Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования антикоррупционной культуры студентов'

Педагогические условия формирования антикоррупционной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / УСЛОВИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдеев А. Р.

В статье рассматривается одно из основных педагогических условий, способствующих процессу формирования антикоррупционной культуры студентов вуза оказание студентам психолого-педагогической поддержки в осознании антикоррупционных идей и нравственно-правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамдеев А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования антикоррупционной культуры студентов»

УДК: 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

А.Р.Хамдеев

В статье рассматривается одно из основных педагогических условий, способствующих процессу формирования антикоррупционной культуры студентов вуза -оказание студентам психолого-педагогической поддержки в осознании антикоррупционных идей и нравственно-правовой культуры.

Ключевые слова: процесс, условие, антикоррупционная культура, педагогика, студент.

Процесс формирования антикоррупционной культуры студентов вуза требует определения педагогических условий, которые способны содействовать этому процессу, обеспечивая повышение качества нравственно-правовой культуры студентов. Для обоснования роли педагогических условий следует уточнить, что понимается под педагогическими условиями как таковыми. В научной литературе на этот счет можно встретить различные точки зрения. Например, Н.М.Борытко педагогическим условием считает внешнее обстоятельство (так или иначе организуемое педагогом), которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса и предполагает достижение определенного результата [4].

Вместе с тем нужно отметить также точку зрения известного ученого В.И.Андреева, который определяет педагогические условия как «целенаправленный отбор, конструирование и применение элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения образовательных целей» [1, с. 124]. В контексте нашего исследования в понятие «педагогические условия» мы вкладываем комплекс объективных и субъективных факторов, которые необходимы для того, чтобы способствовать наиболее эффективному формированию этико-правовых установок студентов в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе. В частности, сюда входит следующее: организация учебной деятельности; особенности взаимодействия преподавателей и студентов; индивидуальные особенности и потребности молодых людей; личностный смысл формируемой

антикоррупционной культуры. Исходя из этих факторов, в качестве основного среди всех остальных педагогических условий было выдвинуто следующее: оказание студентам психолого-педагогической поддержки в осознании антикоррупционных идей и нравственно-правовой культуры, проявляющейся в негативном отношении к коррупционной деятельности.

Как мы уже подчеркивали выше, сегодня в России наблюдается довольно сложная общественно-экономическая ситуация, которая оказывается весьма непростой для молодого поколения. Общественные ценности начинают терять свое влияние на личность и это сказывается на трудности в формировании у молодых людей позитивных ценностных ориентаций. Это относится и к учащейся молодежи, когда студенты зачастую теряют уверенность в правильности собственного выбора; более того, они становятся индифферентными к разного рода проявлениям коррупции, вследствие чего становится сложным для личности сделать правильный выбор относительно коррупционного поведения. А ведь это отражается, как утверждал А.Н.Леонтьев, «не в выборе между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются» [8, с. 155]. В связи с этим и становится важным условием для успешного формирования антикоррупционных установок оказание преподавателем психолого-педагогической поддержки своих студентов. Его деятельность в этом плане направлена на то, чтобы студенты не просто осознавали важность антикоррупционных идей, но и необходимость усвоения практических умений для антикоррупционного поведения, что может стать важнейшей предпосылкой для их успешной адаптации в сложившихся условиях. Видение перспектив повышения своей правовой культуры неразрывно связано с осознанием ее личностного смысла. Отсюда, смысл правового знания и понимания права как такового для каждого студента, по сути, «прямо опирается на систему идеалов и ценностей, которые он усваивает из своего окружения...» [10, с. 10], в котором деятельность преподавателя представляется довольно существенной. Поэтому для успешного решения

поставленных задач относительно формирования у студентов антикоррупционного сознания и выработки навыков антикоррупционных действий становится важным четкое уточнение цели преподавательской деятельности, смысл которой раскрывается в данном случае в получении конечного результата, ориентированного на повышение профессионально-юридического правосознания студентов. Для достижения планируемых результатов преподаватель проектирует цель, основываясь на специфике конкретной специальности, что затем может найти свое отражение уже в непосредственной работе со студентами, которым он и раскрывает, прежде всего, важную роль правосознания, подводя их к пониманию того, что «значение правосознания в жизни людей огромно и имеет глубокие социальные корни, поэтому индивид часто не в состоянии решить ни одну задачу или достичь какой-либо цели без сознания и воли» [3, с. 13]. При этом принципиально важным является осознание цели антикоррупционного правосознания самими студентами в связи с тем, что и цели, и мотивы должны совпадать, т.е., как писал А.Н.Леонтьев, это должно стать «мотивами-целями» [8, с. 201]. К этому добавим также утверждение Б.Ф.Ломова о том, что «мотив-цель» - это качественно новое образование, выполняющее побудительную функцию и выступающее в качестве регулятора деятельности [9, с. 35].

Если студентами осознается важность формирования у себя антикоррупционной устойчивости, то будет осознаваться в целом и цель формирования своей антикоррупционной культуры, что, в конечном счете, и должно стать мотивом. Более того, и сам мотив, по утверждению В.Н.Мясищева, может явиться «источником отношения» к деятельности [11, с. 110], особенно в части формирования этико-правовых установок, на что и направлена психолого-педагогическая поддержка преподавателя. Осознание студентами цели обучения, как показано в различных отечественных исследованиях, содействует процессу перевода ее объективного значения в смысл субъективный, т.е. превращению ее в актуальную задачу, которая становится реальным смыслом индивидуального правосознания [2; 6; 7; 12].

