Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / PROVISION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES / УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ECONOMIC MANAGEMENT METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

Под системой планирования учреждения высшего профессионального образования понимается принятая совокупность планов с их внутренней структурой, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования. Система планов как совокупность взаимоувязанных документов должна давать целостное и полное представление о состоянии учреждения, относящемся к описываемому периоду времени в будущем. Нормальная система бюджетирования должна обеспечивать при совершении любой бухгалтерской операции возможность иметь в режиме реального времени достоверную финансовую информацию о движении денежных средств, о статьях расходов в разрезе подразделений и смет, осуществлять контроль над использованием средств, планировать доходы и расходы на два-три года вперед

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE ASPECT OF PLANNING AND BUDGETING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN RUSSIA

Under the system of planning institutions of higher education refers to the adopted set of plans with their internal structure, as well as certain and formalized for each of them the principles, formats and rules of planning. The plan framework, as a set of interrelated documents, should provide a holistic and complete picture of the Agency's future status. A normal budgeting system should ensure that any accounting transaction is able to have real-time accurate financial information about cash flows, expenditure items by Department and budget, control over the use of funds, plan income and expenses for two or three years in advance

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

Молчанов Сергей Валерьевич,

ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, кандидат юридических наук

e-mail: msv.molchanov@gmail.com Грудцына Людмила Юрьевна, эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор,

Почетный адвокат России e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. Под системой планирования учреждения высшего профессионального образования понимается принятая совокупность планов с их внутренней структурой, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования. Система планов как совокупность взаимоувязанных документов должна давать целостное и полное представление о состоянии учреждения, относящемся к описываемому периоду времени в будущем. Нормальная система бюджетирования должна обеспечивать при совершении любой бухгалтерской операции возможность иметь в режиме реального времени достоверную финансовую информацию о движении денежных средств, о статьях расходов в разрезе подразделений и смет, осуществлять контроль над использованием средств, планировать доходы и расходы на два-три года вперед.

Ключевые слова: бюджетирование, планирование, оказание платных образовательных услуг, учреждение высшего профессионального образования, экономические методы управления.

Molchanov Sergey Valer'evich,

scientific Secretary of the Federal state scientific institution «Institute of management education»

Candidate of law, Russian Academy of education e-mail: msv.molchanov@gmail.com Grudtsyna Lyudmila Yurevna,

the expert of the Russian Academy of Sciences, chief researcher of the division of educational law and the control of the Centre of educational law Federal state scientific institution «Institute of

management education» Russian Academy of education, doctor of juridical Sciences, Professor,

the honourable lawyer of Russia e-mail: ludmilagr@mail.ru

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE ASPECT OF PLANNING AND BUDGETING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN RUSSIA

Annotation. Under the system of planning institutions of higher education refers to the adopted set of plans with their internal structure, as well as certain and formalized for each of them the principles, formats and rules of planning. The plan framework, as a set of interrelated documents,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

УДК - 37 ББК - 74.04

should provide a holistic and complete picture of the Agency's future status. A normal budgeting system should ensure that any accounting transaction is able to have real-time accurate financial information about cash flows, expenditure items by Department and budget, control over the use of funds, plan income and expenses for two or three years in advance.

Key words: budgeting, planning, provision of paid educational services, institution of higher professional education, economic management methods.

В настоящее время все отечественные образовательные учреждения используют в своей деятельности различные источники получения финансирования - так называемое многоканальное финансирование учебно-научного процесса, включающее в себя бюджетные поступления, получение грантов1, оказание платных образовательных услуг, научную работу на хоздоговорной основе, консультирование и т.д. При этом фактор бюджетного финансирования в условиях значительно возросшей в последние несколько лет конкуренции на рынке образовательных услуг является уже не условием, обеспечивающим функционирование учебного заведения, а только своего рода «подушкой безопасности» [5, с. 149-152].

Роль бюджетирования в цикле развития образовательных отношений и управления учреждением высшего профессионального образования исходя из теории управления, по мнению авторов, и на основе представлений о бюджетировании на промышленном предприятии [15, 21] может быть представлена схемой на рис. 1.

