Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

В статье рассматривается вопрос методологического основания, авторами определены методологические подходы к научно - методическому сопровождению проектно-ориентированного обучения будущих дизайнеров в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Ушакова Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR DESIGN-ORIENTED TRAINING OF FUTURE DESIGNERS AT THE UNIVERSITY

The article raises the question of how much scientific and methodological support for project-oriented education at a university is necessary.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ»

Особенностью программы TinkerCAD является то, что полученную модель можно вращать, что позволяет рассмотреть все её проекции (виды). Основной строительный ресурс - набор трехмерных фигур. Детали получаются путем добавления или «вычитания» геометрических тел. Школьники знакомятся с такими инструментами, как выравнивание, дублирование, группировка и многими другими.

Программа TinkerCAD помогает не только создавать трехмерные модели различных предметов, но и распечатать их на 3D-принтере. С каждым днем область применения таких изделий становится все шире и становится по силам даже новичку.

В целях знакомства школьников с программой TinkerCAD, был проведен мастер-класс для учащихся 7 класса. На нем ребята познакомились с программой, как она работает, какие навыки развивает, какой имеет инструментарий.

Примерные задания по черчению с использованием программы 3D - моделирования TinkerCAD:

1) Дайте название всем геометрическим телам, изображенным на рисунке.

2) Анализ геометрической формы детали.

3) Постройте деталь по ее описанию: сумма или разность геометрических тел, сочетание суммы и разности стереометрических фигур.

4) Изучить понятия «масштаб», «симметрия».

5) По трем видам построить аксонометрический чертеж.

6) По индивидуальному замыслу построить трехмерную модель.

7) По наглядному изображению начертить три проекции предмета, нанести размеры.

Из 29 обучающихся - 27 школьников самостоятельно справились с заданием, 2 человека испытывали затруднения при работе с системой координат. Целью мастер-класса стало познакомить с программой 3Dмоделирования, обучить необходимым навыкам и умениям работы в программе TinkerCAD, развить познавательный интерес. По результатам опроса у 70% ребят, прошедших мастер-класс, появилось желание создавать новые модели самостоятельно. На 34% увеличилось количество ребят, справившихся с задачами по стереометрии усложненного уровня. Все ребята отметили, что использование программы 3D-моделирования, дает возможность наглядно представить различные объекты в пространстве и помогает закрепить пройденный материал.

Выводы. При изучении стереометрических фигур с помощью программ 3D-моделирования появляются дополнительные возможности для построения этих фигур, самостоятельного выполнения чертежей и решения задачи. Но это не освобождает пользователя от знакомства с теорией изображений. Процесс обучения становится ярким, наглядным, динамичным. Готовые «шаблоны» помогают находить интересные решения. ИКТ технологии позволяют повысить интерес к изучаемым предметам. Старшеклассники самостоятельно находят и готовят дополнительный материал к урокам. Это повышает мотивацию и позволяет добиться высоких результатов.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы изучения стереометрических фигур в школе с использованием современных компьютерных технологий, с применением программы 3D-моделирования TinkerCAD.

Ключевые слова: стереометрия, стереометрические фигуры, 3D - моделирование, информационные технологии, пространственное мышление.

Annotation. The article deals with the study of stereometric figures in school using modern information technologies, using the 3D modeling program Tinkercad.

Keywords: stereometry, stereometric shapes, 3D modeling, information technology, spatial thinking.

Литература:

1. Вовк Е.В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 47-49.

2. Круподерова Е.П., Барсук Н.С., Тихонов А.П. Образовательный веб-квест как способ формирования информационной культуры обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 125-128.

3. Гордиенко Т.П., Альбекова С.Ш. Информационно-коммуникативные технологии в развитии образования // Педагогический вестник. 2019. №6. С. 19-22.

4. Макаренко Ю.В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг // Педагогический вестник. 2020. № 14. С. 67-68.

УДК 378.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

начальник отдела обеспечения деятельности Политехнического института Ушакова Олеся Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. На сегодняшний день, в условиях цифровой экономики, на первый план выдвигается задача подготовки не просто специалистов, имеющих хорошую теоретическую подготовку, а выпускников, готовых успешно реализовать себя в практической сфере. Современное высшее образование предполагает направленность к формированию у выпускников компетенций необходимых работодателям.

В данном контексте происходит постепенная реорганизация системы высшего образования, в том числе и области дизайна для достижения поставленных целей и задач современные вузы включают в

образовательный процесс современные технологии обучения. Одной из таких технологий является проектно-ориентированное обучение, которое наряду с традиционными методами и практиками, уже используют некоторые российские вузы. Научно - методическое сопровождение является эффективным средством повышения качества образования в целом и проектно-ориентированного обучения в частности.

