профессиональные знания и навыки населения рассматриваются как некий человеческий капитал.
На Западе актуальность общего человеческого капитала для развития экономики растёт Общий человеческий капитал применим к широкому кругу рабочих мест и представлен «метапредметными навыками» или «метапредметной компетентностью» в российских образовательных стандартах.
Применительно к высшей школе к подготовке специалистов в сфере «человек - человек», прежде всего менеджеров, выделены так называемые «мягкие навыки» - «soft skills», которые выполняют функцию метапредметных навыков и необходимы для успешного освоения профессии. Прежде всего, это коммуникативные навыки, в том числе умение работать в команде, гибкость, оптимистич-ность, креативность.
Безусловно, эти навыки невозможно начинать формировать в высшей школе, т.к. сенситивный период их формирования приходится на школьные годы. Тем самым необходимо, чтобы с 1 класса начальной школы этот процесс уже был активирован. К счастью, в отечественной системе образования это понимают, и формирование «метапредметных навыков» заложено в современных ФГОС. При этом изменяются подходы к подготовке учительских кадров, частности, к формированию у них профессиональной компетентности, в том числе коммуникативно-речевой [9].
Важность развития метапредметных навыков подтверждается и на научном, и на политическом уровнях. Ведущими причинами этого являются, прежде всего, ускоренный рост объема информации и изменение в структуре труда (в том числе - рост доли самозанятого населения). Это означает, что важнейшей
Библиографический список
характеристикой человеческого капитала становится возможность человека самостоятельно обустраивать свою работу, что требует не только предметных, но и метапредметных компетентностей.
При этом важно, как подчёркивает И.Д. Фрумин и др. его соратники по проекту «Универсальные компетентности и новая грамотность» [4], что образование становится некой экосистемой, которая теряет свою жёсткую структуру, сферой или областью, предоставляющей множество возможностей.
В отечественных документах ФГОС ОО в области коммуникации определяются четыре сферы:
1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать;
2) навыки познавательной деятельности;
3) навыки сотрудничества;
4) владение языковыми средствами.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что сейчас идёт очередная смена образовательной парадигмы как ответ тем изменениям, которые произошли в передовых странах в середине XX века и были связаны с постепенным переходом цивилизации к постиндустриальному обществу Эти процессы детерминировали определение новых навыков XXI века современного специалиста, которые необходимо развивать, начиная уже с дошкольного и начального обучения и обеспечить преемственность их формирования на протяжении всех ступеней общего и профессионального образования, при этом также использовать для достижения данной цели новые методы и формы обучения. В большинстве развитых стран созданы научные группы, которые ведут разработки в этом направлении, определяющие основные векторы модернизации национальных образовательных систем.
1. Гриффин П. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. Available at: https://hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii
2. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. Санкт-Петербург: «l<APO», 2018.
3. Тоффлер Э. Футуршок. Санкт-Петребург: Лань, 1997.
4. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников КА, Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Москва, 2018.
5. Фрумин И.Д. Простые шаги на пути к новому образованию. Практики развития: замыслы, технологии, контексты: материалы XXV научно-практической конференции. Красноярск, 2019: 5 - 11.
6. Соколова Н.И. Образовательный потенциал технологии Mlearning. Образование и право. 2018: № 9: 245 - 248.
7. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Aмчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020: № 6 (85): 400 - 402.
8. Сорокопуд Ю.В., Aмчиславская Е.Ю., Ярославцева AE. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021: № 1 (86): 194 - 196.
9. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. Кисловодск, 2015.
References
1. Griffin P. «Navyki XXI veka»: novaya real'nost' v obrazovanii. Available at: https://hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii
2. Dautova O.B. Obrazovatel'naya kommunikaciya. Tradicionnye iinnovacionnye tehnologii. Sankt-Peterburg: «KARO», 2018.
3. Toffler 'E. Futurshok. Sankt-Petreburg: Lan', 1997.
4. Frumin I.D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A., Remorenko I.M. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformad! shkol'nogo obrazovaniya. Moskva, 2018.
5. Frumin I.D. Prostye shagi na puti k novomu obrazovaniyu. Praktikirazvitiya:zamysly, tehnologii, konteksty: materialy XXV nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2019: 5 - 11.
6. Sokolova N.I. Obrazovatel'nyj potencial tehnologii Mlearning. Obrazovanie i pravo. 2018: № 9: 245 - 248.
7. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj "myagkij navyk" (soft skills) sovremennyh specialistov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020: № 6 (85): 400 - 402.
8. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills ("myagkie navyki") i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021: № 1 (86): 194 - 196.
9. Yarychev N.U., Magomedova Z.Z. Formirovanie kommunikativno-rechevoj kompetentnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov v vuze. Kislovodsk, 2015.
Статья поступила в редакцию 30.03.21
УДК 371
Tarabrin G.L., Commander of the training tank battalion of the military unit, 56 Training Center of the RF Armed Forces (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MILITARY AND POLITICAL TRAINING OF PERSONNEL MILITARY UNIT: HISTORY AND MODERNITY. The article reveals the formation and development of military-political training at various stages of the construction of the Armed Forces of both the Soviet Union and the Russian Federation. It also analyzes changes in the content and structural elements of military and political training in the Armed Forces. Military and political training, in general, was aimed at forming patriotism in the personnel, maintaining a high morale and developing professional military skills. Military-political training in the period under study was characterized by purpose-fulness and unity of the forms and methods to be used. Its content at various stages was determined by the tasks of military construction. The article emphasizes the need to study the historical experience of the organization of military-political training and its creative use at the present stage.
Key words: military-political training, agitation, propaganda, cultural-educational work, ideology, informing, officer, serviceman, Armed Forces.
Г.Л. Тарабрин, командир учебного танкового батальона войсковой части, 56 Учебный центр ВС РФ, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье раскрывается становление и развитие военно-политической подготовки на различных этапах строительства Вооружённых Сил как Советского Союза, так и Российской Федерации. Также в ней проводится анализ изменения содержания и структурных элементов военно-политической подготовки в вооруженных силах. Военно-политическая подготовка в целом была направлена на формирование у личного состава патриотизма, поддержание вы-
сокого морального духа и развитие профессиональных воинских навыков. Военно-политическая подготовка в исследуемый период характеризовалась целенаправленностью и единством используемых форм и методов. Ее содержание на различных этапах определялось задачами военного строительства. В статье подчеркивается необходимость изучения исторического опыта организации военно-политической подготовки и творческого использования его на современном этапе.
Ключевые слова: военно-политическая подготовка, агитация, пропаганда, культурно-просветительная работа, идеология, информирование, офицер, военнослужащий, вооруженные силы.
За время существования Вооружённых Сил СССР была создана система военно-политической подготовки, которая развивалась и обогащалась как в мирное время, так и в ходе военных действий. Она представляла собой сложную и целостную систему, в которой соединялись идейно-теоретическая, культурно-просветительная работа, а также политическая агитация и пропаганда, которым был присущ многообразный арсенал средств, форм и методов. К ним относились политическая учеба, партпросвещение, пропаганда и агитация. Вся эта система была призвана формировать у военнослужащих высокую духовную зрелость, идейную убежденность, развивать у них ответственность за безопасность Отчизны. Система военно-политической подготовки зародилась в годы гражданской войны. В ее основу были положены принципы доходчивости и доступности, а также принцип соответствия ее организационных форм конкретной обстановке. Именно в это период развивались такие составные части военно-политической подготовки, как пропагандистская, агитационная и культурно-просветительская. Ее основной формой были политические занятия, проводимые пять раз в неделю в течение часа [1, с. 69]. Непосредственно руководство военно-политической подготовкой в войсках осуществляли политорганы, военные комиссары и политруки [2, л. 19].
В целом сложившаяся в годы гражданской войны система военно-политической подготовки характеризовалась тем, что: а) центральное место в ней занимали классовое воспитание и политическая учеба личного состава; б) возрастающее значение приобретала популяризация передового опыта и отличившихся в боях; в) совершенствовалась практика применения средств, форм и методов военно-политической подготовки в ходе боевых действий и др. Именно годы гражданской войны был заложен фундамент военно-политической подготовки в Вооруженных Силах СССР
Переход к мирному строительству потребовал и реорганизации военно-политической подготовки. Главное заключалось в том, что мирные условия предоставили возможность перейти от оперативных форм военно-политической подготовки к планомерным и последовательным.
Так, с 1923 г военно-политической подготовкой был охвачен и командно-начальствующий состав. Однако лишь с 15 декабря 1924 г был введен обязательный минимум политических знаний для данной категории, став содержательной основой из военно-политической подготовки [3, с. 234]. При этом политические занятия с группами командиров и начальников стали проводиться с 1926 г. Также уровень военно-политической подготовки стал отражаться в аттестациях и при назначении на должности. Следовательно, военно-политическая подготовка с командно-начальствующими составом с середины 20-х годов XX века стала систематической и организованной.