Планирование и бюджетирование являются инструментами, позволяющими оптимизировать ресурсы и не допустить их нерационального использования [28]. Недооцениваемая роль функции планирования и бюджетирования на всех звеньях управленческой цепочки в учреждениях высшего профессионального образования в условиях многоканально сти финансирования, роста конкуренции на рынке получения высшего профессионального образования и назревающего демографического кризиса в России является «миной замедленного действия».

При этом необходимыми условиями успешного использования инструмента бюджетирования являются:

1) хорошо разработанная система бухгалтерского учета;

2) эффективная система учета затрат;

3) организационная структура образовательного учреждения с четким разделением ответственности и прав по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности [29].

Главной задачей бюджетирования является

Рис. 1. Цикл управления учреждением высшего профессионального образования.

1 Грантов как от Министерства образования РФ,

так и от региональных структур власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

предоставление руководству университета и его подразделений необходимой информации для принятия управленческих решений по следующим вопросам:

- определение необходимого объема материальных и финансовых ресурсов учреждения высшего профессионального образования, источников их формирования и направлений наиболее эффективного использования;

- разработка финансово-экономической стратегии учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающей его стабильное развитие;

- разработка принципов и механизмов управленческой деятельности, в том числе обеспечивающих своевременное предупреждение негативных и кризисных тенденций в деятельности организации [3, с. 17, 18];

- контроль и корректировка финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения и его подразделений [3, с. 17, 18].

Функцию управления учреждением высшего профессионального образования, как и любой другой экономической организации, можно представить логической цепочкой: принятие решения - организация его выполнения - контроль над процессом выполнения - обратная связь для корректировки решения или процесса выполнения [12]. Как сказал основоположник науки управления Ф. Тейлор, управление - это «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым наилучшим и дешевым способом» [23, с. 19].

Если же понимать управление несколько более узко (что обоснованно в случае решения утилитарных задач), а именно как решение последовательных задач в ходе реализации целей, то планирование - это процесс подготовки и выбора оптимальных решений для достижения целей управления, которому предшествует постановка целей, а непосредственно за ним следует этап реализации [32, с. 21-36].

В то же время планирование обеспечивает основу для контроля и анализа, определяя набор целевых показателей для текущего и итогового сопоставления. В свою очередь, полученные результаты в сочетании с прогнозными данными являются исходной информацией для нового цикла управления, в том числе для принятия решений или постановки (корректировки) целей. Это превращает планирование в функцию оптимизации управления, которая связывает как различные эта-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

пы одного цикла управления, так и разные циклы [5, с. 149-152].

Все эти элементы направлены на перевод учреждения высшего профессионального образования (системы) в желаемое будущее состояние, а именно на его развитие. Об этом довольно много говорится, например, в работе С.А. Белякова и В.Ж. Куклина «О системных аспектах организации управления образованием» [9].

Планирование имеет две самостоятельные стороны - организационную сторону, т.е. кто, с какой периодичностью подготавливает планы, в какие сроки и кому передает, как корректирует и прочее; и содержательную, которая ответственна за результаты планирования, т.е. определяет, каковы алгоритмы планирования, откуда берутся исходные данные, каков экономический смысл исходных данных и результатов и т.д. [4, с. 1523-1531]

При этом, как представляется, содержательная часть в значительной мере зависит от глобального понимания места учреждения высшего профессионального образования в образовательной системе и обществе, иными словами, является следствием его миссии [33, с. 83-88]. Причем оказание образовательных услуг, будучи основным системным свойством учреждения высшего профессионального образования, также следствие его миссии, как и любого другого экономического субъекта в рыночных условиях хозяйствования. Происходит это потому, что подготовка специалистов с высшим образованием есть результат следования учреждения высшего профессионального образования своему предназначению. Однако миссия учреждения высшего профессионального образования, по мнению большинства специалистов в данной области, чью точку зрения разделяют и авторы, всегда отличается индивидуальностью [7, с. 78-85].

Тем не менее, хотя государственные учреждения высшего профессионального образования отчасти объединены общностью уставных задач, миссия отделяет одно учреждение высшего профессионального образования от другого и наделяет его собственными отличительными чертами. Каждое учреждение высшего профессионального образования имеет свое направление развития, зависящее от традиций, энергии и амбиций его высшего менеджмента, экономических, социальных, культурных и демографических особенностей региона [8].

