индивидуальной манеры письма М. А. Алисова, созвучной прогрессивным поискам своего времени.

По мере того, как в Крыму сосредотачиваются значительные творческие силы: приезжают и подолгу живут столичные художники, возвращаются мастера, получившие образование в Петербургской академии художеств, — художественная жизнь активизируется в Ялте и в других городах полуострова. Набирает силу студийное движение, значительную роль в котором сыграли такие художники, как А. Е. Карнеев, В. А. Фельдман, А. Е. Чернецкая-Шульц, братья А. О. и Г. О. Калмыковы, В. К. Яновский и др. Названные

художники представляли академическую традицию, многие из них обучались в Императорской академии художеств. Развитие искусства в Крыму было связано с возникновением и работой художественных мастерских или «классов», которые сложились в Феодосии, Севастополе, Ялте, Керчи. Организованные выпускниками Императорской академии художеств, они способствовали распространению понимания развития художественного образования на местах, давая шанс начинающим художникам попробовать свои силы и продолжить свое образование в столице.

Литература

1. ГАРК, Р-4165, оп.2, д.24, л.55.

2. ГАРК, Р-4165, оп.2, д.24, л.56.

3. ГАРК, Р-4165, оп.2, д.24, л.54.

4. Либеров И. Тихий формалист Коджак // Независимая газета. 1999. 3 ноября. - С.4

5. Нечаев Г. С мольбертом у самого синего моря // Крымская газета. 2005. 26 окт.

6. Самойлова Е. Творческие объединения Крыма XX века. Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. — С 416.

7. Соколюк Л.Д. О^я е. Шрейдера у Харковi // Вюник ХДАДМ. 2008. № 10. С. 103-108.

7. http://oldyalta.ru/34-yaltinskaya-zhizn-ot-a-do-ya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.