УДК: 75.01
Таран И. В.
преподаватель ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» кафедра ДПИ
Галушка Н. В.
студентка ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», гр. МДПИ-16
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА В АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В. К. ЯНОВСКОГО. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
В работе рассматриваются основные этапы жизни крымского художника В. К. Яновского, анализируются его наиболее известные работы. Рассматривается вклад Яновского в возрождение крымскотатарской культуры и искусства, аспекты преподавательской деятельности.
Ключевые слова: В. К. Яновский, крымский пейзаж, акварель, крымскотатарское искусство.
Крымская земля со своей уникальной природой, исторической насыщенностью, разнообразием культурных свидетельств всегда притягивала исследователей и людей творчества. Известные живописцы прошлого и настоящего, начиная с начала XIX века и по сегодняшний день, покоренные красотой и историей, посвящали Крыму свои творения. Таким художником был человек с нелегкой судьбой Владимир Константинович Яновский. Его творчество вобрало в себя неповторимость уютного крымского города Бахчисарая и природного пейзажа. Яновский был народным художником — по своему пониманию смысла и возможностей творчества, по замыслам своих произведений, бережному отношению к высоким традициям отечественной живописи с ее идейностью, бескомпромиссной требовательностью, совершенного мастерства. Подлинно народная жизнь, русская история, природа и труд человека как первоосновы всего сущего стали содержанием его искусства. Корме того, Яновский был талантливым учителем, его педагогический стаж составил более 20 лет. Именно поэтому изучение жизненного и творческого пути, педагогической деятельности В. К. Яновского вызывают большой интерес как среди студентов, так и преподавателей. В этой статье нам бы хотелось подробнее познакомиться с акварельными работами В. Яновского, определить специфику его творчества, дать оценку его преподавательской деятельности.
Литературной базой для описания жизни В. Яновского послужил биографический справочник наиболее известных художников Украины под редакцией А. В. Кудрицкого. Для знакомства с менее известными событиями жизни художника были использованы газеты «Ялтинский голос», «Литература и искусство Крыма». Оценить вклад художника в живопись Крыма помогли работы искусствоведов Э. Я. Черкезовой, Г. Г. Филатовой.
Цель статьи — проанализировать наиболее известные работы В. К. Яновского, оценить его вклад в возрождение крымскотатарской культуры и искусства, аспекты преподавательской деятельности.
Чтобы лучше понять концепции творчества знаменитого крымского художника, необходимо обратиться к его биографии. Владимир Константинович Яновский родился 15 (2) апреля 1876 года в бедной крестьянской семье, обосновавшейся в деревне Ортолан Феодосийского уезда (с. Земляничное Белогорского района). Через два месяца после его рождения умер отец, Константин Павлович. Мать, Анна Борисовна, оставшись с четырьмя детьми, пошла в батрачки. Детство у юного Володи было бедное и голодное [2]. Но и в этом безрадостном отрезке времени были положительные моменты, повлиявшие на становление
характера будущего художника. Яновский с детства полюбил красоту крымских пейзажей, что впоследствии способствовало формированию его нравственных идеалов и художественных вкусов, здоровых и строгих, лишенных какого-либо налета сентиментальной псевдонародности. Безграничная любовь к природе стала неиссякаемым и чистым источником его творчества.
При ближайшем знакомстве с биографией Яновского, можно узнать, что его жизнь была наполнена радостными поэтическими моментами. Например, летом 1888 года произошла поразившая воображение мальчика, первая встреча с настоящим искусством — Володя встретил у реки незнакомого человека с мольбертом. Мальчик с восторгом наблюдал, как под кистью незнакомца преображался белый лист бумаги. Позднее он узнал, что это был известный русский художник-передвижник Г. Мясоедов. Случайная встреча пробудила в юноше мечту стать художником. Через 13 лет маститый живописец и молодой акварелист встретятся вновь, теперь уже в Ялте, на утренних этюдах и в мастерской Г. Мясоедова.
