Научная статья на тему 'Развитие информационно-пропагандистской работы в военных округах Российской империи'

Развитие информационно-пропагандистской работы в военных округах Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
841
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПРОПАГАНДА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цибиков Виктор Александрович

В данной статье проводится историко-педагогический анализ развития информационно-пропагандистской работы в военных округах до 1917 года, раскрывается взаимосвязь русской православной традиции, способа комплектования и складывающейся военно-политической обстановки с содержанием информационно-пропагандистских мероприятий, а также раскрывается система и формы их проведения в войсках, тенденции и закономерности развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADVOCACY IN THE MILITARY DISTRICTS OF RUSSIAN EMPIRE

This article provides a historical and pedagogical analysis of the development of advocacy in military districts until 1917, reveals the relationship of the Russian Orthodox tradition, method of acquisition, and the current military-political situation with content outreach, discloses a system and shape their conduct in the armed forces, trends and patterns of development.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-пропагандистской работы в военных округах Российской империи»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ В ВОЕННЫХ ОКРУГАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. В данной статье проводится историко-педагогический анализ развития информационно-пропагандистской работы в военных округах до 1917 года, раскрывается взаимосвязь русской православной традиции, способа комплектования и складывающейся военно-политической обстановки с содержанием информационно-пропагандистских мероприятий, а также раскрывается система и формы их проведения в войсках, тенденции и закономерности развития.

Ключевые слова: идеология, пропаганда, информационно-пропагандистская работа, направления воспитания, военно-педагогический процесс, формы занятий, оценка эффективности.

DEVELOPMENT OF ADVOCACY IN THE MILITARY DISTRICTS OF RUSSIAN EMPIRE

Annotation. This article provides a historical and pedagogical analysis of the development of advocacy in military districts until 1917, reveals the relationship of the Russian Orthodox tradition, method of acquisition, and the current military-political situation with content outreach, discloses a system and shape their conduct in the armed forces, trends and patterns of development.

Keywords: ideology, propaganda, advocacy, direction, education, military and educational process, forms of practice, performance evaluation.

Один из видов работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации -информационно-пропагандистская работа - как сложная системная деятельность берет свое начало со времен создания Петром I регулярной Армии и Флота, а непосредственно в военных округах Российской империи - с 1862 года, когда военным министром Д.А. Милютиным было инициировано проведение военной реформы и в 1864 году именным указом императора Александра II введены в действие положения и штаты военно-окружных управлений [7]. В целом, не выделяя информационно-пропагандистскую работу как самостоятельное направление воспитания личного состава, окружным аппаратом того периода использовались многие ее современные направления и формы.

Специфика содержания информационно-пропагандистской работы была обусловлена действующей на тот момент системой комплектования войск. До введения всеобщей воинской повинности в 1874 году в войска поступали, в основном, рекруты, набираемые из «людей порочных», от которых желали избавиться либо отдавали на службу в армию «за наказание» [5]. По соглашению сторон допускалась замена лица, сдаваемого в рекруты, другим лицом - «наемщиком», представляющим собой крайне ненадежную категорию. Выходцам из крестьянского сословия особенно были свойственны такие качества как высокая религиозность, преданность Государю, трудолюбие и способность стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы. Вместе с тем, городское население и рабочий класс, активно поступающие в войска после 1874 года, в первую очередь, были подвержены революционным настроениям, захватившим Россию во второй половине XIX - начале XX века и вообще составляли «загадочный элемент, тогда как крестьяне почти всегда бывают доброй нравственности, религиозны, послушны и привычны к труду» [8]. При этом следует учесть, что воинские коллективы состояли из представителей различных вероисповеданий и национальностей - мусульман, иудеев, католиков и пр. В боевой состав российской армии входили бурятские казачьи части, Калмыцкое и Башкирское войско, Кавказская туземная дивизия [10]. Определяющим фактором, влияющим на со-

УДК 351.858 В.А. Цибиков

Viktor Tsybikov

© Цибиков В.А., 2015

держание информационно-пропагандистской работы, выступало постоянное участие Российской империи в военных действиях - в русско-турецкой и русско-японской войнах, в военных действиях в Китае и в Первой мировой войне, в подавлении революционного движения. Исходя из вышеприведенных фактов при планировании информационно-пропагандистских мероприятий необходимо было учитывать социально-классовый состав и национальные особенности личного состава, их духовные потребности и обстоятельства поступления на военную службу, состояние дисциплины и общую политическую ситуацию в стране и в мире.