В начале 20-х годов XX века происходили изменения и в планировании военно-политической подготовки рядового состава. Так, в октябре 1922 г Политическим управлением в программу военно-политической подготовки был включен политчас. Политустав стал регламентировать программу ежедневных политзанятий, время проведения которых и порядок формирования групп для занятий определялись приказами командиров и комиссаров частей. С осени 1924 г политзанятия стали проводиться в служебное время по два часа пять раз в неделю. В апреле 1925 г. была утверждена двухгодичная программа политзанятий, которая включала 235 программных и 10 внепрограммных бесед на политические темы [1, с. 100]. В этот период группы во взводах формировались дифференцировано. Так, в отдельные группы объединялись младшие командиры, красноармейцы одного года призыва, военнослужащие нерусских национальностей.
В целом сложившаяся после гражданской войны система военно-политической подготовки в Красной Армии была направлена на формирование классовой сознательности у воина-гражданина. Она в 1921 - 1928 гг получила новую организационную структуру, значительно изменившую ее задачи, формы и методы на наиболее приемлемые для мирного строительства вооруженных сил. В ходе военно-политической подготовки у военнослужащих формировались коммунистическое мировоззрение, патриотическое и интернациональное сознание, социальная активность, понимание своей роли в строительстве и защите социализма.
Военно-политическая подготовка в Советских Вооруженных Силах с 1929 по июнь 1941 г. получила дальнейшее развитие. Это, прежде всего, коснулось военно-политической подготовки командно-начальствующего состава. Так, с 1932 г. в систему командирской учебы была включена марксистско-ленинская подготовка, основной задачей которой было формирование идейной убежденности у командиров-единоначальников, а также высокой ответственности за состояние боевой готовности частей и подразделений [5, л. 174].
Изменения также затронули и военно-политическую подготовку младших командиров и красноармейцев, это, прежде всего, относилось к ее содержанию, организации и методики. Так, в ходе политзанятий в 30-е годы XX века данная категория военнослужащих изучала «Красноармейский политучебник», в котором
излагался необходимый минимум политических знаний. Изменилась периодичность политзанятий. Так, в зимний период обучения двухчасовые политзанятия проходили три раза в неделю, в летний - два раза. В 30-е годы XX века политзанятия стали проводиться полулабораторным методом.
Усложнение задач военно-политической подготовки требовало улучшения политической агитации и пропаганды, повышения уровня руководства ею. С начала 1932 г. основой агитации и пропаганды в частях и подразделениях стала ежедневная политинформация, которая проводилась по 30 минут кроме выходных дней, а в предвоенный год - два раза в неделю по одному часу в учебное время. В распорядке дня отводилось специальное время для чтения газет [1, с. 132].
В целом в период с 1929 по июнь 1941 г. был накоплен значительный опыт в военно-политической подготовке личного состава. Во многом этому способствовал опыт организации военно-политической подготовки непосредственно в боевых условиях во время конфликтов на Дальнем Востоке и северо-западных рубежах СССР. В этот период военно-политическая подготовка изменилась как по содержанию, так и по форме, значительно возрастала роль периодической печати в ее организации и проведении. Кроме того, Главное управление политической пропаганды (до 1940 г - Политическое управление РККА) требовало вести военно-политическую подготовку с учетом специфики родов войск.
В годы Великой Отечественной войны важнейшей задачей военно-политической подготовки в частях и подразделениях было формирование у воинов патриотизма, морально-боевой стойкости, воспитание мужества, дисциплинированности, непреклонной решимости выполнить приказ Родины, а также ненависти к немецко-фашистским захватчикам.
Вся военно-политическая подготовка была подчинена решению конкретных задач, возникавших в различные периоды войны [3, с. 31]. Наряду с изменением содержания военно-политической подготовки в начале войны перестраивались и ее организация, средства, формы и методы. Перестройка эта проводилась в двух основных направлениях [6, с. 21]. Во-первых, на первый план выдвигались средства и формы военно-политической подготовки, которые наиболее эффективно могли применяться в боевой обстановке. Во-вторых, ориентация идеологических усилий средств массовой информации и пропаганды в целях фронта. Первостепенное значение приобрели массово-политические формы, такие как митинги, политинформации, групповые беседы, групповое прослушивание по радио сводок Совинформбюро и др.
