Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей'

Психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муслумов P. P.

Анализируются психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей в условиях вуза. Показаны этапы формирования, условия, основные группы психолого-педагогических факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс развития правосознания студентов. Разработана целостная модель формирования правового сознания студентов, в качестве основных ее блоков выделены: 1 )управленческий блок, 2)правовое образование, 3)правовое воспитание, 4)блок социальной и психологической поддержки студентов, 5)блок профилактики и преодоления деформаций правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions of formation of legal consciousness of the future teachers

Psychological and pedagogical conditions of formation of legal consciousness of the future teachers in conditions of high school are analyzed. Stages of formation, a condition, the basic groups of the psychological and pedagogical factors rendering the greatest influence on development of sense of justice of students are shown. The complete model of formation of legal consciousness of students is developed, as its{her} basic blocks are allocated: 1) the administrative block, 2) legal formation {education}, 3) legal education, 4) the block of social and psychological support of students, 5) the block of preventive maintenance and overcoming of deformations of legal consciousness.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей»

216 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10

P.P. Муслумов

Россия, Курганская область, Шадринск, Шадринский государственный педагогический институт

Психолого-педагогические условия формирования правового сознания

будущих учителей

Анализируются лсихолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей в условиях вуза. Показаны этапы формирования, условия, основные группы психолого-педагогических факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс развития правосознания студентов. Разработана целостная модель формирования правового сознания студентов, в качестве основных ее блоков выделены: 1)управленческий блок, 2)правовое образование, 3)правовое воспитание, 4)блок социальной и психологической поддержки студентов, 5)блок профилактики и преодоления деформаций правового сознания.

R. R. Muslumov

Psychological and pedagogical conditions of formation of legal consciousness of the

future teachers

Psychological and pedagogical conditions of formation of legal consciousness of the future teachers in conditions of high school are analyzed. Stages of formation, a condition, the basic groups of the psychological and pedagogical factors rendering the greatest influence on development of sense of justice of students are shown. The complete model of formation of legal consciousness of students is developed, as its {her} basic blocks are allocated: 1) the administrative block, 2) legal formation{education}, 3) legal education, 4) the block of social and psychological support of students, 5) the block of preventive maintenance and overcoming of deformations of legal consciousness.

Утверждение правовых ценностей в обществе и рыночная экономика выдвигают повышенные требования к правосознанию будущих учителей. От уровня развития правосознания зависит их социально-правовая, гражданская активность, готовность участвовать в укреплении законности и правопорядка. Будущий педагог должен понимать свои интересы, знать свои права и обязанности, уметь защищать свои права законными средствами, уважать права и законные интересы других людей. Кроме того, учителя по роду своей деятельности принимают участие в формировании правосознания подрастающего поколения. Следовательно, уровень развития правового сознания будущих учителей является важнейшей составляющей культуры личности, совершенствования правового государства и, гражданского общества, реализации законности и правопорядка.

Во многих вузах страны не уделяется должного внимания выявлению и устранению причин и условий, способствующих преступности в студенческой среде. Следственный комитет при МВД России сделал вывод о том, что многочисленным криминогенным факторам не противостоит необходимая контрольно-организаторская и воспитательная деятельность администрации. [1]. В целях^ исправления сложившейся ситуации необходимы меры по совершенствованию в высших учебных заведениях воспитательной работы, правовой пропаганды, повышение требований к соблюдению учебной дисциплины и т.д.

Причины и условия, способствующие развитию правосознания студентов, существуют на всех уровнях общества (макро-, мезо -, микроуровнях) и проявляются в политической, социально-экономической, нравственной, культурной сферах жизни общества, региона, места жительства. Психолого-педагогические условия развития правового сознания студентов образуют среду формирования правового сознания студентов в педагогическом процессе. В нашем исследовании «психолого-педагогические условия» рассматриваются

1.1. /пплшЦ1Д1. 11^ылтчуси-гкии^иличсг^кист уцммил уиули ы/я^цнил гц/цуиым/ ¡..отинин пуиущих

как обстоятельства, факторы образовательного процесса, способствующие развитию правового сознания студентов.

