Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-политическая подготовка / педагогическая характеристика / военнослужащий / воинская часть / military-political training / pedagogical characteristics / serviceman / military unit

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Н. Зенин

В статье раскрывается авторский подход к обоснованию педагогической характеристики процесса военно-политической подготовки личного состава воинской части. Подчеркивается необходимость его своевременного и перспективного планирования, отражения актуальных и современных по формированию у личного состава высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, уставов и воинской дисциплины. В статье дана краткая педагогическая характеристика структурных и содержательных компонентов процесса военно-политической подготовки в воинской части. Раскрывается взаимосвязь между ними. Показаны возможности учебно-воспитательного процесса воинской части по повышению эффективности изучаемого процесса. В выводах по статье представлена структура и содержания военно-политической подготовки личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF MILITARY-POLITICAL TRAINING OF PERSONAL STAFF IN A MILITARY UNIT

The article reveals the author’s own approach to substantiating pedagogical characteristics of the process of military-political training of personnel of a military unit. It emphasizes the need for its timely and long-term planning, reflecting the relevant and modern in the formation of a high level of military-political consciousness and culture, the qualities of a warrior-statesman, a patriot, a highly moral personality, a conscientious and responsible attitude to military duty, the requirements of legislative and other normative legal acts of the Russian Federation, charters and military discipline. The article gives a brief pedagogical characteristic of the structural and content components of the process of military-political training in a military unit. The relationship between them is revealed. The possibilities of the educational process of the military unit to increase effectiveness of the process under study are shown. In conclusion, the structure and content of the military-political training of personnel are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ»

References

1. Bozza 'E. Agrestid dlya flejty i fortepiano. Available at: http://ru.scorser.com/0ut/4801522.html

2. Bozza 'E. Sajt, posvyaschennyjkompozitoru. Available at: http://www.eugenebozza.com/index.php

3. Platonov N.I. Shkola igry na flejte. Moskva, 2004.

4. Pon'kina A.M. 'Ezhen Bocca: tvorchestvo dlya duhovyh instrumentov. Sbornik statejpo materialam XLII Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Moskva, 2015; Ch. 1, № 11 (38).

Статья поступила в реакцию 08.10.21

УДК 37.013.32

Zenin R.N., adjunct, Department of Pedagogy, Federal University for Higher Education "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF MILITARY-POLITICAL TRAINING OF PERSONAL STAFF IN A MILITARY UNIT. The article reveals the author's own approach to substantiating pedagogical characteristics of the process of military-political training of personnel of a military unit. It emphasizes the need for its timely and long-term planning, reflecting the relevant and modern in the formation of a high level of military-political consciousness and culture, the qualities of a warrior-statesman, a patriot, a highly moral personality, a conscientious and responsible attitude to military duty, the requirements of legislative and other normative legal acts of the Russian Federation, charters and military discipline. The article gives a brief pedagogical characteristic of the structural and content components of the process of military-political training in a military unit. The relationship between them is revealed. The possibilities of the educational process of the military unit to increase effectiveness of the process under study are shown. In conclusion, the structure and content of the military-political training of personnel are presented.

Key words: military-political training, pedagogical characteristics, serviceman, military unit.

Р.Н. Зенин, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

В статье раскрывается авторский подход к обоснованию педагогической характеристики процесса военно-политической подготовки личного состава воинской части. Подчеркивается необходимость его своевременного и перспективного планирования, отражения актуальных и современных по формированию у личного состава высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, уставов и воинской дисциплины. В статье дана краткая педагогическая характеристика структурных и содержательных компонентов процесса военно-политической подготовки в воинской части. Раскрывается взаимосвязь между ними. Показаны возможности учебно-воспитательного процесса воинской части по повышению эффективности изучаемого процесса. В выводах по статье представлена структура и содержания военно-политической подготовки личного состава.

Ключевые слова: военно-политическая подготовка, педагогическая характеристика, военнослужащий, воинская часть.

Актуальность данной статьи заключается в том, что в решении задач военного строительства, в повышении ответственности каждого военнослужащего за порученный участок и за состояние дел в коллективе важная роль принадлежит военно-политической подготовке как неотъемлемой части всей работы по формированию мировоззрения и активной гражданской позиции. Военно-политическая подготовка занимает важное место в формировании военнослужащего, в повышении его общественной сознательности и культуры [1 - 9].

В настоящее время термин «военно-политическая подготовка» (далее -ВПП) получил широкое распространение в психолого-педагогической литературе. Однако далеко не во всех научных изданиях в это понятие вкладывается одинаковый смысл.

Одни авторы ограничивают понятие ВПП только политической пропагандой и агитацией, разъяснением военнослужащим положений государственной политики и требований действующего законодательства. Другие, подчеркивая важность ВПП, не раскрывают его содержания, а лишь указывают, что в условиях военной службы оно тесно смыкается с другими направлениями боевой подготовки [7].

В некоторых работах справедливо отмечается особое значение хорошей организации ВПП сотрудников центрального аппарата, тех должностных лиц, которые призваны обеспечивать соблюдение положений государственной политики и требований действующего законодательства, недопущения их нарушения, но при этом почти не раскрывается методика организации такой работы [1, с. 3].

