Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / JURISPRUDENCE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER LEGAL EDUCATION / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадиевич

С позиций философии образования важным представляется анализ тех закономерностей, с помощью которых происходит осмысление образовательного процесса и современного глобального и регионального образования, а также вопросов их взаимодействия в аспекте восприятия идей западной правовой традиции юридического образования. Будучи важнейшим процессом современности, глобализация, как известно, активно включает в свою орбиту не только экономику и политику, но и систему образования. Именно образование подвергается мощному давлению со стороны глобализации, так как способно быть оппозицией глобализму, противостоять размыванию национальной идентичности, особенно на региональном уровне. Способность сохранить свою культурную идентичность означает занять достойное место в системе мировых цивилизаций и не потеряться в потоке глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AND INTERNATIONALIZATION AS CONDITIONS OF CONVERGENCE OF IDEAS, TRADITIONS AND CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION IN WORLD SPACE

From line items of philosophy of education the analysis of those regularities by means of which there is a judgment of educational process and modern global and regional education, and also questions of their interaction in aspect of perception of ideas of the western legal tradition of legal education is submitted important. Being the most important process of the present, globalization, as we know, actively includes in the orbit not only economy and a policy, but also an education system. Education is exposed to powerful pressure from globalization as it is capable to be opposition to a globalism, to resist to fuzzying of national identity, especially at the regional level. Ability to save the cultural identity means to take the worthy place in system of world civilizations and not to be lost in a globalization flow.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

JС /к ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

tl rf ™_^

О^ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК - 342 КОРОВЯКОВСКИЙ Денис Геннадиевич,

ББК - 67 кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой

«Таможенное право и организация таможенного дела» Московского государственного Университета путей сообщения (МИИТ)

e-mail: [email protected]

12.00.01 - теория государства и права; история учений о праве и государстве

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ИДЕЙ, ТРАДИЦИЙ И КОНЦЕПЦИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. С позиций философии образования важным представляется анализ тех закономерностей, с помощью которых происходит осмысление образовательного процесса и современного глобального и регионального образования, а также вопросов их взаимодействия в аспекте восприятия идей западной правовой традиции юридического образования. Будучи важнейшим процессом современности, глобализация, как известно, активно включает в свою орбиту не только экономику и политику, но и систему образования. Именно образование подвергается мощному давлению со стороны глобализации, так как способно быть оппозицией глобализму, противостоять размыванию национальной идентичности, особенно на региональном уровне. Способность сохранить свою культурную идентичность означает занять достойное место в системе мировых цивилизаций и не потеряться в потоке глобализации.

Ключевые слова: юридическая наука, глобализация, интеграция, высшее юридическое образование, юриспруденция, образовательная программа, правовая культура.

KOROVYAKOVSKY Denis Gennadiyevich,

candidate of jurisprudence, associate professor, head of the department «The customs right and organization of customs affairs» Moscow State University of means of communication (MIIT)

e-mail: [email protected]

GLOBALIZATION AND INTERNATIONALIZATION AS CONDITIONS OF CONVERGENCE OF IDEAS, TRADITIONS AND CONCEPTS OF LEGAL EDUCATION IN WORLD SPACE

Summary. From line items of philosophy of education the analysis of those regularities by means of which there is a judgment of educational process and modern global and regional education, and also questions of their interaction in aspect of perception of ideas of the western

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

legal tradition of legal education is submitted important. Being the most important process of the present, globalization, as we know, actively includes in the orbit not only economy and a policy, but also an education system. Education is exposed to powerful pressure from globalization as it is capable to be opposition to a globalism, to resist to fuzzying of national identity, especially at the regional level. Ability to save the cultural identity means to take the worthy place in system of world civilizations and not to be lost in a globalization flow.

Keywords: jurisprudence, globalization, integration, the higher legal education, law, educational program, legal culture.

Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является глобализация, которая представляет собой новую стадию процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни. Глобализация правового пространства способствует созданию единого правового поля, нивелируя особенности национальных законодательств. Глобализацию в широком понимании можно охарактеризовать как макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах — экономической, политической, социальной и правовой. С 1990-х гг. глобализация становится одной из самых модных и обсуждаемых тем в рамках различных общественных наук [21, с. 33—39].

В узком смысле слова глобализация представляет собой процесс формирования единого финансово-экономического, идеологического, культурного, информационного общемирового пространства на базе высоких технологий, в том числе компьютерных. Процесс глобализации поставил человечество перед множеством новых проблем; мир меняется так стремительно, что происходящие перемены, а тем более их возможные последствия, до сих пор не получили должного осмысления, а следовательно, и критического анализа. Особенность социальной динамики состоит в том, что ее сущность не может быть выявлена лишь с помощью анализа закономерностей функционирования отдельных социальных систем и локальных культур, а также внутренних особенностей формирования и реализации национально-государственных интересов либо благодаря поиску специфики ментальных структур сознания и поведения [2].

Процесс глобализации, получивший мощный импульс во второй половине XX в., в XXI в. имеет тенденцию к все более широкому распространению. Процессы глобализации в той или иной степени затрагивают и индивидов, и народы, государства, цивилизации. Однако мировое массовое общественное сознание все настойчивее и тревожнее оценивает процессы глобализации не только в экономических отношениях, но и в области политики, культуры, морали, этнической идентичности, государственного суверенитета, т.е. всей сложной системы связей, возникающих в современном мире между участниками международного общения [27, с. 10]. Как всякий объективный процесс, глобализация имеет и положительные, и отрицательные стороны. Теоретически стремительность, с которой процессы глобализации распространяются во всех частях света, дает основание ожидать всемирного подъема состояния экономики и нивелировки тесно связанных с нею государственных, правовых и социальных систем, в том числе расширение круга демократических государств, соответствующих западному образцу, установлению на всех континентах господства права и усиления защиты прав человека. Действительность, однако, свидетельствует об обратном [22, с. 44-53].

Глобализация как процесс в области производительных сил повлекла за собой также существенную трансформацию правотворческой деятельности в некоторых субъектах - участниках международного общения. Прежде всего речь идет о снижении роли в этом общении суверенных национальных государств как следствие создания надгосударственных образований, которым делегируется часть суверенитета и предоставляется право принимать

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

обязательные для всех государств законы. Наиболее «продвинутым» в этом отношении является Европейский союз, разрабатывающий ныне единую Конституцию и общий Гражданский кодекс. Специфическая трансформация политической власти, влекущая за собой существенные изменения в национальном законодательстве [8], происходит в условиях глобализации и в связи с перемещением отдельных составляющих суверенитета в ведение таких надгосударственных, неправительственных и даже частных институтов, как Всемирный Банк реконструкции и развития, международный Валютный фонд, Всемирная торговая организация (ВТО) и другие [25].

Преобразования, проводимые в России на протяжении последних лет, с очевидностью свидетельствуют о стремлении нашей страны к интеграции в мировое экономическое пространство. Уже сегодня Россия в известной степени зависит от глобальных потоков капиталов, товаров, технологий, информации и т.д. Для дальнейшего вхождения в мировой рынок требуется разрешение ряда проблем, из которых особо выделим проблему гармонизации российского права с правопорядками ведущих экономически развитых стран. Ее решение видится, прежде всего, в использовании унифицированных норм в процессе национального законотворчества и правоприменения [18, с. 30-34].

Унификацию права можно назвать основным инструментом глобализационного процесса. Международная унификация права в литературе рассматривается как одна из важнейших задач современности. Особое значение приобретает унификация норм материального права. Именно они, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единый правовой режим и позволяют создать единое правовое пространство. На это указывает и усиление их роли по сравнению с коллизионными нормами. Так, опыт стран Европейского союза показывает, что в сфере материального права коллизионное право вытесняется так называемым вторичным правом ЕС (регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения, прини-

маемые Европарламентом совместно с Советом). Обеспечивая единый правовой режим, унификация материальных норм также способствует сближению правовых систем [20, с. 43-52].

