ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О^ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК - 378 ББК - 74.04
АЛПАТОВ Ю.М.,
доктор юридических наук, член-корреспондент Российской академии
естественных наук, Почетный адвокат России, Президент Фонда содействия развитию социальных проектов «Созидание» e-mail: [email protected] ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, эксперт РАН,
Почетный адвокат России e-mail: [email protected]
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ1
Аннотация. Организационная структура учреждения высшего образования зависит не только от структуры многоканального финансирования, но и от правильного администрирования финансовых потоков. Администрирование финансовых потоков учреждения представляет собой сложную систему, влияющую на научную и образовательную деятельность учреждений высшего образования. Образовательный продукт и постоянная забота о повышении качества такого продукта требует совершенствования системы управления финансовыми потоками. Улучшение системы управления и постоянно ужесточающиеся требования к качеству продукта основываются на постоянной адаптации системы управления организацией, управления персоналом и прозрачностью финансовых потоков.
Ключевые слова: образование, государство, научный сотрудник, наука, система управления, высшее учебное заведение, профессиональное образование.
1 Статья публикуется в соответствии с Планом Государственного задания Института управления образованием Российской академии образования.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017
ALPATOV Y.M.,
doctor of legal Sciences, corresponding member of the Russian Academy of natural Sciences, Honorable lawyer of Russia, the President of Fund of assistance to development
of social projects «Creation» e-mail: [email protected] GRUDTSYNA Lyudmila Yurievna doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of legal regulation
of economic activities, Financial University under the Government of the Russian Federation, expert of the Russian Academy of Sciences,
The honourable lawyer of Russia e-mail: [email protected]
GLOBALIZATION AND MANAGEMENT OF NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS
Summary. The organizational structure of institution of higher education depends not only on structure of multichannel financing, but also on the correct administration of financial streams. Administration of financial streams of establishment represents difficult system, influencing scientific and educational activity of institutions of higher education. The educational product and constant care of improvement of quality of such product demands improvement of a control system of financial streams. Improvement of a control system and constantly becoming tougher requirements to quality of a product are based on continuous adaptation of a control system of the organization, human resource management and transparency of financial streams.
Keywords: education, state, research associate, science, control system, higher educational institution, professional education.
Реорганизация организационной структуры учреждений высшего профессионального образования с выделением финансовой подсистемы, учет степени мотивированности сотрудников, внедрение стратегического планирования, переход от функциональной ориентации управления учреждением высшего профессионального образования к процессной ориентации, то есть определению задач и соответствующих им бизнес-процессов, — все это позволит в условиях конкуренции не только решать сложные задачи выживания учреждения, но и совершенствовать процессы развития многоканального финансирования, развивать материально-техническую базу для повышения уровня и качества учебного процесса в соответствии с мировыми стандартами [3, с. 5].
Все сказанное применимо и к управлению учреждением высшего образования
[9]. Администрирование финансовых потоков должно быть основано на решении следующих задач: проводить регулярный мониторинг внешней и внутренней среды в целях своевременного выявления изменения конкурентных условий, использовать технику маркетингового SWOT-анализа [1]. Для достижения указанных задач принципиальным является вопрос о центре ответственности учреждения, в котором будут аккумулироваться идеи и реализовы-ваться методы управления учреждением высшего профессионального образования в условиях многоканального финансирования. Данный вопрос является приоритетным для правильной координации и администрирования финансовых потоков, поскольку, если отсутствует единый центр ответственности, невозможно поставить персональные задачи конкретным исполнителям, контроль над реализацией таких
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2017
задач также будет слабым. Стоит ли создавать для этого специальное подразделение или функции такого логистического центра следует растворить в существующей организационной структуре? Было бы правильно создать специальную структуру, которая занималась бы только реализацией продуктов и услуг, производимых (оказываемых) учреждением высшего образования. С точки зрения инновационного подхода как механизма формирования и оптимизации внутренней среды учреждения это было бы оптимально [8, с. 98].
Реформирование организационной структуры немыслимо без создания оптимальных условий для работы административных сотрудников учреждений высшего образования, управляющих финансовыми потоками. Создание единого информационного логистического центра способствовало бы получению работниками среднего и низшего звена актуальной информации о состоянии информационной базы подразделений, что позволило бы, в свою очередь:
- сокращать время принятия решений;
- перераспределять кадры и профессионально переориентировать избыточную часть персонала управления;
- обеспечивать информационные потребности студентов и преподавателей;
- обеспечивать наиболее открытый доступ к информации о различных сторонах деятельности учреждения с разграничением прав доступа и обеспечением защиты от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
- создавать и наполнять фонд развития учреждения высшего образования;
- применять средства имитационного моделирования [8, с. 13].