В дальнейшем под планированием будет пониматься организационная сторона процесса,

а под прогнозированием - содержательная [25, с. 1]. Необходимо понимать, что те решения, которые готовятся в процессе планирования, связаны с будущими событиями, и в этом смысле планирование - это систематическое моделирование будущего учреждения высшего профессионального образования [28]. Планирование как организация означает систематическое составление и корректировку планов. А планирование как расчет предполагает систематическое появление количественных значений «будущего». Отсутствие систематической подготовки будущих решений приводит к принятию неподготовленных, часто интуитивных или импровизированных решений в ответ на события, т.е. к реактивному типу управления. Планирование же, наоборот, позволяет формировать представления о будущих событиях и управлять ими в активном режиме [16].

Под системой планирования учреждения высшего профессионального образования понимается принятая совокупность планов с их внутренней структурой, а также определенные и формализованные для каждого из них принципы, форматы и регламент планирования. Система планов как совокупность взаимоувязанных документов должна давать целостное и полное представление о состоянии учреждения, относящемся к описываемому периоду времени в будущем [6, с. 21-23].

Без полноты и целостности планы не работают, так как не позволяют принимать управленческие решения. Так, если система планов ограничена только бюджетом доходов и расходов, то остается неизвестной потребность учреждения в дополнительном финансировании способном обеспечить развитие [2, с. 80-91]. При наличии бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, но в отсутствие баланса не всегда можно указать необходимость бюджетного финансирования и спланировать размер научно-исследовательских работ [28]. Полнота и целостность предъявляют определенные, довольно жесткие требования к содержанию, форматам и временным параметрам планов учреждения высшего профессионального образования. Для каждого из них или для групп однотипных планов эти требования должны быть сформулированы, а все параметры согласованы и увязаны [34, с. 16-21].

Нормальная система бюджетирования должна обеспечивать при совершении любой бухгалтерской операции возможность иметь в режиме реального времени достоверную финансовую информацию о движении денежных средств, о

статьях расходов в разрезе подразделений и смет, осуществлять контроль над использованием средств, планировать доходы и расходы на два-три года вперед [27, с. 57-62].

Планы различных уровней и групп могут быть связаны между собой содержательно, во времени и одновременно по этим двум параметрам. Содержательная увязка как согласование целевых показателей, плановых задач и субъектов ответственности происходит в рамках организационной структуры учреждения (например, план кафедры) или в рамках процессов (например, план научно-исследовательской работы). Планы должны содержательно согласовываться как по горизонтали (между кафедрами на факультете), так и по вертикали управления. То же касается плановых задач, которые детализируются с переходом на нижние уровни и увязываются, например, в рамках одного научно-исследовательского проекта или при создании бизнес-инкубатора в учреждении высшего профессионального образования [33, с. 83-88].

Субъекты ответственности определяются и связываются, например, тем же проектом или иерархически - по управленческой вертикали. В зависимости от временных параметров различается непериодическое (или эпизодическое) и периодическое (или регулярное) планирование, которое в зависимости от соотношения периодов планирования может быть последовательным, при котором данные периоды не перекрываются, а дисциплинированно следуют друг за другом, и скользящим, которое использует перекрывающиеся периоды. Например, скользящее планирование учебной нагрузки у преподавателей.

Одновременная содержательная и временная увязка происходит, когда один или несколько планов разрабатываются на базе другого (последовательное планирование) или когда содержание двух и более планов определяется одновременно (синхронное планирование). Это бывает, например, при одновременном формировании бюджета доходов и бюджета поступлений на основе плана бюджетных поступлений и прогноза по объему внебюджетных фондов. Если же необходимо провести и содержательную, и временную увязку, то процесс планирования следует начинать с формирования исходного плана [26, с. 6-11].

Перечисленные выше особенности взаимоотношений планов и их групп определяют параметры процесса планирования в масштабах учреждения высшего профессионального образо-ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

вания. Этот процесс предполагает согласованную коллективную работу многих участников. Поэтому, кроме собственно планирования, он требует регламентации так называемых процедур координации - согласования, корректировки и утверждения планов. Разработка и описание процессов для всех видов планирования, их мониторинг и оптимизация должны проводиться системно, согласованно в масштабах всего учреждения высшего профессионального образования.

