Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ВИДА ОТРАСЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ВИДА ОТРАСЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / LEGAL PEDAGOGICS / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PEDAGOGICAL SCIENCE / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LAW / ЮРИСТ / LAWYER / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТ / STUDENT / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровяковский Д.Г.

Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций. Педагогическая система применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности использования совокупности взаимосвязанных профессиональных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности учащегося в процессе получения им юридических знаний в средних и средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF LEGAL PEDAGOGICS AS TYPE OF BRANCH PEDAGOGICS

The pedagogics not only studies already developed or developing pedagogical systems, but also removes the general regularities, signs and conditions defining them that allows to understand, whether is this or that offered idea the thought-over system or simply a set of poorly interconnected ideas and recommendations. The pedagogical system in relation to legal pedagogics as to a type of branch pedagogics is expressed in possibility of use of set of the interconnected professional tools, methods and processes necessary for creation of organized, purposeful pedagogical influence on formation of the identity of the pupil in the course of receiving legal knowledge by it in averages and average special educational institutions.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ВИДА ОТРАСЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Московского государственного Университета пулей сообщения (МИИТ)

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ВИДА ОТРАСЛЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций. Педагогическая система применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности использования совокупности взаимосвязанных профессиональных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности учащегося в процессе получения им юридических знаний в средних и средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: юридическая педагогика, образование, обучение, воспитание, педагогическая наука, юриспруденция, юрист, преподаватель, студент, интеллект.

D.G. KOROVYAKOVSKY,

the candidate of jurisprudence, associate professor, head of the department «Customs right and organization of customs affairs» Moscow State University bullet of the message (MIIT)

PHILOSOPHICAL AND LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF LEGAL PEDAGOGICS

AS TYPE OF BRANCH PEDAGOGICS

The pedagogics not only studies already developed or developing pedagogical systems, but also removes the general regularities, signs and conditions defining them that allows to understand, whether is this or that offered idea the thought-over system or simply a set of poorly interconnected ideas and recommendations. The pedagogical system in relation to legal pedagogics as to a type of branch pedagogics is expressed in possibility of use of set of the interconnected professional tools, methods and processes necessary for creation of organized, purposeful pedagogical influence on formation of the identity of the pupil in the course of receiving legal knowledge by it in averages and average special educational institutions.

Keywords: legal pedagogics, education, training, education, pedagogical science, law, lawyer, teacher, student, intelligence.

Отраслевая педагогика (наряду с общей, возрастной, социальной, кор-рекционной, исправительно-трудовой, сравнительной и др.) является отраслью педагогики. Ее главной задачей является выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в конкретных отраслях экономики и культуры: военная, спортивная, производственная, наконец, юридическая педагогика. Вообще структура педагогики состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: педагогических теорий, педагогических систем и педагогических технологий.1

Педагогической теорией называют научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими. Из определений основных понятий видно, что в педагогике существуют разные подходы к их объяснению, следовательно, педагогика — это совокупность различных педагогических взглядов и идей, которые могут согласовываться друг с другом, но могут и вступать в противоречия, как, например, авторитарный и гуманистический подходы к воспитанию. Педагогическая теория применительно к отраслевой педагогике выражается в единстве накопленных педагогикой педагогических знаний, взглядов и

1 Краевский В.В, Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

идей, которые можно применить к различным ее видам, в том числе, к юридической педагогике.2

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы - это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания.

Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Педагогическая система применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности использования совокупности взаимосвязанных профессиональных средств,

2 Красноженова Г.Ф, Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). - М., 1998.

методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности учащегося в процессе получения им юридических знаний в средних и средних специальных учебных заведениях.3

Педагогические системы могут действовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, практики отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы A.C. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковско-го, В.Ф. Шаталова и др.

Педагогическая технология — это понятие и стоящее за ней направление в педагогической науке, интенсивно развивающееся с 1950-х гг. Она занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов и является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология конкретизирует методики-обучения и воспитания. В ее основе лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости

3 Шкатулла В,И, Образовательное право. - М., 2001.

обучающего и воспитательного циклов.

Педагогическая технология применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности конструирования в средних и средних специальных учебных заведениях оптимальных обучающих систем среднего юридического образования, проектированием учебного и воспитательного процессов в средних и средних специальных учебных заведениях и является системой профессиональных средств, способов и приемов, последовательность применения и выполнения которых обеспечивает решение задач юридического воспитания, юридического обучения и всестороннего правового развития личности будущего юриста.

Обучение должно быть развивающим и природосообразным, согласованным с законами мышления, поэтому на основании наблюдений и опытов выясняются законы саморазвития умственной силы и вытекающие из них естественные принципы развивающего обучения. Охарактеризуем функции юридической педагогики:

Научно-теоретическая — изучает сущность педагогических процессов и явлений юридической науки, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие. Устанавливает за-

коны, принципы, теории, концеп-

4

ции.4

Конструктивно-техническая — обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов юридической науки. Если бы педагогика только изучала, что такое воспитание, каковы законы его действия, она мало помогала бы в конкретной педагогической практике. Педагогика — практико-ори-ентированная, прикладная наука. Она возникла как для того, чтобы объяснять суть воспитательного взаимодействия, так и для того, чтобы ответить на вопросы о целях, задачах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий идеал.

