Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЗНАНИЯ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Аракелян Артем Артурович

В статье обоснована актуальность развития у обучающихся знаний об экстремизме как необходимого условия противодействия распространения среди подростков и молодежи соответствующих идей. Разработана на модель развития у обучающихся знаний об экстремизме и методика ее реализации в образовательном процессе. В основе методики развития у обучающихся знаний об экстремизме лежит идея превентивности, а также положения культурологического, личностно-деятельностного и технологического подходов. Модель реализуется на основе принципов стандартизации, фундаментальности и проблемности, плюрализма мнений; сочетает в себе целевой, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты. Методика развития у обучающихся знаний об экстремизме базируется на цикличности построения образовательного процесса и технологии развития критического мышления. В статье приведены конкретные примеры организации процесса обучения и его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Аракелян Артем Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING KNOWLEDGE ABOUT EXTREMISM IN LIFE SAFETY EDUCATION

The article substantiates the relevance of the development of knowledge about extremism among students as a necessary condition to counter the spread of relevant ideas among adolescents and youth. Developed on the model of development in students of knowledge about extremism and the method of its implementation in the educational process. The basis of the methodology for developing the knowledge of students about extremism is the idea of prevention, as well as the situation of cultural, personal-activity and technological approaches. The model is implemented on the basis of the principles of standardization, fundamentality and problematic, pluralism of opinions; combines targeted, meaningful, procedural-technological and reflexive-evaluation components. The basis of the methodology for developing knowledge about extremism among students is the cyclical construction of the educational process and the technology for developing critical thinking. The article provides specific examples of the organization of the training process and its results.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формой итоговой аттестации студентов по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество» является экзамен, который включает собеседование по ключевым вопросам предмета, а также просмотр творческих работ и их презентацию.

Особое значение в разделе декоративно-прикладного искусства уделяется проблеме изучения национального компонента. В процессе профессиональной подготовки студенты осваивают дисциплины по выбору, такие как «Проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства», «Развитие искусства художественных промыслов Поволжья», «Методика выполнения изделий декоративно-прикладного искусства» и др. На данных курсах студенты не просто знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия, например, с народной вышивкой, но и осваивают технологию и приемы ее выполнения, самостоятельно разрабатывают эскизы будущей вышивки, затем данный эскиз воплощается в материале.

Выводы. Таким образом, изучая дисциплину «Декоративно-прикладное творчество», разработанную на основе требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, будущие дизайнеры приобретают знания о декоративно-прикладном искусстве как особом виде народного творчества, о его специфике, умения создавать художественный образ вещи, понимать его смысловую сущность, а также использовать потенциал декоративно-прикладного искусства в педагогической работе с детьми.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

2. Минервин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 288 с.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.02.2016 N 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/18456

4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 8 сентября 2015 г. № б13н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7110291

5. Русяев, А.П. Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства / Варданян, В.А., Матвеева, Н.В., Хомякова И.В. // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. -№3, https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

7. Шукшина, Т.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы будущих учителей / Т.И. Шукшина, Ж.А. Мовсесян // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 1(29). - С. 103-109.

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Аракелян Артем Артурович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность развития у обучающихся знаний об экстремизме как необходимого условия противодействия распространения среди подростков и молодежи соответствующих идей. Разработана на модель развития у обучающихся знаний об экстремизме и методика ее реализации в образовательном процессе. В основе методики развития у обучающихся знаний об экстремизме лежит идея превентивности, а также положения культурологического, личностно-деятельностного и технологического подходов. Модель реализуется на основе принципов стандартизации, фундаментальности и проблемности, плюрализма мнений; сочетает в себе целевой, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты. Методика развития у обучающихся знаний об экстремизме базируется на цикличности построения образовательного процесса и технологии развития критического мышления. В статье приведены конкретные примеры организации процесса обучения и его результаты.

Ключевые слова: экстремизм, знания, цикличность, технология развития критического мышления.

Annоtation. The article substantiates the relevance of the development of knowledge about extremism among students as a necessary condition to counter the spread of relevant ideas among adolescents and youth. Developed on the model of development in students of knowledge about extremism and the method of its implementation in the educational process. The basis of the methodology for developing the knowledge of students about extremism is the idea of prevention, as well as the situation of cultural, personal-activity and technological approaches. The model is implemented on the basis of the principles of standardization, fundamentally and problematic, pluralism of opinions; combines targeted, meaningful, procedural-technological and reflexive-evaluation components. The basis of the methodology for developing knowledge about extremism among students is the cyclical construction of the educational process and the technology for developing critical thinking. The article provides specific examples of the organization of the training process and its results.

Keywords: extremism, knowledge, cycling, technology for the development of critical thinking.