В Ялте Яновский, благодаря фотографу Семенову, выучился на фоторетушера и самостоятельно освоил азы акварельной живописи. Он сумел получить работу в мастерской талантливого фотографа Ф. П. Орлова, снимавшего императорскую семью. Благодаря работе у именитого фотографа Яновскому удалось познакомиться со знаменитыми столичными художниками, приезжавшими к морю на этюды. Внимая совету наставников, В. Яновский в 1895 году поступил в Санкт-Петербургскую школу Общества поощрения художеств на вечерние курсы. Этот выбор был продиктован бедностью Яновскому, которому пришлось совмещать вечернюю учебу и работу. Преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств А. А. Писемский и А. Ф. Афанасьев заметили самобытный талант молодого человека. Уже первая, исполненная им по заданию картина «Закат солнца в горах с освещенной вершиной» была горячо одобрена Писемским.
Однако работа и учеба без отдыха, бедность и непривычный климат вскоре подорвали здоровье молодого человека. Не сумев завершить учебу, Владимир в 1900 году был вынужден вернуться в Крым, в Ялту [2].
Даже неоконченное обучение в академии художеств оказало положительное влияние на дальнейшее развитие профессионального мастерства художнику. Природные способности и страстное желание стать художником восполнили то, чего он не успел узнать за годы учебы. Яновский учился на практике, брал этюдник и шел писать крымские пейзажи. Он открывал для себя самого, а затем и для широкого зрителя образ древней Тавриды. Яновский изучил эту землю, структуру ее гор, долин, скалистых обрывов и каменистых плато. Овладев законами композиции, усвоив уроки классического наследия, добиваясь технического совершенства и цветового звучания, Яновский создал свой, глубоко индивидуальный стиль.
Умение сохранять прозрачность акварели и ее светоносность, богатство цветовых переходов — одна из основных особенностей искусства Яновского, его самая привлекательная черта. В раннем акварельном цикле содержатся темы, которые получают развитие в дальнейшем творчестве художника. Большей частью акварели возникают на основе живых встреч с натурой и интереса художника к жанровым сюжетам: это и сцены деревенского быта «Перекопка табачных плантаций», и лирично-поэтические пейзажи «Ночь в Ялте», «Ночной пейзаж», «Зима», «Крымский пейзаж» (Приложения, ил. 1).
Революционный 1905 год запомнился 29-летнему живописцу не только демонстрациями и митингами бурлящей Ялты, но и своеобразной выставкой одной картины, написанной и названной им «Очаков» в огне». Она предстала выражением человеческого достоинства и гражданской позиции Владимира Константиновича Яновского. Произведение было написано под впечатлением расправы царизма с восставшим крейсером Черноморского флота. Грозящие последствия не остановили возмущенного художника. 18 ноября он выставка картину в витрине писчебумажного магазина И. Семёнова на ул. Набережной. Она словно магнит протянула рабочих и бедноту окраин. У картины вспыхнул стихийный митинг. В романе «Архипелаг ГуЛАГ» А. Солженицын, сравнивая царский и советский
политические режимы не в пользу последнего, выбрал в качестве наглядного примера вышеописанный эпизод из жизни Яновского: «Строгости были тогда невыносимые. Ретушер ялтинской фотографии В. К. Яновский нарисовал расстрел очаковских матросов и выставил в витрине. Что же сделал ялтинский градоначальник? Из-за близости Ливадии он поступил особенно жестоко: во-первых, он кричал на Яновского! Во-вторых, он уничтожил... нет, не рисунок расстрела, а копию этого рисунка. В-трегьих, на Яновского было наложено тягчайшее наказание: продолжая жить в Ялте, не появляться на улице... при проезде императорской фамилии» [5, с. 62]. Ирония великого писателя не относится непосредственно к ялтинскому художнику. Владимир Константинович был далеким от политики человеком, не состоял в партиях и не относил себя к числу пламенных революционеров. Но с детства познавший унизительную бедность, он искренне поддержал революцию, и в силу своей порядочности не отказывал в помощи друзьям-революционерам.
