Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЮРИСТОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА / STUDENTS OF LAW DEPARTMENT / СТРУКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / STRUCTURE OF THE DOMESTIC LEGISLATION / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ / FORMATION OF A CIVIL MATURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

Основные задачи реформирования системы среднего и среднего специального образования сводятся к решению проблемы содержательного и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF UPGRADE OF LEGAL PEDAGOGICS FOR THE PURPOSE OF EDUCATION OF NEW GENERATION OF LAWYERS

The main objectives of reforming of system of an average and secondary vocational education are reduced to a solution of the problem of informative and organizational and administrative character, framing of the weighed state policy, its orientation to ideals and interests of the updated Russia.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЮРИСТОВ»

О^ ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института РУДН, действительный член РАЕН,

Почетный адвокат России 109456, г. Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, каб. 515

тел. (495) 709-76-68 e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ЮРИСТОВ

Аннотация. Основные задачи реформирования системы среднего и среднего специального образования сводятся к решению проблемы содержательного и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Ключевые слова: правовое воспитание, студенты юридического факультета, структура отечественного законодательства, формирование гражданской зрелости.

УДК - 378 ББК - 74.00

GRUDTSINa Ludmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, professor of Civil law department of Financial University under the Government of the Russian Federation, leading researcher of department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the RUDN Legal institute, the full member of the Russian Academy of Natural Sciences, Honourable lawyer of Russia 109456, Moscow, 4th Veshnyakovsky Drive, 4, of. 515

ph. (495) 709-76-68 e-mail: ludmilagr@mail.ru

TOPICAL ISSUES OF UPGRADE OF LEGAL PEDAGOGICS FOR THE PURPOSE OF EDUCATION OF NEW GENERATION

OF LAWYERS

Summary. The main objectives of reforming of system of an average and secondary vocational education are reduced to a solution of the problem of informative and organizational and administrative character, framing of the weighed state policy, its orientation to ideals and interests of the updated Russia.

Keywords: legal education, students of law department, structure of the domestic legislation, formation of a civil maturity.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

Любой человек ежедневно является участником многочисленных правовых отношений, то есть общественных отношений, урегулированных нормами права. От него требуется обладание высокой правовой культурой, являющейся неотъемлемой составной частью общей культуры человека. Известно, что правовая культура формируется в процессе правового воспитания. Велико влияние на правовую культуру сложившегося уклада жизни в стране.

В правовом воспитании как составной части воспитания человека нуждаются все категории граждан. Не являются в этом отношении исключением и учащиеся средних и средних специальных учебных заведений. Более того, им надлежит быть активными проводниками права, участвовать в правовом воспитании граждан, распространении правовых знаний среди населения и быть при этом образцом точного и неукоснительного исполнения всех правовых норм. С них граждане будут брать пример честности, неподкупности, добросовестного служения Родине и своему народу.

Правовое воспитание, как верно отмечают А.Ю. Винокуров и Ю.Е. Винокуров, наряду с другими видами воспитания (патриотического, интеллектуального, экологического, эстетического, нравственного, физического и др.) способствует формированию цельной, гармоничной развитой личности, сознательно соблюдающей правовые и моральные (нравственные) нормы. Правовое воспитание рассматривается как одно из направлений реализации идеологической функции государства [2, с. 84].

Следует согласиться с профессором И.А. Иванниковым в том, что для изменения ситуации к лучшему необходима переориентация деятельности СМИ на воспитание духовности, морали, поднятия престижности труда, честности и чести, что соответствовало бы русской национальной традиции воспитания и способствовало бы формированию в обществе духовной предпосылки борьбы с преступностью, уменьшению правонарушаемости. Что же касается правового воспитания студентов юридического факультета, то

его совершенствования следует, по нашему мнению, добиваться путем:

- воспитания у будущих юристов уважения к закону, необходимости неуклонного исполнения всех его норм, нетерпимости к любым нарушениям закона, кем бы они ни были совершены, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

- получения студентами прочных знаний российского и международного законодательства, структуры отечественного законодательства, понимание его социальной роли, выполняемой в настоящее время;

- своевременного информирования студентов о динамике развития законодательства, тенденциях его развития, пробелах имеющихся в законах и возможных путях их устранения;

- ознакомления студентов со складывающейся практикой исполнения законодательства в стране и ее регионах, имеющихся трудностях в этом процессе и путях их устранения;

- доведения до студентов информации о типичных нарушениях законов и лицах, их совершающих, об обстоятельствах, способствующих их совершению (причинах и условиях), причинах невысокого правосознания у большинства россиян;

