нируется соответствием вуза современным требованиям социума к качеству педагогического образования;
- социальная ценность бренда педагогического вуза представлена двумя рядами значений: «объективными значениями» и «личностными смыслами». Первое понятие характеризует объективный элемент в ценности бренда (его определенные свойства), смысл же отражает активное эмоциональное отношение целевой аудитории к этому объективному элементу;
- социальная ценность бренда педагогического вуза взаимосвязана с явлениями «творчество» и «субъект творчества», так как бренд представляет собой результат свободной творческой брендовой деятельности коллектива сотрудников вуза;
- социальная значимость бренда педагогического вуза отражает в себе определенные ценностные идеалы. При этом идеал в нравственно-этическом значении трактуется в качестве определенного универсального стандарта. Это в наиболее общем, фундаментальном смысле слова абсолютное представление о том, что есть благо. В этом плане сам бренд и его создание должны быть ориентированы на фундаментальную ценностную триаду: «красота - добро - истина» [4; 5].
Субъектно-личностный подход к изучению проблем осуществления брендинга в педагогическом вузе. Центральными научными понятиями, определяющими методологическое значение субъектно-личностного подхода, являются термины «развитие личности» и «субъект деятельности».
В целом современный уровень развития науки позволяет сделать вывод о том, что развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру. Важно подчеркнуть, что важнейшим результатом становления личности является высокий уровень развитости ее творческого потенциала. Для этого необходимо, чтобы человек стал субъектом своей деятельности [6].
Понятие субъекта не просто обозначает того, кто действует, сознает, относится и т.д. Оно исходно характеризует личностное в человеке, избранные способы осуществления действий, осознания мира в зависимости от социальной позиции, степени сформированности ценностных ориентаций. Через понятие субъекта поэтому «передается и мера его активности, и социальная сущность сознания, действия, отношений». Это определяет возможность регуляции дея-
Библиографический список
тельности, изменения своих позиций по ходу ее осуществления. Именно способностью личности к самоорганизации, саморегуляции, к развитию и осуществлению себя как субъекта деятельности объясняется человеческая активность [4].
В целом значение субъектно-личностного подхода к изучению проблем осуществления брендинга в педагогическом институте является двойственным. С одной стороны, исходя из требований этого подхода, в бренде вуза должны быть отражены идеи эффективного развития личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки, с другой - обозначенный методологический подход научно подтверждает конструктивную роль субъектной позиции личности специалистов педагогического вуза при осуществлении деятельности по брендингу и ребрендингу в условиях образовательной организации.
Деятельностно-творческий подход и его методологическое значение для изучения проблем осуществления брендинга в педагогическом вузе. В целом деятельностно-творческий подход к изучению проблем осуществлению брендинга в педагогическом вузе позволяет структурировать теоретическую основу брендинга и ребрендинга в образовательной организации средствами смысловых характеристик базовых категорий деятельности и творчества. В этом плане:
- деятельность по брендингу и ребрендингу должна удовлетворять соответствующие потребности вуза и целевой аудитории;
- деятельность по брендингу и ребрендингу ориентирована на создание специфического предмета (продукта) - бренда педагогического вуза, в ходе создания которого совершенствуется профессиональное мастерство специалистов в данной области;
- деятельность по брендингу и ребрендингу в педагогическом институте всегда целенаправленна, так как требует постановки четко обоснованных промежуточных и конечной целей и соответствующего планирования;
- при брендинге и ребрендинге специалисты несут ответственность перед вузом и целевой аудиторией за результаты своей профессиональной деятельности и поведения;
- деятельность по брендингу и ребрендингу - это деятельность творческая, которая характеризуется новизной полученного результата (уникальностью разработанного бренда). Такая деятельность является свободной, но ее свобода ограничена необходимостью учитывать сложившиеся традиции в вузе и социуме.
В целом определение методологических подходов к осуществлению брен-динга в педагогическом вузе позволяет создать необходимые предпосылки для успешности и эффективности работы по созданию бренда образовательной организации.
1. Ванюшкина В.В. Бренд высшего образовательного учреждения: особенности формирования и продвижения. Автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2011.