Решение вышеуказанных задач способствовало бы не только внедрению методов тайм-менеджмента, но и развитию основ системы управленческого учета. Создание же таких бизнес-процессов, как внедренная методика управленческого учета, требует от руководства высших учебных заведений установления новой системы управленческого учета доходов и расходов. В литературе ведется диалог о необходимости создания такой системы. В частности, А.П. Егоршин настаивает на применении
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017
такого метода, тогда как Я.И. Кузьминов считает подобную практику противоречащей существу образовательного процесса учреждения высшего образования [5, с. 41]. Однако внедрение техники управленческого учета позволяет установить жесткий текущий контроль над поступлением и расходованием средств, создать предпосылки для разработки финансовой стратегии [2].
Управленческий учет помогает упорядочить финансовые потоки следующим образом:
- приоритетное финансирование. Подобный способ применяется при нехватке средств и превышении спроса на финансирование над суммой поступающих доходов. Все потоки поступающих и расходуемых средств контролируются одним должностным лицом. При поступлении очередной порции финансовых средств руководитель не выбирает направление расходов, а назначает первое из списка. Финансовое управление подменяется контролем над очередностью претендентов на финансирование. Каждая новая заявка на оплату вставляется в очередь с учетом ее значимости;
- регламентирование частных балансов. При большом количестве источников поступающих средств и направлений расходов упростить задачу управления финансовыми ресурсами можно за счет выделения частных балансов. Этот частный баланс выделяется из общей проблемы, образуя простую финансовую задачу;
- регламентирование структуры использования финансовых доходов. Любая поступающая сумма независимо от источника делится между направлениями расходов по заранее определенному правилу. В этом случае распределяет поступающую сумму средств бухгалтерия без вмешательства руководящего персонала. Расход средств осуществляется как набор отдельных задач и может производиться должностными лицами, возглавляющими функциональные направления. Для каждого из направлений расходов выделяется внутренний лицевой счет, на котором ведется учет поступления и расхода финансов;
- регламентирование структуры деления финансовых потоков. Любая поступа-
ющая сумма доходов делится по заранее определенному правилу между уровнями руководства. Расход средств каждый руководитель определяет самостоятельно, с учетом его текущих задач.
Вопрос структуры финансирования и ее влияния на организационную структуру учреждений высшего образования будет зависеть в первую очередь от государства. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования [4]. Возникли различные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные учреждения образования, что приводит к конкуренции в ряде конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы учреждений высшего профессионального образования привел к росту ответственности учреждений высшего профессионального образования за эффективность своих бизнес-процессов.
Демократизация и децентрализация управления учреждениями высшего образования, внедрение формы советов при учреждениях высшего профессионального образования, в том числе попечительских советов, — это одно из направлений улучшения внутренней структуры управления учреждением высшего образования.
Очевидно, что российские учреждения образования не будут развиваться по принципам американского высшего образования, поскольку в России другие ресурсные возможности и институционально-политические особенности. Вместе с тем российское академическое сообщество, составляющее основу организации учреждений и науки, определяет в нашей стране важнейшие цели и направления изменений, происходящих в высшей школе, науке и кадровой экономике.
Задача повышения эффективности управления бизнес-процессами в условиях многоканального финансирования учреждения высшего образования может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления к интегрированной информационно-анали-
тической системе. Такая информационная система поможет охватить различные стороны учебного процесса, автоматизировать административно- хозяйственную деятельность и управление финансами, позволит оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию, обеспечит информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности [7]. Результатами применения подобной системы могут быть улучшение процессов управления, эффективное ведение бухгалтерии и финансов, рост качества учебного процесса.
Таким образом, современные реалии четко рисуют концепцию предпринимательского учреждения высшего профессионального образования, отличительная особенность которого — в его гибкости, активной инновационной политике, ориентированной на упреждающие действия на рынке. Становление новой модели учреждения высшего образования предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений учреждения с тем, чтобы она могла обеспечивать гибкость его деятельности. На наш взгляд, процесс управления бизнес-процессами в этой новой структуре невозможен без широкого использования стратегического планирования деятельности учреждения высшего профессионального образования и реорганизации внутриву-зовских организационно-экономических отношений, придания им большей гибкости и динамичности.