Прогностическая — в научной теории, которая глубоко и всесторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений, появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей системы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль — педагогическая футурология.5 Вопро-

4 Петров СМ., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития / / Государство и право. 2010. № 7. С. 14-22.

5 См., напр.: Киселева Т.Г. Ключевые проблемы современного образования //

Известия Международной академии наук высшей школы. 2004. № 4 (30); Коджас-пирова ГМ. Педагогика: учебник. - М.:

сы, на которые отвечает юридическая педагогика:

1. Для чего необходимы юридическое воспитание и обучение, и какие цели и задачи они решают — проблема цели и целеполагания в целостном педагогическом процессе.

2. Кто и ради кого осуществляет юридическое воспитание и обучение — проблема субъектов педагогического процесса системы высшего юридического образования. Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе системы высшего юридического образования, т.е. речь идет о содержании воспитания и обучения. Содержанием в общем виде выступает правовая культура. Задача юридической педагогики — отобрать и обосновать выбор конкретного содержания для каждой ступени юридического образования. Содержание должно включать:

- юридические знания и способы их применения;

- необходимые умения и навыки юридической деятельности;

- опыт творческой деятельности в сфере юриспруденции;

- ценностно-эмоциональные отношения и опыт юридического общения.

3. Как учить — это вопрос о методах, средствах, формах юридического обучения и воспитания и общих принципиальных подходах к их разработке.

Гардарики, 2007; Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976.

4. Где учить и воспитывать и какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели высшего юридического образования?

Наука (греч. ер1в1еше, лат. Бс1еп^а) - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества. «Но разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на этот вопрос положительно или отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом «наука». Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или иных явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только те явления природы или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола».6

Предсказывать на основе педагогической теории - не то же самое,

6 Красноженова Г.Ф, Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). - М., 1998.

что предвидеть результаты каких-то процессов в природе, опираясь на знание закономерностей, которое дает, например, теоретическая физика.

По мнению К.Д. Ушинского, педагогика не может быть названа наукой, а только искусством, имеющим своей целью «не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность, - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества».7

Развивающаяся система педагогических наук складывается из совокупности педагогических отраслей и дисциплин. Ее главные разделы: основы педагогики, дидактика - теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. Рассмотрим систему педагогических наук более подробно.

Дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы занимаются вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста. Воспитание и перевоспитание правонарушителей — цель педагогики исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика). Получили дальнейшее

7 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. - Санкт-Петербург, 1867.

развитие такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная педагогика. Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования. Есть педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции: социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования. Частные методики (предметные дидактики) предназначены для исследования специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Ее ценности способствуют формированию национального самосознания у подрастающего поколения, развитию у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.8

Религиозная педагогика — направление, изучающее вопросы воспита-

8 Грудцыта Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / Автореф. дисс... докт. юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2009.

ния и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма и др. К новым направлениям можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др. Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.

Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личнос-тно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на обучаемых.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.9

Педагогика сотрудничества — направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Библиографический список:

1. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России / Автореф. дисс... докт. юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2009.

2. Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права // Теория государства и права. Философия права. Материалы конференции. - Йошкар-Ола, 1999.

9 Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права // Теория государства и права. Философия права. Материалы конференции. - Йошкар-Ола, 1999.

3. Киселева Т.Г. Ключевые проблемы современного образования // Известия Международной академии наук высшей школы. 2004. № 4 (30).

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2007.

5. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Красноженова Г.Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). - М., 1998.

8. Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. № 7. С. 14-22.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. - Санкт-Петербург, 1867.

10. Шкатулла В.И. Образовательное право. - М., 2001.

Bibliograficheskiy spisok:

1. Grudtsina L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoy mehanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obschestva v Rossii / Avtoref. diss... dokt. yurid. nauk / Rossiyskiy universitet druzhby narodov (RUDN). Moskva, 2009.

2. Kerimov D.A. O predmete i funktsiyah filosofii prava / / Teoriya gosudarstva i prava. Filosofiya prava. Materialy konferentsii. - Yoshkar-Ola, 1999.

3. Kiseleva T.G. Klyuchevye problemy sovremennogo obrazovaniya // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii nauk vysshey shkoly. 2004. № 4 (30).

4. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik. - M.: Gardariki, 2007.

5. Konfederatov I.Ya. Metody sovershen-stvovaniya uchebnogo protsessa v vysshey shkole. - M.: Vysshaya shkola, 1976.

6. Kraevskiy V.V. Obschie osnovy pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. -3-e izd., ster. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2006.

7. Krasnozhenova G.F. Vysshaya shkola Rossii (problemy sohraneniya intellek-tual'nogo potentsiala). - M., 1998.

8. Petrov S.M., Grudtsina L.Yu. Konsti-tutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii: problemy i perspektivy razvitiya / / Gosudarstvo i pravo. 2010. № 7. S. 14-22.

9. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Tom I. - Sankt-Peterburg, 1867.

10. Shkatulla V.I. Obrazovatel'noe pravo. - M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.