Общественная деятельность В. К. Яновского в период советского строительства в Ялте принесла художнику не только ощущение крыльев, но и горечь разочарования. В 1922 году в качестве художественного эксперта он был включен в московскую комиссию по изъятию художественных ценностей из брошенных знатью дворцов и усадеб. Ценности, как ему объяснили, изымались для помощи голодающим. Однако Владимир Константинович столкнулся с возмутительными фактами утаивания и откровенной кражи многих картин эрмитажной, по его мнению, ценности. Часть картин Ливадийского дворца В. К. Яновский обнаружил у ялтинского антиквара Юлина и велел под угрозой ареста сдать их ялтинскому угрозыску. Очевидно, такая старательность В. К. Яновского не понравилась отдельным советским чиновникам. В 1923 году ему вежливо объяснили, что в его услугах более не нуждаются. Обиженный художник в поисках отдушины с головой окунулся в творчество.
Яновский поддерживал профессиональные и дружеские отношения с другими коллегами, в частности с И. Е. Журбием — ялтинским художником и фотографом. И. Е. Журбий и В. К. Яновский были участниками художественных выставок, проводившихся в Ялте в 1917— 1920 годах. 27 декабря 1917 года в здании ялтинской женской гимназии была открыта Первая выставка картин и скульптуры «Товарищества объединенных художников. Яновский представил 14 работ [6, с. 127-131].
В октябре 1918 года в ялтинской мужской гимназии проходила выставка «Искусство в Крыму», организованная Сергеем Маковским. Ялтинских художников представляли В. Яновский, И. Журбий, В. Суренянц, А. Хотинцева, Е. Висниовская и др. В статье «О Ялте, жителях и выставке» высоко отметили картины художника: «Великолепные работы выставил Яновский — художник, в совершенстве владеющий силой акварели. Произведения его полны жизни и темперамента» [3].
К этому периоду относятся уже зрелые пейзажные произведения, такие как: «В горах близ Чуфут-Кале» (Приложения, ил. 2), «Южный берег Крыма», «Вид на Тепе-Кермен», «Утро в Бахчисарае» (Приложения, ил. 3). Работы этого периода объединяют и общие стилистические черты и предназначенность для будущих живописных полотен, которые уже виделись художником. В этот период было создано огромное количество и других графических работ. Пейзажи 1920-х годов дополняются несколькими натюрмортами — это чаще всего цветы, изображенные с трогательной нежностью, любовью к прекрасному.
Яновский не был одинок, его утешителем и верным спутником жизни была любимая жена — Александра Михайловна Байкова. Она родилась в 1898 году в г. Тернополе; росла в Ялте, окончила Ялтинскую женскую гимназию; дружила с семьей И. Е. Журбия. В 1925 году Владимир Константинович и Александра Михайловна поженились и уехали в Бахчисарай [2].
Здесь Яновский получил от известного деятеля крымскотатарской культуры и искусства, художника, директора Бахчисарайского дворца-музея Усеина Боданинского приглашение на работу в кустарно-промышленный техникум. Яновский учил студентов основам изобразительного искусства, в частности акварели и живописи. Кроме этого Яновский преподавал в общеобразовательных школах города Бахчисарая, изостудиях и других учебных
заведениях.
Для многих художников педагогическая деятельность становится роковой. Уча других, они перестают работать сами, и из художников превращаются в учителей рисования и черчения. Казалось, это же грозило и Владимиру Константиновичу, но — нет, он продолжал заниматься творчеством. Ученики часто видели, как после занятий Яновский с этюдники отправлялся делать эскизы и пейзажи.
Владимир Константинович, который прекрасно владел крымскотатарским языком, обычно вел уроки на этом языке. Как отмечала исследователь крымского искусства Э. Я. Черкезова, «он в совершенстве владел языком крымских татар, понимал и любил их культуру и искусство, особенно высокую оценку, в свое время, дал крымскотатарской народной музыке, нараспев исполняя старинные песни до конца своих дней» [7, с. 43].
Яновский любил изображать в своих картинах сценки из жизни крымских татар. Примечательна серия акварелей на эту тему, созданная в довоенный период триптих «Крымско-татарская свадьба» (Приложения, ил. 4), «Улочки Бахчисарая», «Эски Дюрбелер» и др. Эти картины представляют как художественную, так и этнографическую ценность.