Управление предусматривает точное представление о составе, величине расходов и доходов от деятельности каждого работника, подразделения и отдельного мероприятия. В связи с этим обязательным элементом управления бизнес-процессами учреждения должен выступать единый финансовый поток, состоящий из различных каналов финансирования, то есть денежные средства после получения их из различных каналов должны смешиваться для ускорения их оборачиваемости. Таким образом, увеличится исполнение бюджета учреждения высшего образования, которое может выступать критерием оценки эффективности руководства [6, с. 7].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017
При внедрении техники управленческого учета в исполнении бюджета предлагается использовать следующие законы ее построения. Следует все важнейшие текущие и перспективные решения оформлять бизнес-планами, т.е. пойти по пути создания метода частных балансов, которые отмечены выше, будут показывать жизненные циклы проектов, их эффективность и востребованность, сделают более эффективными и прозрачными финансовые потоки, структура бизнес-плана позволяет предохранить руководителя от ошибок в принимаемых решениях, сопоставить затраты и результат, рассмотреть в комплексе организационные, правовые, технические и экономические последствия в ближайшем и перспективном периодах для отдельных подразделений и учреждения образования в целом.
Такие самостоятельные финансовые балансы можно использовать в следующих отраслях деятельности учреждений: при переходе на новый учебный план или специальность, при распределении вычислительной техники, приобретении новых технических средств обучения.
Улучшение процессов управления в условиях многоканального финансирования должно включать в себя информационную поддержку руководителей всех уровней, управление персоналом, адаптацию к быстро меняющимся ситуациям, гибкую настройку на изменения в законодательстве и структуре учреждения высшего профессионального образования. Это приведет к экономии ресурсов за счет сокращения времени на выполнение операций, уменьшения числа операций с бумажными носителями, создания оптимальной численности сотрудников учреждения высшего образования. Создание системы единого потокового финансирования позволяет проводить мониторинг всех ресурсов учреждения высшего образования — интеллектуальных, финансовых и материальных, отчетности, способов хранения информации и обмена ею.
Указанные выше процессы составляет часть системы процесса стратегического планирования в деятельности учреждения высшего образования
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления учреждением высшего образования. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации учреждения высшего профессионального образования. Перед выбором стратегии развития необходимо идентифицировать миссию и цели учреждения, оценить состояние ее внешней и внутренней среды.
Базой для выбора конкретной стратегии служат (наряду с миссией) определенные устремления, политика учреждения высшего профессионального образования по разрешению ряда важнейших и актуальнейших проблем высшего профессионального образования, которые выявились в ходе анализа эволюции системы образования. Очевидно, что выбор стратегических направлений развития должен производиться с учетом тенденций развития высшего образования на данном этапе развития общества и традиций и возможностей учреждения.
Многоканальное финансирование позволяет выделить следующие приоритеты в развитии стратегии продвижения образовательного продукта: развитие образования с широким использованием дистанционных форм обучения; обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала и интеллектуального продукта; формирование современной технологической среды, соответствующей требованиям информационного общества; приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества и личности.
Достижению указанной задачи будут способствовать следующие условия: полная финансовая и академическая автономия учреждения; корректировка предложения образовательного продукта в соответствии с изучением функции спроса, организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом, продолжение процесса децентрализации управления учреждением высшего образования. Каж-
дый образовательный бизнес-процесс в стратегическом управлении деятельностью учреждения высшего профессионального образования имеет в качестве «входа» абитуриентов, в качестве «выхода» — специалистов, а его содержанием является определенным образом организованное обучение и воспитание студентов. При таком подходе объектами внутривузовских организационно-экономических отношений выступают разработка, осуществление, управление, институциональное обеспечение образовательного бизнес-процесса, а субъектами - учреждение образования, трудовые коллективы подразделений, преподаватели, студенты, предприятия-заказчики.
Подводя итог, можем сделать следующие выводы:
1. Организационная структура учреждений высшего образования в настоящее время подвергается трансформации ввиду того, что изменилась структура финансирования. Финансирование приобрело многоканальный характер. Сегодня учреждения высшего образования не могут более оставаться в условиях внутренней замкнутости и самодостаточности. Государство должно вернуться в сектор высшего образования с целью усиления инвестиционной привлекательности учреждений, повышения качества образовательного продукта путем наделения учреждений высшего образования правом полного распоряжения денежными средствами, полученными из внебюджетных источников.
