Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIFICS OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL TSENKNOST / ПРЕПОДАВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / TEACHING LEGAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Суть аксиологии юридической педагогики определяется спецификой педагогической деятельности в сфере юридического образования, ее социально значимой ролью и личностно образующими возможностями будущего профессионала-юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FUNDAMENTALS OF LEGAL PEDAGOGICS

The essence of a pedagogical axiology is defined by specifics of pedagogical activities, its social role and personally forming opportunities. The essence of an axiology of legal pedagogics is defined by specifics of pedagogical activities in the sphere of legal education, its socially important role and personally forming opportunities of future professional lawyer.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ»

^ ИЗ истоки ^

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАУКИ

УДК - 378 ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

ББК - 74.04 доктор юридических наук, профессор,

эксперт РАН, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН, член Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов РФ, Почетный адвокат России e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Суть аксиологии юридической педагогики определяется спецификой педагогической деятельности в сфере юридического образования, ее социально значимой ролью и личностно образующими возможностями будущего профессионала-юриста.

Ключевые слова: аксиология, специфика педагогической деятельности, духовные ценности, преподавание юридических дисциплин.

GRUDTSINA Ludmila Yurievna,

the doctor of jurisprudence, professor, the expert of the Russian Academy of Sciences, professor of Civil law department of Financial University under the Government of the Russian Federation, the leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the RUDN Legal institute, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, the member of Scientific and advisory council in case of Federal chamber of lawyers of the Russian Federation,

the Honourable lawyer of Russia e-mail: ludmilagr@mail.ru

AXIOLOGICAL FUNDAMENTALS OF LEGAL PEDAGOGICS

Summary. The essence of a pedagogical axiology is defined by specifics of pedagogical activities, its social role and personally forming opportunities. The essence of an axiology of legal pedagogics is defined by specifics of pedagogical activities in the sphere of legal education, its socially important role and personally forming opportunities of future professional lawyer.

Keywords: axiology, specifics of pedagogical activities, spiritual tsenknost, teaching legal disciplines.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — теория ценностей, раздел философии; философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности [1, с. 23]. Аксиология изучает вопросы, связанные с местом ценностей в реальности и структурой ценностного мира, т.е. вопросы связи различных ценностей как между собой, так и с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и лично-стно образующими возможностями. Как верно указывают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов, аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. Педагогические ценности — это те ее особенности, которые не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей [5, с. 104].

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает ко-

торое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъек-тивации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессио-нального развития педагога [5, с. 104, 105].

Суть аксиологии юридической педагогики определяется спецификой педагогической деятельности в сфере юридического образования, ее социально значимой ролью и личностно образующими возможностями будущего профессионала-юриста. Свой новый вектор, направленный на освоение новых мировых методик преподавания и освоения юридической профессии, аксиология юридической педагогики обрела с начала 1990-х гг. — времени активных демократических преобразований в России: принятия Конституции РФ 1993 г., модернизации российского законодательства, перехода на демократические рельсы, провозглашения России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ), признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ) и т.д.

Демократическая «перестройка» страны, общественных отношений и их правового фундамента потребовала переосмысления того, чему учить и как учить будущих юристов. Стремительное изменение законодательства, принятие новых кодексов (Уголовного кодекса РФ, Семейного ко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

декса РФ, части первой и второй Налогового кодекса РФ, части первой, второй, третьей и четвертой Гражданского кодекса РФ, а также процессуальных кодексов) требовали и требуют быстрой ориентации в меняющемся законодательстве как самих преподавателей юридических дисциплин, так и студентов, которым с каждым годом приходится осваивать все более объемный нормативно-правовой материал (кодексы, законы, указы, постановления).

Для того чтобы в таких условиях качество и эффективность преподавания юридических дисциплин сохранялись на достойном уровне, преподавателям юридических вузов и факультетов необходимо своевременно «подстраиваться» под меняющуюся правовую среду: корректировать свои лекции, дополнять новыми материалами семинарские занятия, находить новые методики преподавания, сочетая практику (законодательные нововведения, поправки и дополнения в законы) с фундаментальной юридической теорией (концепциями, современной доктриной).

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

ние педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности, общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др. [5, с. 105]

Однако педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориента-ций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает ценности:

- связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

- удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

- ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

- позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

- дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.) [5, с. 105].

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Независимо от ха-

рактера возникновения проблемы, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических методов исследования.

1. Метод сравнительно-исторического анализа предполагает ознакомление исследователя с литературой, историческим наследием, научными монографиями и публикациями, посвященными рассматриваемому вопросу. Исследователь изучает историю его развития, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, все используемые в исследовании научные понятия, определяя свое отношение к раскрытию их сущности, делает выводы и обобщения.

2. Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В некоторых случаях он позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных аспектов изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

3. Причинно-следственный анализ. Причиной называется явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само, в свою очередь, влияет на нее, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Обнаружение, анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Эмпирические (практические) методы исследования.

1. Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что, с какой целью и как долго наблюдать, какой ожидается результат. Только при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методики проведения наблюдений можно приступать к действиям. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно его вести, объективно выбирать факты/фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

2. Беседы, анкетирование, интервью, учебные дискуссии, лекции.

Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Проводимая по специально составленным вопросникам, она позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и т.д. Ее эффективность зависит от умения исследователя установить дружеские отношения с собеседником, вызвать его на откровенность. Беседа дает возможность корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником.

Метод анкетирования используют для получения информации о том или ином явлении в большой группе исследуемых, выявления отношений, запросов, пожеланий.

Интервью - это разновидность беседы, но больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Оно, как правило, проводится с использованием заранее подготовленных вопросов одной стороной и подготовленных ответов другой стороной, что делает их искренность и точность относительной.

Учебная дискуссия. Важное место среди словесных методов обучения в современной высшей школе отводится учебной дискуссии, главное назначение которой в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

процессе обучения сводится к стимулированию познавательного интереса, вовлечению студентов в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, их побуждению к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Очевидно, что для этого необходима предварительная подготовка студентов как в содержательном, так и в формальном плане и наличие, по крайней мере, двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой [4, с. 93]. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у студентов умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации преподаватель должен демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить их четко излагать свои мысли и терпимо относиться к высказываниям других студентов, вносить изменения в их ответы, стараться сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Лекция — это монологический способ изложения объемного материала, используемый, как правило, в колледжах и вузах и занимающий почти все время учебного занятия. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия обучающимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением в юридических вузах блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Лекция также может применяться при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

Применение лекции как метода обучения в условиях современной высшей школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность студентов-юристов, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных правовых исследований [3, с. 140].

3. Метод обобщения независимых характеристик позволяет повысить объективность выводов. Суть его сводится к обработке информации, поступившей из разных источников. Изучая определенную проблему и знакомясь с классом, исследователь получает информацию от учителей, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, учащихся других классов и т.д.

4. Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Бабанским) представляет собой коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных их качеств, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков. Изучение и анализ документации, продуктов деятельности дает возможность собрать конкретный материал об изучаемых процессах и явлениях. Например, ученические дневники — это не только интересный материал об уровне знаний и прилежании учащихся по предмету, они характеризуют и работу учителя. Исследование ученических работ (рисунков, сочинений и т.д.) помогает определить различные интересы учащихся, особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформирован-ности учебных умений.

5. Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Большинство педагогических тестов просты и

доступны, их результаты можно обработать с помощью компьютера, простейших технических устройств. Чаще всего используются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности, которые обычно содержат вопросы и несколько (не менее четырех) вариантов ответа. Психологические тесты в последние годы получили широкое распространение в педагогической практике и педагогических исследованиях.

6. Опытная работа - это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Зан-кова и В.В. Давыдова; новые учебники и учебные пособия также проверялись, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы работы. Выяснить, что существенно в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следствием, можно только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

7. Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда оказывается результативным, часто возникает необходимость проверить возникшие у исследователя предположения, выявить закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. Решить эти задачи можно с помощью педагогического эксперимента, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации.

Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях [2, с. 100, 101].

8. Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения, активно применяемый в высших учебных заведениях. Поскольку учебное время ограничено определенными часами, а изучаемого материала настолько много, что он не может быть качественно изложен студентам только на лекционных и семинарских занятиях, студентам-юристам необходимо работать самостоятельно не только с учебной литературой, но и с периодическими изданиями, нормативно-правовой базой.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными изданиями. Основные из них следующие:

- конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;

- составление плана текста. План может быть простым и сложным. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую из них;

- тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;

- цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование - краткое изложение содержания прочитанного;

- рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;

- составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных в результате поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;

- составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;

- составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;

- составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

9. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в большой зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления студентов с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной высшей школе для этой цели широко используются экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает демонстрацию студентам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. [3, с. 142] Безусловно, такое деление средств наглядности условное и не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс

(телевидения, видеомагнитофонов и т.д.) расширяет возможности наглядных методов обучения в высей школе. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер, с помощью которого студенты-юристы, используя специальные справочно-информационные программы (например, «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс»), могут найти нужный нормативный правовой акт (закон, постановление, указ) и решить поставленную перед ними правовую проблему (задачу).

Список литературы:

[1] Большая советская энциклопедия. 3-е изд., изм. и доп. М., 1989.

[2] Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007.

[3] Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007.

[4] Подласый И.Л. Педагогика. М., 1996.

[5] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Spisok literatury:

[1] Bol'shaya sovetskaya e'nciklopediya. 3-e izd., izm. i dop. M., 1989.

[2] Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: Uchebnik. M.: Gardariki, 2007.

[3] Pedagogika: Uchebnoe posobie / Pod red. P.I. Pidkasistogo. M.: Vy'sshee obrazovanie, 2007.

[4] Podlasy'j I.L. Pedagogika. M., 1996.

[5] Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. 6-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.