Следовательно, вопросы ВПП военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации требуют своего теоретического освещения. Нуждается в обобщении и анализе опыт работы по военно-политической подготовке личного состава, сложившийся в последние годы. Всестороннее исследование этих вопросов возможно лишь совместными усилиями представителей различных отраслей науки: политологов, социологов, философов, юристов, историков, психологов и педагогов.

Цель данной статьи - с педагогических позиций обосновать процесс военно-политической подготовки личного состава воинской части.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятие «военно-политическая подготовка личного состава», выделить сущностных характе-

ристики данного педагогического процесса; определить направления достижения наиболее эффективных ее результатов в воинской части.

Методы исследования. Комплексная методика, применяемая в статье, объединила две группы основных методов научного познания: теоретических (системно-структурный анализ, обобщение и проектирование, теоретический анализ проведённых научных исследований; анализ и синтез и др.) и эмпирических методов (анализ документов и результатов деятельности, педагогическое наблюдение, анкетирование и др.).

Необходимо отметить, что приказом МО РФ № 95 «Об организации ВПП в ВС РФ» введен в практику подготовки войск новый предмет боевой подготовки - ВПП, целью которой является «...формирование у военнослужащих ВС РФ высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, уставов и воинской дисциплины. В сочетании с другими предметами боевой подготовки ВПП обеспечивает высокую морально-политическую и психологическую готовность военнослужащих и воинских коллективов к выполнению задач, возложенных на ВС РФ» [6].

В целом ВПП личного состава ВС РФ предусматривает не только глубокое изучение ими положений государственной политики и действующего законодательства, но и овладение методикой правильного их применения в своей повседневной практической деятельности.

В системе ВПП важное место принадлежит политической пропаганде и агитации - планомерному разъяснению различным категориям военнослужащих основных положений государственной политики, изучению требований военного и гражданского законодательства. Вместе с тем ВПП не сводится только к разъяснительной, пропагандистской и агитационной работе [9, с. 57]. Оно предусматривает проведение и необходимых организационных мероприятий, поддержание в каждом воинском коллективе определенного порядка как должностными лицами, так и армейской общественностью [2, с. 26].

В ВПП личного состава важную роль играет контроль со стороны вышестоящих начальников, военно-политических и специальных органов за строгим соблюдением требований государства и законности в их практической деятельности и умелым применением предоставленных им средств [4, с. 21].

Следовательно, в своей служебной деятельности военнослужащие ВС РФ призваны не только постоянно руководствоваться соответствующими требованиями государственной политики и правовыми нормами, но и творчески использовать все возможности в интересах охраны государственной безопасности. От уровня ВПП личного состава во многом зависит успешное решение служебно-бо-евых задач.

ВПП личного состава воинских частей осуществляется главным образом методом убеждения [8, с. 24]. Организация ВПП личного состава возлагается на соответствующих начальников и органы военно-политической работы, которые несут за это ответственность.

В настоящее время в ВС РФ значительно улучшено справочно-тематиче-ское обеспечение ВПП, что наряду со своевременным доведением изданных государственно-правовых актов до личного состава способствует повышению уровня военно-политического сознания и культуры военнослужащих. Улучшению ВПП личного состава, глубокому усвоению ими важнейших положений государственной политики и действующего законодательства призвано содействовать издание соответствующих сборников и справочников.

В решении задач ВПП военнослужащих ВС РФ положительную роль играет как систематическое проведение занятий по разъяснению государственной политики и изменений законодательства профессионально-должностной, должностной и боевой подготовки, так и специально организованные мероприятия, проводимые в воинских частях и подразделениях. На этих занятиях изучаются как теоретические, так и вопросы практической реализации положений государственной политики и требований действующего законодательства в служебно-бо-евой деятельности воинских частей и подразделений.

Заслуживает одобрения и распространения в воинских частях и подразделениях опыт перспективного планирования мероприятий по ВПП личного состава. Планирование, а тем более перспективное, всей работы по ВПП личного состава вносит четкость и необходимую согласованность в проведение конкретных мероприятий, значительно повышает их эффективность, так как предусматривает заблаговременную тщательную подготовку к каждому из них и определяет ответственных лиц. Такое планирование способствует повышению ответственности и усилению контроля за работой по ВПП со стороны командиров, начальников и военно-политических органов и обеспечивает самые благоприятные условия для систематических обобщений и анализа этой работы, то есть, в конечном счете, повышает уровень ее организации.

В целом на весь период обучения планируется постоянная работа с личным составом по углублению и закреплению знаний положений государствен-

Библиографический список

ной политики и требований действующего законодательства, как военного, так и гражданского, по формированию у них военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, чувства высокой ответственности не только за порученный участок, но и за состояние дел в воинском коллективе. Большое внимание уделяется в плане ВПП личного состава за точное и беспрекословное выполнение требований военной присяги, воинских уставов и приказов начальников [3, с. 278].