Введение. Актуальность работы определяется все возрастающими масштабами распространения экстремистской идеологии. Постоянно возникают различные организации, в отношении которых судебные органы принимают решение об их признании экстремистскими. Проведя запрос в любой поисковой системе в интернете можно получить внушительный список организаций, деятельность которых оказалась вне закона. При этом некоторые из них принимают новые обличья и продолжают свою преступную деятельность.

Обращает на себя внимание тот факт, то носители идеологии экстремизма в совершенстве владеют разнообразными психотехниками и учитывают возрастные особенности аудитории - вероятных адептов. При этом серьезное опасение с позиции вовлечения в экстремистские организации и движения вызывают подростки, юноши и молодежь. Именно эти возрастные категории характеризуются неустойчивостью мировоззрения, чем в полной мере пользуются экстремисты, используя юношеский максимализм, бунтарство, протестные настроения, желание переделать мир. Как правило, проникаются экстремистскими идеями молодые люди, не нашедшие понимания среди сверстников, родителей, педагогов, а также люди, не имеющие социально-позитивных увлечений, с неустойчивой психикой и несформированной жизненной позицией. Часто потенциальные адепты путешествуют по различным сайтам и социальным сетям, где имеют высокий риск попасть в сети рекрутеров. Информация экстремистского содержании, зачастую, завуалирована и разобраться в ней и почувствовать опасность можно только обладая обширными познаниями в этой области. В настоящее время требуются серьезные методические рекомендации для организации работы по профилактике проявлений экстремизма в образовательной среде.

Обозначенная тематика нашла отражение в исследованиях Э.Н. Аюбова, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гафнера, М.А. Картавых, Э.М. Киселевой, П.А. Кислякова, А.В. Кравцовой, В.А. Мижерикова, А.А. Михайлова, Л.А. Михайлова, М.В.Мурковой, С.В. Петрова, Д.З. Прищепова, Л.В. Сидоренко,

A.Т. Смирнова, Д.В. Смирнова, П.В. Станкевича, А.Б. Таранина[1, 2, 5, 7, 8].

В контексте статьи обращено внимание на методические аспекты формирования у обучающихся знаний об экстремизме, как глобальном общественном явлении и вызове.

Выявленное противоречие позволило определить основную проблемурассмотренную в работе, которая заключается в поиске необходимых методических оснований для развития у обучающихся знаний об экстремизме при обучении основам безопасности жизнедеятельности, как необходимом условии организации профилактической работы в общеобразовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Теоретические основы исследования экстремизма были проведены врамкахфилософской,социологической, политологической, правоведческой, психологической научных традиций.Общефилософские стороны экстремизма проанализированы в трудах А.А. Козлова,

B.Н. Томалинцева, Р.Е. Рубинштейна и др. В.И. Чупровым и Ю.А. Зубком проведен подробныйразбор причин распространения экстремизма в молодежной среде. Особенности экстремистского поведения были рассмотренывработах И.А. Двойменного, И.И. Щиголева, К.П. Поливановой, А.И. Долговой.

Вопросы распространения экстремистских идей в сети Интернет рассмотрены 0.А. Козловым, Э.А. Паиным, И.В. Васениной, Х.Ш. Килясхановым, Р.В. Упорниковым. Иностранные ученные (Дж. Белл, Б. Дженкинс, Ч. Добсон, У. Лакер, Р. Пейн, Л. Шмидт) рассматривали аспекты экстремизма в совокупности с терроризмом.

Исследуя содержания сути понятия - «экстремизм», - сделаем акцент на существование множества его толкований. В своих работах А.А. Козлов интерпретирует понятие «экстремизм», придерживаясь двух начальных составляющих, представляющих собой юридическую и социальную ипостаси.

Широкомасштабное распространение идеологии экстремизма настоятельно требует пересмотра методических условий к обучению школьников основам безопасности жизнедеятельности в контексте формирования у них соответствующих знаний. Ключевую роль в формировании у обучающихся знаний об экстремизме играет тезаурус безопасности жизнедеятельности, в нашем случае формируемый вокруг соответствующего понятия. С этой целью разработана и реализуется модель развития у обучающихся знаний об экстремизме в курсе основ безопасности жизнедеятельности. В предложенной модели развития у обучающихся знаний об экстремизме в курсе основ безопасности жизнедеятельности выделяют теоретико-методологический и методический уровни.

Теоретико-методологический уровень модели раскрывает ключевую идею, подходы, принципы, функции, на которых базируется процесс формирования у обучающихся знаний об экстремизме.

Ведущей для настоящего исследования является идея превентивности. Мы предполагаем, что обучающиеся, освоив основные знания об экстремизме, его причинах, формах проявления и способах профилактики будут готовы и способны обеспечить собственную безопасность, а так же безопасность других людей и снизить риски для. Подчеркнем, что освоенное понятие подразумевает не только знание его определения, но и действия по обеспечению безопасности в условиях распространения экстремистской идеологии, включая предупреждение опасности.

Среди основных подходов нами определены:

1. Культурологический, предполагающий формирование обучающимися культуры безопасности жизнедеятельности в процессе освоения знаний обэкстремизме.

2. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, как личности.

3. Технологический подход, предусматривающий конструирование процесса обучения на основе активного использования технологии развития критического мышления, которая в наибольшей степени позволяет достичь поставленной цели.

Принципы теоретико-методологического уровня модели:

1. Принцип стандартизации, предусматривающий развитие системы знаний об экстремизме у обучающихся с опорой на нормативную базу действующих образовательных стандартов.

2. Принцип фундаментализации и проблематизации, характеризующийся рассмотрением научно-обоснованного содержания.

3. Принцип плюралистичностии критичности мнений обучающихся при содержательном рассмотрении вопросов экстремизма и его профилактики.

Модель развития у обучающихся знаний об экстремизме в курсе основ безопасности жизнедеятельности выполняет ценностно-ориентировочную, теоретико-мировоззренческую, конструктивно-деятельностную и рефлексивно-оценочную функции.

Методический уровень образован взаимосвязанными компонентами: «цель» - «содержание» - «процесс и технологии» - «рефлексия и оценка».

Целевой компонент модели формирования у обучающихся знаний об экстремизме представляет собой постановку цели, заключающейся заключается в освоении соответствующей системызнаний.

Содержательный компонент объединяет факты проявления экстремистской деятельности, понятийно-терминологический аппарат, касающийся экстремизма, причинно-следственные связи и закономерности.

Процессуально-технологический компонент образован сочетанием цикличности обучения и технологии развития критического мышления.Представляет собой процесс поступательного развертывания фаз, определенных в технологии развития критического мышления как«вызов - осмысление - рефлексия».

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает определение результативности развития знаний об экстремизме. Определены и обоснованы уровни сформированности знаний об экстремизме:

1. Эвристический уровень - обучающиеся умеют стойкую убежденность в том, что экстремизм представляет собой серьезную социальную угрозу; они осознают необходимость противодействия экстремизму, свободно объясняютхарактерные черты экстермизма и причины его распространения; критически подходят к инормации о новых общественно-политических организациях и высказывают собственное мнение о них; позитивно относятся к политике государства по противодействию экстремисткой идеологии.

2. Провуктивный уровень - обучающиеся умеют стойкую убежденность в том, что экстремизм представляет собой серьезную социальную угрозу; они осознают необходимость противодействия экстремизму, свободно объясняютхарактерные черты экстермизма и причины его распространения; знают определения понятий «экстремизм», частично могут объяснить его характерные черты; позитивно относятся к политике государства по противодействию экстремисткой идеологии.

3. Репродуктивный уровень - обучающиеся умеют стойкую убежденность в том, что экстремизм представляет собой серьезную социальную угрозу; они осознают необходимость противодействия экстремизму; затрудняются в определении понятия «экстремизм и не могут охарактеризовать его основные черты; позитивно относятся к политике государства по противодействию экстремисткой идеологии, но недостаточно убедительны в своих аргументах.

Изучение обучающимися вопросов, касающихся распространения в мировом пространстве экстремисткой идеологии и профилактики экстремистских проявления проходит, согласно требованиям действующих стандартов, в курсе основ безопасности жизнедеятельности 9-го класса. Мы предлагаем рассмотреть тематику экстремизма с использованием технологии развития критического мышления и обучения в сотрудничестве.

Первый урок посвящен рассмотрению сущности экстремизма как актуальной глобальной опасности социальной сферы.

На стадии вызова воспользуемся приемов «древо предсказаний».А также учащиеся начинают заполнять таблицу «знаю - хочу узнать - узнал». При этом обратим внимание, что первые два столбца таблицы школьник заполняют на стадии вызова, а третий столбец на стадии рефлексии.

На стадии осмысления обучающимся предлагается работа с текстом, касающимся тематики рассматриваемого вопроса. На стадии осмысления учащимся предлагается проанализировать текст (прием ИНСЕРТ). Также в процессе работы обучающиеся составляют «толстые» и «тонкие» вопросы.На стадии релексии обучающимся предлагается завершить заполнение таблицы «знаю - хочу узнать - узнал», а также написать синквейн с ключевым словом «экстремизм».

