Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2214
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / профилактика / подросток / общеобразовательная школа / extremism / terrorism / prevention / teenager / general education school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Долгушев, Н А. Рачковская, В Н. Ефименко

В статье показаны основные направления работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде. Представленные формы и методы работы затрагивают как учебную, так и досуговую деятельность подростков. В статье охарактеризованы особенности профессиональной деятельности и зона ответственности всех специалистов образовательной организации в деле профилактики экстремизма и терроризма. Раскрыты возможности учебных предметов в процессе формирования антиэкстремистского сознания личности. В статье отмечается, что в школьные годы у подростков необходимо сформировать стойкое неприятие разнообразных проявлений экстремизма и терроризма. Это достигается не только путем представления школьникам достоверной информации о сущности экстремизма, но и с помощью развития эмоционально-чувственной сферы обучающихся, а также воспитания личностных качеств. Особое внимание уделено предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Показано, что идея интеграции учебных дисциплин способствует приобщению личности к гуманистическим ценностям, учит сотрудничеству, формирует устойчивый иммунитет подростка к вовлечению в организации экстремистского и террористического толка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е В. Долгушев, Н А. Рачковская, В Н. Ефименко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF WORK ON PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN A MODERN SCHOOL

The article shows the main directions of work of the teaching staff of the secondary school on the prevention of extremism and terrorism in adolescents. The presented forms and methods of work affect both educational and leisure activities of adolescents. The article describes the features of professional activity and the area of responsibility of all specialists of an educational organization in the prevention of extremism and terrorism. Possibilities of educational subjects in the process of formation of the anti-extremist consciousness of the individual are revealed. The article notes that during school years, adolescents need to form a persistent rejection of various manifestations of extremism and terrorism. This is achieved not only by presenting adolescents with reliable information about the essence of extremism, but also by developing the emotional-sensory sphere of students, as well as educating personal qualities. Particular attention is paid to the subject “Fundamentals of Life Safety”. It is shown that the idea of integrating academic disciplines contributes to the introduction of a person to humanistic values, teaches cooperation, forms a stable immunity of a teenager to be involved in organizations of an extremist and terrorist nature.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.042

Dolgushev E.V., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected] Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Efimenko V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]

DIRECTIONS OF WORK ON PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN A MODERN SCHOOL. The article shows the main directions of work of the teaching staff of the secondary school on the prevention of extremism and terrorism in adolescents. The presented forms and methods of work affect both educational and leisure activities of adolescents. The article describes the features of professional activity and the area of responsibility of all specialists of an educational organization in the prevention of extremism and terrorism. Possibilities of educational subjects in the process of formation of the anti-extremist consciousness of the individual are revealed. The article notes that during school years, adolescents need to form a persistent rejection of various manifestations of extremism and terrorism. This is achieved not only by presenting adolescents with reliable information about the essence of extremism, but also by developing the emotional-sensory sphere of students, as well as educating personal qualities. Particular attention is paid to the subject "Fundamentals of Life Safety". It is shown that the idea of integrating academic disciplines contributes to the introduction of a person to humanistic values, teaches cooperation, forms a stable immunity of a teenager to be involved in organizations of an extremist and terrorist nature.

Key words: extremism, terrorism, prevention, teenager, general education school.

Е.В. Долгушее, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, Е-mail: [email protected]

Н.А. Рачкоеская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, Е-mail: [email protected] В.Н. Ефименко, канд. пед. наук, доц., Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга), г. Петропавловск-Камчатский, Е-mail: [email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье показаны основные направления работы педагогического коллектива общеобразовательной школы по профилактике экстремизма и терроризма в подростковой среде. Представленные формы и методы работы затрагивают как учебную, так и досуговую деятельность подростков. В статье охарактеризованы особенности профессиональной деятельности и зона ответственности всех специалистов образовательной организации в деле профилактики экстремизма и терроризма. Раскрыты возможности учебных предметов в процессе формирования антиэкстремистского сознания личности. В статье отмечается, что в школьные годы у подростков необходимо сформировать стойкое неприятие разнообразных проявлений экстремизма и терроризма. Это достигается не только путем представления школьникам достоверной информации о сущности экстремизма, но и с помощью развития эмоционально-чувственной сферы обучающихся, а также воспитания личностных качеств. Особое внимание уделено предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Показано, что идея интеграции учебных дисциплин способствует приобщению личности к гуманистическим ценностям, учит сотрудничеству, формирует устойчивый иммунитет подростка к вовлечению в организации экстремистского и террористического толка. Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика, подросток, общеобразовательная школа.