Следовательно, работа по ВПП личного состава воинской части дает эффективные результаты тогда, когда она проводится постоянно, когда соответствующие положения плана не только четко и строго выполняются, но и развиваются в процессе их претворения в жизнь.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что военно-политическую подготовку можно представить как одно из направлений военно-политической пропаганды и агитации, состоящей в политическом просвещении военнослужащих ВС РФ в вопросах внешней и внутренней политики государства, военной истории, права, социально-экономических отношений и сохранения традиций патриотизма и нравственности [5, с. 107]. Сущность процесса ВПП заключается в реализации ее содержательных аспектов в ходе профессионально-должностной, должностной и боевой подготовки, направленных на достижение целевых установок и ориентированных на возросшие требования к подготовке и воспитанию личного состава ВС РФ. Структура процесса ВПП личного состава воинской части характеризуется традиционными и специфическими целью, задачами, объектами, субъектами, функциями, закономерностями и противоречиями, принципами, средствами, методами и формами, реализующимися на трех уровнях: на уровне непосредственной организации учебных занятий, на уровне организации учебных занятий по ВПП в подразделении и на уровне организации учебных занятий по ВПП в воинской части. В целом ВПП личного состава достигает поставленных результатов, если у военнослужащих сформирована морально-политическая и психологическая готовность к выполнению задач мирного и военного времени.

Научная новизна статьи определяется обоснованием педагогической характеристики военно-политической подготовки личного состава в воинской части, ее структурных и содержательных компонентов. Теоретическая значимость статьи состоит в приращении педагогического знания по проблеме военно-политической подготовки личного состава в воинской части. Практическая значимость - в определении направления работы командиров, начальников и военно-политических органов по организации и проведении мероприятий военно-политической подготовки личного состава в воинской части.

1. Алехин И.А. Перспективные направления подготовки кадров для военно-политических органов Вооруженных сил Российской Федерации. Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции. Москва: ВУ, 2019.

2. Алехин И.А., Авуза А.А. Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки специалистов для военно-политических органов Вооруженных Сил Российской Федерации. Военный академический журнал. 2019; № 1 (21): 24 - 31.

3. Ермаченков А.В. Влияние уставных взаимоотношений в воинском коллективе на поведение и дисциплинированность военнослужащих. Мир образования - образование в мире. 2017; № 2 (66): 277 - 280.

4. Мисковец В.С. О формировании системы военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции. Москва: ВУ 2019.

5. Поляков С.П., Старков РВ. Актуализация использования воинских и боевых традиций в военно-патриотическом воспитании курсантов. Военный академический журнал. 2015; № 2 (6): 106 - 111.

6. Приказ министра обороны РФ от 22.02.2019 г № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.003673571727291591

7. Сакун С.А., Чертополох А.А., Лосенков В.В. Военно-политическая пропаганда и агитация в части (соединении). Москва: ВУ 2019.

8. Смыслов М.В. О состоянии и перспективах развития системы работы с личным составом и морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Заместитель командира по работе с личным составом - организатор морально-психологического обеспечения войск (сил): история, преемственность, состояние и перспективы: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Москва: ВУ, 2017.

9. Цибиков В.А. Педагогическое обеспечение информационно-пропагандистской работы в воинской части. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: ВУ 2018.

References

1. Alehin I.A. Perspektivnye napravleniya podgotovki kadrov dlya voenno-politicheskih organov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii. Voenno-politicheskayarabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: teoriya i prakíika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: VU, 2019.

2. Alehin I.A., Avuza A.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki specialistov dlya voenno-politicheskih organov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Voennyj akademicheskijzhurnal. 2019; № 1 (21): 24 - 31.

3. Ermachenkov A.V. Vliyanie ustavnyh vzaimootnoshenij v voinskom kollektive na povedenie i disciplinirovannost' voennosluzhaschih. Mirobrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 2 (66): 277 - 280.

4. Miskovec V.S. O formirovanii sistemy voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Voenno-politicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: teoriya i prakíika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: VU, 2019.

5. Polyakov S.P., Starkov R.V. Aktualizaciya ispol'zovaniya voinskih i boevyh tradicij v voenno-patrioticheskom vospitanii kursantov. Voennyj akademicheskij zhurnal. 2015; № 2 (6): 106 - 111.

6. Prikaz ministra oborony RF ot 22.02.2019 g. № 95 «Ob organizacii voenno-politicheskoj podgotovki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.003673571727291591

7. Sakun S.A., Chertopoloh A.A., Losenkov V.V. Voenno-politicheskaya propaganda iagitaciya v chasti (soedinenii). Moskva: VU, 2019.

8. Smyslov M.V. O sostoyanii i perspektivah razvitiya sistemy raboty s lichnym sostavom i moral'no-psihologicheskogo obespecheniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Zamestitel' komandira po rabote s lichnym sostavom - organizator moral'no-psihologicheskogo obespecheniya vojsk (sil): istoriya, preemstvennost', sostoyanie i perspektivy sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: VU, 2017.

9. Cibikov V.A. Pedagogicheskoe obespechenieinformacionno-propagandistskojraboty v voinskojchasti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: VU, 2018.

Статья поступила в редакцию 10.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.