Научная статья на тему 'Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли'

Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
478
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. БОССОЛИ / КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ / АКВАРЕЛЬ / ГУАШЬ / ЛИТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Измаилова А. О.

В статье прослеживаются этапы крымского периода творчества итальянского художника Карло Боссоли, рассматриваются основные темы его работ, проведен стилистический анализ живописи и литографий мастера, охарактеризован вклад художника в развитие исторической натурной живописи Крымского полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 7.047(477.75)

Измаилова А. О.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ В КАРТИНАХ КАРЛО БОССОЛИ

В статье прослеживаются этапы крымского периода творчества итальянского художника Карло Боссоли, рассматриваются основные темы его работ, проведен стилистический анализ живописи и литографий мастера, охарактеризован вклад художника в развитие исторической натурной живописи Крымского полуострова.

Ключевые слова: К. Боссоли, крымский пейзаж, акварель, гуашь, литография.

В период ХУШ-Х1Х веков в Западной и Восточной Европе и в России было популярно изучение малоизвестных народов и культур, их представителей посредством сбора данных путем заметок, зарисовок и описаний культур путешественниками — метод, впоследствии названный методом этнографической экспедиции. При сборе данных было важным отразить реальные сведения о ландшафтах, архитектуре, а также о жизни и культурах малоизведанных народов. Для этого нанимались профессиональные художники, писатели, готовые отправиться в путешествие, и так как на то время фотография была не особо развита, и не было возможности использовать ее столь массово, искали профессиональных художников, умеющих досконально отобразить реалии увиденного. От художников и писателей требовалось окунуться в культуру и быт изучаемой культуры, точное воспроизведение увиденного, услышанного и пережитого. Одним из таких художников, трепетно передававших реальные мотивы, был Карло Боссоли [1].

Карло Боссоли в то время был достаточно зрелым в искусстве, сформировавшимся профессиональным художником, имевшим достаточно опыта и навыков для подобной работы. По происхождению он был итальянцем, родившимся в Швейцарии в 1815 году, в городе Лугано, в семье ремесленника. Но вскоре, по достижению 5-летнего возраста, Карло Боссоли переезжает вместе с семьей в Одессу — к тому моменту там проживало достаточно много итальянцев. Там, в 1820-1826 годах, он получал образование в школе капуцинов. В возрасте одиннадцати лет, по окончании школы, ему пришлось устроиться в лавку и работать у торговца антиквариатом и эстампами, а с 1828 года Боссоли работает вместе с художником и декоратором Одесской оперы Ринальдо Наннини, учеником известного итальянского декоратора Алессандро Санкирико. В это время он изучал живопись и рисунок, сформировался как художник и выработал свой собственный стиль, с сугубо реалистической манерой живописи [2].

Карло Боссоли также создавал декорации к спектаклям, и именно таким образом его работы заметил генерал губернатор Новороссийского края, граф Михаил Воронцов. Впоследствии, он заказал у художника ряд картин с видами Одессы, тем самым выводя его семью из бедствующего положения, после смерти отца. В 1837 г. в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий — первое издание работ К. Боссоли.

Графиня Е. К. Воронцова — супруга графа М. Воронцова, отправила юного художника в Италию, где он совершенствовал свои навыки в классической живописи. Вскоре, вернувшись из Рима, он отправляется в Крым и останавливается в Алупке. Карло Боссоли начинает писать картины, используя акварель и гуашь в качестве основного материала (на данный момент несколько картин того периода находятся в Эрмитаже). Пользуясь возможностью, он путешествует по Крыму, набираясь глубоких впечатлений, отразившихся в его полотнах. Крым вызывает у художника неоднозначные чувства. Путешествуя, он изучает местность и культуру крымскотатарского народа. Нередко в его

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

картинах встречается сцены из повседневной жизни крымских татар: обучение в медресе (школе); массовые праздники; изображение путников на фоне крымских пейзажей; вид на город с людьми на переднем плане, работающими или торгующими на рынке, — в общем, быт и культура народа. В работах К. Боссоли, в том числе в крымских пейзажах, как правило, присутствуют люди, оживляя его полотна. Возможно, этому он научился еще в Италии, что, в принципе, характерно для итальянской живописи [4].

По приезду в Крым, Карло Боссоли получает новое задание от графа М. Воронцова: он должен был создать серию достоверно изображающих реальность литографий о Крыме. Молодой художник не подозревал, что его крымское путешествие продлится около двух лет. К. Боссоли прибыл в Крым в 1840 году, остановившись во дворце М. С. Воронцова в Алупке. За два года (1840-1842) талантливый художник создал прекрасные акварели и гуаши: собирательный образ Крыма. На его картинах оживали морская гладь, заснеженные горы, живописные долины, развалины древнего Херсонеса, стены генуэзских крепостей и «пещерные города». Карло Боссоли нравилось изображать повседневные сцены: морские купания в Севастополе и Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, завораживающий крымско-татарский праздник. За эти два года путешествий, основная часть работ К. Боссоли была посвящена Алупке [5].