Планирование - самостоятельный этап цикла управления в учреждении высшего профессионального образования в условиях многоканального финансирования, но при этом он неоднороден, так как включает в себя планы разных уровней: по бюджетному финансированию, по внебюджетным фондам, по научно-исследовательской работе. Принятие решений на каждом уровне имеет свои принципиальные особенности, что предполагает создание структуры планов учреждения высшего профессионального образования с характерными для каждого плана показателями и методами их получения - прогнозирования или планирования (определения потребности в специалистах, обоснование параметров учреждения высшего профессионального образования, эффективность подготовки специалистов с точки зрения затрат и т.д.) [19].

Неотъемлемыми элементами общей теории стратегического управления является разработка миссии и стратегического плана развития организации. Эти понятия возникли и в университетском менеджменте [20].

Стратегический план - это логическое продолжение концепции развития учреждения высшего профессионального образования, своего рода переложение миссии на язык долгосрочных планов с учетом наличных рыночных условий. Цели любого временного горизонта могут быть количественными или качественными, экономическими или неэкономическими. Но в любом случае количество целей верхнего уровня должно быть небольшим [14, с. 127]; можно утверждать, что основой является высокий рейтинг учреждения высшего профессионального образования как залог высокого уровня бюджетного финансирования. При этом стратегический план естественным образом превращается - приобретает форму долгосрочного бюджета.

Конечно, по мере увеличения временного горизонта планирования снижаются требования к точности, и, в силу этого, задача долгосрочного ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

бюджета - не предвидение будущего, что практически невозможно, а поиск ответов на ключевые вопросы, в частности, такие, как: общая характеристика стратегии (агрессивная, стабильная и т.д.); основные закономерности функционирования высшего профессионального образования (доля научно-исследовательских работ в доходах, режим финансирования из бюджета - на существующем уровне, более щедрый или экономный и т.д.); основные изменения в материально-технической базе. По этой причине для долгосрочного бюджета обязательным является бюджет интеллектуального капитала, не упомянутый в перечне основных текущих бюджетов. Осуществление инновационных образовательных программ должно учитывать возможные изменения во внешней и внутренней среде учебного заведения в средне- и долгосрочной перспективе [31, с. 10].

Оперативное планирование в учреждении высшего профессионального образования предполагает разработку краткосрочных планов (годовых, квартальных и т.д.) достижения показателей, установленных для долгосрочного периода и отраженных в долгосрочном бюджете. Краткосрочные планы реализуются в годовом бюджете. Стоит отметить, что, с одной стороны, оперативный бюджет строится на основании долгосрочного бюджета как некая ступенька его реализации, но, с другой стороны, по результатам исполнения оперативного бюджета происходит корректировка бюджетного финансирования, а также стратегии и отражающих ее долгосрочных бюджетов. Хороший управленец понимает, что для адекватного понимания того, что происходит с учреждением высшего профессионального образования, и для обеспечения обратной связи только финансовой информации недостаточно. Текущие бюджеты в той или иной форме, прямо или косвенно должны содержать в себе следующие виды информации: нормативную, статистическую, хозяйственную, бухгалтерскую. Имея в распоряжении все эти виды информации, руководитель сможет легко наладить следующий этап управления.

Планирование затрат является начальной и самой важной из всех функций управления [17, с. 146]. Планирование определяет цели, показывает, какими средствами эти цели должны быть достигнуты и какова должна быть последовательность действий, необходимых для их достижения [22, с. 11]. В свою очередь, это дает возможность определять приоритеты платежей, отслеживать и

контролировать финансовые результаты деятельности в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности, а также планировать доходы и расходы.

Необходимо разграничить понятия «планирование» и «прогнозирование». Термин «прогнозирование» относится к формированию таких представлений о будущем, реализация которых зависит от наших усилий не в полной мере или не зависит вовсе. Прогнозируются те феномены, которые находятся за пределами влияния субъекта управления, а планируются феномены, события, показатели, на которые можно повлиять в достаточной мере. Применительно к учреждению высшего профессионального образования под контролем находятся расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, численность персонала, стоимость обучения, количество научно-исследовательских работ и т. д., поэтому они планируются.