Между тем понятию глобализации соответствует множество различных, порой противоречивых явлений, процессов, тенденций, получивших в той или иной степени распространение в глобальных масштабах. Отсюда - многообразие интерпретаций, множество «глобализаций» (т.е. теорий, ее объясняющих). Кроме того, для подобной неоднозначности в понимании глобализации имеются причины методологического и идеологического свойства [12]. Исследователи затрагивают один или несколько аспектов - экономический, политический, культурный так называемых глобальных проблем человечества (экологической, международной преступности), называются различные истоки, движущие силы, т.е. первичные, базисные факторы глобализации, опять-таки в различных сочетаниях (это и трансформация капитализма, и новые информационные технологии, и экспансионистские устремления ведущих держав, и знаменитые «четыре И» К. Омаэ: Инвестиции, Индустрия, Информационные технологии, Индивидуальное потребление) [26, с. 211]. Одни авторы считают процессы глобализации стихийными и неизбежными, другие - направленными, третьи предполагают сочетание обеих тенденций [5, с. 140-146].

Глобализация не тождественна модернизации, или вестернизации, как это иногда принято считать, хотя, безусловно, это взаимосвязанные процессы, поскольку глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия [6].

Действительно, примерно с середины XIX в. экономическая общественная подсистема (капитализм) становится определяющей в жизни западного общества, ос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

тальные подсистемы (политика, культура) во многом производны от нее, превращаясь, как верно доказывал К. Маркс, в своеобразную «надстройку» [24]. А в последние пятьдесят лет для западной цивилизации стало характерно образование так называемой сверхэкономики, а также соответствующей ей «сверхвласти», на которую не распространяется разделение властей, многопартийность и прочие атрибуты демократического правового государства [17, с. 456-470]. Последнее, впрочем, продолжало успешно функционировать. По сути, на Западе реальная политическая власть, т.е. то, что касалось принятия важнейших решений для общества в целом, частично сместилась от государственных институтов к экономическим [29, с. 444], образовав при этом своеобразные элитарно-олигархические структуры. Подобное «смещение власти» ранее не было характерно ни для Запада, ни для других цивилизаций. Экономическая сфера никогда до этого не являлась столь выраженно детерминантой сферы политической, скорее, наоборот; а политическая власть, была ли она концентрированной или более децентрализованной, прочно ассоциировалась с государственными органами и должностными лицами (будь то монарх, парламент, народное собрание, бюрократический аппарат и т.п.). Другими словами, политическая власть из некой «субстанции», олицетворяемой государственными институтами, в некотором смысле приняла теневой характер «власти-влияния», «власти-контроля», частично срастаясь с традиционной государственной властью, частью используя ее в своих интересах.

Процессы глобализации (экономической, политической и правовой) существенным образом повлияли на трансформацию международного права. Следует подчеркнуть, что классическое международное публичное право как особая правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, и обосновывающая ее доктрина (здесь достаточно вспомнить знаменитый трактат Г. Гроция «О праве войны и мира») обязаны своим происхождением западной цивилизации, которая изначально формировалась как цивилизация «пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

вовая», с характерной юридизацией межличностных отношений, которая проецировалась далее на отношения международные, межгосударственные [23, с. 11-14]. В XIX в. к нормотворчеству в сфере международного права так называемых цивилизованных народов стала активно подключаться Россия, которая в то время стала одним из главных участников европейской и международной политики [14].

После второй мировой войны, когда, в целях обеспечения международной безопасности, державы-победительницы инициировали создание ООН, международное право стало эволюционировать в систему с четко выраженным набором принципов (они нашли свое отражение в Уставе ООН) и довольно большим количеством универсальных норм. Иначе и быть не могло, поскольку принципы действительно были общепризнанными, а международные конвенции имели множество государств-участников, заинтересованных в урегулировании отношений в определенных сферах. Кроме того, увеличивалось число заключаемых государствами международных договоров, все большее количество международных норм включалось во внутригосударственное право [16].