2. Ньюмейер М. Разрыв бренда. Как возвести мост между стратегией бизнеса и креативностью. Москва: Вильямс, 2006.
3. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
5. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Бренд педагогического вуза: сущность, структура и аксиологическая характеристика. Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020; Ч. 4, № 61: 30 - 35.
6. Шумакова А.В., Яшуткин В.А. Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 142 - 144.
7. Павлова С.А., Дудаев ГС.-Х. Подготовка будущих педагогов к организации воспитания школьников в условиях профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 394 - 396.
References
1. Vanyushkina V.V. Brend vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: osobennosti formirovaniya i prodvizheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.
2. N'yumejer M. Razryv brenda. Kak vozvesti most mezhdu strategiej biznesa i kreativnost'yu. Moskva: Vil'yams, 2006.
3. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.
4. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva, 1984.
5. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Brend pedagogicheskogo vuza: suschnost', struktura i aksiologicheskaya harakteristika. Nacional'naya associaciya uchenyh (NAU). 2020; Ch. 4, № 61: 30 - 35.
6. Shumakova A.V., Yashutkin V.A. Metodologicheskie osnovy podgotovki buduschih uchitelej k obespecheniyu bezopasnosti obrazovatel'noj sredy obscheobrazovatel'noj shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 142 - 144.
7. Pavlova S.A., Dudaev G.S.-H. Podgotovka buduschih pedagogov k organizacii vospitaniya shkol'nikov v usloviyah professional'nogo obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 394 - 396.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 378
Tantsura T.A., senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF MODERN APPROACHES TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE CONCERNING DISTANCE LEARNING. The article analyzes ways of implementing modern approaches in teaching a foreign language to students of a non-linguistic university. The author notes the peculiarities of formation of foreign language communicative competence in the process of educational activities with the use of a distance format. The article considers the application of the project method as an effective educational and methodological means of teaching. The author emphasizes that the use of the project method with the use of modern digital technologies is the creation of a modern foreign-language educational environment, since it contributes to the formation and development of information analysis skills, critical thinking, search and development of a strategy for solving professionally significant tasks. The combination of independent work and teamwork leads to the formation of a stable motivation to learn a foreign language and, as a result, to the growth of foreign language communicative competence.
Key words: foreign language communicative competence, pedagogical cooperation, speech interaction, communicative approach, project method.
Т.А. Танцура, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
В статье анализируются возможности реализации современных подходов в обучении иностранному языку студентов нелингвистического вуза. Автором отмечаются особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности с использование дистанционного формата. В статье рассматривается применение метода проектов в качестве эффективного учебно-методического средства обучения. Автор подчеркивает, что использование метода проектов с применением современных цифровых технологий представляет собой создание современной иноязычной образовательной среды, поскольку способствует формированию и развитию навыков анализа информации, критического мышления, поиска и выработке стратегии решения профессионально значимых задач. Сочетание самостоятельной работы и работы в команде побуждает к формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка и, как следствие, к росту иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, педагогическое сотрудничество, речевое взаимодействие, коммуникативный подход, метод проектов.
В настоящее время, когда одной из важных характеристик молодого поколения является мобильность, которая обусловлена процессами глобализации в мире, владение иностранным языком (а лучше несколькими) становится насущной необходимостью начинающих свой карьерный путь специалистов. Современные вузы содействуют желанию студентов расширить границы профессиональных компетенций, реализуя программу академической мобильности. В Финансовом университете данная программа реализуется под названием «Включенное обучение», освоение которой позволяет студентам овладеть спецификой аспектов профессиональной деятельности их направления подготовки за рубежом, а также повысить уровень владения иностранным языком благодаря активному применению в реальных условиях иноязычного общения. Опыт раннего взаимодействия в профессиональной сфере становится существенным толчком к продолжению профессиональной карьеры за границей. В этой связи мобильность можно рассматривать как важную характеристику распределения трудовых ресурсов, что оказывает определенное воздействие не только на рынок труда, но и на процессы, происходящие в сфере образования. Следует отметить, что участие студентов в программе «Включенное обучение» предусматривает наличие высокого уровня владения иностранным языком, поскольку обучение за рубежом ведется полностью на иностранном языке, что способствует совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Знание иностранного языка можно рассматривать не только как возможность, но и как условие получения качественного профессионального образования в странах Европы.