Исходя из анализа правовых актов, изданных военно-окружными управлениями с 1864 по 1917 г., следует отметить, что информационно-пропагандистская работа включала военно-правовое, военно-медицинское и военно-историческое направления, информирование о необходимости соблюдения требований безопасности в ходе повседневной жизни и службы, о примерах мужества и героизма личного состава в ходе военных действий и в мирное время, доведение до личного состава обращений императора, главы Русской Православной Церкви и командующего округом со словами благодарности по результатам выполнения различного рода задач, подписку на периодическую печать и осуществление издательской деятельности, а также информационное обеспечение религиозной работы в войсках [9]. Самостоятельным направлением информационно-пропагандистской работы являлась нейтрализация негативной пропаганды, вызванной начавшимся в русском обществе во второй половине XIX века революционными настроениями. Практически стало нормой отдавать указания о запрете обращений между нижними чинами запрещенных книг, об изъятии из обращения уставов и других нормативных документов частных изданий, не рекомендованных Главным штабом. Практически во всех военных округах проводились проверки содержания офицерских библиотек, обращалось внимание на более строгую проверку книг, находившихся в обращении у нижних чинов. Как писал в своих воспоминаниях генерал А.И.Деникин (1872-1947 гг.) «ввиду таких народных настроений, революционеры, как я уже говорил, подымали народ упрощенным бунтарским лозунгом -«Долой!». А так как при наличии законопослушной армии поднятие восстания было делом безнадежным, то все усилия их были направлены на разложение армии» [3]. В 1917 году создается институт военных комиссаров (политическое управление Военного министерства), который за короткий период своего существования выполнял на постоянной основе, в том числе, задачи по контрпропаганде.

Сравнительный анализ распорядительных документов информационно-пропагандистского характера, отданных командующими подчиненным войскам, показывает, что они по своему содержанию и срокам издания в большинстве случаев не были типовыми и срочными. Не во всех военных округах исполнялись распорядительные документы Военного ведомства, а в некоторых случаях издаваемые военно-окружными управлениями акты противоречили документам вышестоящего штаба. Так, например, в положении о Самарском офицерском собрании, утвержденном приказом командующего войсками Казанским военным округом в 1893 году, предусматривалось определение списка используемой библиотекой литературы усмотрением председателя данного собрания. Вместе с тем, в соответствии с указаниями центрального аппарата от 1891 года право одобрения к обращению или покупке книг в войсковые библиотеки принадлежали исключительно Главному штабу. Кроме того, характерной особенностью издаваемых некоторыми окружными газетами и журналами информационных материалов было то, что излагаемые в них суждения относительно жизнедеятельности и обучения войск не всегда совпадали с позицией официальных изданий Военного ведомства - «Русского инвалида» и «Военного сборника».

Непосредственно в войсках все мероприятия информационно-пропагандистского характера проводились отдельно с каждой категорией военнослужащих - с офицерами и нижними чинами. С офицерами - в ходе заседаний офицерских собраний (батальонных, полковых, гарнизонных и частей войск) в форме лекций, читок литературы, бесед и пр., активного использования полковых библиотек