Завершение изучения вопросов экстремизма сопряжено с применением приема обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Помимо традиционных вопросов, касающихся изучения определения и видов экстремизма, рассмотренных в ходе работы с текстом, учащимся было предложено подготовить сообщение на 3-5 минут о современных молодежных субкультурах. В сообщении следовало отразить особенности философии субкультуры и внешние атрибутивные признаки приверженцев рассматриваемых субкультур. Также требовалось провести анализ принципиальных позиций субкультуры на предмет потенциальных экстремистских проявлений. Во время знакомства с различными субкультурами на стадии вызова применен прием «корзина идей», на стадии осмысления - прием «знаю - хочу узнать - узнал», на стадии рефлексии - синквейн, в котором существительным выступали названия субкультур, причем выбор варианта предоставлялся каждому обучающимуся.

В завершении изучения темы обучающимся предстояло написать эссе на тему «Экстремизм - глобальная социальная угроза!?», а также ответить на ряд контрольных вопросов закрытого и открытого характера для определения уровня сформированности знаний об экстремизме.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что предложенная модель и методика ее реализации является эффективной при изучении обучающимися темы «Экстремизм» и формировании у них соответствующих знаний.

Литература:

1. Гафнер В.В. О понятии «антиэкстремистская личностная позиция» // Safety of aper sonand society: materials of the international scientific conference on December 7-8, 2014. - Prague: Vedeckov ydava telske centrum «Sociosfera-CZ». - 202 p. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 63. - С. 79-82.

2. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учебное пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2011.

3. Картавых М.А., Аракелян А.А. Модель формирования у обучающихся антиэкстремистской личностной позиции в обучении ОБЖ // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 60-2. - С. 187-189.

4. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. - 2016. - 1-1 (13). - С. 21.

5. Картавых М.А., Воронина И.А., Аракелян А.А. Воспитательный потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 171-174.

6. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016.

7. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. - 2016. - №3 (73). - С. 26-34.

8. Мижериков В.А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. Вдвух частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 140-144.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Касимова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты разработки коррекционной работы с использованием нейропсихологической коррекции в целях формирования слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано теоретико-методологическое обоснование возможностей использования нейропсихологической коррекции. На основе анализа теоретических источников составлена и апробирована программа коррекции, выделены этапы, подробно рассмотрены мнемотехнические приемы по формированию слухоречевой памяти у дошкольников, проанализированы результаты и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слухоречевая память, нейропсихологический подход, нейропсихологическая коррекция, межполушарное взаимодействие, мнемотехника.

Annotation. The article presents the results of the development of correctional work using neuropsychological correction in order to form auditory-speech memory in preschoolers with general speech underdevelopment. The theoretical and methodological substantiation of the possibilities of using neuropsychological correction is shown. Based on the analysis of theoretical sources, a correction program was compiled and tested, stages were identified, mnemotechnical techniques for the formation of auditory-speech memory in preschoolers were considered in detail, the results were analyzed and appropriate conclusions were made.

Keywords: general speech underdevelopment, auditory-speech memory, neuropsychological approach, neuropsychological correction, interhemispheric interaction, mnemonics.

Введение. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни любого ребенка. На данном возрастном отрезке начинается активная подготовка к поступлению в школу. Современная система образования ставит перед будущими учениками достаточно жесткие требования в плане подготовки к обучению в школе: дети должны иметь достаточно обширные знания об окружающем мире и явлениях природы, уметь читать и писать, знать элементарный счет. Для овладения указанными навыками, у ребенка в первую очередь должны быть на достаточном уровне развиты высшие психические функции, в том числе речь. Однако, негативной тенденцией последних лет является увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, большинство из которых составляют дети с общим недоразвитием речи. При этом, нарушения речи у детей, часто сопровождаются и несформированностью других высших психических функций [1, 6].

Исследования Д.Б. Эльконина доказывают, в старшем дошкольном возрасте важнейшей функцией, ключевой в плане психического развития ребенка, является память. Особый интерес представляет проблема формирования памяти у детей с общим недоразвитием речи, поскольку, как доказывают многочисленные исследования, у таких детей оказываются нарушенными, кроме речи и другие психические функции [8].

Современный образ жизни связанный с использованием компьютерной техники, приводит к большей активизации зрительной модальности в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста, а у детей с ОНР в большей степени, возможно отставание в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь усугубляет уже имеющиеся нарушения речевой функции. Данный аспект требует особого внимания логопедов в коррекционно-педагогической практике на развитии непосредственно слухоречевой памяти.

Изложение основного материала статьи. Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка, по мнению А.В. Ахутиной [1], Ж.М. Глозман [3] и др. исследователей, можно успешно решить с помощью дифференциальной нейропсихологии детского возраста, основной задачей которой является изучение индивидуальных особенностей в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза. На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (в понимании этого термина Л.С. Выготским), может быть построена своевременная и эффективная программа коррекционно-развивающих занятий [2].

По мнению Л.С. Цветковой, нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития, а с другой - она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей [7].

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга, т.е. на развитие межполушарного взаимодействия. Посредством специально разработанных упражнений стимулируется формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.