Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ВОСПИТАНИЯ / HISTORY OF SCHOOL AND EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ / PEDAGOGICAL THOUGHT OF ANCIENT RUSSIA / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА / TECHNIQUE OF TEACHING RIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

История зарождения и развития юридической педагогики в России неразрывно связана с многовековой мировой историей педагогической мысли, когда постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. В статье рассмотрены основные этапы развития педагогики вообще и юридической педагогики (как вида отраслевой педагогики) в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL FEATURES OF ORIGIN AND FORMATION OF PEDAGOGICAL IDEAS AND TRADITIONS OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA

The history of origin and development of legal pedagogics in Russia is inseparably linked with centuries-old world history of pedagogical thought when gradually from the amount of ideas and concepts the pedagogics turned into science. In article the main stages of development of pedagogics generally and legal pedagogics (as type of branch pedagogics) in particular are considered.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН,

Почетный адвокат России e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ТРАДИЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. История зарождения и развития юридической педагогики в России неразрывно связана с многовековой мировой историей педагогической мысли, когда постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. В статье рассмотрены основные этапы развития педагогики вообще и юридической педагогики (как вида отраслевой педагогики) в частности.

Ключевые слова: педагог, педагогический процесс, история школы и воспитания, педагогическая мысль Древней Руси, методика преподавания права.

GRUDTSINA Lyudmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, professor of Civil law department of Financial University under the Government of the Russian Federation, leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the RUDN Legal institute, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, Honourable lawyer of Russia e-mail: ludmilagr@mail.ru

HISTORICAL FEATURES OF ORIGIN AND FORMATION OF PEDAGOGICAL IDEAS AND TRADITIONS OF LEGAL EDUCATION

IN RUSSIA

Summary. The history of origin and development of legal pedagogics in Russia is inseparably linked with centuries-old world history of pedagogical thought when gradually from the amount of ideas and concepts the pedagogics turned into science. In article the main stages of development of pedagogics generally and legal pedagogics (as type of branch pedagogics) in particular are considered.

Keywords: teacher, pedagogical process, history of school and education, pedagogical thought of Ancient Russia, technique of teaching right.

УДК - 378 ББК - 74.03

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

Педагогом (от греч. Paidagogos -ведущий ребенка) раньше назывался специальный человек (как правило, раб), сопровождавший ребенка в школу и обратно. Позже этим термином обозначали всех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией [3, с. 6]. Педагогика - гуманитарная наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей. Первоначально педагогика занималась только работой с детьми в специальных образовательных и воспитательных системах (детские сады, школы, семья). Сегодня педагогика становится все больше наукой в работе с любыми категориями граждан и в любых связанных с решением педагогических проблем системах и условиях [14, с. 23].

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания. История зарождения и развития юридической педагогики в России неразрывно связана с многовековой мировой историей педагогической мысли, когда постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. Рассмотрим основные этапы развития педагогики вообще и юридической педагогики (как вида отраслевой педагогики) в частности.

Первый этап - педагогическая мысль зародилась, развивалась и формировалась как народная педагогика в виде традиций, пословиц, поговорок, обрядов, песен, мифов, сказаний и других фольклорных форм. В IX—VIII тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное [8]. Дети воспитывались на примере родителей.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода

привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись.

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к V тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

Второй этап - педагогические идеи зарождаются в русле философских и религиозно-философских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.). Первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование были сделаны в Древнем Китае к VI в. до н.э. К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551-479 до н.э.) создал свою школу, обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия [9, с. 11].

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 до н.э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям («Платон мне друг, но истина дороже»). Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -достойную жизнь».

Третий этап — происходит формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов и др.) [11, с. 20]. Педагогическая мысль в России в рамках этого исторического периода пережила три самостоятельных подпериода: 1) предшествующий монгольскому порабощению с преобладанием византийского влияния; 2) монгольского владычества; 3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики [13, с. 48].

Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Воспитание детей проходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду [5].

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси — 988 г.), внесшая новые начала в русское воспитание [10, с. 68]. Внутреннее устройство древнерусской школы первое время полностью соответствовало византийским образцам (первы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

ми учителями на Руси были греки), а в дальнейшем в школе, кроме грамоты, преподавались различные учебные предметы, составлявшие круг тогдашней византийской учености. В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме Псалтири, переводные книги с греческого, болгарского, сербского языков, патерики (собрания жизнеописаний святых), изборники, или сборники, литературно-научного и нравственно-поучительного характера, пчелы (сборники отрывочных научных сведений, афоризмов писателей и поэтов) и др. [10, с. 71]

Четвертый этап (VII-XVII вв.). Несмотря на смуту, семибоярщину, междуцарствие начала XVII в., в российском обществе сформировалась ориентация на образование, чему способствовало развитие книгопечатания и активная деятельность братских школ Юго-Западной Руси (Львов, Брест, Луцк, Минск, Могилев) для различных слоев городского населения.

