Научная статья на тему 'Совершенствование методической подготовки субъектов информационно-пропагандистской работы в воинской части'

Совершенствование методической подготовки субъектов информационно-пропагандистской работы в воинской части Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / INFORMATION AND PROPAGANDA WORK / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MILITARY PROFESSIONAL TRAINING / GENERAL TECHNIQUE / ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА / PRIVATE TECHNIQUE / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибиков В. А.

Представляя важное направление работы с личным составом информационно-пропагандистская работа предусматривает реализацию комплекса задач по обучению, воспитанию и развитию личности военнослужащих. При наличии заложенного в информационно-пропагандистских мероприятиях большого воспитывающего, обучающего и развивающего потенциала налицо недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц к её проведению. Разработка и внедрение в войсковую практику комплексной методики информационно-пропагандистской работы предполагает обучение военных кадров её использованию на четырёх уровнях личностном, уровне воинских подразделений, в масштабе воинской части и военного гарнизона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODICAL TRAINING OF ACTORS FOR ADVOCACY IN THE UNIT

Presenting an important area of work with the personnel, the information and propaganda work provides for the implementation of a set of tasks for the training, education and development of the identity of servicemen. In the presence of laid in promotional events large raising, training and educational capacity there is insufficient level of professional training of officers to its conduct. The development and implementation of the military practice of a comprehensive methodology of information and propaganda work involves the training of military personnel to use it at four levels personal, military units, on the scale of the military unit and the military garrison.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методической подготовки субъектов информационно-пропагандистской работы в воинской части»

References

1. Korlyakov P.M. Instruktazh kak metod trudovogo obucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1963; 8: 71 - 73.

2. Fedak E.I., Fandyushin A.N. Osnovnye nauchnye podhody k issledovaniyu pedagogicheskogo vzaimodejstviya komandirov s voennosluzhaschimi kontraktnoj sluzhby podrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 2.

3. Feofilaktov I.A. Analiz nauchnoj problematiki povysheniya 'effektivnosti sluzhebno-planovyh form obucheniya voennosluzhaschih nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 05.06.18

УДК 351.851

Tsibikov V.A., Adjunct, Department of Pedagogy of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

IMPROVEMENT OF METHODICAL TRAINING OF ACTORS FOR ADVOCACY IN THE UNIT. Presenting an important area of work with the personnel, the information and propaganda work provides for the implementation of a set of tasks for the training, education and development of the identity of servicemen. In the presence of laid in promotional events large raising, training and educational capacity there is insufficient level of professional training of officers to its conduct. The development and implementation of the military practice of a comprehensive methodology of information and propaganda work involves the training of military personnel to use it at four levels - personal, military units, on the scale of the military unit and the military garrison.

Key words: pedagogical support, information and propaganda work, military professional training, general technique, private technique.

В.А. Цибиков, адъюнкт, каф. педагогики, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации,

г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Представляя важное направление работы с личным составом информационно-пропагандистская работа предусматривает реализацию комплекса задач по обучению, воспитанию и развитию личности военнослужащих. При наличии заложенного в информационно-пропагандистских мероприятиях большого воспитывающего, обучающего и развивающего потенциала налицо недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц к её проведению. Разработка и внедрение в войсковую практику комплексной методики информационно-пропагандистской работы предполагает обучение военных кадров её использованию на четырёх уровнях - личностном, уровне воинских подразделений, в масштабе воинской части и военного гарнизона.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, информационно-пропагандистская работа, военно-профессиональное обучение, общая и частная методика.

Комплексное планирование и выполнение мероприятий педагогического информационно-пропагандистской работы на всех её уровнях - личностном, подразделения, воинской части и военного городка имеет немаловажное значение. Качество проведённых мероприятий находится в зависимости от уровня методической подготовки её субъектов - должностных лиц воинской части, имеющих в подчинении личный состав и (или) обладающих распорядительными полномочиями, от их умений доносить «богатое идейное содержание до сознания каждого слушателя, передавать глубокие, разносторонние теоретические знания другим. Такое умение вырабатывается в процессе практики пропагандистской работы после глубоко и всестороннего изучения её методических основ» [1].

Методическая подготовка офицеров осуществляется:

- в рамках проведения профессионально-должностной подготовки. Профессионально-должностная подготовка в воинской части планируется на год и разрабатывается отдельным приложением к плану подготовки воинской части на учебный год;

- в ходе целевых ежемесячных инструкторско-методиче-ских занятий и при проведении сборов в подготовительные периоды к новым периодам обучения.

Основными задачами методической подготовки офицеров к педагогическому обеспечению информационно-пропагандистской работы в части следует отнести:

- формирование и согласование единых подходов к проведению информационно-пропагандистской работы в рамках военно-педагогического процесса в части и военном городке (местном гарнизоне);

- определение состава учебно-материальной базы информационно-пропагандистской работы и умелое её использование;

- проверку сформированности знаний, умений и навыков офицеров по проведению информационно-пропагандистских мероприятий, анализ и доведение передового опыта информационно-пропагандистской работы.