Будучи формой планирования, прогнозирование в цикле управления занимает то же место, но с большей опорой на обратную связь. Оно осуществляется на основании оценки достигнутых показателей деятельности, но с учетом влияния на результаты его деятельности макроэкономических и прочих внешних факторов, а также микроэкономических закономерностей и специфических внутренних процессов развития учреждения высшего профессионального образования. Результаты прогнозирования служат информационной основой бюджетного планирования, выбора и корректировки нормативов, а также для экономического анализа. Уровень детализации и периодичность прогнозирования определяются спецификой принятия управленческих решений. При изменении характера и частоты принимаемых решений или периодичности получения бюджетных данных периодичность прогнозирования может изменяться. В данном контексте прогнозирование - это определение системы вероятностных целей функционирования и развития хозяйствующих субъектов, вероятностных путей и способов достижения результатов их функционирования. Прогнозирование управления затратами принципиально отличается от планирования введением вероятностного характера целей и путей их достижения. Внешне, в отличие от других функций управления, оно не имеет характера активного воздействия субъекта управ-

ления на объект управления [23, с. 54]. Однако именно прогнозирование управления затратами определяет влияние стратегического управления затратами на реализацию стратегических целей учреждения высшего профессионального образования и его позиционирование на рынке образовательных услуг региона или страны в целом [24].

Если планирование - это моделирование будущего, то одним из важнейших методов контроля над показателями затрат и функционирования учреждения высшего профессионального образования в настоящем является бюджетирование, цель которого - подведение итогов деятельности за определенный отрезок времени, определение фактических затрат. Бюджетирование является информационной базой, позволяющей оценить эффективность принятого решения, базой для разработки планов, прогнозов и принятия решений, необходимым элементом контроля над динамикой, уровнем и составом затрат [21, с. 49]. В настоящее время для создания единого информационного пространства значительное число учреждений переходит к использованию информационных технологий и, в частности, БКР-систем, которые позволяют реализовывать качественный экономический анализ деятельности учреждения высшего профессионального образования [22, с. 14].

Экономический анализ как способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, является важным элементом при реализации планирования и бюджетирования в учреждении высшего профессионального образования. Он может использоваться как вариант предварительного прогноза при формировании стратегии учреждения, как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов, для выявления текущих проблем управления учебным процессом, выявления внутренних резервов [22, с. 15]. Представляет собой систему аналитических процедур, позволяющую определить эффективность расходов, и их допустимый уровень, выработать решения на ближайшую и дальнейшую перспективы в области регулирования расходов и контроля над ними, планирования реального уровня стоимости обучения. Кроме того, инструментарий экономического анализа позволяет оптимизировать переОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

чень специальностей и специализаций и ответить на вопрос о допустимости пределов соотношения расходов и доходов. Анализ затрат позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены и что в дальнейшем в отношении их может быть предпринято.

Функция контроля понимается в широком смысле как возможность наблюдения за всей деятельностью. Цель контроля - выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданиям (нормам) [1, 10, 18]. Контроль выступает центральным звеном в процессе принятия и реализации решений, он завершает цикл реализации управленческих решений и открывает новый, образуя основу «спирали» общественного развития [23, с. 54].

Эффективное управление затратами и результатами предполагает создание системы контроллинга, включающей взаимосвязанные звенья: нормирование и бюджетирование затрат и результатов, регулирование и контроль по отклонениям, а также анализ затрат, результатов и эффективности [35, с. 344]. Наиболее экономически целесообразный подход к построению системы управления затратами - это выделение типичных групп задач и выбор соответствующих им объектов управления затратами. В управлении затратами выделяют две группы объектов затрат: носители затрат (объекты калькуляции); места возникновения затрат (центры ответственности). Как представляется, для учреждений высшего профессионального образования наиболее значимой при этом является постановка системы бюджетирования на основе создания центров ответственности.

Создание центров ответственности позволяет переходить от административных к экономическим методам управления, когда эффективность деятельности подразделения определяется не качеством выполнения закрепленных за ним функций, а экономическим результатом. Надо заметить, что именно это качество центров ответственности особенно актуально сегодня, когда административные методы занимают еще вполне прочные позиции. По отношению к учреждению высшего профессионального образования вышесказанное означает, что поведение каждого подразделения и (иногда) даже отдельных сотрудников воздействует на деятельность в целом; действия подразделений, отдельных сотрудников

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

влияют друг на друга; подразделения взаимодействуют таким образом, что образование полностью независимых подразделений или появление независимых сотрудников невозможно.