Склонность человека к терроризму и экстремизму, как стало очевидным в последнее время, формируется еще со школьной скамьи, где какое-то время существует в латентном виде. В настоящее время изменились механизмы террористической угрозы, в частности произошло создание и развитие не открытых силовых форм, а информационных, психологических и идеологических способов проникновения терроризма в молодежную и подростковую среду. Являясь одной из форм идеологического противостояния, терроризм ведет усиленную невидимую борьбу за мысли и чувства подрастающего поколения. Важной задачей в связи с такой обстановкой является воспитание у молодежи иммунитета к различным формам экстремизма и терроризма.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» первостепенными задачами образовательной организации являются следующие: «охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание с учетом возрастных категорий у детей гражданственности, уважения к правилам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного их развития; обеспечение необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей» [1]. Комплексное решение данных задач формирует личность, способную жить в мире и согласии с собой и окружающими. При этом внешние риски, такие как социально-экономический кризис, расслоение население по культурному, религиозному, национальному признаку, возможность стремительного распространения деструктивной информации через сеть Интернет, обусловливают необходимость принятия дополнительных мер по купированию террористических и экстремистских тенденций в образовательных организациях различного уровня.

Сегодня система образования в нашей стране - от дошкольного до профессионального - является важнейшим компонентом социокультурной жизни общества. Только в нем формируются мировоззренческие установки, гражданская позиция, развиваются личностные наклонности и интересы подростков. Именно в школе ребенок активно социализируется, приобретает понимание ценности здорового коллективизма и гуманного отношения к окружающим людям [2]. Педагогам образовательных организаций необходимо организовать целенаправленную работу по привлечению подростков и молодежи к межнациональному, межкультурному и межконфессиональному диалогу и взаимодействию.

Все субъекты профессиональной деятельности в рамках своих компетенций осуществляют работу в школе по профилактике экстремизма. Несмотря на то, что содержание этой деятельности разнообразно, оно подчинено единой цели - блокированию экстремистских и террористических проявлений в школьной среде.

Директор осуществляет контроль за соблюдением нормативно-правовых оснований профилактики экстремизма в образовательной организации; обеспечивает возможности для организации содержательного и полезного досуга подростков (клубы, секции, кружки, объединения); производит контроль и несет ответственность за реализацию безопасной жизнедеятельности в школе, внедрение методических рекомендаций по профилактике экстремизма в учебно-воспитательный процесс.

Заместители директора по учебной и воспитательной работе осуществляют стратегическое и тактическое планирование работы образовательной организации по профилактике экстремизма и терроризма.

Методические объединения педагогов разрабатывают проблему профилактики экстремизма в образовательной организации в урочное и внеурочное время. Передача на уроках и воспитательных мероприятиях знаний о сущности экстремизма, об ответственности за деятельность экстремисткой и террористической направленности, формирование умений противостоять агитационной деятельности экстремистов, развитие таких качеств, как критичность мышления, сила воли, патриотизм и другие - все это составляет содержание деятельности школьных педагогов.

Классные руководители и социально-психологическая служба образовательной организации реализуют методические рекомендации по профилактике экстремизма, а также осуществляют психологическую поддержку подростков из неблагополучных семей и семей «группы риска» [3].

Учителя-предметники на уроках формируют у обучающихся нетерпимое отношение к разнообразным проявлениям экстремизма. Главный акцент здесь делается на эмоционально-чувственную сферу обучающихся, на их мысли и личностные качества. Целью учителей-предметников является не столько донесение до обучающихся информации о сущности экстремизма, сколько укрепление их личностных качеств - силы воли, способности к анализу поступающей информации, самостоятельности и других. Также необходимо, чтобы подростки осознавали неотвратимость наказания за ведение экстремисткой деятельности, отрицательно относились к любым проявлениям экстремизма. Развитие на уро-

ках данных качеств и отношений позволит сформировать у обучающихся антиэкстремистскую личностную позицию.

Органы самоуправления школы, объединяющие учащихся и родителей, оказывают помощь в распространении идей, направленных на формирование у подростков антиэкстремистской личностной позиции, проводят агитационные внеклассные мероприятия и разъяснительные беседы.