Пятый этап начинается с XVIII в. и длится до начала XX в., характеризуется развитием педагогики как самостоятельной научной дисциплины (появление в XVII в. труда чешского педагога Я.А. Ко-менского «Великая дидактика»). Развитие педагогики и образования в XVIII в. в России можно классифицировать на три исторических периода: просветительная педагогика эпохи петровских реформ (1700— 1740); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741-1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века (1765-1790) [10, с. 197].

Именно на этом общеисторическом этапе развития педагогики как науки в России начинают появляться зачатки юридической педагогики высшей школы - с открытием в 1755 г. Московского государственного университета, одним из первых трех факультетов которого (наряду с медицинским и философским) стал юридический факультет [1, с. 92, 93].

Ведущим центром новой школы и научных знаний стала открытая в 1723 г. Петербургская Академия наук. Для подготовки в России кадров ученых при Академии были учреждены университет и гимназия.

Однако ни гимназия, ни академический университет с поставленной задачей не справлялись. М.В. Ломоносов и его единомышленники потратили много сил и энергии, чтобы удовлетворительно организовать работу учебных заведений при академии. Эта деятельность привела М.В. Ломоносова к идее о необходимости создания университета в Москве. И в 1755 г. университет был открыт. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Та-тьянин день 12 (25) января 1755 г. и опубликован 24 января (14 февраля). Церемония торжественного открытия состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 г., тогда же начала работать гимназия при университете (до 1812 г.). Университет начал свою работу в центре Москвы на Красной площади в здании бывшей Главной аптеки, к концу XVIII в. университет переехал в новое, специально построенное здание за рекой Неглинной, неподалеку от Кремля.

Система образования в России к XIX в. включала следующие учебные заведения: главные и малые народные училища, частные пансионы и привилегированные корпусы для дворянства, институт благородных девиц в Петербурге, Московский университет, Академию наук и Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Историю развития педагогики в России XIX в. можно разделить на четыре исторических подэтапа: александровская либеральная образовательная реформа 18021804 гг., николаевская контрреформа 1828 г., реформы 1863-1864 гг. и контрреформы 1870-1880 гг.

Шестой этап - это, по сути, весь XX в. (начиная с революции 1917 г. и до 1990 гг.). Это период, как верно отмечает А.М. Сто-ляренко, можно назвать периодом развития юридической педагогики как научной отрасли знания - начала научного решения отдельных педагогических проблем юридической деятельности, в частности, активным развитием исправительно-трудовой (пенитенциарной) педагогики и отчасти педагогики подготовки кадров, превентивной (профилактической) педагогики и методики преподавания права. Отличительной чертой его была повысившаяся

научность исследований и публикаций, разработка научно обоснованных мер совершенствования правоохранительной практики [14, с. 22].

Много крупных педагогов внесли свой вклад в развитие педагогики: И.Г. Песта-лоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

С 1970-х гг. расширился круг научных разработок, включивших педагогические проблемы работы с кадрами, методики преподавания права в средней школе, превентивной педагогики и др. Началась подготовка дипломированных специалистов по педагогике, защита кандидатских и докторских диссертаций по педагогике сотрудниками, в частности, правоохранительных органов [2]. В учебных заведениях появились учебные дисциплины, построенные на узко специализированной научной основе: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохранительных органах», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя» и др. [4]

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Бе-личевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым,

A.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Гор-линским, В.П. Давыдовым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, С.И. Денисенко, Ф.М. Зе-зюлиным, А.И. Зубковым, Н.И. Киряшовым, Е.А. Козловской, И.Ф. Колонтаевской,

B.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Ла-зукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишко-вым, Н.А. Минжановым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. По-стоевым, А.А. Рябовым, A.M. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др. [14, с. 22]

Седьмой этап начался в 1990-х гг. и характеризуется резким расширением исследования круга проблем юридической деятельности, построением в связи с повышением в России спроса на юридическую

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

профессию целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновением многочисленных негосударственных (коммерческих) высших учебных заведений со своей частной методологией юридической педагогики, появлением первых систематических трудов по юридической педагогике, резким ростом изданий по юридической педагогике и защищаемым по ее проблемам диссертациям [14, с. 23].

Что касается динамики развития педагогической мысли от народной до научной педагогики, следует учитывать, что деление на этапы весьма условно. В принципе все эти формы педагогической мысли продолжают развиваться и в настоящее время [11, с. 21].

