Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МНЕМОТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касимова Елена Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

В статье представлены результаты разработки коррекционной работы с использованием нейропсихологической коррекции в целях формирования слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано теоретико-методологическое обоснование возможностей использования нейропсихологической коррекции. На основе анализа теоретических источников составлена и апробирована программа коррекции, выделены этапы, подробно рассмотрены мнемотехнические приемы по формированию слухоречевой памяти у дошкольников, проанализированы результаты и сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касимова Елена Николаевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN CORRECTION OF AUDITORY MEMORY IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article presents the results of the development of correctional work using neuropsychological correction in order to form auditory-speech memory in preschoolers with general speech underdevelopment. The theoretical and methodological substantiation of the possibilities of using neuropsychological correction is shown. Based on the analysis of theoretical sources, a correction program was compiled and tested, stages were identified, mnemotechnical techniques for the formation of auditory-speech memory in preschoolers were considered in detail, the results were analyzed and appropriate conclusions were made.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

6. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие. - Н. Новгород: Мининский университет, 2016.

7. Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. - 2016. - №3 (73). - С. 26-34.

8. Мижериков В.А. Организация противодействия экстремизму в образовательных организациях Московской области // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: Материалы международной научно-практической конференции. Вдвух частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 140-144.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Касимова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты разработки коррекционной работы с использованием нейропсихологической коррекции в целях формирования слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано теоретико-методологическое обоснование возможностей использования нейропсихологической коррекции. На основе анализа теоретических источников составлена и апробирована программа коррекции, выделены этапы, подробно рассмотрены мнемотехнические приемы по формированию слухоречевой памяти у дошкольников, проанализированы результаты и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слухоречевая память, нейропсихологический подход, нейропсихологическая коррекция, межполушарное взаимодействие, мнемотехника.

Annotation. The article presents the results of the development of correctional work using neuropsychological correction in order to form auditory-speech memory in preschoolers with general speech underdevelopment. The theoretical and methodological substantiation of the possibilities of using neuropsychological correction is shown. Based on the analysis of theoretical sources, a correction program was compiled and tested, stages were identified, mnemotechnical techniques for the formation of auditory-speech memory in preschoolers were considered in detail, the results were analyzed and appropriate conclusions were made.

Keywords: general speech underdevelopment, auditory-speech memory, neuropsychological approach, neuropsychological correction, interhemispheric interaction, mnemonics.

Введение. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни любого ребенка. На данном возрастном отрезке начинается активная подготовка к поступлению в школу. Современная система образования ставит перед будущими учениками достаточно жесткие требования в плане подготовки к обучению в школе: дети должны иметь достаточно обширные знания об окружающем мире и явлениях природы, уметь читать и писать, знать элементарный счет. Для овладения указанными навыками, у ребенка в первую очередь должны быть на достаточном уровне развиты высшие психические функции, в том числе речь. Однако, негативной тенденцией последних лет является увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, большинство из которых составляют дети с общим недоразвитием речи. При этом, нарушения речи у детей, часто сопровождаются и несформированностью других высших психических функций [1, 6].

Исследования Д.Б. Эльконина доказывают, в старшем дошкольном возрасте важнейшей функцией, ключевой в плане психического развития ребенка, является память. Особый интерес представляет проблема формирования памяти у детей с общим недоразвитием речи, поскольку, как доказывают многочисленные исследования, у таких детей оказываются нарушенными, кроме речи и другие психические функции [8].

Современный образ жизни связанный с использованием компьютерной техники, приводит к большей активизации зрительной модальности в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста, а у детей с ОНР в большей степени, возможно отставание в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь усугубляет уже имеющиеся нарушения речевой функции. Данный аспект требует особого внимания логопедов в коррекционно-педагогической практике на развитии непосредственно слухоречевой памяти.

Изложение основного материала статьи. Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка, по мнению А.В. Ахутиной [1], Ж.М. Глозман [3] и др. исследователей, можно успешно решить с помощью дифференциальной нейропсихологии детского возраста, основной задачей которой является изучение индивидуальных особенностей в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза. На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития (в понимании этого термина Л.С. Выготским), может быть построена своевременная и эффективная программа коррекционно-развивающих занятий [2].

По мнению Л.С. Цветковой, нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития, а с другой - она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей [7].

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга, т.е. на развитие межполушарного взаимодействия. Посредством специально разработанных упражнений стимулируется формирование

определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие, все виды памяти [4].

В рамках обозначенной темы была составлена логопедическая программа по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников на основе формирования слухоречевой памяти у старших дошкольников с использованием метода нейропсихологической коррекции. Формирующий эксперимент проводился на базе детского центра эстетического воспитания «Журавлик» г. Нижнего Новгорода со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.

