Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / EDUCATIONAL MANAGEMENT / TEACHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алпатов Юрий Михайлович, Гребенников Валерий Васильевич, Грудцына Людмила Юрьевна, Сангаджиев Бадма Владимирович

В национальной образовательной доктрине содержится признание утраты важных высот, завоеванных ранее, одной из которых является уникальная культура государственного руководства высшей школой. В последнее время эта тема не сходит с повестки дня многих научных форумов, как и с журнальных страниц. Обеспокоенность данным вопросом не случайна, так как уровень социально-экономического развития любой страны отражает состояние национальной системы образования в прошлом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алпатов Юрий Михайлович, Гребенников Валерий Васильевич, Грудцына Людмила Юрьевна, Сангаджиев Бадма Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODELS OF MANAGEMENT OF EDUCATION SYSTEMS: A CYBERNETIC APPROACH

In the national educational doctrine recognized a loss of important heights, conquered earlier, one of which is the unique culture of the state management higher school. Lately this topic has been on the agenda of many scientific forums, and a magazine. The concern with this issue is not accidental, since the level of socio-economic development of any country reflects the state of the national education system in the past

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

О^ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК - 378 АЛПАТОВ Юрий Михайлович,

ББК - 74.03 доктор юридических наук,

президент Фонда содействия развитию социальных проектов «Созидание», Почетный адвокат России, член-корреспондент РАЕН ГРЕБЕННИКОВ Валерий Васильевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, Заслуженный юрист РФ, Почетный адвокат России ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, Почетный адвокат России,

действительный член РАЕН САНГАДЖИЕВ Бадма Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, Почетный адвокат России, член-корреспондент РАЕН

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. В национальной образовательной доктрине содержится признание утраты важных высот, завоеванных ранее, одной из которых является уникальная культура государственного руководства высшей школой. В последнее время эта тема не сходит с повестки дня многих научных форумов, как и с журнальных страниц. Обеспокоенность данным вопросом не случайна, так как уровень социально-экономического развития любой страны отражает состояние национальной системы образования в прошлом.

Ключевые слова: система образования, управление образованием, университет, обучение, воспитание, высшее образование, школа.

Статья публикуется в соответствии с Планом Государственного задания Института управления образованием Российской академии образования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

ALPATOV YU.M.,

doctor of legal Sciences, President of the Fund for the promotion of social projects «Creation»,

the Honourable lawyer of Russia, corresponding member of the Academy of natural Sciences GREBENNIKOV V.V., doctor of legal Sciences, Professor, head of Department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the Law Institute peoples' friendship University, Honored lawyer of Russia, Honorary lawyer of Russia

GRUDTSYNA L.Y., doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of legal regulation of economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Honorary lawyer of Russia, member of the Academy of natural Sciences

SANGADJIEV B.V., doctor of legal Sciences, Professor, Deputy head of the Department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the Law Institute peoples friendship University,

Honorary lawyer of Russia, corresponding member of the Academy of natural Sciences

THEORETICAL MODELS OF MANAGEMENT OF EDUCATION SYSTEMS: A CYBERNETIC APPROACH

Abstract. In the national educational doctrine recognized a loss of important heights, conquered earlier, one of which is the unique culture of the state management higher school. Lately this topic has been on the agenda of many scientific forums, and a magazine. The concern with this issue is not accidental, since the level of socio-economic development of any country reflects the state of the national education system in the past.

Keywords: education system, educational management, University, teaching, education, higher education, school.

В результате проведенной в России административной реформы резко изменилась система и структура управления образованием и вузовским сектором науки на федеральном уровне [18, с. 23]. Однако, прежде чем исследовать столь сложный вопрос, обратимся к истории возникновения и развития административно-правового управления высшими учебными заведениями в России [5, с. 124-136].

Становление и развитие отечественной высшей школы от основания Московского университета до наших дней — сложный и противоречивый процесс, в ходе которого менялись темпы и формы университетского строительства, но неизменным оставался государственный курс на укрепление позиций культуры и образования, намеченный Петром I.