Как наука педагогика сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает, -воспитание. Когда возникло воспитание? На этот сложный вопрос давно пытаются ответить ученые, изучающие различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философы, историки и этнографы. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения [9, с. 11].

В XIX в. было разработано несколько концепций:

1) эволюционная (эволюционно-биоло-гическая) теория французского этнографа Шарля Летурно (1831-1904). Основной смысл суждений Ш. Летурно: «Человечество, как оно есть... есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны, природой и, с другой стороны, социальным бытом»;

2) социолого-психологическая американского профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947). В отличие от Ш. Ле-турно, который инстинктивные действия

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2016

животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, П. Монро считал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Объединяет эту теорию с эволюционной теорией утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей [9, с. 12];

3) социолого-трудовая немецких политологов, основателей марксистской философии Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Марксисты полагали, что человека создал труд и именно с момента использования человеком примитивного орудия возникла в первобытном обществе новая социальная функция -воспитание;

4) духовно-культурологическая немецкого педагога Карла Шмидта (18191864). Согласно К. Шмидту, воспитание появилось, когда человек стал понимать необходимость знаний и умений. Именно в культуре, утверждал он, воплотилась идея духовности, и она выступает как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества. Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления и природе его возникновения. Однако не следует торопиться делать вывод о правильности той или другой, разумнее принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доля истины.

Воспитание, по мнению Г.М. Коджаспи-ровой, возникло тогда, когда человек стал Homo sapiens - существом разумным (40 тыс. лет до н.э.). Большинство авторов единодушны в понимании воспитания как социального явления, присущего человеческому обществу, даже если оно и берет начало в глубинных истоках биологического происхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро) [11, с. 22].

Что же представляет собой юридическая педагогика? Известно, что в любом современном государстве существует своя правовая система, в рамках которой дей-

ствуют органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной): издают законы и другие нормативные правовые акты, исполняют их и следят за их надлежащим исполнением, разрешают в установленной форме возникающие между гражданами конфликты.

Созданная в стране и постоянно трансформирующаяся (путем внесения изменений и дополнений) система нормативных правовых актов призвана укреплять и развивать демократические, правовые и социальные основы государства, обеспечивать эффективное функционирование всех общественных институтов, защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, способствовать социальному развитию и самовыражению личности. Однако, чтобы понимать происходящие в стране правовые изменения, быть в курсе текущего законодательства (изменений и дополнений, вносимых в важнейшие федеральные законы, кодексы), человек должен обладать соответствующими знаниями. Более углубленные (профессиональные) юридические знания, подтвержденные документально (дипломом о высшем юридическом образовании), человек может получить в вузе, а обучают студентов-юристов специалисты в различных областях юридической науки - преподаватели [12, с. 6-10].

Юридическая педагогика - гуманитарная наука, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития.

Именно эта наука располагает огромным объемом научно обоснованных рекомендаций по их оптимизации и совершенствованию. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессионального юридического образования, которые должны обладать педагогической культурой, на должном научно-педагогическом уровне строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действительно профессиональные кадры юристов [14, с. 15].

Обучение должно быть развивающим и природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании на-

блюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения [10, с. 147].

Охарактеризуем функции юридической педагогики:

Научно-теоретическая - изучает сущность педагогических процессов и явлений юридической науки, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Устанавливает законы, принципы, теории, концепции.

Конструктивно-техническая - обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов юридической науки. Если бы педагогика только изучала, что такое воспитание, каковы законы его действия, она мало помогала бы в конкретной педагогической практике. Педагогика - практико-ориентиро-ванная, прикладная наука. Она возникла как для того, чтобы объяснять суть воспитательного взаимодействия, так и для того, чтобы ответить на вопросы о целях, задачах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал [6, с. 59-64].

Прогностическая - в научной теории, которая глубоко и всесторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспективы развития всей науки, ее направлений, появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей системы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль - педагогическая футурология.

Вопросы, на которые отвечает юридическая педагогика:

1. Для чего необходимы юридическое воспитание и обучение, какие цели и задачи они решают - проблема цели и целеполагания в целостном педагогическом процессе.

2. Кто и ради кого осуществляет юридическое воспитание и обучение - проблема субъектов педагогического процесса

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

системы высшего юридического образования.

3. Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе системы высшего юридического образования, т.е. речь идет о содержании воспитания и обучения. Содержанием в общем виде выступает правовая культура. Задача юридической педагогики - отобрать и обосновать выбор конкретного содержания для каждой ступени юридического образования. Содержание должно включать:

- юридические знания и способы их применения;

- необходимые умения и навыки юридической деятельности;

- опыт творческой деятельности в сфере юриспруденции;

- ценностно-эмоциональные отношения и опыт юридического общения.