Глобализация создает не только условия для перемещения инвестиций, капиталов в наиболее рентабельные развивающиеся страны, но и для перемещения людей, роста миграции. В сфере образования этот процесс получил отражение в том, что профессиональные элиты, отличающиеся мобильностью, перемещаются в страны, которые создают условия для их достойного существования как профессионалов, обеспечивают высокую заработную плату, социальные блага и гарантии [19, с. 13].

Воздействие глобализации на правовую и социальную жизнь государств и народов происходит в разных формах и различными методами. Что касается результатов такого воздействия, то их мощность и направленность варьируются в зависимости от многих факторов, среди которых особое место занимает правовая политика. Применительно к правовой сфере наиболее распространено употребление термина

«интернационализация», означающего сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимовлияния и взаимодействия. Общая оценка этого процесса чаще всего положительная, поскольку он связывается в первую очередь с интернационализацией права государств под воздействием международного права, что имеет место во многих, хотя и не во всех, странах мира. В Российской Федерации это нашло свое проявление на конституционном уровне (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Вместе с тем открытость и вовлеченность в мировое юридическое пространство означает не только приобщение к благам и ценностям мировой цивилизации, но и возрастающее давление, а подчас откровенное навязывание культурно чуждых идей, моделей и представлений. При этом негативные последствия мирового неэквивалентного юридического обмена порой оказываются намного серьезнее, чем достигаемый положительный эффект. В связи с этим стал даже использоваться термин «юридическая экспансия» [28].

Поэтому оптимальным в условиях глобализации следует считать не одностороннее распространение на правовую систему России принципов, идей, норм и практики «цивилизованных» государств, прежде всего принадлежащих к семье общего права, а происходящую, хотя и не в столь бурных темпах, уже не одно десятилетие и даже столетие конвергенцию правовых систем различных стран мира. Нельзя забывать о том, что с середины ХХ в. большинство капиталистических стран Запада, включая и Соединенные Штаты, и Европу, интегрировали в себя немалое число черт, которые традиционно связываются с социализмом. Наиболее яркое тому подтверждение - формирование так называемого социального (социально ответственного) государства. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что общество, сложившееся к концу ХХ в. в развитых странах мира и выступающее в качестве стартовой площадки для общества XXI в. в его начальной фазе, есть если не конвергентное, то, по крайней мере, конвергирующееся общество [4, с. 11].

Правовая глобализация - это не развитие государств по единым правовым стандартам, навязываемым силовыми методами, не безропотное подчинение правовой доктрине одной державы или сообществу «золотого миллиарда». В процессы правовой глобализации постепенно вовлекается все более широкий круг государств. Они не равноценны в экономическом отношении и различны в правовом. Эта ситуация легко может быть использована и используется для извлечения выгоды в пользу экономически сильных, преуспевающих государств. В связи с этим важно повышение значимости и авторитета международных органов ООН для утверждения равенства, равноценного партнерства участников экономических отношений, чтобы XXI в. не вернул мир в эпоху феодализма с его отношениями сюзеренов и вассалов [27, с. 11].

Специфика глобализации в правовой сфере состоит в том, что этот процесс проявляется и прослеживается в той или иной степени во всех структурных частях правовой системы страны, которая охватывает все ее компоненты как статической, так и динамической направленности. Речь идет в первую очередь о нормативной правовой базе, а также о системе источников права и их соотношении. В связи с этим невозможно не отметить в качестве прогрессивной части правовой глобализации формирование единого образовательного пространства путем присоединения государств к Болонскому процессу [13].