В литературе предпринимались попытки периодизации развития высшего

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

образования. Попытаемся и мы предложить периодизацию, ориентируясь на объективные признаки, отражающие реальные процессы развития отечественной системы образования, стремительный рост высшей школы и частую смену ее правовых форм. К числу таких признаков относится и механизм управления высшей школой, как часть государственной работы. Опытом России доказано, что лишь государство может привлечь к работе лучшие национальные силы и материальные ресурсы и обеспечить рост и достойное качество образования на основе обобщения и усвоения лучшего отечественного и мирового опыта. Государственную модель высшей школы Россия выработала, выстрадала ценой трудных поисков, утрат и обретений, продолжавшихся не одно столетие [10, с. 130-132]. Рассмотренная в таком ракурсе история русской высшей школы до 1992 г. представляется сложным, многогранным процессом, в котором можно выделить, по меньшей мере, семь этапов, отличавшихся не только уровнем высшего образования и общей культуры, но и степенью овладения механизмом управления высшей школой и качеством образования [13, с. 17].

Российская сфера образования не может порождать новые виды деятельности и быть инновационным, поскольку привязана к старым организационным структурам и государственным институтам (которые были сформированы в 1960-е гг. и согласно которым осуществлялась подготовка кадров в отрасли экономики) [9, с. 247257]. Сегодня очевидно, что российские вузы не охватывают этап «подготовки кадров» и не способны конкурировать на глобальном рынке, в отличие от западных университетов, которые, помимо того, что оказывают образовательные услуги, в том числе, в сфере «бизнес-процесса», являются крупными научными центрами, занимающимися исследованиями как теоретического, так и прикладного характера. Несмотря на предоставленную вузам несколько лет назад возможность заниматься предпринимательской деятельностью, в силу существующих правовых и организационных лакун в институциональной сис-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

теме и неотлаженного механизма оптимизации налогообложения в сфере образования, в настоящее время довольно затруднительно говорить о четкой схеме коммерциализации вузовской науки, что также влияет на степень конкурентоспособности отечественного университета [15].

Образование, будучи сложным и развитым социальным институтом, изучается специальной наукой - педагогикой, которая представляет собой систему отдельных наук. В их число входит общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики и образования и т.д. Что касается восприятия юридической наукой всего отмеченного разнообразия образовательных отношений, то наиболее полно и последовательно мысль о разнообразии правоотношений в области образования в советской юридической литературе высказана Г.А. Дороховой: в области образования важное место занимают педагогические отношения, которые предполагают правовое равенство субъектов, исключают применение административно-правового метода. В педагогических правоотношениях используемые преподавателем методы властвования носят моральный характер, принимая форму замечаний, вызова родителей, стимулирования учащихся. Одновременно Г.А. Дорохова отмечает, что административно-правовые отношения как элементы отношений по народному образованию являются неоднородными и основываются на принципах и прямого подчинения, и взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности [7, с. 10-16].

В итоге анализа Г.А. Дорохова приходит к выводу о том, что административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими вид правоотношений по народному образованию. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком власти -подчинением, оказывает существенное влияние на регулирование всех отношений по народному образованию [7, с. 10-16]. Другие авторы, например И.Е. Фарбер, ис-

следуя специфику правовых отношений в области образования, полагают, что отношения, возникающие в сфере образования, являются не только административно-правовыми отношениями как отношения власти — подчинения, но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного законодательства [14, с. 6].

Существенные изменения в регулировании сферы образования произошли с принятием в 1992 г. Закона «Об образовании». Важнейшая область социальной сферы общества получила новый виток своего развития, связанный, прежде всего, с введением новых, неизвестных ранее советскому образованию институциональных элементов, таких, как предоставление обучающимся права получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, возможности организации и функционирования негосударственных образовательных организаций. Это повлекло за собой внедрение не только новых инструментов осуществления образовательной деятельности, но и обусловленного этим появлением новых категорий и понятий. Одним из таковых стала образовательная услуга.