Из этого следуют определенные выводы. Например, необходимость отслеживания (контроля) происходящего «на местах» и заблаговременного планирования таких действий подразделений и отдельных сотрудников учреждения высшего профессионального образования, которые шли бы на пользу его деятельности в целом; необходимость согласовывать действия подразделений и отдельных сотрудников таким образом, чтобы их совокупный результат работал на пользу в целом. Из всего этого следует, что у учреждения высшего профессионального образования нет подразделений, которые руководство может позволить себе «выпустить» из поля зрения. Значит, вытекающие из первого постулата планирование и контроль посредством бюджетирования должны быть сквозными для учреждения высшего профессионального образования любого размера.

При определении центров ответственности, прежде всего, должна приниматься во внимание организационная структура учреждения высшего профессионального образования, а далее выделяются ее «горизонтальный» и «вертикальный» разрезы. Горизонтальный разрез ограничивается кругом деятельности каждого лица, ответственного за центр, вертикальный предопределяет иерархию правомочий лиц, принимающих управленческие решения [30].

Однако для учреждений высшего профессионального образования по мере развития конкуренции и интенсивного реформирования системы образования все более актуальной становится задача не столько точного и полного определения себестоимости подготовки специалистов высокой квалификации, сколько предотвращения неоправданных затрат, которые можно было бы избежать [15].

И здесь снова необходимо вернутся к концепции центров ответственности, сформулированную Дж. Хиггсом1, в соответствии с которой затраты не только рассматриваются в рамках организации в целом, но и дифференцируются по центрам ответственности с выделением ответственных лиц. Таким образом, управление затра-

1 Как выход из проблемы рассогласования контроля

собственно действий и результата действий.

тами сосредоточилось не на продукте или услуге, а непосредственно на процессе их создания. Бюджетирование, являясь развитием концепции центров ответственности Дж. Хиггса, получило широкую популярность в последнее время [21]. Кроме того, стратегия развития учреждения высшего профессионального образования, будучи концепцией, т.е. системой взглядов на то, что учреждению высшего профессионального образования надлежит делать для достижения поставленной цели (и не только финансовой), должна быть переведена в долгосрочный план действий, который естественным образом приобретает форму долгосрочного бюджета [13]. При этом, как уже говорилось, долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей - объемов, прибыли, инвестиций - и позволить определить стратегию учреждения высшего профессионального образования в части финансирования. Следует отметить, что долгосрочные бюджеты являются первичными, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет [11], но непосредственное управление учреждением высшего профессионального образования происходит через бюджет краткосрочный (имеется в виду план ежегодного бюджетного финансирования) потому, что именно он дает критерии для принятия текущих решений и на основании анализа именно его исполнения принимаются решения о корректировке долгосрочных бюджетов и финансовых целей учреждения.

Поэтому под «бюджетным управлением» будем понимать управление учреждением высшего профессионального образования посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Тогда возникает необходимость осознать место бюджетного управления в общей системе управления учреждением высшего профессионального образования и его взаимосвязь с другими элементами [11].

Есть такое понятие, как основной бюджет, или Master Budget, который охватывает все стороны деятельности учреждения высшего профессионального образования, алгоритм его составления точнее. Выделяют три группы принципиально различных методов прогнозирования доходов: функциональный метод, когда информация стекается от сотрудников «на местах» к лицу, принимающему решение; метод группового принятия решений - собирается комиссия и, как правило, волевым образом решает, каким будет план по-

ступления на следующий период; беспристрастная математика - предлагает целый спектр математических методов прогнозирования, вполне удобных в применении.

Список литературы:

[1] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997.

[2] Атерекова А., Журов А., Селезнев П. Перспективы российской инновационной сферы // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2007. № 3.

[3] Бакулина А.А. Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 6.

[4] Бакулина А.А. Во что России обходится «несправедливая» оценка кадастровой стоимости? // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: Сборник научных трудов / Под редакцией Р.М. Нуреева, М.Л. Аль-пидовской. 2015.

[5] Бакулина А.А. Возможности применения в российской практике исполнительного производства действий зарубежных судебных приставов-исполнителей // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.

[6] Бакулина А.А., Королев И.В. Исследование качества сбрасываемых сточных вод водопользователя и их влияние на состояние водного объекта // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[7] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[8] Белый Е.М., Романова Н.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным учреждением высшего профессионального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.

