предвоенного и военного опыта широкое распространение получили агитпроп-коллективы, внештатные лекторские группы из числа наиболее подготовленных офицеров и генералов. В агитмассовой работе возросла роль политинформации. Она стала проводиться регулярно - три раза в неделю по 30 минут в дни, когда нет политзанятий, и включалась в распорядок дня. Тематику политинформаций устанавливал заместитель командира полка, корабля по политчасти [8, л. 144]. Следовательно, в первые послевоенные годы в содержании военно-политической подготовки большое место занимало воспитание военнослужащих в духе высокой идейной убежденности, патриотизма, интернационализма, повышение их боевой готовности и бдительности.
Середине 50-х - середине 80-х гг. XX века характерно дальнейшее совершенствование военно-политической подготовки. Она строилась на основе дифференцированного подхода. Так, последующее развитие получила система политических занятий с рядовым и сержантским составом. Группы для политзанятий стали формироваться не по году призыва, а по взводам. Была усовершенствована и методика политзанятий. В 60-х г XX века наряду с классно-групповым стал применяться лекционно-семинарский метод. Значительно обогатился арсенал средств и форм массовой политической работы, улучшилось их использование. Все это получило отражение в директиве Министра обороны СССР и начальника Главного ПУР СА и ВМФ от 26 мая 1977 г. «Об агитационно-массовой работе в Советских Вооруженных Силах» [1, с. 268]. Так, политинформации стала проводиться в течение часа два раза в месяц. Важным шагом в совершенствовании военно-политической подготовки стало введение постановления ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», которое устанавливала единые ежемесячные политдни.
В целом военно-политическая подготовка в частях и подразделениях в середине 50-х - середине 80-х гг XX века строилась на основе комплексного под-
Библиографический список
хода, который позволял обеспечивать единство политического, нравственного и воинского воспитания личного состава. В этих целях активизировались усилия по разработке ее научных основ, что позволило в этот период значительно повысить эффективность и качество военно-политической подготовки.
Военно-политическая подготовка, зародившаяся в Красной армии после революции, просуществовала до 1991 г., когда указом Президента СССР от 29.08.1991 г. Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил СССР было упразднено. С 1992 г начала формироваться новая система работы с личным составом, в основу которой легли принципы декоммунизации и деидеологи-зации вооруженных сил. В тот период был ликвидирован идеологический фундамент военно-политической подготовки, ограничены полномочия ее органов, решаемые ими задачи. Это не способствовало эффективному формированию и поддерживанию в частях и подразделениях высокого морально-психологического климата, противодействию враждебной российскому обществу идеологии, образцового правопорядка и воинской дисциплины. Необходимо отметить, что Указом Президента России от 30 июля 2018 г № 454 на Минобороны России были возложены полномочия по организации военно-политической подготовки в вооруженных силах [9, с. 16], а с 2019 г. она была восстановлена в вооруженных силах, став одним из основных предметов боевой подготовки личного состава [10].
Таким образом, в современных условиях создается новая система военно-политической подготовки в Вооруженных Силах России, принципиально отличающаяся от советской и постсоветской. При этом создаваемая структура должна унаследовать лучший отечественный и зарубежный опыт. В целом современная военно-политическая подготовка должна представлять собой гибкую и хорошо адаптирующуюся к изменениям обстановки систему, направленную на реализацию государственной политики в области обороны, поддержание в Вооруженных Силах РФ высокого морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины.
1. Исаков П.Ф., Ильин С.К., Артамошин Ю.Н. и др. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: Историко-теоретический очерк. Москва, 1983.
2. РГВА, ф. 39540, оп. 1, д. 155.
3. Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы 1921 - 1929 гг. Составители Т.Ф. Каряева и др. Москва, 1981.
4. Гурьев А.И. Как закалялся агитпроп: система государственной идеологической обработки населения в первые годы НЭПа. Москва, 2011.
5. РГВА, ф. 9, оп. 40, д. 37.
6. Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом, 1941 - 1945 гг. Москва: Политиздат, 1982.
7. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. Москва, 1967.
8. РГВА, ф. 32, оп. 11603, д. 1.
9. Мисковец В.С. О формировании системы военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: теория и практика: сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 2019.
10. Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ от 22.02.2019 г № 95. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.003673571727291591
References
1. Isakov P.F., Il'in S.K., Artamoshin Yu.N. i dr. Ideologicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah SSSR: Istoriko-teoreticheskij ocherk. Moskva, 1983.
2. RGVA, f. 39540, op. 1, d. 155.
3. Partijno-politicheskaya rabota v Krasnoj Armii: Dokumenty 1921 - 1929 gg. Sostaviteli T.F. Karyaeva i dr. Moskva, 1981.
4. Gur'ev A.I. Kakzakalyalsya agitprop: sistema gosudarstvennojideologicheskojobrabotkinaseleniya vpervye gody N'EPa. Moskva, 2011.
5. RGVA, f. 9, op. 40, d. 37.
6. Kondakova N.I. Ideologicheskaya pobeda nad fashizmom, 1941 - 1945 gg. Moskva: Politizdat, 1982.
7. KPSS i stroitel'stvo Sovetskih Vooruzhennyh Sil. Moskva, 1967.
8. RGVA, f. 32, op. 11603, d. 1.
9. Miskovec V.S. O formirovanii sistemy voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii. Voenno-politicheskaya rabota v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii: teoriya ipraktika: sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2019.
10. Ob organizacii voenno-politicheskojpodgotovki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz ministra oborony RF ot 22.02.2019 g. № 95. Available at: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.003673571727291591
Статья поступила в редакцию 30.03.21
УДК 378.1 (088.72)
Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of General Pedagogy and Educatonal Technologies,
Stavropol State Pedagogical Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Yashutkin V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical
Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Dudayev G.S.-H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF BRANDING IMPLEMENTATION IN A UNIVERSITY. The task of the article is to determine the methodological foundations of the process of developing the brand of a pedagogical university. The branding of the pedagogical university should be understood as a holistic system of techniques and methods of formation, development and further promotion of the brand. The brand of the pedagogical university created in the process of branding ensures: the emergence of an interested target audience; guaranteed budget financing prospects and inflow of extra-budgetary cash; value against the competition sustainability of international contacts and other benefits. In this regard, the authors analyzed the essential, structural and functional characteristics of the concept of "brand of a pedagogical university", and also considered the concepts of "branding" and "rebranding" as the processes of creating and updating the brand of an educational organization. The consideration of the basic concepts allows the authors to turn to the justification of the methodology for the implementation of the branding process in a pedagogical university. As such, the authors update axiological, subject-personal, and activity-creative methodological approaches.
Key words: brand of pedagogical university, branding, rebranding, methodological approach, value, personal development, subject, activity, creativity.
A.В. Шумакова, д-р пед. наук, доц., зав. каф. обшей педагогики и образовательных технологий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: alex-2a@ yandex.ru
B.А. Яшуткин, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРЕНДИНГА В ВУЗЕ
Целью представленной статьи является определение методологических основ процесса разработки бренда педагогического вуза. Брендинг педагогического вуза следует понимать в качестве целостной системы приемов и методов формирования, развития и дальнейшего продвижения бренда. Созданный в процессе брендинга бренд педагогического вуза обеспечивает возникновение заинтересованной целевой аудитории; гарантированные перспективы бюджетного финансирования и приток внебюджетных денежных средств; ценностную значимость на фоне конкурентов; устойчивость международных контактов и другие преимущества. В связи с этим авторы проанализировали сущностные, структурные и функциональные характеристики понятия «бренд педагогического вуза», а также рассмотрели понятия «брендинг» и «ребрендинг» в качестве процессов создания и обновления бренда образовательной организации. Рассмотрение базовых понятий позволило авторам обратиться к обоснованию методологии осуществления процесса брендинга в педагогическом вузе. В качестве таковых авторы актуализировали аксиологический, субъектно-личностный и деятельностно-творческий методологические подходы.
Ключевые слова: бренд педагогического вуза, брендинг, ребрендинг, методологический подход, ценность, развитие личности, субъект, деятельность, творчество.