Необходимо отметить, что военно-политическая подготовка в ходе Великой Отечественной войны не была статична. Ее содержание изменялось на каждом из периодов войны, а также в зависимости от специфики решаемых в их ходе задач. Так, в первый период военно-политическая подготовка была ориентирована на формирование у личного состава стойкости и самоотверженности в ходе обороны и удержания занимаемых рубежей. Во втором и третьем периодах формировался наступательный дух, а также морально-боевые качества, присущие войнам-освободителям.
В первые послевоенные годы (1945 - 1953 гг) особый упор в военно-политической подготовке был сделан на формировании у военнослужащих марксистско-ленинского мировоззрения, высокой идейной убежденности и политической бдительности, разъяснении хода послевоенного строительства, широкой пропаганде преимуществ советского строя.
Директивой начальника Главного ПУРа Советских Вооруженных Сил (июнь 1947 г) были определены содержание и порядок организации марксистско-ленинской подготовки офицерского состава. В планах командирской учебы на марксистско-ленинскую подготовку командиров соединений и их заместителей предусматривалось 24 часа, для остальных офицеров - 40 часов. Для политработников отводилось 96 часов учебного времени. Задачи и конкретное содержание марксистско-ленинской учебы офицеров определялись ежегодными директивами Главного ПУР.
Была также организована планомерная политическая учеба рядового и сержантского состава. Директива №°55 Главного ПУРА «О политико-воспитательной работе с солдатами, матросами, сержантами и старшинами Вооруженных Сил» (декабрь 1946 г.) устанавливала единую систему политзанятий, усиливала централизацию руководства ими. Единый учебный план и программу политзанятий утверждало Главное ПУР ПУР округов и групп войск предоставлялось право за счет резервного времени включать в план занятий дополнительные темы с учетом специфики решаемых задач. Был установлен порядок проведения семинаров с руководителями групп. Директивой учреждался институт помощников руководителей групп, которые заменяли их и работали с пропустившими занятия [7, с. 349].
В первые послевоенные годы в военно-политической подготовке большое значение имела перестройка пропаганды и агитации. В 1946 - 1953 гг. на основе
предвоенного и военного опыта широкое распространение получили агитпроп-коллективы, внештатные лекторские группы из числа наиболее подготовленных офицеров и генералов. В агитмассовой работе возросла роль политинформации. Она стала проводиться регулярно - три раза в неделю по 30 минут в дни, когда нет политзанятий, и включалась в распорядок дня. Тематику политинформаций устанавливал заместитель командира полка, корабля по политчасти [8, л. 144]. Следовательно, в первые послевоенные годы в содержании военно-политической подготовки большое место занимало воспитание военнослужащих в духе высокой идейной убежденности, патриотизма, интернационализма, повышение их боевой готовности и бдительности.
Середине 50-х - середине 80-х гг. XX века характерно дальнейшее совершенствование военно-политической подготовки. Она строилась на основе дифференцированного подхода. Так, последующее развитие получила система политических занятий с рядовым и сержантским составом. Группы для политзанятий стали формироваться не по году призыва, а по взводам. Была усовершенствована и методика политзанятий. В 60-х г XX века наряду с классно-групповым стал применяться лекционно-семинарский метод. Значительно обогатился арсенал средств и форм массовой политической работы, улучшилось их использование. Все это получило отражение в директиве Министра обороны СССР и начальника Главного ПУР СА и ВМФ от 26 мая 1977 г. «Об агитационно-массовой работе в Советских Вооруженных Силах» [1, с. 268]. Так, политинформации стала проводиться в течение часа два раза в месяц. Важным шагом в совершенствовании военно-политической подготовки стало введение постановления ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», которое устанавливала единые ежемесячные политдни.
В целом военно-политическая подготовка в частях и подразделениях в середине 50-х - середине 80-х гг XX века строилась на основе комплексного под-
Библиографический список
хода, который позволял обеспечивать единство политического, нравственного и воинского воспитания личного состава. В этих целях активизировались усилия по разработке ее научных основ, что позволило в этот период значительно повысить эффективность и качество военно-политической подготовки.