Но для того чтобы концептуально изложить цели, содержание и совокупности приемов, применяемых в процессе научно - методического сопровождения проектно-ориентированного обучения будущих дизайнеров в вузе, необходимо детально проработать алгоритм достижения поставленных целей, четко определиться с методологической основой, на которой будет базироваться разработка исследования данной темы.

Изложение основного материала исследования. Проектно-ориентированное обучение в вузе на сегодняшний день позволяет студентам успешно сочетать теоретические знания, полученные в ходе традиционных лекций и семинаров с их практическим применением в процессе постановки целей, решения определенных задач и реализации какого - либо конкретного проекта, что способствует созданию необходимые условия для формирования у студентов профессиональных компетенций. Но стоит отметить, что любая современная образовательная технология, для того чтобы быть эффективной и успешной нуждается в научно-методическом сопровождении, проектно-ориентированное обучение не является исключением. Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику отечественных педагогов не так давно и нашло свое отражение в отечественной научной практике в работах М.Р. Битяновой, Л.М. Митиной. Так В.И. Богословский, занимающийся исследованием данной темой рассматривает сопровождение образовательного процесса в вузе как систему основанную на целостном взаимодействии научно-методической, информационной и организационно-управленческой деятельности [1; 2]. На наш взгляд, такая позиция достаточно точно выявляет сущность сопровождения образовательного процесса в вузе.

Методологические основания, на которых базируется организация научно-методического сопровождения, определяют направление и способы достижения поставленной цели и решения проблемы. Литературный поиск и анализ информации в контексте организации научно-методического сопровождения проектно-ориентированного обучения будущих дизайнеров в вузе позволил выбрать следующие методологические подходы: компетентностный и фасильтативный. На наш взгляд именно эти подходы позволят реализовать и оценить эффективность разработанной модели научно-методического сопровождения. Компетентностный подход, выбранный нами в качестве методологического основания исследования, ставит акцент на результате образования, но отличительно от традиционного подхода результат будет рассмотрен не как информации усвоенная в образовательном процессе, а как умение действовать в различных, в том числе в проблемных и нестандартных, ситуациях [3].

Одна из важнейших задач включения проектно-ориентированного обучения в образовательный процесс заключается в том, чтобы сформировать у выпускников вузов и в частности будущих выпускников-дизайнеров те компетенции, которые не прописаны в ФГОС, но являются не менее значимыми для выпускника вуза, это и самостоятельность принятия ответственных решений в ситуации выбора, прогнозирование возможных последствий и грамотное расставление приоритетов при решении проблем и задач; эффективная работа в команде.

Но не менее важным для нашего исследования будет и фасилитативный подход. По мнению ученых, занимающихся данной темой, фасилитация, как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и профессионального роста субъектов взаимодействия.

Фасилитативный подход неразрывно связан с групповой работой и по своей сути это двусторонний процесс взаимовлияния субъектов образования. Концепцию педагогической фасилитации начал разрабатывать в конце 50-х годов прошлого века К. Роджерс [4].

Таким образом, фасилитативный подход в реализации модели научно-методического сопровождения проектно-ориентированного обучения дает нам возможность для профессиональной организации процесса командной работы, направленной на достижение группой поставленных целей, поиска совместных решений и предусматривающей развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций. В современном образовательном процессе фасилитативный подход неразрывно связан с технологией проекно-ориентированного обучения. Фасилитативный подход позволит детально изучить и проработать вопрос в разработке модели научно-методического сопровождения проектно-ориентированного обучения управленческих функций и их ведущей роли в составе функции рефлексии - источника новых ценностных смыслов в становлении и развитии профессионала.

Выводы. Анализируя изученные нами материалы и тот опыт который уже имеется в вузах, включивших в свой образовательный процесс проектно-ориентированное обучение, можно отметить, что на сегодняшний день проектно-ориентированное обучение в учебном процессе вуза позволяет развивать творческие способности личности обучающихся, развивать интерес к учебной и исследовательской деятельности. Но наиболее эффективным этот процесс позволяет сделать научно-методическое сопровождение проектно-ориентированного обучения. Методологический анализ проблемы научно-методического сопровождения позволил выбрать методологические подходы: компетентностный и фасилитативный. Компетентностный подход как методологическое основание научно -методического сопровождения проектно-ориентированного обучения будущих дизайнеров в вузе позволяет ориентироваться на цели образования: качество образования, обучаемость, самоопределение, самоактуализация, самореализация, а фасилитативный подход способствует решению профессиональной организации и управления процесса командной работы, достижения группой поставленных целей, поиска совместных решений в рамках реализации проектно-ориентированного обучения.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос методологического основания, авторами определены методологические подходы к научно - методическому сопровождению проектно-ориентированного обучения будущих дизайнеров в вузе.