В последние десятилетия в педагогике и методике преподавания иностранного языка были определены методы обучения, которые являются эффективными в формировании и развитии у студентов неязыковых вузов иноязычной коммуникативной компетенции с учетом профессионального направления подготовки. Основой для разработки новых педагогических технологий является компетентностное обучение иностранному языку с применением коммуникатив-но-деятельностного подхода с учетом профессиональной составляющей направления подготовки студента. Задачей образования настоящего периода является реализация перехода от модели педагогического сотрудничества к процессу самостоятельного развития личности студента. Современные технологии обучения иностранному языку позволяют сформировать опыт самостоятельного овладения новыми знаниями. Овладение стратегиями получения новых знаний останется базовым опытом познания нового и в период обучения в вузе, и течение длительной профессиональной деятельности.
Одним из основных подходов, который занял ведущее место в иноязычном обучении, является коммуникативный. Ряд российских ученых занимались разработкой фундаментальных принципов данного подхода и практических моделей, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В работах И.Я. Зимней, Е.И. Пассова и др. в структуру иноязычной коммуникативной компетенции входят языковая, социолингвистическая и дискурсивная компетенции [1; 2]. При реализации коммуникативного подхода обучения язык рассматривается как инструмент общения на иностранном языке. Учебные задания разрабатываются целенаправленно на создание ситуации реального общения профессионального или межличностного взаимодействия. В процессе выполнения таких заданий студенты овладевают знаниями лексических особенностей и грамматической системы изучаемого языка не изолированно, вне контекста употребления, а применительно к конкретной ситуации межличностного речевого взаимодействия. Это, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие личностных профессионально ориентированных познавательных интересов студентов, что стимулирует рост мотивации к изучению иностранного языка.
Целью коммуникативного подхода обучения является активное взаимодействие студентов на иностранном языке в ситуациях, которые представляют собой неподготовленный контекст, в рамках которого общение является творческим, а не репродуктивным. Оценкой успешного взаимодействия является наличие обратной связи в процессе иноязычной коммуникации, которая выражается
в предъявлении соответствующей ответной реакции-информации контексту заданной ситуации. Вариативность выбора языковых форм выражения коммуникативного намерения свидетельствует об опыте владения студентом языковыми средствами. Студент свободен в выборе языковых средств - что, с использованием какого грамматического построения сказать. Задачей преподавателя является фиксация возможных «погрешностей» студента с целью их анализа после выполнения ими задания.
Наиболее успешно коммуникативный подход реализуется при применении интерактивных способов обучения. Интерактивное обучение прежде всего направлено на активность студента в предлагаемой коммуникативной учебной ситуации. Интерактивные задания направлены на развитие когнитивной и речевой деятельности студента, т.е. обучаемые овладевают новыми языковыми аспектами на материале профессионально ориентированного контекста и осуществляют практическое закрепление умений и навыков в речевом взаимодействии на иностранном языке со студентами группы. Цель интерактивных заданий - побудить студента к решению проблемы, применяя различные языковые средства. Студенты вовлекаются в процесс речевого взаимодействия на иностранном языке, в течение которого они стараются понять проблему, проанализировать ее и представить решение, используя соответствующие контексту лексические единицы и грамматические конструкции. При разработке плана занятия преподаватель включает те виды интерактивных заданий, активизация которых будет наиболее эффективно способствовать усвоению учебного материала студентами.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями студентами в современном университете является базовым элементом содержания образования. В учебных планах предусмотрены общекультурные компетенции, формирование которых основано на овладении основных методов и технологий поиска, анализа, обработки и управления информацией. Использование цифровых технологий в качестве средств обучения стало реалией сегодняшнего процесса обучения. Использование аудио- и видеоматериалов, интернет-ресурсов на занятиях иностранного языка помогает развитию иноязычной лингвистической компетенции и формированию личностного профессионального опыта, основанного на анализе представленного фактического материала. Для более продуктивного взаимодействия преподавателей и студентов в университетах используются системы управления обучением (Learning Management System), на интерфейсе которых размещаются различные учебно-методические материалы, способствующие освоению содержания дисциплины. В Финансовом университете такие системы представлены информационно-образовательным порталом и для студентов дистанционной формы обучения - Moodle. Трудно представить нынешнее взаимодействие «педагог - студент» без использования электронной почты или страницы в социальных сетях, создания и представления презентаций с использованием PowerPoint. Многими учеными отмечается повышение уровня активности студентов при использовании асинхронного взаимодействия студентов с преподавателем посредством электронной почты, форума на информационно-образовательном портале.