Военно-политическая подготовка, зародившаяся в Красной армии после революции, просуществовала до 1991 г., когда указом Президента СССР от 29.08.1991 г. Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил СССР было упразднено. С 1992 г начала формироваться новая система работы с личным составом, в основу которой легли принципы декоммунизации и деидеологи-зации вооруженных сил. В тот период был ликвидирован идеологический фундамент военно-политической подготовки, ограничены полномочия ее органов, решаемые ими задачи. Это не способствовало эффективному формированию и поддерживанию в частях и подразделениях высокого морально-психологического климата, противодействию враждебной российскому обществу идеологии, образцового правопорядка и воинской дисциплины. Необходимо отметить, что Указом Президента России от 30 июля 2018 г № 454 на Минобороны России были возложены полномочия по организации военно-политической подготовки в вооруженных силах [9, с. 16], а с 2019 г. она была восстановлена в вооруженных силах, став одним из основных предметов боевой подготовки личного состава [10].
Таким образом, в современных условиях создается новая система военно-политической подготовки в Вооруженных Силах России, принципиально отличающаяся от советской и постсоветской. При этом создаваемая структура должна унаследовать лучший отечественный и зарубежный опыт. В целом современная военно-политическая подготовка должна представлять собой гибкую и хорошо адаптирующуюся к изменениям обстановки систему, направленную на реализацию государственной политики в области обороны, поддержание в Вооруженных Силах РФ высокого морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины.
1. Исаков П.Ф., Ильин С.К., Артамошин Ю.Н. и др. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: Историко-теоретический очерк. Москва, 1983.
2. РГВА, ф. 39540, оп. 1, д. 155.
3. Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы 1921 - 1929 гг. Составители Т.Ф. Каряева и др. Москва, 1981.
4. Гурьев А.И. Как закалялся агитпроп: система государственной идеологической обработки населения в первые годы НЭПа. Москва, 2011.
5. РГВА, ф. 9, оп. 40, д. 37.
6. Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом, 1941 - 1945 гг. Москва: Политиздат, 1982.
7. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. Москва, 1967.
8. РГВА, ф. 32, оп. 11603, д. 1.
9. Мисковец В.С. О формировании системы военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 2019.
10. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ от 22.02.2019 г. № 95. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.003673571727291591
References
1. Isakov P.F., Il'in S.K., Artamoshin Yu.N. i dr. Ideologicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah SSSR: Istoriko-teoreticheskij ocherk. Moskva, 1983.
2. RGVA, f. 39540, op. 1, d. 155.
3. Partijno-politicheskaya rabota v Krasnoj Armii: Dokumenty 1921 - 1929 gg. Sostaviteli T.F. Karyaeva i dr. Moskva, 1981.
4. Gur'ev A.I. Kakzakalyalsya agitprop: sistema gosudarstvennojideologicheskojobrabotkinaseleniya vpervye gody N'EPa. Moskva, 2011.
5. RGVA, f. 9, op. 40, d. 37.
6. Kondakova N.I. Ideologicheskaya pobeda nad fashizmom, 1941 - 1945 gg. Moskva: Politizdat, 1982.
7. KPSS i stroitel'stvo Sovetskih Vooruzhennyh Sil. Moskva, 1967.
8. RGVA, f. 32, op. 11603, d. 1.
9. Miskovec V.S. O formirovanii sistemy voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Voenno-politicheskaya rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teoriya ipraktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019.
10. Ob organizacii voenno-politicheskojpodgotovki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz ministra oborony RF ot 22.02.2019 g. № 95. Available at: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.003673571727291591
Статья поступила в редакцию 30.03.21
УДК 378.1 (088.72)
Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of General Pedagogy and Educatonal Technologies,
Stavropol State Pedagogical Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Yashutkin V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical
Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Dudayev G.S.-H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF BRANDING IMPLEMENTATION IN A UNIVERSITY. The task of the article is to determine the methodological foundations of the process of developing the brand of a pedagogical university. The branding of the pedagogical university should be understood as a holistic system of techniques and methods of formation, development and further promotion of the brand. The brand of the pedagogical university created in the process of branding ensures: the emergence of an interested target audience; guaranteed budget financing prospects and inflow of extra-budgetary cash; value against the competition sustainability of international contacts and other benefits. In this regard, the authors analyzed the essential, structural and functional characteristics of the concept of "brand of a pedagogical university", and also considered the concepts of "branding" and "rebranding" as the processes of creating and updating the brand of an educational organization. The consideration of the basic concepts allows the authors to turn to the justification of the methodology for the implementation of the branding process in a pedagogical university. As such, the authors update axiological, subject-personal, and activity-creative methodological approaches.
Key words: brand of pedagogical university, branding, rebranding, methodological approach, value, personal development, subject, activity, creativity.