Введенная названным Законом как вид платной образовательной деятельности, рассматривавшийся, скорее, как исключение в деятельности образовательного учреждения, обусловленное его недостаточным бюджетным финансированием, образовательная услуга постепенно приобрела все более широкое смысловое значение. Сегодня исследователи все чаще исходят не из буквального содержания данного понятия, закрепленного законодательством, а придают ему более объемное звучание, рассматривая образовательные услуги не просто как вид образовательной деятельности платного характера, а как ее основное содержательное наполнение. Вместе с тем названная законодательная особенность, а также отсутствие четкого легального определения образовательной услуги в Законе «Об образовании» предопределяет появление в литературе широкой дискуссии о ее содержании.

Так, В.М. Сырых придерживается узкого подхода в определении образователь-

ных услуг, утверждая, что поскольку Закон «Об образовании» проводит границу между деятельностью образовательного учреждения и оказываемыми им платными дополнительными услугами, то и отнести к сфере образовательных услуг образование, получаемое в рамках образовательных стандартов даже на платной основе, не представляется возможным [12, с. 69 — 74]. Возмездность как важнейший критерий определения образовательной услуги рассматривает С.В. Куров. По его мнению, в платной образовательной сфере понятие «образование» вытесняется понятием «образовательные услуги», более точно отражающим характер регулируемых отношений [8, с. 40, 41]. Автор подчеркивает различную правовую природу отношений по обучению и воспитанию, возникающих на возмездной и безвозмездной основе. Эту позицию поддерживает А.В. Белозеров, по мнению которого образование, получаемое за счет бюджетных средств, и образование, получаемое на возмездной основе, регулируются нормами различных отраслей права [2, с. 32].

Платность как основополагающий элемент образовательной услуги видит в своих исследованиях и Г.Д. Шкарлупина. Однако ее подход еще более сужает понятие образовательных услуг, в качестве которых автор рассматривает «деятельность, превышающую государственный образовательный стандарт и носящую дополнительный характер в непрофильном образовательном учреждении» [17]. Например, В.К. Загвоздкин отмечает, что в Европе многие авторы обоснованно отклоняют чисто рыночный подход в образовании, так как общедоступность и равенство шансов в образовании являются такими ценностями, от которых никто не желает отказываться. Особенно тщательно анализируется понятие товара или услуги в применении к образованию, а также идея школы как предприятия. Например, немецкий исследователь Ф.Р. Йах сознательно не употребляет слово «услуги» в отношении образования, так как оно не является для него товаром и не может быть отнесено к сфере услуг.

Ян де Грооф, проанализировав понятия «образовательные услуги» и «образова-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

ние», пришел к выводу, что между ними существует четкое разграничение. В частности, он объясняет это тем, что в Законе «Об образовании» понятие «образование» раскрывается «как процесс развития личности, общественного воспитания и профессионального обучения». При этом образовательным услугам отводится второстепенная роль, поскольку, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ» (п. 6 ст. 14) [20, с. 26].

Такой довольно узкий подход к определению образовательных услуг основывается на буквальном толковании законодательных положений. Действительно, образовательное законодательство рассматривает образовательные услуги как вид социально-экономических благ, который требует для своего производства и потребления определенных экономических затрат и соответствующего возмещения. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и ведение образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При приеме на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и его итогах [3, с. 46-59].

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законом.

Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должно быть гарантировано соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы необходимого уровня и соответствующей направленности лиц. Тенденции развития национальной системы высшего образования, на наш взгляд, должны быть направлены на обеспечение:

- интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

- активного выхода на рынок высшего образования, широкого участия высших учебных заведений и преподавателей в образовательных программах международных организаций и сообществ;

- преобразования учреждений высшего образования в центры образования, культуры, науки и новых технологий;

- интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процес-

сом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством.

Очевидно, что в современных условиях потребности быстро развивающейся экономики, с одной стороны, и необходимость обеспечения стабильности подверженного кризисам рынка труда, с другой стороны, вызывают необходимость акцентирования следующих аспектов высшего образования:

— культурного (всестороннее развитие личности студентов и трансляция культуры);

— экономического (необходимость подготовки кадров высшей квалификации, приоритетность связи рынка высшего профессионального образования и рынка труда);

— социального (высшее образование как основной канал вертикальной мобильности и способ «сглаживания» социального неравенства);

— инновационного (институты высшего образования не только как исследовательские центры, но и центры распространения инноваций).

Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Необходимо отметить и политическую составляющую высшего образования, особенно в условиях рыночной экономики, которая проявляется в том, что принятие любых управленческих решений в этой области государственного управления, в том числе выраженных в правовой форме, всегда имеет место в условиях конфликтности интересов различных политических сил. Эти отношения затрагивают интересы не только собственно государства, его именно суверенного существования, но и субъектов федерации и муниципальных образований, которые становятся участниками политического процесса по поводу формирования государственных решений в области высшего образования. Отношения при

осуществлении деятельности в области высшего образования имеют в своей основе широкие социальные корни — в развитии высшего образования, особенно в условиях рыночной экономики, в возможности равного доступа к его получению заинтересован и каждый гражданин государства, и государство в целом.

При этом политика в области развития высшего образования государства как составная часть его государственной образовательной политики, с учетом мировых тенденций развития высшего образования, отражается, прежде всего, в его решениях, которые определяют:

— источники (бюджетные, частные капиталы, доходы граждан) в качестве финансовой основы высшего образования;

— обеспечение доступности высшего образования;

— приоритетные формы высшего образования;

— единство основных положений порядка и условий высшего образования в Российской Федерации, непосредственно направленного на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

— развитие и структурные изменения высшего образования;

— условия для привлечения инвестиций и участия работодателей в развитие высшего образования;

— совершенствование разграничения полномочий между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями.

Заинтересованность государства в развитии высшего образования отражена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, в которой регламентируется, что государство призвано обеспечить развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий [11]. В связи с этим в условиях рыночной экономики и формирования единого образовательного пространства, вследствие глобализации, на первое место выходит решение следующих задач: активное участие учреждений

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

высшего образования в региональном развитии и установление тесных контактов учреждений высшего образования с бизнес-структурами, обеспечение финансовой устойчивости учреждений высшего образования и создание прозрачной системы оценки качества обучения [4].

В целом же следует иметь в виду, что развитие высшего образования — это стратегическое направление деятельности любого государства, обеспечение которой всегда требует огромного количества денежных средств и образования для этих целей специальных денежных фондов, что является, конечно, важной заботой государства. Достижение (или недостижение) этих целей определяет эффективность (или неэффективность) развития национальной системы высшего образования в государстве. Поэтому, по нашему мнению, необходимо подходить к признанию образуемых в результате обучения человеческих ресурсов высшей квалификации — человеческого капитала, как к части национального богатства страны, определяющего не только ее образовательный, но и экономический суверенитет.

Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования национальной системы высшего образования, ее развития является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе в условиях глобализации правовая база. Очевидно, что в современных условиях потребности быстро развивающейся экономики, с одной стороны, и необходимость обеспечения стабильности подверженного кризисам рынка труда — с другой, ставят задачу надлежащего оперативного законодательного и, прежде всего, административно-правового регулирования общественных отношений в области высшего образования.

Административно-правовое регулирование деятельности в области высшего образования со стороны государства проявляется в: [19]

— принятии нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области высшего образования, в том числе ре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

гулирующих отношения на образовательном рынке;

— установлении в интересах общества обучения по определенным программам с целью выпуска подготовленных специалистов для работы в социально и общественно значимых сферах экономики;

— проведении специальной налоговой политики для установлении различных льгот субъектам высшей школы для стимулирования их деятельности.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган — орган исполнительной власти по надзору за образовательной деятельностью (государственный образовательный надзор). Если в отношении установления надзора в области высшего образования не существует разногласий, то в том, что касается вопроса о выборе лучшей системы надзора, о способе осуществления и интенсивности надзора за деятельностью субъектов высшей школы, о компетенции ведомства образовательного надзора, они имеются. Данный вопрос решается в разных государствах по-разному, но в основу всех систем образовательного надзора положен принцип публичности (гласности). Система публичности исходит из того, что органы государственного управления в области высшего образования непосредственно контролируются и управляются лицами с высокой степенью ответственности, заинтересованными в развитии высшего образования. Государство обеспечивает контроль над достоверностью представленной учреждениями высшего образования публичной отчетности, определяет формы публичной отчетности и обеспечивает их публикацию [16].

