Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЮРИДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL PEDAGOKGIKA / REGULARITIES AND MECHANISMS OF EDUCATION / YURIDIKO-PEDAGOGICAL ZNAKNY / INCREASE OF EFFICIENCY OF YURIDICHEKSKY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

Правовой педагогикой, или, правильнее, педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITIES AND LEGAL PEDAGOGICS: SETTING OF A PROBLEM

The legal pedagogics, or, more correctly, right pedagogics, names the section of this branch of scientific knowledge researching pedagogical aspects of law-making and a deystvenknost of rules of law.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

• ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ^^

НАУКИ

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН,

Почетный адвокат России 109456, г. Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, каб. 515

тел. (495) 709-76-68 e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Правовой педагогикой, или, правильнее, педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права.

Ключевые слова: юридическая педагогика, закономерности и механизмы образования, юридико-педагогическое знание, повышение эффективности юридического образования.

УДК - 378 ББК - 74.04

GRUDTSYNA Lyudmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, professor of Civil law department of Financial University under the Government of the Russian Federation, leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the RUDN Legal institute, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, Honourable lawyer of Russia 109456, Moscow, 4th Veshnyakovsky Drive, 4, incorporated bank. 515

ph. (495) 709-76-68 e-mail: ludmilagr@mail.ru

PEDAGOGICAL ACTIVITIES AND LEGAL PEDAGOGICS: SETTING OF A PROBLEM

Summary. The legal pedagogics, or, more correctly, right pedagogics, names the section of this branch of scientific knowledge researching pedagogical aspects of law-making and a deystvenknost of rules of law.

Keywords: legal pedagokgika, regularities and mechanisms of education, yuridiko-pedagogical znakny, increase of efficiency of yuridicheksky education.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

Педагогическая деятельность — это профессиональная деятель ность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения [1, с. 126].

Многие педагоги, в том числе: Я.А. Ко-менский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский — неоднократно обращали внимание на то, что педагогической деятельности присущ творческий, исследовательский характер.

Комплексность, многогранность и мно-гообусловленность предмета юридической педагогики и ее задач определяют структуру ее научного знания, дифференциро-ванность и взаимосвязанность ее разделов и направлений исследований. В определенном смысле педагогическая деятельность — деятельность управленческая. Педагог в любой ситуации организует свою работу так, чтобы эффективнее воздействовать на деятельность других участников этого процесса: студентов, их родителей, коллег, представителей общественных и государственных образований. Таким образом, по справедливому замечанию Г.М. Коджаспировой, «педагогическая деятельность выступает как мета-деятельность, т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью» [1, с. 127].

Итак, предмет юридической педагогики — педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, присущие правовой сфере, действующие в обществе и влияющие на нее, на состояние законности и правопорядка, на деятельность юридических органов и их персонала. Познание юридико-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике, составляет специальную цель юридической педагогики.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2016

Педагогика - наука, постоянно обращенная к практике, а ее отрасль, погруженная в правовую сферу, - юридическая педагогика — не может не быть прикладной наукой. В этом состоит ее главное предназначение, и от практических успехов зависит ее признание, поддержка и развитие.

В устных дискуссиях высказывалось предложение говорить о «правовой педагогике». Понятия «право» и «юстиция» (в лат. языке - справедливость, законность, право) близки по своему значению и нередко употребляются как синонимы. В точном же словоупотреблении «право» — система общеобязательных норм, охраняемых силой государства, а «юстиция» — совокупность судебных учреждений и их деятельность, «юрисдикция» — совокупность правомочий, «юриспруденция» — наука, изучающая право. Поэтому точнее говорить «юридическая педагогика». Правовой педагогикой, или, правильнее, педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права [3, с. 21].

Анализ всего опыта педагогических исследований по правовым проблемам позволяет отнести к основным задачам юридической педагогики:

- изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;

- разработку методологии, методики юридико-педагогического познания;

- создание научной картины педагогической реальности, которая присуща правовой сфере общества, системе органов правопорядка, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;

- проведение педагогических исследований по актуальным проблемам законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности, создание адекватных юри-дико-педагогических теорий с их дифференциацией по основным направлениям юридико-педагогической работы;

- теоретическую и прикладную разработку многоступенчатой и развернутой системы правого воспитания населения и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сотрудников правоохранительных органов, правового всеобуча, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности средств массовой информации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи;

- участие в создании системы педагогического обеспечения правотворческой деятельности, деятельности сотрудников органов правопорядка, разработку форм, методов и технологий его осуществления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь, педагогическая поддержка, педагогическая коррекция и др.);

- оказание помощи в повышении эффективности юридического образования, профессиональной подготовки, подготовки к действиям в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогического обеспечения личной безопасности;

- разработку и совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, юридической педагогики, методики педагогического тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке юристов;

- формирование педагогической системы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов;

- создание педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи тем из них, кто непосредственно работает в практических структурах органов правопорядка;

- обеспечение послевузовского образования и подготовки научно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юридико-педагогическим проблемам и работников структур, занимающихся ими;

- изучение зарубежного опыта разрешения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возмож-

ностей и путей его использования в условиях современной России [3, с. 22].

Как верно отмечает В.В. Краевский, «необходимо с самого начала предостеречь изучающих педагогику от смешения научных и практических задач в области образования» [2, с. 11]. Педагогическая наука решает познавательные задачи, на первом месте среди которых стоит задача выявления объективных закономерностей образовательного процесса.

В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса - это освоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. К нему обращаются всякий раз, когда речь идет о педагогической науке и ее объекте, следовательно, «обойти» этот закон нельзя. Другой общий закон - социальная сущность образования, проявляющаяся в обусловленности всех его элементов социально-экономическим состоянием общества. Специфическим и закономерным для сферы образования отношением является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника в образовательном процессе, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения [2, с. 12].

В.В. Краевский приводит несколько закономерностей педагогической деятельности, сформулированных в педагогической литературе:

- эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально психологических и других условий, в которых он протекает;

- средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

- усвоение содержания учебного материала тем прочнее, чем более систематично организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и включение его в контекст усвоенного;

- обученность сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествую-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

щее овладение простыми видами деятельности, и от готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены;

- уровень и качество усвоения зависят при прочих равных условиях (память, способности) от учета учителем степени личностной значимости для учащихся усваиваемого содержания [2, с. 13].

Задачи — обоснование новых систем, разработка содержания и методов. Выявление закономерностей образовательного процесса связано с другой задачей педагогической науки — обоснованием современных педагогических систем. В этом деле научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической. Создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности педагогических явлений в ходе теоретических исследований. Только на этой основе можно осуществить опережающее отражение педагогической действительности, обеспечить влияние науки на практику. Одной из задач педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.

Сначала создаются концепции содержания образования и методов обучения и воспитания, а затем и средства осуществления концептуальных установок на практике. Си-

стема образования в нашей стране вступила в период обновления, требующего системообразующих представлений о путях ее модернизации. Задачей педагогической науки является также осознание ею самой себя: способов получения объективного знания о педагогической действительности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), о структуре науки, ее связи с практикой, о ее собственном понятийном составе и т.п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области методологии педагогики. В сущности, общие основы педагогики носят методологический характер. Это именно методологические основы педагогической науки [2, с. 14].

Список литературы

[1] Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007.

[2] Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

[3] Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

Spisok literatury

[1] Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: Uchebnik. M.: Gardariki, 2007.

[2] Kraevskij V.V. Obshhie osnovy' pedago-giki: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. 3-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

[3] Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lekcij. M.: E'KMOS, 2000.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.