Правовая глобализация способствует обогащению педагогики как науки и универсализации педагогических методик и программ педагогики как учебной дисциплины, поскольку сближение (снятие границ, устранение «замкнутости» и «закрытости») правовых систем государств, а значит, систем высшего юридического образования (Болонский процесс) и педагогических технологий юридического образования в высшей школе, неизбежно влияет как на педагогику юридического образования в целом и педагогические технологии в учебном процессе, так и на поведение субъектов педагогического процесса высшего юридического образования (преподавате-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

лей и студентов). Это влияние выражается в следующем:

- устранении ситуации, когда преподаватели и студенты разных стран (национальных образовательных систем) в общении друг с другом обнаруживают определенные несоответствия (различия) в применяемых к ним (студентам) или ими (преподавателями) педагогических технологиях;

- снятии так называемых образовательных барьеров, отсутствие которых позволяет студентам начать получать высшее юридическое образование в одной стране, а окончить его в вузе другой страны; при этом должна быть гарантирована непрерывность процесса получения образования в высшей школе [3].

Проявляется процесс глобализации и в ходе правотворчества и правоприменения, поскольку динамизм правовой системы обеспечивается, с одной стороны, механизмом социальной обусловленности правотворческой деятельности, а с другой - социальными факторами правореализации. Однако не меньшее воздействие оказывает глобализация и на правосознание людей. В подобных случаях мы сталкиваемся со своеобразным превращением глобализации как объективного процесса развития производительных сил в идеологию глобализма, проводником которой являются развитые страны, в первую очередь США [15, с. 35, 36].

Важнейшая особенность современного этапа глобализации - это резкое, почти взрывное усиление потребности мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах. Значение глобальных информационных процессов трудно переоценить, ведь они способствуют выработке эффективных стратегических решений, ибо охватываемые глобализацией проблемы имеют по своей природе долгосрочный перспективный характер. Наряду с глобальными информационными процессами возник и такой феномен, как глобальные информационные системы, под воздействием которых формируется глобальное информационное общество. Глобальные информационные процессы и системы ока-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

зывают существенное воздействие на правовые системы большинства стран мира, включая Россию, особенно на их правовую политику [1].

8 июля 2002 г. представители стран «восьмерки», в их числе и Россия, подписали на о. Окинава Хартию Глобального информационного общества. Впервые на международно-правовом уровне Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, призванные активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. Хартия не содержит определения понятия глобального информационного общества; вместе с тем в Хартии закреплены важнейшие принципы его формирования: принцип обеспечения каждому члену общества возможности доступа к любой информации и общения с любым иным членом этого общества, принцип информационного суверенитета, принцип равенства каждого члена общества, нации и др. [16]

Система образования - это основное звено в развитии и модернизации экономики любой страны. Оно непосредственно влияет на возможности развития человеческого потенциала, реализацию инновационной экономики знаний, основанную на наукоемких технологиях. Экономический рост страны в средней и долгосрочной перспективе, ее устойчивое развитие зависит именно от образования. В результате реформирования данной сферы в нее были внедрены новые организационно-экономические механизмы, которые были призваны обеспечить эффективное использование имеющихся федеральных и региональных ресурсов. Кроме того, разрабатываются новые способы, позволяющие привлекать дополнительные средства в данную сферу [21, с. 33-39].

Система образования должна обеспечить и создать условия для самоопределения и самореализации личности в обществе. Соответствие качества российского образования мировому уровню позволят формировать у учащегося адекватную современную картину мира, интегрировать личность в мировую и национальную культуру. Полученный образовательный уро-

вень позволит человеку не только гармонично встраиваться в общество, но и совершенствовать само общество за счет формирования духовно-нравственной личности, а также воспроизводства и развития кадрового потенциала [9, 10].

Таким образом, перечисленные положения предопределяют необходимость постоянного совершенствования и развития российской образовательной системы. В настоящее время это довольно большая, сложная и многоуровневая система учреждений, со своими особенностями развития, административного соподчинения и финансового обеспечения. В 2010 г. российская образовательная система насчитыва-

ла свыше 140 тысяч учреждений, включая детские дома, сады, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования (музыкальные и спортивные), колледжи, вузы, учреждения для повышения квалификации и т.п. [11, с. 132-153].