Понятия «бренд», «брендинг» и «ребрендинг» изначально были распространены исключительно в сфере маркетинга, вместе с тем в современных социально-экономических реалиях они могут и должны использоваться в отечественной педагогической науке и практике. С этой целью необходимо изучить и обосновать методологию осуществления процесса брендинга в педагогическом вузе, что требует обращения к смысловому значению понятия «бренд педагогического вуза». При этом важно иметь в виду, что изучение и обоснование сущностных характеристик бренда педагогического вуза в настоящее время достаточно затруднительно в силу определенной неоднозначности научной трактовки категориального смысла базового понятия «бренд», обладающего выраженным междисциплинарным значением. Кроме этого, научно-педагогическое осмысление понятия бренда также проблематично по причине его изначального использования исключительно в маркетинге и в силу этого обладающего соответствующим маркетинговым значением. Тем не менее социально-экономическая реальность современной России и отечественного образования актуализирует необходимость разработки в российском педагогическом знании инновационных категорий и понятий, обусловливающих возможность последующего поступательного развития российской педагогической науки и соответствующей образовательной практики. Поэтому использование в российском научно-педагогическом тезаурусе понятий «бренд» и «брендинг» (в том числе «ребрендинг»), вне всякого сомнения, является своевременным и актуальным. Обратимся в связи с этим к рассмотрению сущностных характеристик обозначенных понятий [1 - 7].
Изучение работ зарубежных и отечественных авторов позволило констатировать, что бренд педагогического вуза представляет собой системное образование, наделенное стабильной социальной ценностью. При этом данное образование целостно структурировано следующими объективными и субъективными компонентами: наименованием педагогического вуза, его аббревиатурой, отображением наименования вуза в соответствующем графическом изображении (логотипе) и музыкально-словесном отражении (гимне); образовательным процессом со всеми его специфическими характеристиками: уровнем качества образовательных результатов и факторами, их обеспечивающими; миссией и ценностями педагогического вуза, отраженными в информации о каких-либо его (вуза) уникальных преимуществах перед другими высшими учебными заведениями подобного профиля; ценностным отношением сотрудников к своему вузу, объединенных общей корпоративной культурой; имиджем педагогического вуза, представленным системной целостностью ожиданий, ассоциаций, приписываемых вузу целевой аудиторией и общественностью в целом.
В свою очередь, брендинг педагогического вуза следует понимать в качестве целостной системы приемов и методов формирования, развития и дальнейшего продвижения бренда. Созданный в процессе брендинга бренд педагогического вуза обеспечивает:
1) возникновение заинтересованной целевой аудитории;
2) гарантированные перспективы бюджетного финансирования и приток внебюджетных денежных средств;
3) ценностную значимость на фоне конкурентов;
4) устойчивость международных контактов;
5) высокий конкурс между поступающими в вуз абитуриентами;
6) интерес работодателей к выпускникам образовательной организации.
В рамках брендинга в педагогическом вузе по необходимости обязательно осуществляется процедура ребрендинга. Ребрендинг (англ. rebranding) является активной, целенаправленной управленческой стратегией, представленной системным, целостным комплексом мероприятий по обновлению бренда в целом либо его структурных компонентов: названия, логотипа, визуального и (или) вербального оформления с целью изменения (в определенной степени) позиционирования вуза. Ребрендинг осуществляется в рамках коррекции концептуальной идеи бренда образовательной организации. Это означает, что в
педвузеиегообразовательномпродукте(услугах)произошлизначительныеизмене-ния [1; 2].
Обратимся теперь к рассмотрению и обоснованию методологической основы осуществления брендинга в педагогическом вузе.
При этом методология (от греч. methodos - способ познания и logos - учение, слово) является системой наиболее фундаментальных принципов, подходов и методов, являющихся основой конкретного научного знания науки. Методологическое знание может выступать в форме определенных предписаний, прямых указаний к конкретной научно-исследовательской деятельности (Э.Г. Юдин). В свою очередь, методология науки в своем основании структурируется системой тех или иных методологических подходов. В своем функциональном значении методологический подход: 1) «задает модель авторского видения, понимания и интерпретации явлений, фактов и событий»; 2) «выступает своеобразным научно обоснованным аксиоматическим каноном» их (явлений, фактов, событий) целостного анализа» При этом важно понимать, «что ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики исследования, в связи с этим в каждом конкретном исследовании обычно реализуется их некоторая совокупность» [3, с. 24].