[9] Беляков С.А., Куклин В.Ж. О системных аспектах организации управления образованием // Университетское управление. 2006. № 1.

[10] Большаков А.В. Менеджмент: теория и практика: Учебное пособие. Казанский финансово-экономический университет. Казань, 1997 г

[11] Великая Е.Г. Комплексная реализация механизма управления затратами // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 3.

[12] Великая Е.Г. Механизм управления затратами // Современное управление. 2006. № 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

[13] ВеликаяЕ.Г. Реализация механизма управления затратами // Ноу-хау бизнеса. 2006. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Великая Е.Г. Система стратегического управления деятельностью промышленной корпорации. СПб.: Изд-во «Химиздат», 2003.

[15] Великая Е.Г. Систематизация затрато-образующих факторов при управлении затратами // Управление бизнесом. 2006. № 9.

[16] Великая Е.Г. Управление затратами промышленного предприятия // Маркетинг успеха. 2006. № 9.

[17] Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Войтенко О.Н. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебно-справочное пособие / Москва, 2002.

Глухов В.В. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Питер», 2002.

[18] Грибанова Н.Н., Солодков В. Т. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Ир-кут. эк. акад., 1996.

[19] Гринь А.М. Эволюция научных взглядов и практики организации финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования // Университетское управление. 2005. № 4.

[20] Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление. 2004. № 1.

[21] Добровольский Е. и др. Бюджетирование шаг за шагом. СПб.: Изд-во «Питер», 2005.

[22] Корнеева Н.В. Механизм управления затратами промышленного предприятия как элемент реализации стратегии развития: Дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2003.

[23] Котляров С.А. Управление затратами. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

[24] Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Новые информационные технологии в управлении учреждением высшего профессионального образования // Университетское управление. 2005. № 2.

[25] Линников А.С. Европейский валютный союз. История формирования и механизм действия на современном этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 4.

[26] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Лизинг. 2014. № 2.

[27] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования международной деятельно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

стью финансовых организаций // Международная экономика. 2014. № 2.

[28] Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1.

[29] Мальцева Г.И., Митина О.В. Инструменты стратегического управленческого учета в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2.

[30] Наумова Н.А. Управление качеством исполнения функций центров ответственности на основе функционально стоимостного анализа // Университетское управление. 2004. № 1.

[32] Самохвалова С.М. Оценка эффективности инвестирования инвестиционных образовательных программ вуза: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2006.

[31] Селезнев П. С. Инновационная политика России: в поисках мотивации // Философские науки. 2013. № 3.

[33] Селезнев П. С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[34] Селезнев П.С. Опыт инновационного и научно-технологического развития в США // Власть. 2009. № 2.

[35] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. - М., 2016.

Spisok literatury:

[1] Alekseeva M.M. Planirovanie deyatel'nosti firmy'. M.: Finansy' i statistika, 1997.

[2] Aterekova A., Zhurov A., Seleznev P. Per-spektivy' rossijskoj innovacionnoj sfery' // Nauch-no-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2007. № 3.

[3] Bakulina A.A. Analiz otechestvennoj prak-tiki ocenki arestovannogo imushhestva // Transport-noe delo Rossii. 2013. № 6.

[4] Bakulina A.A. Vo chto Rossii obxoditsya «ne-spravedlivaya» ocenka kadastrovoj stoimosti? // Raz-vitie sovremennoj Rossii: problemy' vosproizvodstva i sozidaniya: Sbornik nauchny'x trudov / Pod redakciej R.M. Nureeva, ML. Al'pidovskoj. 2015.

[5] Bakulina A.A. Vozmozhnosti primeneniya v rossijskoj praktike ispolnitel'nogo proizvodstva dejstvij zarubezhny'x sudebny'x pristavov-ispolnitelej // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.

[6] Bakulina A.A., Korolev I.V. Issledovanie kachestva sbrasy'vaemy'x stochny'x vod vodopol'zo-vatelya i ix vliyanie na sostoyanie vodnogo ob"ekta // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[7] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).

[8] Bely'j E.M., Romanova N.B. Ispol'zovanie koncepcii strategicheskogo menedzhmenta v upra-vlenii gosudarstvenny'm uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2003. № 3.

[9] Belyakov S.A., Kuklin V.Zh. O sistemny'x aspektax organizacii upravleniya obrazovaniem // Universitetskoe upravlenie. 2006. № 1.