Законодательно российская система образования предусматривает возможность получения желаемого уровня образования для каждого гражданина. Однако в действительности это не всегда возможно в силу различных социальных и экономических факторов. Распределение населения с точки зрения уровня образования, согласно переписям 2002-2010 гг., может быть представлено следующим образом (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Распределение населения по уровню образования (в возрасте 15 лет и старше), % Источник: Расчеты автора на основе данных Всероссийской переписи 2002 и 2010 гг.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

Сравнение изменений в системе образования за последние восемь лет показывает, что наиболее сильно, в процентном отношении, возросло количество людей с высшем образованием — 23,1% от всего населения в 2014 г., что на 7,1% выше, чем в 2002 г. Людей со среднепрофессиональным образованием стало больше на 3,7% (30,9% в 2014 г.) по сравнению с 2002 г. Значительно меньше людей, не имеющих начального общего образования; в количественном выражении это 1,3 млн. человек. Настораживает и тот факт, что начальное профессиональное образование имеют лишь 5,6% (2014 г.), в то время как в стране не хватает таких специалистов.

Система образования любого уровня (федерального, регионального и местного) может быть охарактеризована некоторыми показателями: число учебных заведений, численность учащихся (прием и выпуск) и преподавательского состава, охват молодежи учебными образовательными учреждениями, интеграция науки [24]. Остановимся подробнее на вышеперечисленных показателях.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013 г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44 436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г., число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013 г. число профессиональных образовательных организаций, осуществлявших подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2 703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г., число государственных и муниципальных професси-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2016

ональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2 488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц [7, с. 18-25].

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. В 2013 г. продолжалась тенденция к перераспределению приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

Список литературы

[1] Альбов А.П. К вопросу о процессе становления системы юридических гарантий института собственности в Российском государстве // Актуальные проблемы антикоррупционной политики на региональном уровне: Материалы региональной науч.-практ. конф. г. Санкт-Петербург, 16 августа 2001 г. / Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.

[2] Альбов А.П. Перспективы философии права на рубеже третьего тысячелетия // Фи-лософско-правовая компаративистика: ХХ век: Сборник научных статей. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

[3] Альбов А.П. Соотношение философии и права // Право и политика: Сб. статей и тезисов преподавателей и аспирантов СЗАГС. Вып. 1. СПб., 2002.

[4] Баталов Э. Новая эпоха - новый мир // Свободная мысль - XXI. 2001. № 1 .

[5] Беликова К.М., Гребенников В.В. Правовые основы межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности: Опыт Аргентины // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2012. № 2.

[6] Гребенников В.В. Собственность как экономическая основа формирования гражданского общества в России / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юркомпани, 2009. 272 с.

[7] Гребенников В.В., Иванова С.А. Конвергенция частного и публичного права в современном законодательстве Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 2013. № 3.

[8] Гребенников В.В., Марчук Н.Н., Сангад-жиев Б.В. Глобальная экономика и судебная реформа в осмыслении бразильских правоведов // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2013. № 5.

[9] Грудцына Л.Ю. Институт наставничества в адвокатуре: к вопросу о правовом статусе помощника и стажера адвоката // Российская юстиция. 2005. № 10. 0,7 п.л.

[10] Грудцына Л.Ю. К вопросу о конституционности выборов губернаторов // Законодательство и экономика. 2004. № 12. 0,7 п.л.

[11] Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. № 3.

[12] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Вопросы признания права собственности на объекты подземного строительства в России // Экономика и право. XXI век. 2013. № 3. 0,8 п.л. / 0,5 п.л.

[13] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. О формировании гражданского общества в современной России // Вестник РАЕН. 2013. № 3. 0,9 п.л. / 0,5 п.л.

[14] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В., Трубников В.И. Гражданское общество в современной России. М.: Юркомпани, 2013.