При переходе на дистанционный формат обучения в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с короновирусной инфекцией, наиболее оптимальным из интерактивных методов обучения является метод проектов (project-based learning). Его преимуществом является концентрация на самостоятельной деятельности студентов, преподаватель становится консультантом, который контролирует направление деятельности команды студентов, работающих над заданной темой.
На первом этапе преподаватель предлагает студентам по выбору сгруппироваться в команды в составе трех человек. Если точное деление невозможно, преподаватель, принимая во внимание уровень студентов команд, добавляет оставшихся 1 - 2 студентов в уже созданные команды. Далее преподаватель представляет им темы в рамках программного материала, работа над которыми позволит студентам более основательно изучить конкретную профессионально ориентированную задачу, расширить объем индивидуального иноязычного вока-
буляра, закрепить изучаемые грамматические явления. На этом этапе преподаватель объясняет ход работы студентов и настраивает их на выполнение работы по проекту.
Второй этап представляет поиск информации по теме, анализ и переработку для дальнейшего представления. Современные информационно-коммуникационные источники во многом упростили задачу поиска для студентов. Однако за последние годы количество информационных ресурсов увеличилось, и объемы информационных материалов также увеличились, поэтому в этой связи процесс поиска и выборки соответствующего материала для студентов представляет определенную сложность и требует значительных затрат времени. Студенты осваивают способы анализа и обработки материала от общей информации, преобразовывая ее к потребностям конкретной тематики [3]. На данном этапе осуществляется командное взаимодействие по отбору материала для обоснования темы.
Периодические отчеты о результатах работы представляют краткое реферирование информационных материалов, которые студенты команды отобрали, и они дают обоснование необходимости включения данных материалов для раскрытия темы проекта. Студенты - участники команды высказывают свое согласие или несогласие с предлагаемым материалом, обсуждение ведется между участниками команды. Обучение командному взаимодействию, заинтересованности в общекомандном результате способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, основанной на ответственности каждого студента перед членами команды [4]. Поскольку преподаватель постоянно курирует и направляет учебную деятельность студентов, он перед занятием направляет студентам, прикрепляя документ в чате, устойчивые выражения «согласия - несогласия» на иностранном языке для отработки навыка речевой аргументации в процессе активизации данных выражений. В ходе такого взаимодействия у студентов развиваются навыки критического мышления, основанного на осмыслении содержания подобранного материала и рефлексии на его основе [5].
Именно на этом этапе осуществляется работа над определением употребления соответствующих языковых средств, которые позволят наиболее точно и убедительно обосновать решение проблемы, заявленной в теме проекта.
Библиографический список
Третьим, заключительным этапом метода проектов является его представление с использованием визуального ряда в виде презентации в программе PowerPoint. На этом этапе реализуются три базовых компонента структуры речевой деятельности на иностранном языке: оценка, планирование и исполнение. Именно на третьем этапе происходит обобщение опыта планирования стратегии предъявления устного сообщения, определения адекватного способа отбора речевых средств, способствующих успешной презентации информации [6, с. 23]. В устной презентации участвуют все участники команды. Задачей участников других команд является выслушать представление проекта, понять основные пункты информации и после представления проекта задать вопросы, требующие уточнения либо аргументированного пояснения.