[10] Bol'shakov A.V. Menedzhment: teoriya i praktika: Uchebnoe posobie. Kazanskij finanso-vo-e'konomicheskij universitet. Kazan', 1997 g.

[11] Velikaya E.G. Kompleksnaya realizaci-ya mexanizma upravleniya zatratami // Audit i fi-nansovy'j analiz. 2007. № 3.

[12] Velikaya E.G. Mexanizm upravleniya zatratami // Sovremennoe upravlenie. 2006. № 11.

[13] Velikaya E.G. Realizaciya mexanizma up-ravleniya zatratami // Nou-xau biznesa. 2006. № 9.

[14] Velikaya E.G. Sistema strategicheskogo upravleniya deyatel'nost'yu promy'shlennoj korpo-racii. SPb.: Izd-vo «Ximizdat», 2003.

[15] Velikaya E.G. Sistematizaciya zatratoo-brazuyushhix faktorov pri upravlenii zatratami // Upravlenie biznesom. 2006. № 9.

[16] Velikaya E.G. Upravlenie zatratami pro-my'shlennogo predpriyatiya // Marketing uspexa. 2006. № 9.

[17] Gabrichidze B.N., Eliseev B.P., CHernyavskij A.G., Kuznecov S.M., Vojtenko O.N. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii. Uchebno-spravochnoe posobie / Moskva, 2002.

Gluxov V.V. Menedzhment: Uchebnoe poso-bie. SPb.: Izd-vo «Piter», 2002.

[18] Gribanova N.N., Solodkov V.T. Planirovanie i prognozirovanie deyatel'nosti predpriyatiya: Uchebnoe posobie. Irkutsk: Izd-vo Irkut. e'k. akad., 1996.

[19] Grin' A.M. E'volyuciya nauchny'x vzglyadov i praktiki organizacii finansovogo obe-specheniya uchrezhdenij vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie. 2005. № 4.

[20] Grudzinskij A.O. Strategicheskoe upravlenie universitetom: ot plana k innovacionnoj missii // Universitetskoe upravlenie. 2004. № 1.

[21] Dobrovol'skij E. i dr. Byudzhetirovanie shag za shagom. SPb.: Izd-vo «Piter», 2005.

[22] Korneeva N.V. Mexanizm upravleniya zatratami promy'shlennogo predpriyatiya kak e'le-ment realizacii strategii razvitiya: Dis. ... kand. e'kon. nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

[23] Kotlyarov S.A. Upravlenie zatratami. SPb.: Izd-vo «Piter», 2001.

[24] Kryukov V.V., Shaxgel'dyan K.I. Novy'e informacionny'e texnologii v upravlenii uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie. 2005. № 2.

[25] Linnikov A.S. Evropejskij valyutny'j soyuz. Istoriya formirovaniya i mexanizm dejstviya na sovremennom e'tape // Moskovskij zhurnal me-zhdunarodnogo prava. 2002. № 4.

[26] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organi-zacij // Lizing. 2014. № 2.

[27] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya mezhdunarodnoj deyatel'nost'yu finansovy'x organizacij // Mezhdunarodnaya e'kono-mika. 2014. № 2.

[28] Linnikov A.S. Osnovy' pravovogo regulirovaniya bankovskoj deyatel'nosti v Evropejs-kom soyuze // Moskovskij zhurnal mezhdunarod-nogo prava. 2002. № 1.

[29] Mal'ceva G.I., Mitina O.V Instrumenty' strategicheskogo upravlencheskogo ucheta v vuze // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2005. № 2.

[30] Naumova N.A. Upravlenie kachestvom ispolneniya funkcij centrov otvetstvennosti na os-nove funkcional'no stoimostnogo analiza // Universitetskoe upravlenie. 2004. № 1.

[31] Samoxvalova S.M. Ocenka e'ffektivnosti investirovaniya investicionny'x obrazovatel'ny'x programm vuza: Avtoref. dis. ... kand. e'kon. nauk. Krasnoyarsk, 2006.

[32] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika Rossii: v poiskax motivacii // Filosofskie nauki. 2013. № 3.

[33] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[34] Seleznev P.S. Opy't innovacionnogo i nauchno-texnologicheskogo razvitiya v SShA // Vlast'. 2009. № 2.

[35] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. - M., 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.