4. Как учить - это вопрос о методах, средствах, формах юридического обучения и воспитания и общих принципиальных подходах к их разработке.

5. Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели высшего юридического образования?

6. Кому и как управлять системой высшего юридического образования - важный вопрос об управлении педагогическими системами и образовательными моделями высшего юридического образования в стране и кадрах для выполнения этих задач. Любое образовательное учреждение высшего юридического образования в зависимости от выполняемых программ, целей и задач имеет свою неповторимую специфику и особенности управления, каждый педагогический коллектив высшей школы представляет собой трудовой коллектив особого типа, со своими отличительными чертами, присущими только коллективам, занимающимся юридическим образованием и воспитанием.

Анализ основных проблем, которыми занимается юридическая педагогика, и ее функций делает понятными и очевидными задачи, которые она решает и должна решать. Изучение каждого из перечисленных вопросов, раскрытие их сущности и разра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

ботка методик и технологий их воплощения - то, чем заняты ученые и работники сферы образования [7, с. 17].

Научной разработкой важнейших педагогических проблем, в том числе проблем юридической педагогики, занимается Российская академия образования (РАО)1, имеющая целый ряд научно-исследовательских институтов, лабораторий, экспериментальных площадок. РАО как высшее государственное научное учреждение Российской Федерации в области образования осуществляет фундаментальные исследования, исходя из необходимости обеспечить:

- сохранение и развитие российской национальной культуры в целях укрепления гражданского общества и государственности;

- становление социально ответственной личности в условиях реформирования российского общества;

- социальную интеграцию и гармонизацию общественных отношений;

- профессиональную мобильность личности в современных социально-экономических условиях.

Список литературы:

[1] Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков, Г.Н. Волков, С.Ф. Егоров, А.Н. Копылов. М., 1985.

[2] Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики // Юридическая педагогика в МВД. М., 1997.

[3] Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

[4] Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Информация: Монография. М., 2014.

1 Российская академия образования поддерживает провозглашенный в Концепции реформирования российской науки тезис о необходимости реализации курса на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс обновления и развития России. Свое место в процессе реформирования отечественной науки в ближайшие годы Академия видит в концентрации имеющихся ресурсов на создании и реализации концепции развития образования в стране.

[5] Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

[6] Грудцына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская юстиция. 2008. № 2.

[7] Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства // Законодательство и экономика. 2007. № 11.

[8] Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебное пособие. М., 2008.

[9] Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. 3-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

[11] Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007.

[12] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2, 3(121, 122).

[13] Соколов П. История педагогических систем. Петроград, 1916.

[14] Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

Spisok literatury:

[1] Antologiya pedagogicheskoj my'sli Rossii XVIII v. / Sost. I.A. Solovkov, G.N. Volkov, S.F. Egorov, A.N. Kopy'lov. M., 1985.

[2] Belyaeva L.I. K istorii otechestvennoj yuridicheskoj pedagogiki // Yuridicheskaya pedagogika v MVD. M., 1997.

[3] Bory'tko N.M., Solovcova I.A., Bajbakov A.M. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

[4] Grudcy'na L.Yu. Gosudarstvo. Grazhdan-skoe obshhestvo. Informaciya: Monografiya. M., 2014.

[5] Grudcy'na L.Yu. Osobennosti konstitu-cionny'x garantij realizacii prav cheloveka v Rossii (na primere grazhdanskogo sudo-proizvodstva): Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

[6] Grudcy'na L.Yu. Pravovaya priroda institutov zashhity' i oxrany' prav cheloveka v Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2008. № 2.

[7] Grudcy'na L.Yu. Pravovaya priroda i formy' vzaimodejstviya grazhdanskogo obshhe-stva i gosudarstva // Zakonodatel'stvo i e'konomika. 2007. № 11.

[8] Grudcy'na L.Yu., Spektor A.A. Grazhdan-skoe pravo Rossii: Uchebnoe posobie. M., 2008.

[9] Dzhurinskij A.N. Istoriya zarubezhnoj pedagogiki: Uchebnoe posobie. M.: Infra-M, 1998.

[10] Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my'sli za rubezhom i v Rossii / Pod red. Z.I. Vasil'evoj. 3-e izd., stereotipnoe. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.

[11] Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: Uchebnik. M.: Gardariki, 2007.

[12] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy' rosta // Predstavitel'naya vlast' -XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2013. № 2, 3 (121, 122).

[13] Sokolov P. Istoriya pedagogicheskix sistem. Petrograd, 1916.

[14] Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lekcij. M.: E'KMOS, 2000.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.