Крымский Берег, около 1842. Мать с дочерью смотрят с берега реки в Крыму. Река почти высохла, оставив корабль лежащим на боку. Эта сцена приковала внимание людей, которые подходят ближе к кораблю и рассматривают его, их отражения блестят на гладкой поверхности реки. Крупном планом изображена мать с тремя сыновьями, одного из которых она держит на руках. Платок на голове и остроконечные туфли женщины намекают на то, что, скорее всего, она крымская татарка. Рядом с ними лежит выброшенная из реки деревянная дверь. Живые, мокрые мазки, которыми написана грязная вода, контрастируют с сухой кистью, которую мастер использует для остальной части работы, что помогает воссоздать поверхность речного берега. Считается, что акварель была создана примерно в 1842 году. Карло Боссоли несколько раз посещал Крым между 1828 и 1843 годами, особенно часто — в 1840 и в 1842 годах.

Когда в 1854 году была объявлена крымская война, Карло Боссоли отправился в Лондон. Так как Британия ввязалась в крымский конфликт, появился спрос на панорамные виды Крыма, что дало преимущество художнику, он продал много своих новых крымских акварелей британской знати, включая Джеймса Бомона Нельсона (1792-1865), маркиза Уотерфорда, лорда Френсиса Эгертона (1800-1857), баронессу Мейер Ротшильд (1819-1884) и герцога Веллингтона (1769-1852). Королева Виктория (1819-1901) также была поклонницей творчества К. Боссоли, она купила четыре его крымских пейзажа. Крымские пейзажи художника этого периода характеризуются спокойной атмосферой. В 1856 году литографическая компания королевы Виктории «Day & Son», опубликовала серию его литографий под названием «Виды Крыма». Эти работы представляли собой интересные этнографические и географические зарисовки, включая изображения жизни татар [3].

Помимо декоративности и живописности, роботы К. Боссоли интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты. На картинах Карло Боссоли запечатлены Крымские горы, виды Южного берега Крыма, морские пейзажи. Художник детально прорисовывает улицы Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты, изображает фортификационные сооружения, корабли на севастопольском рейде и даже жанровые сцены с тщательно выписанными персонажами. Благодаря творчеству К. Боссоли можно увидеть, как выглядели Севастополь и его окрестности до того, как были разрушены в результате военных действий 1854-1855 годов во время Крымской войны.

М. Воронцов остался доволен работами художника, т. к. он выполнил основную задачу, поставленную перед ним — точно передать увиденное и рассказать о прелестях

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

полуострова миру. По приказанию губернатора М. Воронцова, в 1842 г. в одесской литографии Д. Кленова был издан альбом Боссоли «24 вида Крыма», а литографии, посвященные Алупке, были размещены в парадных залах одесского дворца Воронцовых [2].

В фондах библиотеки «Таврика» Крымского республиканского краеведческого музея находится альбом цветных литографий художника «Пейзажи и достопримечательности Крыма» (Лондон, 1856). 52 цветных литографии альбома представляют развернутую панораму наиболее значительных памятников природы и истории полуострова. Крымский период жизни Боссоли многое определил в его человеческой и творческой судьбе. Здесь сложилась своеобразная изобразительная манера художника.

За свою кропотливую технику и точную работу К. Боссоли был назван придворным живописцем принца Евгения Савойского. Его картины и гравюры распространились по музеям и частным лицам Европы. Городские виды, военные изображения, пейзажи отличаются точной детализацией, ставшей своеобразным творческим почерком мастера.

В 1843 году Карло Боссоли покидает Крым и отправился в Италию, где и заканчивается жизнь талантливого художника, маньериста, баталиста, в 1884 году в городе Турин [6].

Выводы. Творческое наследие Карло Боссоли занимает достойное место в мировой культуре, его произведения включены во многие музейные собрания. Работы художника наполнены сочностью красок, пронизаны теплом и праздничной атмосферой юга, они дают редкую возможность взглянуть на Крым глазами художника, в каком-то смысле ощутить себя первооткрывателями неизведанной крымской земли. Цветные литографии представляют развернутую панораму наиболее значительных памятников природы и истории Крыма. Этнографы, историки, краеведы, ландшафтные архитекторы по праву считают его произведения уникальными источниками, отражающими целую эпоху крымской истории первой половины 19 века.

Литература

1. Пупкова Н. Крым глазами Карло Боссоли / Н. Пупкова // Крымская правда. — 2015. — № 205 (9 дек.) — С. 4.

2. Русская Галерея. — № 2. — М., 2001. — 168 с.

3. Деремедведь — Эрбаш Е. Крым: по следам забытых путешествий / Е. Деремедведь — Эрбаш. — Симферополь: «Бизнес-информ», 2013.

4. Материалы искусствоведческой конференции «Крымский пейзаж в изобразительном искусстве XVIII — начала XXI вв.». — Симферополь: Бизнес-информ, 2009.

5. Урядовый курьер. — 2004. — №19 (31 янв.)

6. Карло Боссоли. Пейзажи и достопримечательности Крыма. — К.: «Мистецтво», 2003. — 69 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.