Задачей второго этапа формирования профессиональной направленности личности курсантов выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Для этого необходимо помочь первокурснику разобраться в их конфликте и подвести его к тому, чтобы он сам захотел научиться умениям и навыкам положительного взаимоотношения в учебной группе; чтобы на основе локализации аффективного внимания в конкретной ситуации он стремился к самостоятельному, независимому (автономному) проявлению положительного отношения как к различным видам деятельности, так и к окружающему миру.
Задачей третьего этапа формирования профессиональной направленности личности в условиях образовательных учреждений МВД выступает создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Для этого необходимо целенаправленно акцентировать внимание курсантов именно на оттенках, характере проявлений нравственного отношения, что позволит выработать толерантность, склонность обращать внимание именно на них, способствуя аналитическому усвоению их характеристик.
На четвертом этапе формирования профессиональной направленности личности будущего сотрудника ОВД важно закрепить приобретенные умения и навыки этих проявлений. Такое закрепление приводит к пониманию, сопереживанию, содействию другим не только в благоприятных для личности условиях, но и в более сложных, где курсантам для этого необходимо приложить определенные нравственно-волевые усилия.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что в целом морально-психологические особенности сотрудника ОВД проявляются в службе как [1; 2]:
• обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
• понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;
• стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;
• непоколебимая нацеленность на утверждение добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;
• знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;
• глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;
• умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;
• обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
• умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.
Библиографический список
1. Прикладная юридическая психология. Под редакцией А.М. Столяренко. Москва, 2005.
2. Иванова М.Б. Формирование профессиональной направленности личности сотрудников органов внутренних дел. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002; 1 (17).
References
1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 2005.
2. Ivanova M.B. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2002; 1 (17).
Статья поступила в редакцию. 05.05.18
УДК 371
Feofilaktov I.A., Adjunct, Military University of the Russian Defense Ministry, Lieutenant Colonel (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
GUIDANCE OF SERVICE AND PLANNED FORMS OF TRAINING NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. Training and methodical instructions are conducted with the aim to assist officers, sergeants, and sometimes individual soldiers, who will act as assistants to the heads of classes, in preparation for classes. A typical technique of carrying out of educational-methodical training with the sergeants can be illustrated by the experience of the unit. Training instruction is usually combined with exercises and practical work. They are divided into preliminary, current and final. The article details the features of each of these types of instructions.
Key word: instruction, soldiers of national guard, method of training and methodical instruction.
И.А. Феофилактов, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, подполковник, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ - ВИД СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебно-методические инструктажи проводятся с целью с целью оказания помощи офицерам, сержантам, а иногда отдельным солдатам, которые будут выступать в роли помощников руководителей занятия, в подготовке к занятиям. Типичную методику проведения учебно-методического инструктажа с сержантами можно показать на опыте подразделения. Учебное инструктирование, как правило, сочетается с упражнениями и практическими работами. Они разделяются на предварительное, текущее и заключительное. В статье подробно рассмотрены особенности проведения каждого из этих видов инструктажа.
Ключевые слова: инструктирование, военнослужащие национальной гвардии, методика проведения учебно-методического инструктажа.
Государством определён социальный заказ по формированию военно-профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускника путем получения комплекса знаний, умений и навыков по руководству разведывательными подразделениями, подразделениями специального назначения в условиях мирного времени, ведения боевых действий, вооружен-
ного конфликта, режима чрезвычайного положения в сочетании с проведением мероприятий морально психологического обеспечения образовательной деятельности в учебное и вне учебное время. Объектами профессиональной деятельности будущих офицеров являются: боевая, мобилизационная готовность и служебно - боевая деятельность подразделений; боевая подго-
товка, воспитание, воинская дисциплина и морально-психологическое состояние личного состава; эксплуатация вооружения, военной техники и другого имущества подразделений; ведение ротного хозяйства; обеспечение безопасности военной службы.