На развитие правосознания студентов оказывают влияние как внешние, объективные факторы, так и внутренние, личностные факторы. Формирование правосознания осуществляется одновременно с развитием личности студентов. Именно формирование личности студента - не только цель, но и важнейшее условие развития сознания. Более того, явления внешней среды становятся побуждающими силами правового поведения, только преломившись в сознании личности. Успех зависит от мотивации студентов, отношения к учебе, целеустремленности, трудолюбия, воли, ответственности и т.д. Содержанием процесса формирования правового сознания студентов является становление гражданина с развитой демократической правовой культурой. Формирование правосознания студентов представляет собой управляемый процесс. Психолого-педагогическое управление является разновидностью социального управления, это деятельность, направленная на формирование личности в образовательном процессе. Управление формированием правового сознания студентов включает те же функции, этапы управления, как и в иных сферах жизнедеятельности общества: определение целей, программно-целевое планирование, принятие решений, контроль выполнения решений, корректировка деятельности, анализ обратной связи, определение эффективности учебно-воспитательной работы. Формирование правового сознания студентов осуществляется по трем основным направлениям: 1 приобретение студентами правовых знаний; 2) правовая организация жизни и деятельности студентов, приобретение ими опыта правовой жизни; 3)выработка у студентов социальной потребности в правомерном поведении.

Модель процесса формирования правосознания студентов предусматривает конкретную цель - достижение высокого уровня правового сознания, формирование убеждений, установок и навыков правомерного и социально- активного правового поведения. Цель конкретизируется через более непосредственные и определенные задачи:

- формирование системы правовых знаний;

- формирование ценностей и приоритетов правового государства и гражданского общества;

- привитие навыков правомерного поведения;

- формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои собственные, так и интересы и права других людей, а также государственные и общественные;

- воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;

- формирование разумных потребностей, чувства долга и ответственности.

административными органами, различными общественными организациями, выборными и назначаемыми органами, непосредственным участием студентов через самоуправление. Вуз осуществляет функцию д беспечен и я социальных прав студентов на образование, отдых, право на участие в управлении. Эти права непосредственно реализуются в вузе и приобретают конкретное содержание в различных формах активности студентов. Создание и поддержание в вузе обстановки дисциплинированности, исполнительности, неукоснительного соблюдения всеми членами вузовского коллектива норм международного и отечественного права является основой формирования правового сознания студентов.

2. Образовательный блок предполагает организацию правового обучения в вузе. Изучение права предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет студенту не только приобрести правовые знания, но и сформировать уважение к праву, правовые установки, а также развить особые способности и практические навыки социального действия. В научной литературе довольно часто в качестве основного средства формирования правосознания рассматривается передача правовых знаний. Не отрицая значения информационного подхода, все же не следует его рассматривать как единственный и универсальный метод правового обучения, другое важное звено - непосредственное включение студентов в правовую деятельность, участие в осуществлении права. Успех правовой подготовки будущего учителя во многом зависит от того, как организована его учебно-познавательная деятельность, в какой степени учитываются особенности психологии студенческого возраста. Формирование правовой мотивации осуществляется через различные формы, методы и приемы, применяемые преподавателями в организации учебной, научно-исследовательской работы студентов. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов включает в себя единство усвоения содержания изучаемого материала, овладения методами самостоятельного поиска информации и формирования умения организовать свою умственную деятельность для получения новой информации. Для процессов формирования правовых знаний главным является активность самих студентов.

При всех формах организации учебной работы студентов существенное значение имеет характер отношений между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Здоровый социально-психологический климат в студенческих группах и отношения, основанные на идеях педагогики сотрудничества, стимулируют правовую деятельность студентов и способствуют достижению целей образования.

3. Воспитательный блок. Обучение и воспитание праву находятся в неразрывном единстве, но в то же время обладают относительной самостоятельностью. Обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание способствует развитию общекультурных параметров личности. [2,с.67]. В литературе выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели правового воспитания. К первой относят формирование системы правовых знаний, ко второй -формирование правовой убежденности, а к третьей - формирование мотивов и привычек правомерного поведения. [2, с.73]. Правовое воспитание предполагает целенаправленное комплексное упорядочение и организацию всех условий и факторов повышения результативности правового обучения, воспитания и развития студентов. При этом воспитание не только определенным образом организует жизнь и деятельность студентов, но и создает специальную социальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющую возможности конкретной личности, создает условия для проявления ее правовой активности.

4. Блок социальной и психологической поддержки студентов решает следующие задачи;

- социальная защита прав студентов;

- создание психологически благоприятной среды, способствующей личностному росту студентов;

220 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10

- выявление и сопровождение студентов «группы риска» (сироты, студенты из малообеспеченных семей, имеющие склонность к наркомании и алкоголизму, и

т.д.);

- психологическое и валеологическое просвещение студентов;

- исследование социально-психологических и педагогических проблем в вузе и студенческих группах;

- психологическая помощь студентам в социальной адаптации и самоопределении;

- диагностика уровня правосознания студентов, выработка рекомендаций профилактике правонарушений, оказанию индивидуальной помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение личностной правовой социализации представляет собой индивидуальную работу по прослеживанию ее хода у отдельных студентов, изменений ее компонентов, выявление испытываемых трудностей и их причин и оказание оперативной психолого - педагогической помощи [3, с.616]. Для этого используются различные методы {беседа, анкетирование, анализ успеваемости студентов, тестирован не), а также прогнозирование ожидаемых изменений на основе полученных при диагностике данных. Другое важное действие при психологическом сопровождении правовой социализации студентов - психологическое консультирование (ответы на вопросы, дополнительные разъяснения, рекомендации, поддержка и помощь студенту, соучастие в его учебе, досуге и др.).