с тематическими материалами, военно-исторических музеев. В качестве временных членов офицерского собрания допускались священники, что, несомненно, усиливало воспитательное влияние на ее участников. Активно проводились религиозные церемонии с участием священнослужителей как Русской Православной Церкви, так и других традиционных религиозный конфессий. Военно-ученым комитетом Главного штаба составлялся основной каталог для войсковых офицерских библиотек и сборник тем для бесед офицеров в войсковом (офицерском) собрании [6]. Как правило, беседы проводились по вопросам военной администрации, истории войн и военного искусства, по изучению биографий великих военачальников и военно-профессиональным вопросам, а также затрагивали проблемы воинского воспитания и укрепления дисциплины. В целом, в формировании духовно-нравственного облика русского офицера главное внимание уделялось нравственному духу, моральной силе и нравам. Основополагающими добродетелями офицеров считалась воинская честь, гражданский и воинский долг, дисциплина, преданность Отечеству [2]. В некоторых военно-окружных управлениях проводились так называемые «военные беседы» (представляется, что это прообраз профессионально-должностной подготовки в современных управлениях объединений) с офицерами по разным отраслям военного дела, содержание которых издавалось отдельными книгами. «Военные беседы» имели целью распространение военно-теоретических и военно-технических знаний среди офицерского состава.

Особо следует выделить деятельность обществ ревнителей военных знаний, формируемых офицерским составом с целью распространения и пропаганды среди офицеров «военных и общих знаний», в том числе, по вопросам обучения и воспитания войск. Информационно-пропагандистская работа обществ проводилась в форме общих собраний, лекций, бесед, прений по спорным вопросам, выделения представителей общества для участия в юбилейных мероприятиях [1]. Их деятельность была построена на общественных началах, но, вместе с тем, подлежала регулированию со стороны не только общества ревнителей военных знаний Армии и Флота, но и военно-окружных управлений, так как уставы обществ утверждались приказами командующих военными округами.

С нижними чинами пропаганда проводилась в ходе занятий в общей системе боевой подготовки, отражаемых в ротных расписаниях занятий, и имеющих целью воспитать в унтер-офицерах и солдатах религиозные чувства, осознание нравственного долга, святости присяги, преданности Государю, Отечеству и знамени части, в которой военнослужащий проходил службу, развить воинский дух товарищества, беспрекословное повиновение воли начальника. Расписания занятий в подразделениях не составлялись по одной системе и их содержание зависело от того, в какой обстановке находится подразделение: удобство помещения, число обучающих, результат обучения и т.д. Основными формами проведения занятий в системе боевой подготовки подразделений были занятия по словесности, грамотности и духовные беседы священнослужителей, молитвы в утреннее и вечернее время. Занятия по словесности включались в расписания занятий ежедневно в послеобеденное время, занятия же по грамотности, как правило, проводились в свободное время и в общий расчет часов по предметам боевой подготовки не входили. Занятия по грамотности в рамках темы данной статьи рассматриваются как имеющие характер обеспечения информационно-пропагандистской работы, так как знание русского языка - «грамоты» - нижними чинами позволяло многократно повысить эффективность информирования и пропагандистских мероприятий.

Вне системы занятий по боевой подготовке основными формами занятий с личным составом, в ходе которых осуществлялось целенаправленное информационно-пропагандистское воздействие, были также «солдатские чтения» (в том числе, в полковых военно-исторических музеях), доведение информации, содержащейся в указаниях военно-окружных управлений, на общих собраниях всех чинов и, непосредственно, перед строем. При необходимости личный состав обеспечивался памятками по вопросам порядка прохождения военной службы, правилам поведения солдата в различных ситуа-

циях, по порядку представления к государственным наградам и другим вопросам. В ряде округов, в частности, в Петербургском военном округе, предписывалось иметь нижними чинам солдатскую записную книжку и определялся порядок ее ведения.

При проверках состояния работы по воспитанию военнослужащих, в том числе, эффективности мероприятий информационно-пропагандистского характера, командиры подразделений оценивались степенью нравственного, умственного и физического развития подчиненных, их выправкой, опрятностью и здоровьем, что составляло, в конечном итоге, их репутацию как командиров.