Исходя из специфики антиэкстремистской и антитеррористической деятельности каждого элемента системы школы, можно выделить основные направления деятельности по профилактике распространения этих деструктивных проявлений:

- создание условий для активной деятельности подростков во внеурочное время (секции, кружки, общественно-полезные объединения и движения), то есть предложение подрастающему поколению различных вариантов проведения интересного досуга;

- привлечение школьников к участию и реализации социально значимых проектов, посредством которых они смогут не только глубже познакомиться с проблемой экстремизма в России, но и разработать способы ее решения;

- осуществление правового воспитания подрастающего поколения, а именно знакомство подростков с ответственностью за осуществление экстремистской деятельности, пропаганду идей экстремизма;

- создание комфортной и безопасной психологической среды, исключающей агрессию, нетерпимость, унижение и прочие негативные проявления в образовательной среде школы как в кругу обучающихся, так и среди педагогов;

- выявление и сопровождение подростков, входящих в «группу риска», к которой можно отнести школьников, не имеющих своей позиции, своего мнения на какие-либо явления и процессы, вследствие чего они становятся подверженными чужому влиянию;

- организация работы педагога-психолога и социального педагога как с обучающимися и их родителями, так и педагогическим коллективом в форме бесед, тренингов, консультаций;

- контроль информационной среды образовательной организации посредством отслеживания библиотечных фондов на предмет наличия литературы экстремистского содержания, ограничение доступа обучающихся к сайтам, содержащим запрещенную информацию;

- проведение мероприятий, носящих патриотический, информационно-агитационный, спортивный, культурно-массовый характер, направленных на профилактику экстремизма в среде подрастающего поколения (военно-патриотическая игра «Зарница», участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», спортивных эстафетах, вечерах и концертах культуры народов России и др.).

Следует отметить, что в процессе профилактики терроризма и экстремизма необходимо актуализировать воспитательный ресурс всех учебных дисциплин, но особо важную роль в формировании антиэкстремистского мировоззрения играют такие предметы, как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Об-ществознание», «История», «География», «Литература», «Русский язык» и др. Усилить воспитательный эффект возможно путем включения в их содержание исторических сведений, фактов о деятельности экстремистских организаций и их угрозе для безопасности личности, общества, государства. Во внеурочное время на классных часах и различных мероприятиях происходит дополнение этих знаний.

Ключевую роль среди учебных дисциплин играет предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ). В рамках изучения учебной предмета ОБЖ в процессе формирования антиэкстремистской личностной позиции подростков мы обратились к существующим рабочим программам. Так, нами были проанализированы две примерных рабочих программы по предмету «ОБЖ» для 5 - 9 и 10 - 11 классов, обе программы разработали А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников [4; 5]. Кроме того, нами была изучена программа по предмету «ОБЖ», которую разработал авторский коллектив в составе В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.И. Вангородского [6]. Анализ этих программ показал, что целесообразно увеличить количество часов на профилактику экстремизма и терроризма, уделить больше внимания усилению в программе регионального компонента. Наряду с ОБЖ не менее важными являются и другие предметы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования учебный предмет «Обществознание» должен способствовать формированию у подростков чувств патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, а также правосознания, позволяющего соотнести собственные поступки и действия других людей с общечеловеческими и национальными нравственными идеалами.

Библиографический список

В рамках учебного курса «Истории» возможно проследить этапы и периоды исторического развития, в которых актуализировались те или иные экстремистские идеи, связать их с социальными проблемами и экономическим кризисом. Через усвоение исторического материала подростки усваивают демократические, общечеловеческие и национальные ценности, формируется их антиэкстремистская личностная позиция.

Учебный предмет «География», а именно ее разделы - «Политическая география», «Социальная география», «Экономическая география» - способствуют расширению у обучающихся знаний о современном мире, народах, населяющих континенты, их религиозных представлениях и национальных особенностях.

Учебные предметы «Литература» и «Русский язык» формируют чувство патриотизма, любовь к своему народу и уважение других культур.

Устанавливая вклад каждой учебной дисциплины в формирование антиэкстремистской личности подростков, следует развивать идею реализации межпредметных связей. В частности, наиболее эффективными являются интегрированные уроки, проведение которых предполагает объединение усилий различных учителей-предметников. Так, можно интегрировать учебный материал истории и географии, а также литературы и основ духовно-нравственной культуры народов России.

Интересными являются интегрированные уроки учителя ОБЖ и других учителей-предметников. В процессе проведения такого обучения подростки смогут рассмотреть явление экстремизма, способы его профилактики с разных позиций, сформировать интегративную точку зрения на данный процесс. На организованных разными учителями-предметниками уроках подростки могут приобрести знания и умения как в сфере организации безопасности, так и в другой предметной области, а также развить в себе необходимые личностные качества (ответственность, сила воли, патриотизм, гражданственность, альтруизм и многие другие), которые позволят сформировать устойчивость к пагубной экстремистской идеологии [7].