[15] Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски / Редколлегия: Т.Т. Тимофеев, К. Денчев, Ю.С. Оганисьян. М.: Эмар, 2002.

[16] Дмитриев Ю.А. Учебное пособие для подготовки преподавателей основ государства и права средних и средних профессиональных учебных заведений. М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 200 с.

[17] Зиновьев А.А. Запад. М., 2000.

[18] Иванова С.А. Проблемы классификации частного и публичного права: научный подход // Вестник академии права и управления. 2014. № 34.

[19] Киселева Т.Г. Ключевые проблемы современного образования // Известия Международной академии наук высшей школы. 2004. № 4 (30).

[20] Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3.

[21] Коровяковский Д.Г. Применение процедуры медиации во внешнеэкономической деятельности // Таможенное дело. 2011. № 3.

[22] Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности «Таможенное дело» на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. №41.

[23] Лагуткин А.В. Ведомственная норма и защита прав // Советская юстиция. 1989. № 24.

[24] Лагуткин А.В. Россия на распутье: куда пойдем? // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2013. № 4.

[25] Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.

[26] Омаэ К. Конец национального государства: Становление национальных экономик // Глобализация: Контуры XXI века: Реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. Ч. 1.

[27] Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лука-шева. М.: Норма, 2007.

[28] Тверякова Е.А. Юридическая экспансия: теоретико-историческое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

[29] Jayasuria K. Globalization, sovereignty, and the rule of law: from political to economical constu-tionalism? // Constellations. 2001. Vol. 8. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Al'bov A.P. K voprosu o processe stanovleniya sistemy' yuridicheskix garantij instituta sobstvennosti v Rossijskom gosudar-stve // Aktual'ny'e problemy' antikorrup-cionnoj politiki na regional'nom urovne: Materialy' regional'noj nauch.-prakt. konf. g. Sankt-Peterburg, 16 avgusta 2001 g. / Pod obshhej red. V.P. Sal'nikova. SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2001.

[2] Al'bov A.P. Perspektivy' filosofii prava na rubezhe tret'ego ty'syacheletiya // Filosofsko-pravovaya komparativistika: XX vek: Sbornik nauchny'x statej. SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 1999.

[3] Al'bov A.P. Sootnoshenie filosofii i prava // Pravo i politika: Sb. statej i tezisov prepodavatelej i aspirantov SZAGS. Vy'p. 1. SPb., 2002.

[4] Batalov E'. Novaya e'poxa - novy'j mir // Svobodnaya my'sl' - XXI. 2001. № 1 .

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

[5] Belikova K.M., Grebennikov V.V. Pravo-vy'e osnovy' mezhsistemnogo vzaimodejstviya organov sudebnoj vlasti s drugimi naprav-leniyami pravooxranitel'noj deyatel'nosti: Opy't Argentiny' // Vestnik RUDN. Seriya «Yuridi-cheskie nauki». 2012. № 2.

[6] Grebennikov V.V. Sobstvennost' kak e'konomicheskaya osnova formirovaniya grazhdanskogo obshhestva v Rossii / Pod red. Yu.A. Dmitrieva. M.: Yurkompani, 2009. 272 s.

[7] Grebennikov V.V., Ivanova S.A. Konver-genciya chastnogo i publichnogo prava v sovremennom zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: yuridicheskie nauki. 2013. № 3.

[8] Grebennikov V.V., Marchuk N.N., Sangad-zhiev B.V. Global'naya e'konomika i sudebnaya reforma v osmy'slenii brazil'skix pravovedov // Vestnik RUDN. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2013. № 5.

[9] Grudcy'na L.Yu. Institut nastavnichestva v advokature: k voprosu o pravovom statuse pomoshhnika i stazhera advokata // Rossijskaya yusticiya. 2005. № 10. 0,7 p.l.