Государство придает определенным требованиям к деятельности в области высшего образования (к условиям деятельности в области высшего образования) форму закона. Задача органа надзора в области высшего образования заключается, прежде всего, в контроле над соблюдением учреждениями высшего образования законодательства, регулирующего административные отношения, складывающиеся в области высшего образования [6, с. 99 — 111]. Система материального госу-

дарственного надзора в области высшего образования в экономически развитых странах сочетает основы системы публичности и нормативной системы. При этом задача ведомства материального государственного надзора в области высшего образования заключается не только в обеспечении информацией о деятельности учреждений высшего образования и контроле над соблюдением ими норм законодательства, но и в защите интересов обучаемых и преподавателей при нарушении учреждениями высшего образования своих обязательств. Достижение указанной цели обеспечивается за счет выдачи разрешений (лицензий) на проведение деятельности в области высшего образования и проведения текущего надзора этой деятельности [15].

В современных рыночных условиях экономики, как уже подчеркивалось, изменение управления высшим образованием в большей степени связано с развитием автономии учреждений высшего образования, что затрагивает все типы данных учреждений. Это обусловлено экономическими, социальными и политическими факторами. Во-первых, в большинстве даже экономически развитых стран имеет место недостаточность государственных ресурсов для поддержания необходимого уровня финансирования все более разрастающегося сектора высшего образования; во-вторых, растут требования к качеству образования. Причем под качеством подразумевается не только уровень подготовки, но и разнообразие специализаций. Недостаточность финансирования сферы высшего образования, ее рост в ряде западных стран вынуждают искать разрешение проблемы в привлечении других источников - бизнеса, благотворительных организаций, местных сообществ (при этом в ряде стран ЕС высшее образование и без того финансируется главным образом из региональных бюджетов) и, наконец, обучаемых.

Государство и учреждения высшего образования в условиях расширяющегося разнообразия источников финансирования вынуждены менять и организацию управления, в том числе, в связи с тем, что биз-

нес и местные сообщества постепенно начинают принимать все более активное участие в политике учреждений высшего образования, включая определение миссии, спектра и содержания образовательных программ и их качества. И если раньше под качеством понималось соответствие программ определенным эталонам, устанавливаемым государством, то сейчас под качеством в большей степени понимается соответствие потребностям всех заинтересованных участников — от работодателей до студентов. Это отнюдь не означает, что государство уходит из высшего образования, где его роль не только не уменьшается, но даже усиливается; речь идет об изменении целей и механизмов управления и участия государства в этих процессах. Существенно повышается роль государства и в содействии укреплению роли университетов как научно-исследовательских центров в экономике знаний. Широко признано, что проведение фундаментальных исследований и разработок невозможно без государственной поддержки [1, с. 129-133].

У государственных органов, регламентирующих деятельность в области высшего образования, в разных странах разные подходы, различно и применяемое законодательство. Степень и формы административно-правового регулирования отношений, складывающихся в области высшего образования, определяются как общими основами экономики страны, так и задачами ее экономического развития.

Список литературы:

[1] Алпатов Ю.М., Грудцына Л.Ю. Классические и современные концепции и взгляды на правовые системы современности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1.

[2] Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

[3] Грудцына Л.Ю. Перспективы формирования институтов гражданского общества в аспекте конвергенции частного и публичного права // Образование и право. 2014. № 1, 2 (53, 54).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[4] Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашенцев Д.А., Петровская О.В. Развитие высшего юридического образования в современной России: Монография. Москва, 2014.

[5] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. К вопросу об управлении гражданским обществом при помощи информации // Образование и право. 2014. № 5, 6 (57, 58).

[6] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Флуктуации в системе гражданского общества // Образование и право. 2014. № 11, 12 (63, 64).

[7] Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 1985.

[8] Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 1999.

[9] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Конституция России и развитие институтов гражданского общества // Институты гражданского общества: Коллективная монография по итогам круглого стола № 10 в Московском институте государственного управления и права / Под редакцией А.Г. Чернявского. 2017.

[10] Отечественные университеты в динамике золотого века русской культуры / Под ред. докт. юрид. наук Е.В. Олесеюка. СПб.: Издательство «Союз», 2006.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

[12] Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2002. № 4.