2. Бюджетное финансирование в структуре многоканального финансирования должно полностью обеспечить потребности учреждений в научных исследованиях с целью повышения конкурентоспособности конечного образовательного продукта. Образовательный процесс также должен быть подчинен бюджетному финансированию, однако в приоритете бюджетного финансирования его размер должен быть определен в соответствии с законом спроса на рынке труда.
3. В структуре многоканального финансирования следует законодательно закрепить принцип материальной заинтересованности и ответственности в установле-
нии прямой зависимости уровня оплаты труда каждого преподавателя, участвующего в образовательном процессе, от количества и качества его труда; такой принцип следует закрепить и среди административных работников учреждений высшего образования.
4. Для правильной организации расходной части учреждения высшего образования необходимо активно применять маркетинговый подход в своей деятельности, в частности: выделить специальное подразделение, которое постоянно отслеживало бы состояние рынка образовательных услуг и оценивало свое положение на этом рынке, применяло методы прогнозирования развития рынка, разрабатывало альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды; внедрить практику управленческого учета как элемента системы стратегического планирования по методу отдельных бюджетов.
Список литературы
[1] Гребенников В.В. Собственность как экономическая основа формирования гражданского общества в России / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юркомпани, 2009. - 272 с.
[2] Грудцына Л.Ю. О верховенстве права и задачах юристов // Адвокат. 2007. № 8. -0,5 п.л.
[3] Колесникова Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.
[4] Ландау О. Стратегический план маркетинга // Энциклопедия маркетинга // http:// www.marketing.spb.ru/read/article/a55.htm.
[5] Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Научный руководитель серии Я.И. Кузьминов. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
[6] Самохвалова С.М. Оценка эффективности инвестирования инновационных образовательных программ вуза: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2006.
[7] Системы управления материальными ресурсами в образовательном учреждении. Проектная документация // Проект факультета информационных технологий Тольяттинской академии управления // http://it.taom.ru/ images/project_docs/146419_283.zip.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017
[8] Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики: Науч. и учеб.-метод. справ. пособие / Под ред. А. Н. Асаула. СПб.: Гуманистика, 2007.
[9] Lagutkin A.V. On improving Russian mining laws and acknowledging property rights to underground structures in 2014-2015 // International academic magazine of the Russian academy of natural sciences. 2013. № 4.
Spisok literatury:
[1] Grebennikov V.V. Sobstvennost' kak e'konomicheskaya osnova formirovaniya grazhdanskogo obshhestva v Rossii / Pod red. Yu.A. Dmitrieva. M.: Yurkompani, 2009. - 272 s.
[2] Grudcy'na L.Yu. O verxovenstve prava i zadachax yuristov // Advokat. 2007. № 8. - 0,5 p. l.
[3] Kolesnikova L.F., Gurchenko V.N., Borisova L.G. E'ffektivnost' obrazovaniya. M.: Pedagogika, 1991.
[4] Landau O. Strategicheskij plan marketinga // E'nciklopediya marketinga // http:// www.marketing.spb.ru/read/article/a55.htm.
[5] Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: resursny'j potencial i podgotovka kadrov / Nauchny'j rukovoditel' serii Ya.I. Kuz'minov. M.: GU VShE', 2002.
[6] Samoxvalova S.M. Ocenka e'ffektivnosti investirovaniya innovacionny'x obrazovatel'ny'x programm vuza: Avtoref. dis. ... kand. e'kon. nauk. Krasnoyarsk, 2006.
[7]Sistemy' upravleniya material'ny'mi resursami v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Proektnaya dokumentaciya // Proekt fakul'teta informacionny'x texnologij Tol'yattinskoj akademii upravleniya // http://it.taom.ru/ images/project_docs/146419_283.zip.
[8] Upravlenie vy'sshim uchebny'm zavede-niem v usloviyax innovacionnoj e'konomiki: Nauch. i ucheb.-metod. sprav. posobie / Pod red. A. N. Asaula. SPb.: Gumanistika, 2007.
[9] Lagutkin A.V. On improving Russian mining laws and acknowledging property rights to underground structures in 2014-2015 // International academic magazine of the Russian academy of natural sciences. 2013. № 4.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2017