5. Профилактика и преодоление деформаций правового сознания студентов представляют собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и появления деформаций правового сознания. Работа по профилактике включает в себя меры организационно-управленческого, воспитательного, психологического характера. Особую актуальность имеет работа с нарушителями учебной дисциплины и лицами девиантного поведения. Действенность такой работы повышается, когда она проводится не только деканатом, преподавателями, но и непосредственно студентами.

Цели работы по профилактике деформаций правосознания студентов в условиях вуза можно условно разделить на общие и специфические. Общая цель: способствовать формированию личностно развитого студента, способного справляться с собственными затруднениями и жизненными проблемами. Специфическая цель - формирование и укрепление правомерных установок поведения, навыков правомерного и социально-активного поведения.

Основные объекты социально-профилактического воздействия:

- негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности студентов;

- негативные стороны в организации образования (обучения и воспитания);

- конфликты в межличностных отношениях; -деформации правосознания.

Профилактика деформаций правосознания студентов включает следующие этапы:

1) своевременное выявление студентов с отклонениями в поведении;

2) изучение причин и условий возникновения этих отклонений;

3) определение воспитательных возможностей в воздействии на студентов «группы риска»;

4) планирование работы на основе диагноза и прогнозирования (определение задач, содержания, форм и методов психолого-педагогического воздействия);

5) организация деятельности по предупреждению девиантного поведения студентов, контроль результатов этой деятельности;

6) взаимодействие в этой работе всех образовательных органов вуза, семьи и общественности.

При помощи различных методик изучаются личность студента, особенности его деятельности и поведения. Особое внимание должно быть уделено трудностям студента, а также выделению положительных черт и склонностей, на которые можно опереться в

перевоспитании. Существенное значение в преодолении деформаций правосознания имеют такие психологические методы, как психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция. Преодоление деформаций правосознания студентов может быть успешно осуществлено только на основе комплексного подхода к развитию личности, при котором обеспечивается единство обучения и воспитания, учебной и внеучебной деятельности, единство содержания, форм и методов работы. В каждом из рассмотренных пяти блоков формирования правового сознания студентов присутствуют психолого-педагогические аспекты. Педагогика и психология имеют место во всех видах методов и средств формирования правосознания студентов. Правовая социализация студентов осуществляется при непосредственном участии психических явлений, управляют поступками человека психологические свойства и состояния личности, психология общения также оказывает непосредственное влияние на процесс правовой социализации, так как правовое сознание формируется в общении с другими людьми.

В реализации модели формирования правового сознания студентов существенное значение имеет контрольно-оценочный этап. Выдвигая цель и задачи формирования правового сознания студентов и реализуя их в педагогическом процессе, насущной потребностью является систематическое изучение эффективности проделанной работы. Критериями сформированное™ правового сознания студентов являются правовая обученность, правовая образованность, правовая воспитанность и правовая развитость. Об их уровне можно судить по объективным и субъективным показателям. Так, объективными показателями правовой воспитанности являются показатели деятельности студента (успеваемость, дисциплина, активность в различных сферах жизни, правовые знания, умения). Субъективные показатели правовой воспитанности - это отношение к праву, оценка права, правовые ценности, правовые установки, мотивы и пр. Анализ правовой обученности студентов проводится в первую очередь во время контроля знаний студентов. Значительно сложнее определить убеждения, отношения, мнения студентов по правовым проблемам, здесь используются психологические, социологические методы исследования. Основным критерием правового сознания студентов является их правовое поведение (правомерное или противоправное).

Итак, психолого-педагогические условия формирования правового сознания будущих учителей представляют собой целостную систему, все элементы которой должны быть взаимосвязаны, последовательны, рассчитаны на эффективность.

Литература

1. Представление о причинах роста преступности среди студентов вузов России, Письмо Следственного комитета при МВД Российской Федерации от 31 октября 2000 г. №17/3 //Вестник образования России. -2001.-№11.- С.8-10.

2. Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» //Основы государства и права. - 2002. - №6

3. Юридическая педагогика в МВД /под ред. А.М.Столяренко. - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.