В практике служебно-боевой деятельности Национальной гвардии Российской Федерации широко используется-инструк-тирование. Его основная цель - четко определить порядок той или иной деятельности. Не допустить отклонений от принятого порядка до достижения нужных результатов. Инструктирование помогает обучаемым осознать цель и способы решения практической задачи, предупреждает не правильное действие военнослужащих и вместе с тем углубляясь, систематизирует и закрепляет изученное ими ранее по данному вопросу. Наряду с практическими рекомендациями и их кратким обоснованием, инструктирование всегда содержит в себе элемент мобилизации, побуждения воинов к действию, что способствует активизации их деятельности и оказывает положительное влияние на их обучение.
В общепедагогической и психологической литературе краткие сведения об инструктирование учащихся даны в работах А.Ф. Протопопова, Н.А. Томина, П.М. Корлякова [1, с. 9]. Основываясь на выводах работ перечисленных авторов и обобщение опыта обучения военнослужащих, в статье анализируется психолого-педагогическая природа инструктирования военнослужащих и обосновываются основные требования к нему. Процесс наставления подчиненного для совершения необходимых действий и выработки определенного поведения называется инструктированием.
Инструктирование связано с конкретным военнослужащим и поэтому не может быть шаблонным. Можно, однако, выделить четыре типа военнослужащих, которые определяют особенности инструктирования со стороны руководителя (командира):
1. Подчиненные, привыкшие к детальному инструктированию. Таким подчиненным нужно детально объяснять, что и когда делать, какие документы использовать, когда применять тот или иной способ действий, и т. д. Этот тип военнослужащих может сделать больше, чем поручено, но для этого необходимы соответствующие разъяснения руководителя. Они проявляют «творчество с разрешения». Очень чувствительны к оценке своей работы, поскольку обычно хорошо представляют, что и как ими сделано.
2. Самостоятельные подчиненные. Этот тип военнослужащих воспринимает при инструктировании только задачу, а остальному не придает особого значения. Они считают, что руководитель не в силах все предусмотреть, и поэтому исходят из конкретных условий, сложившейся обстановки, часто берут на себя смелость действовать вопреки наставлениям руководителя ради лучшего выполнения задачи.
3. Беспокойные исполнители. Они отличаются тем, что после первого инструктирования начинают постоянно беспокоить руководителя по поводу выполнения задачи. Бесконечные объяснения и пояснения настолько увеличивают нагрузку руководителя, что он «наказывает себя» за выбор исполнителя. Таких исполнителей опытный руководитель старается воспитывать, направляя их энергию и беспокойство в нужное русло.
4. Подчиненные, плохо воспринимающие задания. Они обычно слушают, не вникая в суть задания, поэтому выполняют то, что им показалось необходимым. При их инструктировании используется метод «обратной связи» (как понято задание) и какой-либо из методов контроля исполнения.
Инструктирование во всех случаях должно быть целеустремленным, гибким, отвечающим потребностями учебно-боевой деятельности военнослужащих. Упор здесь делается на практически действенную сторону вопроса, на то, как действовать, чтобы получить необходимый результат. При таком подходе имеющейся у военнослужащих представлений и понятия выступают в качестве ориентира, указывается кратчайший путь решения задачи. Во многих случаях инструктирование включает в себя элементы проверки готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи. Такая проверка осуществляется пу-
Библиографический список
тем опроса или путем наблюдения за действием подчиненных. Если во время проверки выясняется, что военнослужащие в силу каких-либо причин не подготовлены к необходимым действиям, то принимаются меры для устранения выявленных недочетов. Проверка теоретических знаний и практических навыков военнослужащих и сотрудников по требованиям безопасности проводится в форме зачета. В случае неудовлетворительно показных знаний повторную проверку назначают не позднее одного месяца со дня предыдущей проверки.
Обучаемые обычно активно воспринимает содержание инструктажа, т. к. рассматривает его как средство помощи в практической работе. Однако их активность заметно снижается, если офицер затягивает инструктирование, повторяется, подробно говорит об уже известном, анализ недостатков-нудными поучениями [2, с. 4].
По назначению инструктирование разделяется на служебное инструктирование перед нарядом, дежурством), учебно-методическое (инструктаж военнослужащих перед занятиями или учениями) и учебное.
