Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / АНТИЭКСТРЕМИСТСКАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Аракелян Артём Артурович

В статье рассмотрена специфика педагогической деятельности по профилактике распространения идеологии экстремизма в образовательных организациях. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы. Обращено внимание на системный характер профилактики, объединяющей урочную и внеурочную виды деятельности школьников. Раскрыт значительный потенциал внеурочной деятельности в профилактической работе по предупреждению распространения идей экстремизма в школе. Приведены примеры конкретных форм организации профилактической работы. особое внимание обращено на неделю / месячник «Экстремизму - нет!». Обозначены позитивные результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Аракелян Артём Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITIES TO COUNTER THE SPREAD OF EXTREMIST IDEOLOGY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article considers the specifics of pedagogical activities to prevent the spread of the ideology of extremism in educational organizations. The relevance of the problem under consideration is justified. Attention is drawn to the systemic nature of prevention, combining the training and out-of-hours activities of schoolchildren. A significant potential of extra-time activity in preventive work to prevent the spread of the ideas of extremism in school has been revealed. Examples of specific forms of organization of preventive work are given. particular attention is paid to the week/month "Extremism - no!." Positive results of the pilot work are outlined.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Литература:

1. Бугославская А.В. Формы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 42-44.

2. Бугославская А.В. Этапы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 7-9.

3. Вовк Е.В. Тьюторское сопровождение детей как средство решения проблемы их адаптации к социально-образовательному пространству организации дошкольного образования // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 12-14.

4. Шерайзина Р.М., Юшкевич Е.В. Комплекс организационно-педагогических условий педагогического сопровождения саморазвития учащихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 275-278.

УДК 371.8

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

аспирант Аракелян Артём Артурович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается усиление активности экстремистских и террористических организаций, связанной с переделом влияния в мировом сообществе. Названия «ИГИЛ», «Джабхат ан-нусра», «Аль-Каида» и многие другие, к сожалению, у нас на слуху ежедневно. Используя в полной мере мощный потенциал современных средств передачи информации, экстремистские и террористические организации распространяют свою преступную идеологию со значительной скоростью и на огромные пространства.

Постоянно в сети интернет возникают все новые ресурсы с информацией явно экстремистского толка, для обнаружения и блокировки которых требуется определенное время. Соответственно, часть информации может найти своего потенциального «потребителя». Под особенно серьезной угрозой находятся подростки, юноши и молодежь, чье мировоззрение еще только находится в стадии активного становления. Именно в эти возрастные периоды закладывается базис системы общественно-культурных ценностей, который очень трудно поддается корректировке в будущем. Пользуясь доверчивостью и максимализмом суждений подрастающего поколения, экстремистские и террористические организации для вербовки в ряды своих сторонников активно используют социальные сети и другие интернет - ресурсы, распространяя в них свой преступный контент.

В обозначенном ракурсе значительная доля ответственности за формирование мировоззрения подрастающего поколения ложится на систему образования. Именно педагоги оказываются на своеобразной «передовой» борьбы с распространением идеологии экстремизма в молодежной среде совершая превентивные действия, организуя профилактическую работу с обучающимися, чтобы сформировать в их сознании систему антиэкстремистских ценностей, отвечающих общепринятым социальным убеждениям.

Изложение основного материала исследования. С точки зрения педагогической деятельности формирование у обучающихся обозначенных убеждений, рассматриваемой в Федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования в виде антиэкстремисткой личностной позиции, является необходимым условием достижения выпускниками образовательных результатов. Обозначенная проблематика в различных вариантах нашла отражение в работах Е.П. Белинской, И.В. Гайдомашко, В.В. Гафнера, Е.М. Дубовской, М.А. Картавых, О.А. Манжуковой, Т.Д. Марцинковской, В.А. Мижерикова, В.А. Попова, А.А. Реана, А.А. Свиридова.

На значительный превентивный потенциал педагогической деятельности по профилактике распространения идеологии экстремизма обращается внимание в работах Е.П. Белинской, Т.Д. Марцинковской, А.А. Реан [6]. В настоящем исследовании мы опираемся на авторское определение понятия «антиэкстремистская личностная позиция», сформулированное В.В. Гафнером, который акцентирует внимание на мировоззренческой сущности обозначенного социального и педагогического феномена, включающего систему ценностей, взглядов, установок и мотивов, и подразумевающую категоричное отрицание проявлений экстремизма с собственной стороны и неприятие таких действий со стороны других людей [1]. При этом авторы считают необходимым уточнить высказанные В.В. Гафнером положения и дополнить их более выраженной когнитивной составляющей. Когнитивный блок антиэкстремистской личностной позиции подразумевает знания обучающихся о преступной сущности экстремизма как актуального социального вызова, его основных признаках и ведущих экстремистских организациях, получивших распространение в мире, в нашей стране, в отдельных ее регионах.