- использования в процессе обучения студентов положительных примеров точного и неукоснительного исполнения законов отдельными лицами. Таких примеров, достойных подражания, хотя и мало, но, к счастью, они еще имеют место быть;

- подчеркивания, что в России ранее, чем в других европейских странах, был подготовлен и издан Свод законов Российской Империи, в XVIII-XIX вв. было обстоятельно разработано административное и военное законодательство, трудилась плеяда замечательных юристов-правоведов, советское законодательство стояло на защите широких народных масс. Приходится констатировать, что нынешнее законодательство России, несмотря на бесконечное упоминание о правах и свободах граждан, лучше защищает богатых, нежели бедных;

- формирование гражданской зрелости у будущих юристов, высокой общественной активности, твердых моральных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

убеждений, честности, принципиальности, скромности, высокого интеллектуального уровня, бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбу людей и порученное дело, неприятия вредных привычек и антиобщественного поведения, осознания общественной значимости профессии юриста [2, с. 84].

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится почти на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других «точек роста» в образовании. В связи с этим предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Общие тенденции мирового развития — ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора — вызывают необходимость в повышении уровня готовности граждан к такому выбору:

1) переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

2) возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

3) динамичное развитие экономики,рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

4) возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах со-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

ставляет 70—80% от национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;

5) педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному и вузовскому обучению [6, с. 102].

Основные факторы развития и совершенствования системы образования. Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов (фактор, от лат. factor — производящий, — причина, движущая сила совершающегося процесса или одно из основных его условий [1, с. 257]). К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие:

1. Политико-экономическая трансформация страны, изменившая требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 — начала 90-х гг. XX в. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии

внутренней замкнутости и самодостаточности. В переходный период своего развития страна должна разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. Особо следует отметить как подфактор развития образования хроническое недофинансирование образования, потребовавшее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование.

2. Социальная политика государства, в той или иной мере учитывающая интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под большим влиянием государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т.е. одни учебные учреждения предназначены для представителей более богатой части общества, другие - для более бедной.

Высшее профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере устранить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений высшего профессионального образования не могут найти себе работу в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному (как правило, платному) высшему образованию в зависимости от доходов семьи.

Главная задача современной российской образовательной политики — обеспечение современного качества высшего образования, в том числе юридического, на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты [6, с. 103].

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения [6, с. 106].

В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные последствия происходящего исподволь свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов и преподавателей. Приходит понимание того, что неправомерное распространение на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного богатства — научно-мето-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

дического опыта и традиций творческой деятельности. Итак, основные задачи реформирования системы среднего и среднего специального образования сводятся к решению проблемы содержательного и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Педагогическая задача формирования личности (осуществляемая в интересах ее самой и общества, обеспечивающая раскрытие ею своих способностей), уважающей и способной укреплять и развивать ценности общества, созданного предшествующими поколениями, уважающей права и свободы других граждан, - задача, решение которой сопряжено с процессом социализации личности и помощи ей в самоформировании. Человек, рождаясь, по существу, животным, обладающим, по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева [5], одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе). Социализация1 - процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшими поколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей. Социализация каждого человека протекает в течение всей жизни, но наиболее значительные для формирования личности процессы происходят от рождения до ранней взрослости. Как в этом периоде, так в последующие годы жизни возможны деформации, которые именуют асоциализацией, а их удачные устранения - ресоциализацией.

Роль педагогики в социализации и ее результатах велика и ответственна. Еще И. Кант (1747-1804) писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком» [4, с. 205, 206]. Образование, воспитание, обучение, развитие личности призваны обеспечить присвоение важнейших достояний человеческого опыта и раскрытие индивидуальных способностей че-

1 От лат. socialis - общественный. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

ловека, воплощающихся в образованности, воспитанности, обученности и развитости и выступающих педагогическими свойствами личности. При контакте с другими людьми, общественными ценностями, событиями эти свойства ярко обнаруживаются, влияя на показатели жизнедеятельности, поведения и действий личности.

В десятках проведенных различными авторами исследований (А.И. Алексеев, И.П. Башкатов, А.В. Буданов, В.Н. Герасимов, С.И. Денисенко, В.К. Ефремова, А.В. Пищелко, А.Р. Ратинов, М.П. Стурова, Л.А. Токарева, Н.А. Тюгаева, А.А. Федотов и др.) бесспорно доказано, что индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающиеся преступлением, почти всегда связаны с ее педагогической запущенностью, связанной с низким уровнем и деформациями образованности, воспитанности, обученности и развитости. Имея дело с различными людьми, юрист всегда должен разобраться и оценить педагогические свойства ее и, принимая решения, учесть необходимость принятия их во внимание или коррекции.