Учебно-методические инструктажи проводятся с целью с целью оказания помощи офицерам, сержантам, а иногда отдельным солдатам, которые будут выступать в роли помощников руководителей занятия, в подготовке к занятиям. Типичную методику проведения учебно-методического инструктажа с сержантами можно показать на опыте подразделения. На инструктирование затрачивается не более 30 минут. Учебное инструктирование, как правило, сочетается с упражнениями и практическими работами. Они разделяются на предварительное, текущее и заключительное [3].
Предварительное инструктирование проводится перед упражнениями (практическими действиями) и носит, как правило, коллективный характер. Его цель: во-первых, дать общие указания войнам о предстоящей работе, во-вторых, выделять те моменты, которые являются наиболее важными, предупредить ошибки обучаемых, в-третьих, вызвать у них уверенность в свои силы, в необходимость и возможность выполнения поставленной задачи. В результате предварительного инструктирования воины осознают задачи и характер предстоящей работы.
Текущее инструктирование проводится в ходе упражнений и практических работ или со всеми обучаемыми или с частью из них или индивидуально. Его назначение помочь военнослужащим преодолеть возникшие у них трудности и предупредить ошибку. Содержание и форма текущего инструктирования всегда обусловлена характером и условиями служебно-боевой деятельности Национальной гвардии Российской Федерации. Она может понадобиться военнослужащим в любое время и осуществляться в самых неожиданных ситуациях.
Следовательно, во время текущего инструктирования офицер излишне не вмешивается в деятельность подчиненного. Он побуждает обучаемого проанализировать сложившуюся ситуацию, припомнить, как нужно работать самостоятельно принять требуемое решения. Это создает благоприятные условия для развития у военнослужащих самостоятельности, творческого мышления, умения мобилизовать свои силы для преодоления трудностей.
Цель заключительного инструктирования - подвести итоги проделанному, раскрыть достижения и неудачи, выявить причины последних, указать меры по их предупреждению, а также по исправлению допущенных ошибок. Отмечая все положительное, что достигли военнослужащие во время практической работы, и уделяя внимание анализу допущенных ошибок, офицер еще раз инструктирует всю группу. Заключительный инструктаж помогает каждому обучаемому критически оценить свои знания, навыки, и умения, понять, чему он уже научился и на что ему необходимо обратить внимание.
Методически правильно проводимое инструктирование способствует лучшему усвоению знаний и овладениями практическими навыками, оказывает большое влияние на деятельность военнослужащих в процессе практических работ и упражнений, на формирование у них положительных качеств.
1. Корляков П.М. Инструктаж как метод трудового обучения. Советская педагогика. 1963; 8: 71 - 73.
2. Федак Е.И., Фандюшин А.Н. Основные научные подходы к исследованию педагогического взаимодействия командиров с военнослужащими контрактной службы подразделений внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2016; 2.
3. Феофилактов И.А. Анализ научной проблематики повышения эффективности служебно-плановых форм обучения военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации. Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Москва, 2017.
References
1. Korlyakov P.M. Instruktazh kak metod trudovogo obucheniya. Sovetskaya pedagogika. 1963; 8: 71 - 73.
2. Fedak E.I., Fandyushin A.N. Osnovnye nauchnye podhody k issledovaniyu pedagogicheskogo vzaimodejstviya komandirov s voennosluzhaschimi kontraktnoj sluzhby podrazdelenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 2.
3. Feofilaktov I.A. Analiz nauchnoj problematiki povysheniya 'effektivnosti sluzhebno-planovyh form obucheniya voennosluzhaschih nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 05.06.18
УДК 351.851
Tsibikov V.A., Adjunct, Department of Pedagogy of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
(Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF METHODICAL TRAINING OF ACTORS FOR ADVOCACY IN THE UNIT. Presenting an important area of work with the personnel, the information and propaganda work provides for the implementation of a set of tasks for the training, education and development of the identity of servicemen. In the presence of laid in promotional events large raising, training and educational capacity there is insufficient level of professional training of officers to its conduct. The development and implementation of the military practice of a comprehensive methodology of information and propaganda work involves the training of military personnel to use it at four levels - personal, military units, on the scale of the military unit and the military garrison.