Обратим внимание то тот факт, что с педагогической точки зрения профилактическая работка по не распространению среди обучающихся идеологии экстремизма и формированию антиэкстремистской личностной позиции должна проводится системно, охватывая урочную и внеурочную деятельность школьников. В отношении урочной деятельности наибольшим потенциалом для решения обозначенной проблемы обладают учебные дисциплины социально-гуманитарного характера («Литература», «История», «Обществознание») а также основы безопасности жизнедеятельности, в содержание которой включено рассмотрение обеспечение безопасности людей в условиях действий социального характера, к которым относится и распространенный сейчас экстремизм.

При этом педагогам следует использовать широкий потенциал, представляемый условиями внеурочной деятельности. Оптимально рассмотрение соответствующих вопросов с обучающимися 8-11 классов. Особое внимание необходимо уделить тематическим классным часам, в ходе которых школьникам предлагается к анализу идеология различных молодежных субкультур с оценкой наличия или отсутствия в ней экстремистского потенциала. Это, с одной стороны, расширит кругозор обучающихся и их интеллектуальный «багаж», с другой, стороны, позволит определиться с целесообразностью принятия тех или иных культурных течений.

Помимо классных часов действенной формой внеурочной деятельности является неделя или месячник профилактики экстремизма «Скажем экстремизму - нет!», которую логично проводить в самом начале учебного года, приурочив ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), в память о трагических событиях в школе № 1 г. Беслана, но, только придя после каникул, школьники не успеют подготовиться. В связи с этим тематическую неделю / месячник предлагается провести в более позднее время.

На этот период предлагается запланировать ряд мероприятий: вышеупомянутые классные часы; просмотр документальных фильмов с обсуждением рассматриваемых в них проблем; организация бесед и круглых столов с приглашенными специалистами ФСБ и МВД, психологами; проведение заседания дискуссионного клуба; конкурс агитационных бригад. Для обучающихся всех классов целесообразно проведение конкурсов плакатов антиэкстремистской тематики, выполненных, в том числе в цифровом формате и постоянной демонстрацией в образовательной организации на интерактивных экранах.

Особое внимание заслуживает проведение конкурса проектных работ среди обучающихся 9-11 классов, содержание которых отражает проблематику противодействия экстремизму. При этом обучающиеся не ограничиваются в выборе типа проекта (исследовательский, творческий, практико-ориентированный, социальный). Результаты проектной работы презентуются открыто и оцениваются в разных номинациях (соответствуют типам проектов) жюри, состоящим из педагогов, психологов и специалистов силовых ведомств и социальных структур.

Выводы. Предлагаемая в работе педагогическая деятельность по профилактике распространения экстремистской идеологии внедрена в практику работы общеобразовательных организаций в соответствии с разработанной авторами статьи модели [2]. Получаемые в ходе проводимой экспериментальной работы позитивные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности выбранных теоретических оснований и эффективности разработанной модели.

Аннотация. В статье рассмотрена специфика педагогической деятельности по профилактике распространения идеологии экстремизма в образовательных организациях. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы. Обращено внимание на системный характер профилактики, объединяющей урочную и внеурочную виды деятельности школьников. Раскрыт значительный потенциал внеурочной деятельности в профилактической работе по предупреждению распространения идей экстремизма в школе. Приведены примеры конкретных форм организации профилактической работы. особое внимание обращено на неделю / месячник «Экстремизму - нет!». Обозначены позитивные результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: экстремизм, профилактика, внеурочная деятельность, проект, антиэкстремистская личностная позиция.

Annotation. The article considers the specifics of pedagogical activities to prevent the spread of the ideology of extremism in educational organizations. The relevance of the problem under consideration is justified. Attention is drawn to the systemic nature of prevention, combining the training and out-of-hours activities of schoolchildren. A significant potential of extra-time activity in preventive work to prevent the spread of the ideas of extremism in school has been revealed. Examples of specific forms of organization of preventive work are given. particular attention is paid to the week/month "Extremism - no!." Positive results of the pilot work are outlined.

Keywords: extremism, prevention, extra-time activities, project, anti-extremist personal position.

Литература:

1. Гафнер В.В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Safety of a person and society: materials of the international scientific conference on December 7-8, 2014. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 202 p. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 79-82.

2. Картавых М.А., Аракелян А.А Модель формирования у учащихся актиэкстремистской личностной позиции в обучении ОБЖ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 187-189.

3. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016.

4. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2011.

5. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде // Современные исследования социальных проблем. 2011. №3.

6. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. - 2016. - №3 (73). - С. 26-34.

7. Мижериков В.А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области [Текст] / В.А. Мижериков // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. В двух частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 140-144.