[13] Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / Под ред. В.М. Филиппова. 2-е изд. М.: Логос, 2006.

[14] Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

[15] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. М., 2017.

[16] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А. Государство. Гражданское общество. Право. М., 2017.

[17] Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе — различие должен определить закон // Право и образование. 2008. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Шукшунов В.Е. Острые проблемы российского высшего образования на современном этапе // X академические чтения «Образова-

ние и наука: проблемы и перспективы развития», 24-25 июня 2004 г. Новочеркасск, 2004.

[19] EC Education and Culture DG. The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Contract 2006-1407/001001 S02-81AWB.

[20] Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven / Apeldoom, Garant, 2001.

Spisok literatury:

[1] Alpatov Yu.M., Grudcy'na L.Yu. Klassi-cheskie i sovremenny'e koncepcii i vzglyady' na pravovy'e sistemy' sovremennosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1.

[2] Belozerov A.V. Ponyatie i soderzhanie obyazatel'stva po vozmezdnomu okazaniyu obrazovatel'ny'x uslug: Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2000.

[3] Grudcy'na L.Yu. Perspektivy' formirova-niya institutov grazhdanskogo obshhestva v aspekte konvergencii chastnogo i publichnogo prava // Obrazovanie i pravo. 2014. № 1, 2 (53, 54).

[4] Grudcy'na L.Yu., Ivanova S.A., Pashencev D.A., Petrovskaya O.V. Razvitie vy'sshego yuridicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii: Monografiya. Moskva, 2014.

[5] Grudcy'na L.Yu., Lagutkin A.V. K voprosu ob upravlenii grazhdanskim obshhestvom pri pomoshhi informacii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 5, 6 (57, 58).

[6] Grudcy'na L.Yu., Lagutkin A.V. Fluktuacii v sisteme grazhdanskogo obshhestva // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11, 12 (63, 64).

[7] Doroxova G.A. Zakonodatel'stvo o narodnom obrazovanii. M., 1985.

[8] Kurov S.V. Obrazovatel'ny'e uslugi: grazhdansko-pravovoj aspekt. M., 1999.

[9] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Konstituciya Rossii i razvitie institutov grazhdanskogo obshhestva // Instituty' grazhdanskogo obshhestva: Kollektivnaya monografiya po itogam kruglogo stola № 10 v Moskovskom institute gosudarstvennogo upravleniya i prava / Pod redakciej A.G. Chernyavskogo. 2017.

[10] Otechestvenny'e universitety' v dinamike zolotogo veka russkoj kul'tury' / Pod red. dokt. yurid. nauk E.V. Oleseyuka. SPb.: Izdatel'stvo «Soyuz», 2006.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 goda № 751 «O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2000. № 41. St. 4089.

[12] Sy'ry'x V.M. O yuridicheskoj prirode obrazovatel'nogo dogovora s usloviem oplaty' obuchayushhimsya stoimosti obucheniya // Pravo i obrazovanie. 2002. № 4.

[13] Upravlenie v vy'sshej shkole: opy't, tendencii, perspektivy' / Pod red. V.M. Filippova. 2-e izd. M.: Logos, 2006.

[14] Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v Sovetskom gosudarstve. Saratov, 1974.

[15] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. M., 2017.

[16] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu., Pashencev D.A. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obshhestvo. Pravo. M., 2017.

[17] Shkarlupina G.D. Obrazovatel'ny'e uslugi ili obuchenie na vozmezdnoj osnove - razlichie dolzhen opredelit' zakon // Pravo i obrazovanie. 2008. № 3.

[18] Shukshunov V.E. Ostry'e problemy' rossijskogo vy'sshego obrazovaniya na sovremennom e'tape // X akademicheskie chteniya «Obrazovanie i nauka: problemy' i perspektivy' razvitiya», 24-25 iyunya 2004 g. Novocherkassk, 2004.

[19] EC Education and Culture DG. The extent and impact of higher education governance reform across Europe. Contract 2006-1407/001001 S02-81AWB.

[20] Jan De Groof, Gracienne Lauwers, Vladimir M. Filippov (eds.). Adequate Education Law for Modern Russia. Leuven / Apeldoom, Garant, 2001.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.