Важно подчеркнуть факт того, что для достижения высоких результатов в области профилактики экстремизма и терроризма среди подростков можно использовать активные формы и методы обучения, предоставляющие наилучшую возможность для развития самостоятельности обучающихся в рассмотрении учебных вопросов, а также их активного включения в работу. Среди подобных возможно выделить следующие формы активизации обучения: круглый стол, диспут, кейс-стади, деловые игры, исследовательский метод, проектная деятельность (реферат, эссе, плакат и др.), концерты, митинги и демонстрации. Данные формы, с одной стороны, позволяют с высокой эффективностью донести до подростков новый учебный материал, закрепить имеющиеся знания и умения, с другой стороны, сформировать значимые для подростков личностные качества.

Таким образом, образование как массовый социальный институт призвано обеспечивать формирование гражданского сознания молодежи на принципах противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Очень важно ориентироваться на более гибкое выстраивание работы с представителями молодежи, которая в настоящее время испытывает большие трудности в вопросах гражданской идентификации, понимания своего места в системе гражданских, социальных, профессиональных, национальных, религиозных и политических отношений. Считаем, что необходима специально организованная, целенаправленная учебно-воспитательная работа, различные формы ее организации, позволяющие включить подростка в процесс поиска и принятия конструктивных решений, диалога, коллективных видов созидательной активности. Ключевым элементом системы мер по противодействию идеологии терроризма и экстремизма является создание условий для обеспечения постоянного межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога в интересах достижения общественного согласия и формирования эффективных гражданских механизмов разрешения социальных конфликтов ненасильственными методами.

Данная необходимость разработки и использования в образовательном процессе педагогических средств профилактики экстремизма и терроризма в среде подростков обусловило характер нашего исследования. Именно гуманистически и личностно ориентированная среда школы выступает необходимым ресурсом и фактором организации необходимой педагогической работы с подростками в сфере профилактики экстремизма и терроризма.

Систематическая работа школы, в которую включены все звенья: обучающиеся и их родители, учителя и руководство, позволит внести вклад в формирование у обучающихся антиэкстремистской личностной позиции, основанной на отрицательном отношении к любым проявлениям экстремизма в обществе. Профилактическую работу в образовательной организации необходимо проводить как в урочное время, так и внеурочное и на всех уровнях образовательного процесса.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 августа 2012 г № 273-Ф3. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007

2. Рачковская Н.А., Сероветникова С.А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014; № 2: 34 - 41.

3. Ефименко В.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 3 ч. Петропавловск-Камчатский: КамГУ имени Витуса Беринга, 2014; Ч. 1.

4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5 - 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, 2016.

5. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10 - 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва, 2015.

6. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 9кл. Москва, 2012.

7. Куртвапова В.М., Рачковская Н.А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ, 2018: 88 - 94.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 avgusta 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007

2. Rachkovskaya N.A., Serovetnikova S.A. Filosofskie osnovy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti shkol'nika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2014; № 2: 34 - 41.

3. Efimenko V.N. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: v 3 ch. Petropavlovsk-Kamchatskij: KamGU imeni Vitusa Beringa, 2014; Ch. 1.

4. Smirnov A.T., Hrennikov B.O. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej A.T. Smirnova. 5- 9 klassy: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizacii. Moskva, 2016.

5. Smirnov A.T., Hrennikov B.O. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej A.T. Smirnova. 10 - 11 klassy: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacii. Moskva, 2015.

6. Latchuk V.N., Mironov S.K., Vangorodskij S.I. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Programmy dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 5 - 9kl. Moskva, 2012.

7. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver': TvGU, 2018: 88 - 94.

Статья поступила в редакцию 23.01.21

УДК 159.99

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]

Buzni V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: [email protected]

Korzh A.A., undergraduate, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]

BULLING AND WAYS TO PREVENT IT IN EDUCATIONAL PRACTICE. Despite the great importance of the problem under consideration, not much empirical data can be found in scientific sources. This article attempts to consider one of the global social problems of our society at the present time - "bullying". A number of questions are raised concerning the phenomenon of "bullying". The article cites evidence that, according to research by UK scientists, people who have been bullied in adolescence are not successful in life, they are distrustful, anxious, etc. A chronology of historical events in time related to bullying research is presented. Scientific works of scientists from different countries who study this social phenomenon. The types of bullying are analyzed and the ways of solving its prevention are determined. The article describes the consequences of bullying and presents specific conclusions.