УДК 372.853

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УНИКАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ УСТАНОВОК

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);

студент Платонова Анна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

Постановка проблемы. Еще в 1990-х годах для решения задачи модернизации материально-технической базы научных и образовательных организаций возникла идея создания специальных структур, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, доступным для проведения исследований не только сотрудникам конкретных учреждений, но и другим заинтересованным пользователям. Такие комплексы, стали образовываться на базе ведущих университетов и научно-исследовательских институтов в различных регионах России, первоначально - при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, затем - в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). В ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» были закреплены два термина, определяющих объекты научно-технологической инфраструктуры России -центры коллективного пользования (ЦКП) и уникальные научные установки (УНУ). ЦКП - структурное подразделение научной или образовательной организации, осуществляющее широкий спектр исследований, а УНУ - комплекс несерийного оборудования, не имеющего аналогов, предназначенный для получения фундаментальных результатов мирового уровня. УНУ может быть элементом ЦКП, а может функционировать самостоятельно. Их деятельность регулируется на федеральном уровне с 2015 года; нормативная база и подробная информация об их функционировании представлена на официальном сайте [3].

Большинство УНУ имеют свои сайты, либо страницы на сайтах своих базовых организаций. Анализ информации из этих источников, позволяет сделать вывод, что помимо своей непосредственной задачи, многие из них выполняют образовательную и просветительскую функцию. Целью данного исследования является обоснование возможности использовать информационные ресурсы УНУ для решения педагогических задач в процессе обучения физике. Для достижения этой цели предполагается:

- проанализировать информацию об образовательной и просветительской деятельности УНУ, осуществлющих исследования в области физики, размещенную на их официальных сетевых информационных порталах;

- определить направления использования образовательных ресурсов УНУ для обучения физике и популяризации физических знаний и проиллюстрировать их конкретными примерами.

Изложение основного материала исследования. К предметной области «Физика» (включая астрофизику) можно отнести 220 из 364 УНУ, зарегистрированных к настоящему времени (64%). Классификация по предметным областям достаточно условна: официальные статистические данные отражают распределение УНУ по ведомствам, федеральным округам и функциональным группам [3]. В число установок, включенных в выборку, общим объемом 80 единиц, вошли УНУ из перечисленных ниже функциональных групп:

1) ядерные и термоядерные комплексы (установки) -14 единиц;

2) электрофизические установки и ускорители -11 единиц;

3) устройства для регистрации природных потоков частиц - 8 единиц;

4) астрономические приборы - 8 единиц;

5) лазерная техника - 6 единиц;

6) стенды для теплофизических и механических испытаний -14 единиц;

7) установки для исследований в области наук о жизни и Земле - 19 единиц.

Критерием отбора была доступность сайта по ссылке с каталога УНУ [3]. На 72 сайтах из рассмотренных (90%) предусмотрен раздел (вкладка, страница), связанный с образовательной деятельностью. В большинстве случаев (72%) это УНУ, функционирующие на базе образовательных учреждений высшего образования. В ряде случаев открытие соответствующей вкладки переводит на сайт базового учреждения или его структурного подразделения. Информация там как правило организационного или учебно-методического характера, предназначена для узкого круга пользователей (расписания занятий студентов и аспирантов кафедры или института, учебные материалы для них и т.д.). Например, со страницы официального каталога ссылка на сайт УНУ «Имитационно-натурный гидроакустический комплекс» [7] (базовая организация -Южный федеральный университет, функциональная группа - 6) открывает страницу кафедры электроакустической и медицинской техники, где, помимо информации об УНУ можно получить доступ к учебным материалам и методическим пособиям по дисциплинам кафедры.

Однако, среди рассмотренных есть ресурсы с контентом, рассчитанным на массовую аудиторию. Примером может служить сайт УНУ «Многоцелевой стенд для исследования околоземного и космического пространства» [5] на базе Национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского, также отнесенный к классификационной функциональной группе 6. В разделе «Образование» на этом сайте размещена коллекция научно-популярных фильмов и видео лекций по тематике исследований УНУ, отдельные компоненты которой могут быть использованы как учебные материалы на уроках в школе и занятиях в вузе. Следует отметить, что в отличии от контента, который учащиеся могут самостоятельно найти в сети интернет, эти ресурсы прошли отбор компетентных специалистов, поэтому обнаружить в них псевдонаучную информацию маловероятно. В ряде случаев ресурс предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по УНУ, которые можно включать в систему внеурочной работы по предмету. Они имеют не только образовательное, но и воспитательное значение, формируя представление о достижениях современной отечественной науки. Например, на сайте УНУ «Экспериментальный комплекс НЕВОД» на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ [5], можно виртуально перемещаться по всем компонентам комплекса, выбирать точки обзора, получать информацию нажатием на интерактивные элементы в кадре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.