Рассмотрим методологические подходы осуществления брендинга в педагогическом вузе.
Аксиологический подход к изучению проблем осуществления брендинга е педагогическом вузе. Данный подход позволяет рассмотреть явление бренда и брендинга педагогического вуза с ценностных позиций. В аксиологическом значении актуальной чертой бренда является его социальная ценность, характеризующаяся общественной значимостью таких его параметров, как:
- пониманием абитуриентами социокультурной ценности бренда при выборе вуза: их осведомленностью о вузе, уважительным отношением к нему на основе понимания преимуществ обучения в вузе по сравнению с другими образовательными организациями;
- общей перспективной ответственностью всех субъектов образовательных и послеобразовательных отношений в системе вуз - студент - работодатель;
- поддержанием долгосрочной значимости бренда как целостной системы его рыночных и социокультурных характеристик посредством актуальных маркетинговых исследований, а также постоянного изучения динамики мнения целевой аудитории о вузе [1].
Общественная значимость (ценность) бренда педагогического вуза отражает в себе все специфические категориальные характеристиками явления ценности. Ориентируясь на научные взгляды отечественных авторов, конкретизируем эти характеристики в социальной ценности бренда педагогического вуза следующим образом:
- социальная ценность бренда педагогического вуза существует только в социокультурном мире. Поэтому значимость брендовых характеристик образовательной организации не есть изначально природно-заданная, она производна от отношения целевой аудитории и окружающего социума к педагогическому вузу на основе того, что создал ее коллектив в процессе истории учреждения;
- социальная ценность бренда педагогического вуза представлена исключительно позитивно значимыми его (вуза) параметрами, обеспечивающими возможность конструктивного развития образовательных субъектов вуза и окружающего вуз социума;
- в социальной ценности бренда педагогического вуза представлены те характеристики его образовательной среды, которые обусловливают уникальность вуза, выделяя его из ряда образовательных организаций подобного профиля;
- социальная значимость бренда педагогического вуза возникает в процессе его оценки целевой аудиторией (абитуриентами, родителями, работодателями). При этом такая оценка имеет позитивный характер, так как детерми-
нируется соответствием вуза современным требованиям социума к качеству педагогического образования;
- социальная ценность бренда педагогического вуза представлена двумя рядами значений: «объективными значениями» и «личностными смыслами». Первое понятие характеризует объективный элемент в ценности бренда (его определенные свойства), смысл же отражает активное эмоциональное отношение целевой аудитории к этому объективному элементу;
- социальная ценность бренда педагогического вуза взаимосвязана с явлениями «творчество» и «субъект творчества», так как бренд представляет собой результат свободной творческой брендовой деятельности коллектива сотрудников вуза;
- социальная значимость бренда педагогического вуза отражает в себе определенные ценностные идеалы. При этом идеал в нравственно-этическом значении трактуется в качестве определенного универсального стандарта. Это в наиболее общем, фундаментальном смысле слова абсолютное представление о том, что есть благо. В этом плане сам бренд и его создание должны быть ориентированы на фундаментальную ценностную триаду: «красота - добро - истина» [4; 5].
Субъектно-личностный подход к изучению проблем осуществления брендинга в педагогическом вузе. Центральными научными понятиями, определяющими методологическое значение субъектно-личностного подхода, являются термины «развитие личности» и «субъект деятельности».
В целом современный уровень развития науки позволяет сделать вывод о том, что развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру. Важно подчеркнуть, что важнейшим результатом становления личности является высокий уровень развитости ее творческого потенциала. Для этого необходимо, чтобы человек стал субъектом своей деятельности [6].
Понятие субъекта не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, степени сформированности ценностных ориентаций. Через понятие субъекта поэтому «передается и мера его активности, и социальная сущность сознания, действия, отношений». Это определяет возможность регуляции дея-
Библиографический список
тельности, изменения своих позиций по ходу ее осуществления. Именно способностью личности к самоорганизации, саморегуляции, к развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности объясняется человеческая активность [4].