В психологической практике рассматриваются три основных уровня коррекции на основе нейропсихологического подхода:

- на первом уровне осуществляется активизация, энергоснабжение и обеспечение статокинетического баланса высших психических функций;

- на втором уровне осуществляется операциональное обеспечение психических функций;

- на третьем уровне формируется произвольная регуляция смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Все перечисленные уровни оказывают различное, узконаправленное психокоррекционное воздействие и предполагают применение специальных методов и средств коррекции. Так, методы, используемые на первом уровне, воздействуют исключительно на подкорковые отделы головного мозга, усиливают их активность. В задачи второго уровня входит активизация и взаимодействие задних премоторных отделов обоих полушарий. На третьем уровне осуществляется формирование эффективного взаимодействия префронтальных отделов, которые обеспечивают когнитивные процессы и эмоциональную составляющую [5].

На основе нейропсихологического подхода, были составлены этапы логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР по формированию у них слухоречевой памяти:

- Первый этап: Активизация межполушарного взаимодействия. Целью первого этапа являлось стимулирование межполушарного взаимодействия, формирование пространственных представлений, способности координировать и контролировать свои движения. С детьми проводились занятия по коррекции и развитию сенсомоторных процессов, произвольности восприятия и реципрокной координации движений. Кроме того, предлагались задания на развитие зрительного анализатора и пространственного гнозиса.

На занятиях первого этапа были использованы незнакомые детям ранее развивающие межполушарные доски, которые специально предназначены для активизации и обеспечения взаимодействия обоих полушарий мозга.

Целью второго этапа ставилось формирование способности переработки слухоречевой информации, программирования и контроля деятельности. С дошкольниками проводились занятия, направленные на формирование слухового внимания, на правильное восприятие вербального материала, развитие способности контролировать и регулировать свои психические процессы.

На третьем этапе осуществлялось непосредственно формирование слухоречевой памяти с обязательной опорой на ассоциативное и логическое мышление. Детей обучали умению запоминать, удерживать и воспроизводить вербальную информацию. Предлагались упражнения на расширение объема смысловой памяти, на развитие способности не просто механически заучивать материал, а понимать его, т.е. делался акцент на осознанное запоминание в заданной последовательности.

Для развития слухоречевой памяти были использованы самые разнообразные приемы мнемотехники. В первую очередь - пиктограммы. Ведущий прочитывал небольшой текст или рассказ, испытуемые для более продуктивного запоминания вслед за ведущим зарисовывали основные его части, чтобы потом пересказать текст с опорой на схемы-пиктограммы. При усложнении задания с помощью пиктограмм дети заучивали стихотворения.

Следующий прием - группировка. Его мы использовали в целях формирования у испытуемых кратковременной слухоречевой памяти. Дети получали карточки с различными изображениями для запоминания. При этом, для более эффективного запоминания, карточки следовало сгруппировать по одному общему признаку. После этого испытуемые пробовали назвать все карточки сначала с наглядной опорой, потом без нее.

Метод ассоциаций также использовался для расширения объема кратковременной памяти. Предлагались задания на установление взаимосвязи в паре слов. Как продолжение - метод ассоциативных цепочек с опорой на ассоциации. В данном случае кроме слухоречевой памяти, одновременно формировалось логическое мышление. Для запоминания детям предлагалась цепочка слов, в которой каждое последующее слово по логике вытекало из предыдущего и в итоге формировался связный текст. Для более продуктивного запоминания ассоциативная цепочка строилась по определенному сюжету.

Одним из самых распространенных методов мнемотехники являются мнемотаблицы и мнемоквадраты. Для развития у дошкольников долговременной слухоречевой памяти использовались мнемотаблицы. Дети учились изменять (перекодировать) слово на символ, что помогает намного быстрее и эффективнее усвоить материал. На первых этапах знакомства с техникой мнемотаблиц, испытуемые перекодировали небольшие и уже известные им стихотворения, в дальнейшем задания усложнялись.

В целях формирования смысловой памяти предлагались упражнения с мнемоквадратами и мнемодорожками. Перед началом занятия детям объясняли принцип работы с мнемоквадратами на уже готовых образцах, показывали, что обозначает каждый символ, буква или цифра. Далее испытуемые самостоятельно отрабатывали приемы запоминания, составляя свои мнемоквадраты и мнемодорожки. При этом устанавливали на основе логики связи между каждым элементом. Для запоминания материала испытуемым давалось не более 15 секунд, затем мнемоквадрат убирали, а испытуемые пробовали восстановить его по памяти, при этом комментировали все этапы работы.