Ключевые слова: методологические основания, научно-методического сопровождение, компетентностный подход, фасилитативный подход, проектно-ориентированного обучение, образовательный процесс.

Annotation The article raises the question of how much scientific and methodological support for project-oriented education at a university is necessary.

Keywords: methodological foundations, scientific and methodological support, competence approach, facilitation approach, project-oriented training, educational process.

Литература:

1. Бугославская А.В. Формы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 42-44.

2. Бугославская А.В. Этапы реализации модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 7-9.

3. Вовк Е.В. Тьюторское сопровождение детей как средство решения проблемы их адаптации к социально-образовательному пространству организации дошкольного образования // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 12-14.

4. Шерайзина Р.М., Юшкевич Е.В. Комплекс организационно-педагогических условий педагогического сопровождения саморазвития учащихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 275-278.

УДК 371.8

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

аспирант Аракелян Артём Артурович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается усиление активности экстремистских и террористических организаций, связанной с переделом влияния в мировом сообществе. Названия «ИГИЛ», «Джабхат ан-нусра», «Аль-Каида» и многие другие, к сожалению, у нас на слуху ежедневно. Используя в полной мере мощный потенциал современных средств передачи информации, экстремистские и террористические организации распространяют свою преступную идеологию со значительной скоростью и на огромные пространства.

Постоянно в сети интернет возникают все новые ресурсы с информацией явно экстремистского толка, для обнаружения и блокировки которых требуется определенное время. Соответственно, часть информации может найти своего потенциального «потребителя». Под особенно серьезной угрозой находятся подростки, юноши и молодежь, чье мировоззрение еще только находится в стадии активного становления. Именно в эти возрастные периоды закладывается базис системы общественно-культурных ценностей, который очень трудно поддается корректировке в будущем. Пользуясь доверчивостью и максимализмом суждений подрастающего поколения, экстремистские и террористические организации для вербовки в ряды своих сторонников активно используют социальные сети и другие интернет - ресурсы, распространяя в них свой преступный контент.

В обозначенном ракурсе значительная доля ответственности за формирование мировоззрения подрастающего поколения ложится на систему образования. Именно педагоги оказываются на своеобразной «передовой» борьбы с распространением идеологии экстремизма в молодежной среде совершая превентивные действия, организуя профилактическую работу с обучающимися, чтобы сформировать в их сознании систему антиэкстремистских ценностей, отвечающих общепринятым социальным убеждениям.

Изложение основного материала исследования. С точки зрения педагогической деятельности формирование у обучающихся обозначенных убеждений, рассматриваемой в Федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования в виде антиэкстремисткой личностной позиции, является необходимым условием достижения выпускниками образовательных результатов. Обозначенная проблематика в различных вариантах нашла отражение в работах Е.П. Белинской, И.В. Гайдомашко, В.В. Гафнера, Е.М. Дубовской, М.А. Картавых, О.А. Манжуковой, Т.Д. Марцинковской, В.А. Мижерикова, В.А. Попова, А.А. Реана, А.А. Свиридова.

На значительный превентивный потенциал педагогической деятельности по профилактике распространения идеологии экстремизма обращается внимание в работах Е.П. Белинской, Т.Д. Марцинковской, А.А. Реан [6]. В настоящем исследовании мы опираемся на авторское определение понятия «антиэкстремистская личностная позиция», сформулированное В.В. Гафнером, который акцентирует внимание на мировоззренческой сущности обозначенного социального и педагогического феномена, включающего систему ценностей, взглядов, установок и мотивов, и подразумевающую категоричное отрицание проявлений экстремизма с собственной стороны и неприятие таких действий со стороны других людей [1]. При этом авторы считают необходимым уточнить высказанные В.В. Гафнером положения и дополнить их более выраженной когнитивной составляющей. Когнитивный блок антиэкстремистской личностной позиции подразумевает знания обучающихся о преступной сущности экстремизма как актуального социального вызова, его основных признаках и ведущих экстремистских организациях, получивших распространение в мире, в нашей стране, в отдельных ее регионах.

Обратим внимание то тот факт, что с педагогической точки зрения профилактическая работка по не распространению среди обучающихся идеологии экстремизма и формированию антиэкстремистской личностной позиции должна проводится системно, охватывая урочную и внеурочную деятельность школьников. В отношении урочной деятельности наибольшим потенциалом для решения обозначенной проблемы обладают учебные дисциплины социально-гуманитарного характера («Литература», «История», «Обществознание») а также основы безопасности жизнедеятельности, в содержание которой включено рассмотрение обеспечение безопасности людей в условиях действий социального характера, к которым относится и распространенный сейчас экстремизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.