[10] Grudcy'na L.Yu. K voprosu o konstitu-cionnosti vy'borov gubernatorov // Zakono-datel'stvo i e'konomika. 2004. № 12. 0,7 p.l.

[11] Grudcy'na L.Yu. Napravleniya i rezul'-taty' sotrudnichestva gosudarstva i professio-nal'ny'x yuridicheskix soobshhestv // Obrazovanie i pravo. 2011. № 3.

[12] Grudcy'na L.Yu., Lagutkin A.V. Voprosy' priznaniya prava sobstvennosti na ob»ekty' podzemnogo stroitel'stva v Rossii // E'konomika i pravo. XXI vek. 2013. № 3. 0,8 p.l. / 0,5 p.l.

[13] Grudcy'na L.Yu., Lagutkin A.V. O formirovanii grazhdanskogo obshhestva v sovremennoj Rossii // Vestnik RAEN. 2013. № 3. 0,9 p.l. / 0,5 p.l.

[14] Grudcy'na L.Yu., Lagutkin A.V., Trubnikov V.I. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii. M.: Yurkompani, 2013.

[15] Dilemmy' globalizacii. Sociumy' i civilizacii: illyuzii i riski / Redkollegiya: T.T. Timofeev, K. Denchev, Yu.S. Oganis'yan. M.: E'mar, 2002.

[16] Dmitriev Yu.A. Uchebnoe posobie dlya podgotovki prepodavatelej osnov gosudarstva i prava srednix i srednix professional'ny'x

uchebny'x zavedenij. M.: YuRKOMPANI, 2009. 200 s.

[17] Zinov'ev A.A. Zapad. M., 2000.

[18] Ivanova S.A. Problemy' klassifikacii chastnogo i publichnogo prava: nauchny'j podxod // Vestnik akademii prava i upravleniya. 2014. № 34.

[19] Kiseleva T.G. Klyuchevy'e problemy' sovremennogo obrazovaniya // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii nauk vy'sshej shkoly'. 2004. № 4 (30).

[20] Korovyakovskij D.G. Pravovy'e osnovy', sposoby' i metody' obespecheniya e'konomi-cheskoj bezopasnosti bankovskoj deyatel'nosti v sovremenny'x usloviyax // Nacional'ny'e interesy': prioritety' i bezopasnost'. 2009. № 3.

[21] Korovyakovskij D.G. Primenenie procedury' mediacii vo vneshnee'konomi-cheskoj deyatel'nosti // Tamozhennoe delo. 2011. № 3.

[22] Korovyakovskij D.G. Podgotovka sluzhashhix po special'nosti «Tamozhennoe delo» na postsovetskom prostranstve: Rossijskaya Federaciya, Respublika Belarus', Respublika Kazaxstan, Respublika Azerbajd-zhan, Litva // Voprosy' sovremennoj yuris-prudencii. 2014. № 41.

[23] Lagutkin A.V. Vedomstvennaya norma i zashhita prav // Sovetskaya yusticiya. 1989. № 24.

[24] Lagutkin A.V. Rossiya na rasput'e: kuda pojdem? // Mezhdunarodny'j akademicheskij zhurnal Rossijskoj akademii estestvenny'x nauk. 2013. № 4.

[25] Lukashuk I.I. Globalizaciya, gosudarstvo, pravo, XXI vek. M., 2000.

[26] Omae' K. Konec nacional'nogo gosudar-stva: Stanovlenie nacional'ny'x e'konomik // Globalizaciya: Kontury' XXI veka: Ref. sb. / RAN INION. M., 2002. Ch. 1.

[27] Prava cheloveka i processy' globalizacii sovremennogo mira / Otv. red. E.A. Lukasheva. M.: Norma, 2007.

[28] Tveryakova E.A. Yuridicheskaya e'kspan-siya: teoretiko-istoricheskoe issledovanie: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2002.

[29] Jayasuria K. Globalization, sovereignty, and the rule of law: from political to economical constutionalism? // Constellations. 2001. Vol. 8. № 4.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.