Период с 1923 по 1928 год в искусстве крымских татар получил название «татарский ренессанс». Это явление в целом обогатило культуру Крыма. В частности, был основан Педагогический институт «Исмаил-бей Гаспринский», художественная школа (впоследствии техникум Нипег ve Sanayi текеЫ). Их открытие произошло одновременно с началом работы национального музея в Бахчисарае. В изобразительном искусстве крымских татар начинается возрождение традиционных видов декоративно-прикладного искусства и формирование профессиональной живописи и графики [4].
Э. Я. Черкезова указывала на особую значимость деятельности В. К. Яновского для развития культуры полуострова: «он внес свой определённый вклад в возрождение крымскотатарской культуры и искусства, занимаясь преподавательской деятельностью в кустарно-промышленном техникуме, где учил студентов основам изобразительного искусства, в частности акварели и живописи» [7, с. 69].
1930-40-е годы — время подлинного расцвета живописи художника. В 1940 году В. К. Яновского приняли в члены Союза художников Крыма. «Виртуоз акварели» — Яновский активно участвовал во Всесоюзных, республиканских и крымских художественных выставках. Произведения этого периода характеризуются многообразием тематики, сложными цветовыми эффектами и композиционной завершенностью. Одной из показательных работ этого периода является «Сушка табака». На фоне безоблачного кобальтового неба представлена величественная панорама горного массива. У подножия горы изображены работающие люди и навесы для сушки табака. Работа выполнена в светлой и достаточно яркой гамме охристых и зеленовато-коричневых цветов Строгая графичность и композиционная завершенность в соединении с известной мерой обобщения придают ей живой, непосредственный характер. Особенно впечатляет изображение дерева с раскидистой кроной в центре листа: благодаря тонко продуманной моделировке изумрудно-зеленовато-серых оттенков создается эффект «светящейся», «перламутровой» листвы. Необычайную рельефность и объемность придают этой акварели богатые светотеневые контрасты.
В отличие от ярких и светоносных акварелей живописная работа «Старая шелковица» (Приложения, ил. 5) колористически более сдержанна и более сложна одновременно. Эта сложность достигается благодаря смешению и сопоставлению цветов, изобилию оттенков и пастозности фактуры. Мастер выбирает неброский мотив: спокойную красоту ранней крымской осени. Но ведь зачастую именно в неприметном и заключено значительное, а в случайном — закономерное. Разумеется, на основе небольшого количества работ трудно составить представление о творчестве художника в целом. Однако охарактеризовать некоторые грани его таланта представляется вполне возможным.
В годы войны художник, уже пожилой человек, оставался в оккупированном Крыму, в Бахчисарае, преподавал рисование и черчение в русской и татарских школах. Узнав, что в
городе живет хороший художник, немецкие офицеры заказывали ему виды Бахчисарая [2]. Возможно, некоторые картины до сих пор сохранились в Германии.
Тема массового героизма советских людей в Великой Отечественной войне, которая никогда не утратит своего значения и будет глубоко волновать художников и широкие массы зрителей, получила отражение в целом ряде произведений Яновского, таких, как: «Героический подвиг», «Штурм Сапун-горы», «Ночной разгром неприятеля», «Наша артиллерия под Севастополем», «В дозоре».
После освобождения Крыма В. К. Яновский участвовал в организации выставки, посвященной победе над немецко-фашистскими войсками (зал Победы) в Музее Пещерных городов, предоставил для нее серию картин, посвященных героической эпопее Севастополя. В послевоенные годы он предпринял длительные походы по крымским горам, зарисовывая с натуры места партизанских боев [2]. Яновский создал целую серию акварелей «Партизанскими тропами». К этому циклу можно отнести: «Партизаны в дозоре», «Здесь был штаб крымских партизан», «Партизанский шалаш», «Стоянка партизан у реки Пискура», «Памятник партизанам в Бахчисарае». Высокая романтика патриотического подвига человека — лейтмотив творчества этого талантливого живописца.
В лице В. К. Яновского русское и советское искусство, несомненно, обрело талантливейшего акварелиста. Особая светоносность и душевность его живописи и ныне притягивает зрителя, заставляя его созерцать, а не скользить по картинам мимолетным взглядом. В. К. Яновский на протяжении всей своей трудолюбивой жизни был очень требователен к своему творчеству. Даже в преклонном возрасте он оставался верен себе.