На протяжении всей работы над темой проекта студенты свободны в выборе решения проблемы. Несмотря на этапы «мини-отчетов», участники команды взаимодействуют для определения необходимых участков информации, которая будет использована на финальном этапе. Преподаватель остается наблюдателем, который осуществляет своевременную координацию деятельности студентов, осуществляет консультирование относительно выбора языковых средств. Во время презентации проекта преподаватель только фиксирует языковые ошибки, не прерывая речевого взаимодействия студентов. Анализ языковых ошибок осуществляется после представления проектов всех команд.
Работа над проектами в рамках курса иностранного языка способствует формированию навыков выработки стратегии по решению практических задач [7]. Учебная деятельность, основанная на методе проектов, позволяет сформировать навыки поиска, отбора, анализа текстовой информации на иностранном языке. Профессионально ориентированная тематика проектов позволяет расширить знания в сфере направления подготовки студентов и приближает учебную ситуацию к реальной, что будет способствовать автоматическому применению умений и навыков решения сходных задач. Таким образом, применение метода проектов в обучении иностранному языку является эффективным средством повышения мотивации студентов к изучению иностранного языку и развитию иноязычной коммуникативной компетенции с учетом профессионально ориентированного компонента.
1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва, 1989.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва, 1985.
3. Широких А.Ю. Сочетание индуктивных и дедуктивных методов в профессионально-ориентированном обучении английскому языку. Перспективы науки и образования. 2019; № 39 (3): 410 - 422.
4. Melnichuk M.V., Osipova V.M. Cooperative learning as a valuable approach to teaching translation. X Linguae. 2017; № 10 (1): 25 - 33.
5. Кантышева А.А. Развитие критического мышления у студентов профиля «Государственный финансовый контроль» на занятиях иностранному языку в рамках цифрового образования. Самоуправление. 2020; № 4 (121): 31 - 34.
6. Коренева М.Р, Каурова Е.М. Феномен компенсаторной компетенции и репрезентация ее структуры в лингводидактике. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 22 - 25.
7. Староверова Н.П., Кондрахина Н.Г, Петрова О.Н. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку. Самоуправление. 2019; № 2 (115): 189 - 192.
References
1. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Moskva, 1989.
2. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva, 1985.
3. Shirokih A.Yu. Sochetanie induktivnyh i deduktivnyh metodov v professional'no-orientirovannom obuchenii anglijskomu yazyku. Perspektivynaukiiobrazovaniya. 2019; № 39 (3): 410 - 422.
4. Melnichuk M.V., Osipova V.M. Cooperative learning as a valuable approach to teaching translation. X Linguae. 2017; № 10 (1): 25 - 33.
5. Kantysheva A.A. Razvitie kriticheskogo myshleniya u studentov profilya «Gosudarstvennyj finansovyj kontrol'» na zanyatiyah inostrannomu yazyku v ramkah cifrovogo obrazovaniya. Samoupravlenie. 2020; № 4 (121): 31 - 34.
6. Koreneva M.R., Kaurova E.M. Fenomen kompensatornoj kompetencii i reprezentaciya ee struktury v lingvodidaktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 22 - 25.
7. Staroverova N.P., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Ispol'zovanie cifrovyh i informacionnyh tehnologij v processe obucheniya professional'nomu anglijskomu yazyku. Samoupravlenie. 2019; № 2 (115): 189 - 192.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 378.146+004.912
Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State Institute (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State Institute (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF CHECKING STUDENTS' KNOWLEDGE VIA MOODLE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM. Currently, due to the pandemic situation, distance learning and knowledge control is becoming very relevant. Universities are considering various options for using systems that can help in the learning process and test the knowledge of students. The article describes features of conducting and checking the control of students' knowledge through the Moodle learning management system, which is successfully implemented at the Gorno-Altaisk State University. The authors provide specific examples of the use of this system in the educational process, consider educational modules that help teachers, depending on the specifics of the discipline being taught, to choose an auxiliary tool for assessing students' knowledge. The authors conclude that the control of students' knowledge through the Moodle learning management system gives a positive dynamic. Key words: learning process, knowledge control, Moodle learning management system.
И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]