Важной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того чтобы жить в праве, - писал русский правовед А.С. Алексеев, - необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас» [3]. Воспитанный человек, как говорят, не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может.

Основные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, культурной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения. Она способна почти в любых ситуациях почти интуитивно, ру-

ководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ поведения. Однако хорошая правовая социализация полностью исключает отклоняющееся поведение.

Результат правовой социализации — правовая сформированность личности, ее правовая психология. В педагогическом плане это связано с определенной, а точнее правовой, сформированностью ее педагогических свойств, т.е. наличием в них правовой составляющей: правовой образованности, правовой воспитанности, правовой обученности, правовой развитости.

В своем высшем проявлении их сфор-мированность выступает в виде правовой культуры личности. Правовая образован-ность2 определяется наличием у гражданина определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан. Образованный гражданин, исходя из комплексных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Его взгляды, убеждения и отношения характеризуются глубоко усвоенной формулой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Он обоснованно разобрался в том, что права неотделимы от обязанностей: у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обязанностей, у того и меньше прав. Никакой демократии, гуманизма быть не может, пока люди не будут понимать и вести себя цивилизованно в вопросах права, прав, свобод и обязанностей.

2 Образованность как педагогическое свойство характеризует реальную подготовленность и способность данного человека поступать образованно. Наличие диплома об окончании какого-то учебного заведения — одна из социально-демографических черт и может быть лишь формальным показателем действительной образованности. Не случайно в народе говорят, что дипломов тьма, а образованных людей мало.

Правовая образованность — важный элемент зрелого правосознания [7, с. 45].

Правовая воспитанность гражданина отличается особым богатством элементов:

1) уважением к закону и законности, отношением к ним как группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надежнейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать от преступных посягательств;

2) наличием правомерных целей, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных;

3) потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и устойчивыми правовыми мотивами;

4) постоянным стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;

5) непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;

6) стремлением к содействию правоохранительным органам в устранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания,

7) стремлением к удержанию других от правонарушений и побуждению их к правомерному поведению;

8) активностью в посильном участии в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы или жительства [7, с. 45].

Правовая обученность гражданина характеризуется:

- знанием минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

- навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решения проблем, возникающих в его жизни и деятельности;

- знанием возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;

- знаниями и навыками поведения, действий, использования средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;

- знанием пределов необходимой обороны.

Правовая развитость гражданина, обладающего сформированной правовой культурой, выражается в: развитии сознания, в котором в необходимых случаях в жизни и деятельности возникают размышления, оценки, выборы, решения, ориентиры, соответствующие требованиям правомерного поведения; развитии качеств, не допускающих виктимное (рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее) поведение; возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформи-рованности.

Имеются и отличительные особенности правовой культуры разных категорий граждан, например: профессионалов-юристов и представителей неюридических профессий, подростков и др. В общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая воспитанность. Значимость других педагогических свойств располагается по цепочке: правовая образованность - правовая обученность - правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная значимость педагогических причин. Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении правового, демократического общества. Это не просто дополнительная задача, но и содействующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды - это мировоззренческие взгляды, правовые отношения - это одновременно

и моральные отношения, правовые привычки — привычки цивилизованного поведения, правовая позиция — жизненная позиция, правовое поведение — условие жизненного успеха [7, с. 46].

Список литературы:

[1] Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х томах. Т. 3. Ростов н/Д., 1995.

[2] Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Правовое воспитание будущих юристов // Проблемы модернизации юридического образования: материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007.

[3] Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

[4] Кант И. Собр. соч. М., 1964. Т. 2.

[5] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

[6] Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007.

[7] Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Bol'shoj tolkovy'j slovar' inostranny'x slov: V 3-x tomax. T. 3. Rostov n/D., 1995.

[2] Vinokurov A.Yu., Vinokurov Yu.E. Pravovoe vospitanie budushhix yuristov // Problemy' modernizacii yuridicheskogo obrazovaniya: materialy' «kruglogo stola» 15 fevralya 2007 g. / Otv. red. Yu.E. Vinokurov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2007.

[3] Gojman V.I. Dejstvie prava (metodo-logicheskij analiz). M., 1992.

[4] Kant I. Sobr. soch. M., 1964. T. 2.

[5] Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

[6] Pedagogika: Uchebnoe posobie / Pod red. P.I. Pidkasistogo. M.: Vy'sshee obrazovanie, 2007.

[7] Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lekcij. M.: E'KMOS, 2000.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.