Отдельным вопросом следует отразить деятельность органов военного управления по проверке в военных округах вопросов воспитания и «доброй нравственности». Как следует из отчетов Военного ведомства по результатам проверки военных округов[4], критериями эффективности проводимой работы по информированию и пропаганде являлись:

а) субъективная оценка «молодцеватости» войск и «мужественного вида», качества исполнения музыки, строевых песен и прохождения церемониальным маршем после маневров, а также в ходе проверки тактической подготовки - «крепкости духа, непоколебимой уверенности победить или умереть»;

б) результаты групповых бесед с офицерским составом, проводимых, в том числе, в ходе совместных обедов проверяющих и проверяемых;

в) оборудование казарменных помещений картинами, учебными наглядными пособиями, наличие «солдатских читален» в расположениях;

г) техническое состояние воинских церквей и их пропускная способность, наличие полковых священников в войсках и укомплектованность ими согласно штатам;

д) наличие офицерских собраний, инициативность командиров при организации их работы;

е) качество проведения занятий по грамотности и словесности.

Таким образом, в информационно-пропагандистской работе в военном округе второй половины XIX - начала XX века можно выделить следующие основные тенденции:

- активное развитие основных направлений информационно-пропагандистской работы, используемых в современных Вооруженных Силах Российской Федерации, что обусловлено многогранностью военной службы и многообразием решаемых задач, выполнение которых нельзя было обеспечить проведением одних только мероприятий религиозного характера;

- ориентирование информационно-пропагандистских мероприятий, в первую очередь, на военнослужащих, исповедующих православие, что было в значительной мере обусловлено особенностями комплектования русской армии того периода и национальным самосознанием русского народа;

- при использовании форм, методов, приемов и средств информационно-пропагандистской работы основной целью ставилось формирование у личного состава знаний, способствующих реализации политических интересов Российского государства, что обусловлено усилением революционного движениями в тот исторический период, а также войнами;

- мероприятия информационно-пропагандистской работы в военных округах по части организации не носили согласованный характер и в некоторых случаях проводились бессистемно, что вероятно было обусловлено проблемами в организации управления воспитательным процессом - несовершенством ведения делопроизводства, низкой исполнительской дисциплиной, отсутствием системы надлежащего контроля, а в ряде случаев - сознательным нарушением и игнорированием предписаний со стороны руководящего состава округа;

- отсутствовали четкие критерии оценки состояния работы по воинскому воспитанию, в том числе эффективности решения задач информационно-пропагандистской работы.

Библиографический список

1. Абашидзе, Т. Л. Общество ревнителей военных знаний (конец XIX-начало XX века): историческое исследование: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Абашидзе Теймураз Лерьевич. - М., 2002. - 204 с.

2. Алехин, И. А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность / И. А. Алехин, М. А. Низиков // Мир образования. Образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 16-24.

3. Деникин, А. И. Путь русского офицера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai/index.html (дата обращения: 18.11.2014).

4. Куропаткин, А. Н. Отчет о служебной поездке Военного Министра в Туркестанский военный округ в 1901 году / А. Н. Куропаткин. - Спб., 1902. - 147 с.

5. Паруцкий, В. И. Пособие офицеру при ведении занятий с нижними чинами. - Спб., 1903. - 96 с

6. Пузыревский, А. К. Основной каталог для войсковых офицерских библиотек и сборник тем для бесед офицеров в войсковых собраниях / А. К. Пузыревский. - Спб., 1883. - 47 с.

7. Полное собрание законов Российской империи. - М., 1864. ст. 41157.

8. Редигер, А. Ф. Комплектование и устройство вооруженной силы. Российский военный сборник. Выпуск IV. История Русской армии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rp-net.ru/pdf/rvs/vypusk-4.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

9. Теннис, А. И. Алфавитный сборник по Казанскому военному округу за 1865-1910 гг. руководящих приказов, приказаний, циркуляров, объявлений округу и приказов по Военному ведомству и циркуляров Главного штаба / А. И.Теннис. - Казань: типо-лит. окр. штаба, 1911. - 314 с.

10. Шутько, Д. В. Роль религии в воспитании военнослужащих армии Российской империи / Д. В. Шутько // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2012. - № 1. - С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.