В этой связи в процессе обучения «личностные смыслы преобразуются в социальные ценности, а значит, и в систему отношений к обществу и к самому себе» [5, с. 59]. На материале правового характера преподаватель способствует предметному и социальному развитию личности студента в контексте его правовой культуры. Преподаватель помогает студентам уяснить, с помощью каких действий и способов они могут этого достигнуть, продвигаясь от обычного представления о правовых проблемах к проявлению активной социально-правовой позиции. Преподаватели должны быть заинтересованы в понимании мотивации жизнедеятельности студентов и, исходя из этого, осознавать свое педагогическое участие в совершенствовании студентами своих ценностных представлений о законе и праве. Все это создает возможности для духовной близости преподавателей и студентов и их сотрудничества, что, в конечном счете, может служить предпосылкой успешной педагогической поддержки в деле формирование антикоррупционной культуры студентов вуза.

Процесс формирования данного вида культуры может включать разные этапы. Например, преподаватель осуществляет поэтапное развертывание ситуации правовой направленности: вначале очерчивается комплекс правовых знаний, затем идет оценка правового случая и далее уже конструируется ситуация правового действия. Таким образом, главная задача преподавателя заключается в формировании установки у студентов абсолютной ценности права и недопустимости (а желательно - и невозможности) проявления коррупционных действий. Повышение эффективности формирования антикоррупционного сознания в вузе может быть достигнуто при таких условиях, как:

- отражение в обучении особенностей современного социально-экономического развития общества и требований к правовой подготовленности будущих специалистов;

- использование в учебном процессе личностно-ориентированных методов и технологий обучения, позволяющих активизировать процесс развития антикоррупционного правосознания;

- направленность деятельности преподавателей на формирование у студентов антикоррупционной устойчивости.

Итак, процесс организации педагогической поддержки студентов будет настолько успешным, насколько будет учтено ее содержание, а также способность влиять на достижение позитивных результатов в формировании антикоррупционных установок, что означает эффективность содействия развитию способности у молодых людей к соблюдению правовых норм. Началом этого процесса можно считать внимательное ознакомление преподавателей с личностями первокурсников, изучением их опыта взаимоотношения с социумом. Это связано с тем, что начальные беседы со студентами первого курса способствуют стимулированию у них познания себя в новом сообществе, но главное, возможности подвигнуть начинающего студента к новому мироощущению, поиску ответов на множество возникающих вопросов, от получения ответов на которые часто может зависеть само состояние его жизнеустойчивости на данный период.

Сочетание двух тенденций образования: профессионального и гуманитарного становится предпосылкой продуктивного социокультурного подхода к обучению, в основании которого педагогическая поддержка и обеспечивает стабильное развитие студента в направлении овладения им правовыми ценностями. И смысл оказания педагогической поддержки состоит в необходимости изыскания оптимальных вариантов построения модели педагогической системы формирования антикоррупционной культуры студентов вуза с точки зрения воспитания разносторонне развитых людей с нетерпимым отношением к коррупции.

Важный результат, к которому мы пришли в ходе обоснования рассматриваемого педагогического условия - это то, что полноценность педагогической поддержки обычно достигается в такой образовательной среде,

которая богата гуманитарными элементами, находящимися в органичной взаимосвязи. Например, правовая культура сочетается с законопослушностью, а неприятие коррупционных преступлений - с отказом от коррупционных действий в будущем и т.д.

Таким образом, при столкновении с коррупционной реальностью возникает вопрос о мотивах и побуждениях, подтолкнувших индивида на такое деяние, педагогическая поддержка будет более эффективной при знании преподавателями тех оснований, которые могут определять или стимулировать молодых людей к совершению каких-либо коррупционных действий.

Источники:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1996. 565 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. 1976. 156 с.

3. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 1999. 201 с.

4. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. 2004. 120 с.

5. Володарская И.А., Митина А.М. Проблемы целей обучения в современной педагогике. М.: Педагогика. 1989. 159 с.

6. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения специалиста // Специалист. 2001. № 3. С. 41-42.

7. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль. 1984. 253 с

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. 304 с.

9. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гуман. фонд «Знание». 1996. 309 с.

11. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. М.-Воронеж. 1995. 356 с.

12. Тельтевская Н.В. Целеполагание в подготовке будущих специалистов // Вопросы социальной психологии личности. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та. 2001. С.156-160.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta. 1996. 565 s.

2. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. M.: My'sl'. 1976. 156 s.

3. Bayniyazov R.S. Problemy' pravosoznaniya v sovremennom rossiyskom obsch'estve: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov. 1999. 201 s.

4. Bory'tko N.M. Professional'noe vospitanie studentov vuza. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO. 2004. 120 s.

5. Volodarskaya I.A., Mitina A.M. Problemy' celey obucheniya v sovremennoy pedagogike. M.: Pedagogika. 1989. 159 s.

6. Demidova T.P. Psihologicheskoe soprovojdenie professional'nogo samoopredeleniya specialista // Specialist. 2001. № 3. S. 41-42.

7. Kogan L.N. Cel' i smy'sl jizni cheloveka. M.: My'sl'. 1984. 253 s

8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat. 1975. 304 s.

9. Lomov B.F. O sistemnom podhode v psihologii // Voprosy' psihologii. 1975. № 2. S. 31-45.

10. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M.: Mejd. guman. fond «Znanie». 1996. 309 s.

11. Myasisch'ev V.N. Psihologiya otnosheniy / Pod red. A.A.Bodaleva. M.-Voronej. 1995. 356 s.

12. Tel'tevskaya N.V. Celepolaganie v podgotovke budusch'ih specialistov // Voprosy' social'noy psihologii lichnosti. Saratov: Izd- vo Sarat. un-ta. 2001. S.156-160.

Зарегистрировано: 30.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.