Логопедическая работа была основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с детьми разбирали подробно каждое задание, в особенности обращалось внимание на понимание инструкции, выстраивался четкий алгоритм работы с мнемотаблицами, детей учили, как правильно начать рассказ и завершить его. Акцент делался на осознанное запоминание материала, исключая автоматическое, бездумное заучивание. Для более полного усвоения нового материала и закрепления уже пройденного предлагались задания с разрезными мнемотаблицами.

Следующий прием, который был использован в коррекции - это смысловое соотнесение. Ведущий предлагал цепочку слов с одновременным показом картинок с их изображением. После показа ведущим, дети

самостоятельно к каждому слову подбирали нужную картинку, подходящую по смыслу. На следующем этапе картинки не предъявлялись, ведущий произносил ту же цепочку слов, в задачу детей входило вспомнить и назвать картинку, которую подобрали ранее и которая подходит к данному слову по смыслу. То есть, суть метода смыслового соотнесения заключается в использовании одного предмета как инструмента для припоминания другого на основе смысловой взаимосвязи.

Еще один достаточно распространенный метод мнемотехники, который был использован в логопедической программе - это крокирование - шифрование текста в виде символов или рисунков для лучшего запоминания и последующего воспроизведения по своим рисункам и схемам. Для этого были использованы различные наброски, силуэты, схемы.

Кроме вышеперечисленных, испытуемые выполняли задания, основанные на методе превращения и эйдетизма. Суть первого заключалась в припоминании последовательности слов, составленных на основе логической связи друг с другом. Второй метод основан на подключении для запоминания образного мышления. Испытуемые зарисовывали речевой материал так, как они его представляли в своем воображении.

Проведенные контрольные исследования испытуемых выявили положительную динамику по всем исследуемым показателям: уровень сформированности кратковременной слухоречевой памяти в экспериментальной группе увеличился на 23% в сравнении с детьми, не участвовавшими в коррекции. Дети поняли инструкцию с первого прочтения и без ошибок и посторонней помощи воспроизвели предложенную последовательность слов. В контрольной группе положительная динамика не наблюдалась.

Более высокие результаты в экспериментальной группе выявлены были и при обследовании долговременной памяти. При отсроченном воспроизведении высокий уровень показали 64% испытуемых в экспериментальной группе, в контрольной - только 32%. В контрольной группе наблюдались те же затруднения, что и на констатирующем этапе, у детей, участвовавших в коррекционной программе на основе нейропсихологического подхода затруднений при отсроченном припоминании наблюдалось значительно меньше.

Особо значимых результатов удалось достичь в отношении уровня сформированности смысловой памяти, основанной на ассоциативном мышлении. Результаты в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной: высокий уровень показали 68% испытуемых, в контрольной - только 26%. И наоборот - низкий уровень выявлен у 12% испытуемых, участвовавших в коррекции, в контрольной группе данные показатели на уровне 38%. Таких результатов удалось добиться за счет использования в процессе логопедической работы метода ассоциаций и ассоциативных цепочек.

Результаты исследования речевой памяти подтверждают эффективность разработанной программы: в экспериментальной группе высокий уровень развития речевой памяти показали 57% испытуемых. Дети смогли без ошибок передать содержание рассказа после первого предъявления. Объем запоминания у испытуемых с высоким уровнем составил 6-7 смысловых единиц текста, что является нормой для этого возраста. В контрольной группе результаты ниже средних - только у 9% детей выявлен высокий уровень.

Повторное обследование уровня сформированности опосредованного запоминания также выявило положительную динамику в экспериментальной группе: 69% испытуемых, проходивших коррекцию на основе нейропсихологического подхода, смогли продуктивно использовать изображение картинки для установления смыслоречевой связи с запоминаемым словом. В контрольной группе таких результатов смогли достигнуть только 43% испытуемых.

Выводы. Разработанная логопедическая программа по формированию слухоречевой памяти на основе нейропсихологической коррекции, способствует, как показали результаты контрольного исследования, преодолению у дошкольников не только речевых, но и целого ряда психических и поведенческих нарушений. Опираясь на сохранные стороны, зону ближайшего развития ребенка, в ходе коррекции осуществлялось формирование слабых, нарушенных функций, что в целом способствовало эффективному развитию межполушарного взаимодействия и определяло правильную работу всей ЦНС. Использование нейропсихологических приемов способствует формированию слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР, помогает детям осмыслено, а не механически запоминать материал, подключая логику и образное мышление.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

2. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготскитй // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

3. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 272 с.

4. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.

5. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая // Москва.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 191 с.

6. Ткаченко, Д.А., Родин, Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3 URL: https://vestnik.mininuniver.rU/jour/article/view/1118

7. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 2012. - 128 с.

8. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна // Изд.: Москва: АНО «Пэб», 2008. - 718 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.