Общественность чтила В. К. Яновского, как признанного живописца, однако государственная класть обходила вниманием заслуженного неутомимого труженика культуры. В 1956 году газеты писали хвалебные статьи в честь 80-летия старейшего художника Крыма, а сам юбиляр жил на небольшую пенсию от государства. Ему не хватало качественной бумаги, кистей и красок, но он не прекращал работать. Спустя год благодаря первому секретарю правления СХ СССР народному художнику Советского Союза К. Ф. Юону, Яновскому была назначена персональная пенсия республиканского значения. Еще спустя 10 лет, в 1966 году Яновскому присвоили звание Почетного гражданина города Бахчисарай [2].
Последняя выставка при жизни Владимира Константиновича состоялась в Бахчисарае в 1966 году и была приурочена к его 90-летию. Между этими датами — 62 года творческой деятельности и более 45 художественных экспозиций «мастера солнечных акварелей» [1].
14 ноября 1966 года Владимир Константинович Яновский умер. Иссякла жизненная энергия «Певца крымских долин и гор», автора «Песен крымского солнца», — как посетители выставки назвали его произведения. Но его духовная энергия оказалась неиссякаемой. Ее и сейчас продолжают излучать акварели Владимира Константиновича, заряжая зрителей жизнерадостным восприятием мира.
Известный художник, проживший в Бахчисарае 41 год, оставил любимому городу щедрый дар — 97 картин, которые сейчас хранятся в фондах историко-культурного заповедника.
Заключение. В работах Владимира Яновского запечатлены крымский пейзаж, образ родной природы, памятники архитектуры, темы Великой отечественной войны. Яновский внес вклад в возрождение крымскотатарской культуры и искусства, занимаясь преподавательской деятельностью в кустарно-промышленном техникуме и крымскотатарских школах, а также создав серию акварелей, изображающих сценки из жизни крымских татар. Яновский известен как талантливый педагог и художник со своим особым стилем. Одна из основных особенностей искусства Яновского — умение сохранять прозрачность акварели и ее светоносность, богатство цветовых переходов. Картины художника представлены во многих музеях Крыма, Украины и за рубежом.
Литература
1. Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник. Путеводитель. / Сост.: И. Б. Арбитайло, А. В. Белый, Е. И. Лазаренко, Ю. М. Могаричев. — Симферополь: Таврия, 2000. — 62 с.
2. Мистецтво Украши: Бiографiчний довщник / За ред. А. В. Кудрицького. — К.: «Украшська енциклопедiя» iм. М. П. Бажана, 1997. — 700 с.
3. О Ялте, жителях и выставке. Ялтинский голос. — 1918. — № 368 (147), 3 ноября.
4. Полканов А. Очерки художественной жизни Крыма / А.И. Полканов // Литература и искусство Крыма. — 1936. — №2. — С. 144-149.
5. Солженицын А. И. Малое собрание сочинений. Том 7 / А. И. Солженицын. — М.: Инком НВ, 1991. — 528 с.
6. Филатова Г. Г. Ялтинский художник и фотограф Иван Емельянович Журбий. Материалы к творческой биографии художника // VII Дмитриевские чтения. История Южного берега Крыма. Сборник научных трудов. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. — 164 с.
7. Черкезова Э. Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) / Э. Я. Черкезова // Шестые крымские искусствоведческие чтения: респ. науч.-практ. конф.: материалы. — Симферополь, 2001. — С. 67-72.
Приложения
Иллюстрация 2. — В горах близ Чуфут-Кале. Холст, масло. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник.
Иллюстрация 1. — Крымский пейзаж. 1910-е. Картон, акварель. Частная коллекция
Иллюстрация 3. — Утро в Бахчисарае. Бумага, акварель. Симферопольский художественный музей
Иллюстрация 4. — Крымско-татарская свадьба (Триптих). Бумага, акварель Художественный музей Бахчисарайского историко-культурного заповедника.
Иллюстрация 5. — Старая шелковица. Бахчисарай. Картон, акварель. Частная коллекция