В целом значение субъектно-личностного подхода к изучению проблем осуществления брендинга в педагогическом институте является двойственным. С одной стороны, исходя из требований этого подхода, в бренде вуза должны быть отражены идеи эффективного развития личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, с другой - обозначенный методологический подход научно подтверждает конструктивную роль субъектной позиции личности специалистов педагогического вуза при осуществлении деятельности по брендингу и ребрендингу в условиях образовательной организации.
Деятельностно-творческий подход и его методологическое значение для изучения проблем осуществления брендинга в педагогическом вузе. В целом деятельностно-творческий подход к изучению проблем осуществлению брендинга в педагогическом вузе позволяет структурировать теоретическую основу брендинга и ребрендинга в образовательной организации средствами смысловых характеристик базовых категорий деятельности и творчества. В этом плане:
- деятельность по брендингу и ребрендингу должна удовлетворять соответствующие потребности вуза и целевой аудитории;
- деятельность по брендингу и ребрендингу ориентирована на создание специфического предмета (продукта) - бренда педагогического вуза, в ходе создания которого совершенствуется профессиональное мастерство специалистов в данной области;
- деятельность по брендингу и ребрендингу в педагогическом институте всегда целенаправленна, так как требует постановки четко обоснованных промежуточных и конечной целей и соответствующего планирования;
- при брендинге и ребрендинге специалисты несут ответственность перед вузом и целевой аудиторией за результаты своей профессиональной деятельности и поведения;
- деятельность по брендингу и ребрендингу - это деятельность творческая, которая характеризуется новизной полученного результата (уникальностью разработанного бренда). Такая деятельность является свободной, но ее свобода ограничена необходимостью учитывать сложившиеся традиции в вузе и социуме.
В целом определение методологических подходов к осуществлению брен-динга в педагогическом вузе позволяет создать необходимые предпосылки для успешности и эффективности работы по созданию бренда образовательной организации.
1. Ванюшкина В.В. Бренд высшего образовательного учреждения: особенности формирования и продвижения. Автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2011.
2. Ньюмейер М. Разрыв бренда. Как возвести мост между стратегией бизнеса и креативностью. Москва: Вильямс, 2006.
3. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
5. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Бренд педагогического вуза: сущность, структура и аксиологическая характеристика. Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020; Ч. 4, № 61: 30 - 35.
6. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 142 - 144.
7. Павлова С.А., Дудаев ГС.-Х. Подготовка будущих педагогов к организации воспитания школьников в условиях профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 394 - 396.
References
1. Vanyushkina V.V. Brend vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: osobennosti formirovaniya i prodvizheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.
2. N'yumejer M. Razryv brenda. Kak vozvesti most mezhdu strategiej biznesa i kreativnost'yu. Moskva: Vil'yams, 2006.
3. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.
4. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva, 1984.
5. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Brend pedagogicheskogo vuza: suschnost', struktura i aksiologicheskaya harakteristika. Nacional'naya associaciya uchenyh (NAU). 2020; Ch. 4, № 61: 30 - 35.
6. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Metodologicheskie osnovy podgotovki buduschih uchitelej k obespecheniyu bezopasnosti obrazovatel'noj sredy obscheobrazovatel'noj shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 142 - 144.
7. Pavlova S.A., Dudaev G.S.-H. Podgotovka buduschih pedagogov k organizacii vospitaniya shkol'nikov v usloviyah professional'nogo obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 394 - 396.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 378
Tantsura T.A., senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF MODERN APPROACHES TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE CONCERNING DISTANCE LEARNING. The article analyzes ways of implementing modern approaches in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. The author notes the peculiarities of formation of foreign language communicative competence in the process of educational activities with the use of a distance format. The article considers the application of the project method as an effective educational and methodological means of teaching. The author emphasizes that the use of the project method with the use of modern digital technologies is the creation of a modern foreign-language educational environment, since it contributes to the formation and development of information analysis skills, critical thinking, search and development of a strategy for solving professionally significant tasks. The combination of independent work and teamwork leads to the formation of a stable motivation to learn a foreign language and, as a result, to the growth of foreign language communicative competence.
Key words: foreign language communicative competence, pedagogical cooperation, speech interaction, communicative approach, project method.