Key words: bullying, harassment, mobbing, verbal bullying, physical bullying, cyberbullying, victim, bully.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]

В.А. Бузни, канд. пед. наук, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГБОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]

А.А. Корж, бакалавр, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]

БУЛЛИНГ И ПУТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье предпринята попытка рассмотреть одну из глобальных социальных проблем современного общества - буллинг. Поднимается ряд вопросов относительно этого феномена. Несмотря на большую значимость поставленной проблемы, в имеющихся источниках можно найти не так много эмпирических данных, касающихся данного вопроса. Представлена хронология научных событий во времени, касающихся исследований буллинга, работ ученых разных стран, изучающих данное социальное явление. Проанализированы виды буллинга и определены пути решения его предотвращения. В статье дана характеристика его последствий, представлены конкретные рекомендации по противостоянию буллингу.

Ключевые слова: травля, буллинг, моббинг, вербальный буллинг, физический буллинг, кибербуллинг, жертва, буллер.

Буллинг на данный момент является действительно одной из самых больших проблем человеческого общества, которая касается детей не только в школьном возрасте: данное явление можно наблюдать и в студенческой среде, и в профессиональных коллективах различных организаций.

Почему буллин» является современной проблемой? В результатах ежегодных опросов среди молодежи, которые направлены на выяснение распространенности травли внутри различных социальных групп, в среднем есть половина, которая подвергалась травле или сталкивалась с ней. Несмотря на то, что травля группой людей была во все эпохи, рассуждать о ней как об общественном явлении, требующем особенного интереса, стали относительно не так давно.

Анализ истории возникновения научных исследований буллинга можно представить по научным публикациям и конференциям, касающихся этого феномена. Первую научную статью, посвященную феномену «травля», издал П. Хайнеманн в 1969 г, тогда термина буллинг еще не существовало, но проявление описывалось через выражение моббинг. В 1972 г ученым издается книга «Моббинг Групповое насилие среди детей и взрослых». В 1973 г Дэн Олвеус в своей книге «Школьные хулиганы и мальчики для битья» представил конкретные формы проявления буллинга - физический и вербальный. Шведский ученый А.П. Пикас в 1975 году издает книгу «Как остановить моббинг?», в которой рассматривает этот феномен как групповой процесс.

Финские ученые К. Лагерспетц, К.С. Турку в 1980 году изучали личностные особенности преследователей жертвы и самих жертв [1].

В 1987 году в Норвегии прошла первая интернациональная конференция, посвященная вопросу моббинга, инициатором которой стал Совет Европы.

На конференции выступили 40 представителей европейских государств. Итогом работы стала книга «Буллинг в разных странах: Обзор проблемы», которая явилась фундаментом для будущих исследований феномена понятия

«буллинг». После конференции стали открываться исследовательские центры моббинга.

Первый исследовательский центр был открыт в Дублине, деятельность его была ориентирована на изучение эмоциональных отличительных черт преследователя и жертвы и исследование мер по предотвращению травли.

С 1989 года интерес к буллингу со стороны ученых возрос, число научных работ увеличилось. В ряде статей буллинг был описан через опосредованную агрессию (распускание слухов и общественное отчуждение). В 1990 году интерес к исследованию буллинга проявили Япония, Канада, Австралия, Северная Америка. Стали проводиться исследования с целью создания качественных профилактических программ, различных практических проектов оказания помощи жертвам буллинга.

В 2004 году была проведена еще одна научная конференция, на которой представлялся отчет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На конференции была принята резолюция о разработке методов для исследования причин возникновения буллинга, обозначения дальнейших действий в международном сотрудничестве в решении его проблем. В 2006 году к этому вопросу обратились в России. Одним из первых в своей статье «Что такое буллинг, и как с ним бороться» Игорь Семёнович Кон стал изучать феномен травли в школе и дал свое определение буллинга. Буллинг (от английского bullying, bully -хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [1]. В России проблематика буллинга начинает приобретать статус предмета обсуждения и исследования. С 2001 по 2009 годы насчитывались одна - две статьи, в то время как к 2016 г было опубликовано 112 статей. Исследованиями травли и буллинга в разное время занимались А.А. Бочавер, С.В. Кривцова, И.С. Кон, С.Н. Ениколопов и другие ученые [2]. До-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.