В программу методической подготовки офицерского состава следует отнести обучение военных кадров общей методике

информационно-пропагандистской работы и частным методикам. Общая методика разрабатывает и исследует возможности соблюдения принципов, которые в равной степени относятся ко всем формам информационно-пропагандистской работы: доступность, яркость, убедительность, ясность, чёткость, наглядность, систематичность в доведении информации. Структура общей методики информационно-пропагандистской работы представляет собой следующие шесть элементов:

1. Основные направления и принципы, установленные программными документами Министерства обороны Российской Федерации (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2], Стратегия социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 г. [3]), определяющие идейное содержание информационно-пропагандистских мероприятий.

2. Организация и планирование информационно-пропагандистской работы, включающая предварительный анализ её состояния.

3. Формы и методы проведения информационно-пропагандистских мероприятий.

4. Организация взаимодействия в интересах проведения информационно-пропагандистских мероприятий.

5. Материально-техническое и (или) социологическое обеспечение информационно-пропагандистской работы.

6. Педагогический анализ эффективности информационно-пропагандистской работы.

Частные методики, опираясь на принципы и структуру общей методики, разрабатывают и развивают наиболее эффективные способы, приёмы и средства проведения информационно-пропагандистских мероприятий на трёх её уровнях. К частным методикам информационно-пропагандистской работы следует отнести методики в составе трех групп по уровням проведения мероприятий.

Первая группа методик - методики, используемые при проведении информационно-пропагандистских мероприятий на уровне личность- подразделение:

- методика оценки ориентированности учебной группы (подразделения) на неофициальные источники информации;

- методика оценки информационных потребностей военнослужащих;

- методика организации и проведения общественно-государственной подготовки;

- методика организации и проведения различных видов информирования (политическое, боевое, правовое, военно-техническое и пр.);

- методика организации и проведения воспитательной работы с военнослужащими (проходящими военную службу по призыву);

- методика информационно-пропагандистского сопровождения занятий по боевой подготовке и развития состязательности среди расчётов, отделений, экипажей в составе одного подразделения с использованием средств наглядной агитации;

- методика изучения (формирования) коллективного мнения личного состава подразделения;

- методика проведения общих собраний с личным составом;

- методика выступления перед строем (обращение командира к личному составу).

Вторая группа методик - методики, используемые при проведении информационно-пропагандистских мероприятий в масштабе воинской части:

- методика проведения Единых дней информирования;

- методика проведения митингов;

- методики проведения воинских ритуалов и почитания воинских традиций, мероприятий, связанных с проведением Дней воинской славы и памятных дней России;

- методика прямого обращения командира к личному составу;

- методика информационно-пропагандистского сопровождения жизнедеятельности воинской части с использованием телерадиоцентров и военных средств массовой информации;

- методика информационно-пропагандистского сопровождения жизнедеятельности воинской части с использованием средств наглядной агитации.

Третья группа методик - методики, используемые при проведении информационно-пропагандистских мероприятий в масштабе военного городка или местного гарнизона. К ней относятся:

- методики проведения воинских ритуалов и почитания воинских традиций, мероприятий, связанных с проведением Дней

Библиографический список

воинской славы и памятных дней России в составе местного гарнизона;

- методика организации и проведения информационно-агитационных акций (работа демонстрационных площадок) для гражданского населения;

- методика проведения совместных конференций с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными организациями;

- методика изучения общественного мнения населения военного городка (местного гарнизона) путём проведения опросов (Интернет-опросов).

Немаловажное значение имеет обучение методике оценки качества проведения информационно-пропагандистской работы на основе анализа следующих показателей:

1. Основные:

- уровень ориентированности личного состава на государственно и общественно значимую информацию;

- уровень подверженности влиянию альтернативных (неофициальных) источников информации;

- оценка подразделения (воинской части) по результатам сдачи предмета «общественно-государственная подготовка»;

- оценка содержания общественного мнения в военном городке и коллективного мнения подразделения (воинской части) относительно хода и результатов выполнения задач, решаемых подразделением или воинской частью.

2. Факультативные:

- уровень методической подготовки офицерского состава к проведению информационно-пропагандистской работы;

- наличие и комплектность учебно-материальной базы (учебные пособия, наглядные пособия по изучаемым темам, тетради с конспектами проведённых занятий, комплекты карты, мультимедийные средства, наглядная агитация).

Таким образом, методическая подготовка офицеров части к педагогическому обеспечению информационно-пропагандистской работы реализуется в рамках двух структурных компонентов: первый компонент - формирование у офицерского состава знаний, умений, навыков информационно-пропагандистской работы в воинской части;

второй компонент - формирование у офицерского состава знаний, умений, навыков информационно-пропагандистской работы вне воинской части.

1. Информационно-пропагандистская работа среди иностранных пассажиров в гражданской авиации: сборник материалов. Москва, 1978.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Available at: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html

3. Стратегия социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Available at: http://sc.mil.ru/ social/strategy.htm

References

1. Informacionno-propagandistskaya rabota sredi inostrannyh passazhirov vgrazhdanskoj aviacii: sbornik materialov. Moskva, 1978.

2. Strategiya nacional'noj bezopasnostiRossijskoj Federacii do 2020 goda. Available at: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html

3. Strategiya social'nogo razvitiya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Available at: http://sc.mil.ru/social/ strategy.htm

Статья поступила в редакцию 12.06.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.