Key words: pedagogical support, information and propaganda work, military professional training, general technique, private technique.
В.А. Цибиков, адъюнкт, каф. педагогики, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации,
г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
Представляя важное направление работы с личным составом информационно-пропагандистская работа предусматривает реализацию комплекса задач по обучению, воспитанию и развитию личности военнослужащих. При наличии заложенного в информационно-пропагандистских мероприятиях большого воспитывающего, обучающего и развивающего потенциала налицо недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц к её проведению. Разработка и внедрение в войсковую практику комплексной методики информационно-пропагандистской работы предполагает обучение военных кадров её использованию на четырёх уровнях - личностном, уровне воинских подразделений, в масштабе воинской части и военного гарнизона.
Ключевые слова: педагогическое обеспечение, информационно-пропагандистская работа, военно-профессиональное обучение, общая и частная методика.
Комплексное планирование и выполнение мероприятий педагогического информационно-пропагандистской работы на всех её уровнях - личностном, подразделения, воинской части и военного городка имеет немаловажное значение. Качество проведённых мероприятий находится в зависимости от уровня методической подготовки её субъектов - должностных лиц воинской части, имеющих в подчинении личный состав и (или) обладающих распорядительными полномочиями, от их умений доносить «богатое идейное содержание до сознания каждого слушателя, передавать глубокие, разносторонние теоретические знания другим. Такое умение вырабатывается в процессе практики пропагандистской работы после глубоко и всестороннего изучения её методических основ» [1].
Методическая подготовка офицеров осуществляется:
- в рамках проведения профессионально-должностной подготовки. Профессионально-должностная подготовка в воинской части планируется на год и разрабатывается отдельным приложением к плану подготовки воинской части на учебный год;
- в ходе целевых ежемесячных инструкторско-методиче-ских занятий и при проведении сборов в подготовительные периоды к новым периодам обучения.
Основными задачами методической подготовки офицеров к педагогическому обеспечению информационно-пропагандистской работы в части следует отнести:
- формирование и согласование единых подходов к проведению информационно-пропагандистской работы в рамках военно-педагогического процесса в части и военном городке (местном гарнизоне);
- определение состава учебно-материальной базы информационно-пропагандистской работы и умелое её использование;
- проверку сформированности знаний, умений и навыков офицеров по проведению информационно-пропагандистских мероприятий, анализ и доведение передового опыта информационно-пропагандистской работы.
В программу методической подготовки офицерского состава следует отнести обучение военных кадров общей методике
информационно-пропагандистской работы и частным методикам. Общая методика разрабатывает и исследует возможности соблюдения принципов, которые в равной степени относятся ко всем формам информационно-пропагандистской работы: доступность, яркость, убедительность, ясность, чёткость, наглядность, систематичность в доведении информации. Структура общей методики информационно-пропагандистской работы представляет собой следующие шесть элементов:
1. Основные направления и принципы, установленные программными документами Министерства обороны Российской Федерации (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2], Стратегия социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 г. [3]), определяющие идейное содержание информационно-пропагандистских мероприятий.
2. Организация и планирование информационно-пропагандистской работы, включающая предварительный анализ её состояния.
3. Формы и методы проведения информационно-пропагандистских мероприятий.
4. Организация взаимодействия в интересах проведения информационно-пропагандистских мероприятий.
5. Материально-техническое и (или) социологическое обеспечение информационно-пропагандистской работы.
6. Педагогический анализ эффективности информационно-пропагандистской работы.
Частные методики, опираясь на принципы и структуру общей методики, разрабатывают и развивают наиболее эффективные способы, приёмы и средства проведения информационно-пропагандистских мероприятий на трёх её уровнях. К частным методикам информационно-пропагандистской работы следует отнести методики в составе трех групп по уровням проведения мероприятий.
Первая группа методик - методики, используемые при проведении информационно-пропагандистских мероприятий на уровне личность- подразделение: