Научная статья на тему 'Анализ основных принципов формирования антикоррупционной культуры студентов'

Анализ основных принципов формирования антикоррупционной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2852
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / КУЛЬТУРА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ / PRINCIPLE / CULTURE / ANTI-CORRUPTION CULTURE / SELF-DEVELOPMENT / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамдеев Айдар Рузалинович

В статье рассматриваются два принципа формирования антикор-рупционной культуры студентов.Первый принцип принципориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры студентов, второй принцип педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамдеев Айдар Рузалинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BASIC PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPTION CULTURE STUDENTS

The article considers the two principles of formation of anti-corruption culture students. The first principle the principle of self-development orientation to the anti-corruption culture of the students, the second the principle of pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Анализ основных принципов формирования антикоррупционной культуры студентов»

УДК: 37.013 ББК: 74.00

Хамдеев А.Р.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Khamdeev A.R.

ANALYSIS OF THE BASIC PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPTION CULTURE STUDENTS

Ключевые слова: принцип, культура, антикоррупционная культура, саморазвитие, студент.

Keywords: principle, culture, anti-corruption culture, self-development, student.

Аннотация: в статье рассматриваются два принципа формирования антикоррупционной культуры студентов. Первый принцип - принцип ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры студентов, второй - принцип педагогической поддержки.

Abstract: the article considers the two principles of formation of anti-corruption culture students. The first principle - the principle of self-development orientation to the anti-corruption culture of the students, the second - the principle of pedagogical support.

Формирование антикоррупционной культуры студентов должно осуществляться в рамках образовательного процесса вуза, на основе его целостности и непрерывности с тем, чтобы обеспечивать единство содержательного и процессуального компонентов этого процесса. Для реализации потенциала вуза в вопросах формирования антикоррупционной культуры следует опираться на определенные принципы, которые способствовали бы усилению антикоррупционного просвещения на образовательном поле вуза. Принцип ориентации на саморазвитие

антикоррупционной культуры и принцип педагогической поддержки, на наш взгляд, являются одними из основных принципов формирования антикоррупционной

культуры студентов и представляют собой системообразующий характер.

Начнем анализ с рассмотрения принципа ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры студентов.

Современное развитие российского общества, ведущее, не в последнюю очередь, и к изменению стратегии высшего образования, приводит к пониманию того, что образовательный процесс должен быть связан не только с обучением как таковым студентов, но и с процессом, направленным

на результаты деятельности самого студента. Иначе говоря, образование личности сегодня представляет собой и процесс, и результат собственной познавательной деятельности студента. Отсюда, процесс развития личности молодого человека рассматривается исследователями как «изменение личности под влиянием состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития; развития его мировоззрения, самосознания, отношений к действительности и накопления опыта».1

Это уже непосредственно связано с саморазвитием студента, которое актуализируется не только благодаря потребности молодых людей реализовать себя как личность в условиях необходимости социальной и правовой адаптации к установленным в обществе порядкам, но и в силу тех вызовов XXI века, которые ставят перед государствам задачу готовить как конкурентоспособных специалистов, так и законопослушных граждан.

В педагогической науке под саморазвитием индивида понимают его целенаправленную деятельность по сознательному

1 Вачков, И.В., Гриншпун, И.Б., Пряжников, Н.С. Введение в профессию "психолог": Учебное пособие.

- М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО "Модэк", 2002. -462 с.

управлению своим развитием, выбору путей и средств по его активизации согласно своим жизненным установкам. Рассматриваемый нами принцип ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры направлен, в связи с этим, на внутренние усилия студента осуществлять данный процесс, поскольку он не может иметь место без включения самого молодого человека в активный деятельностный процесс.

Семантически введенная часть у сложных слов «само...» в словаре русского языка С.И. Ожегова трактуется как «направленность чего-либо на самого себя; совершение чего-либо без посторонней помощи; качественные изменения личности в мотивационной, интеллектуальной нравственной и иных ее свойствах».1 Исходя из этого, под саморазвитием студента можно считать его деятельность, направленную на намеченное им самоизменение своих личностных качеств.

Как показал анализ современных отечественных психолого-педагогических исследований, саморазвитие личности представлено в них в различных методологических подходах. Так, исследователь Л.Н. Куликова считает, что это «процесс целенаправленного творческого изменения личностью собственных духовно-ценностных, нравственно-этических, деятельностно-практических, интеллектуальных особенностей для более успешного выполнения своего социального предназначения».2 Другие исследователи под саморазвитием понимают «сознательную практическую деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности».3

Известный ученый В.И. Андреев вносит в это свои два существенных допол-

1 Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия наук; Российский Фонд культуры. 3-е изд. - М.: 1995. -928 с.

2 Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

3 Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп.

- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

нения: саморазвитие - это: а) изменения в личностной сфере, детерминированные не извне, а под целенаправленным воздействием личности на себя; б) данные изменения происходят не только в мотивах, а также в интеллектуальной и эмоциональной сферах и в процессах «самости» (самопознании, самоуправлении, самоопределении, самореализации, самосовершенствовании). И главным импульсом саморазвития является разрешение противоречия, направленного на решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач».4 Об этом писал в свое время и С.Л. Рубинштейн, который считал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, что позволяет ей сознательно управлять своим поведением и деятельностью.5

Все вышесказанное говорит о том, что в саморазвитии обязательно предполагается определенная сознательная деятельность субъекта по развитию своей «самости»; а это, в свою очередь, предполагает и познавательный поиск личностью устойчивых социальных и культурных норм. Но как бы то ни было, саморазвитие в нашем случае всегда будет предполагать собственную активность студента в обогащении своих духовных потребностей, своего личностного потенциала и в реализации возможности самовоспитания в процессе социального развития.6 А это и есть качественное самоизменение самого себя, особенно, когда речь заходит о совершенствовании своей правовой культуры. При использовании принципа ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры студентов преподавателям вуза очень важно иметь в виду в этой сфере именно внутренний процесс самоизменения молодых людей, которое направлено на позитивное само-изменение, связанное с правосознанием и социальной зрелостью.

Когда мы говорим о формировании антикоррупционной культуры студентов

4 Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

5 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии -СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

6 Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005.- 317 с.

вуза, мы имеем в виду, что саморазвитие в контексте правовой культуры не должно превращаться в некую специфическую, изолированную деятельность, отделенную от других ее видов. Наоборот, оно должно как бы пронизывать и познавательную, и поисковую, и исследовательскую деятельность студентов с тем, чтобы активизировать и обогатить смыслами и инструментарием собственно антикоррупционной культуры. В соблюдении этого положения мы имеем одновременно уже два результата: новое качество самой деятельности и процесс новообразований личности.1 Таким образом, при осуществлении практической деятельности, когда в ней присутствуют элементы антикоррупционной направленности, осуществляется активизация волевых усилий студента и его рефлексии, а также сознательное целеполагание и корректировка последующих действий для достижения нужных результатов, что, в конечном счете, сопровождается самоконтролем своих поступков.2

Отсюда, принцип ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры способствует осуществлению студентами своих действий в антикоррупционной сфере; проявлению себя в различных областях общественной жизни; демонстрации порядочности и честности при соблюдении норм морали и права, выказывая, тем самым, соответствующий уровень правосознания и правового поведения на основе правовой образованности и мотивации к неприятию коррупционных явлений. Таким образом, студенты не просто демонстрируют знания в этой сфере, но и умения опираться на эти знания для решения правовых проблем. На образовательном поле вуза необходимо создавать все условия для создания ситуаций самовоспитания студентов, которое заключается в формировании у них потребности следовать правовым нормам путем самообразования и самостоятельного анализа правовой действительности с учетом личной практики в антикоррупционных мероприятиях. В контексте этой деятельно-

1 Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с., с. 42.

2 Там же. - С. 38 - 39.

сти студенты накапливают багаж правовой информации (где информированность является важнейшим каналом для повышения юридической «подкованности»); превращают этот багаж правовых знаний в правовые убеждения (они способствуют формированию привычки правового поведения); развивают в себе способность к критическому отношению к коррупционным явлениям; вырабатывают в себе установку на независимую оценку правовых ситуаций; стараются занимать собственную позицию, исходя из этих оценок; руководствуются правовыми убеждениями для использования своих прав и исполнения обязанностей; и, таким образом, действуя в соответствии со своими убеждениями и беря на себя ответственность за свои поступки, целеустремленно движутся к своей зрелости и цельности личности.

Однако для того, чтобы все это перешло в плоскость реальных позитивных поступков, молодому человеку важно развивать и соответствующие умения, которые ему необходимы в осуществлении процесса саморазвития, в частности, такие как: само-приказ и самоубеждение, самоосуждение и самоодобрение и т.д., которые, по сути, активизируют чувства и волю молодого человека при выборе решения в пользу тех или иных средств своего совершенствования.

Важным элементом саморазвития в контексте формирования антикоррупционной культуры студентов вуза является мотивация этого процесса, которая обычно более явственно проявляется в жизнедеятельности молодого человека, когда на основе самооценок возникает желание повысить свой уровень. Как показывает практика, ориентация на саморазвитие приводит студентов к актуализации потребности в расширении интеллектуальной и эстетической деятельности, равно как и повышении своего личностного потенциала. При устойчивости этой психологической установки индивид способен прийти к формированию убежденности в ценности работы над собой, на деле означающее приобретение опыта самопреобразования. Именно на этой основе возможна максимальная эффективность использования принципа ориентации

на саморазвитие антикоррупционной культуры, поскольку в ходе саморазвития и получения первых опытов работы над собой преподавателю следует помочь студенту усложнить цель его саморазвития, связывая ее с антикоррупционной культурой. Эта цель, собственно, и должна привести в последующем к качественным результатам развития правовой культуры молодых людей. А чтобы это произошло, необходимо подвести студента к самостоятельному умозаключению о важности самопрограммирования, т.е. создания для себя программы по саморазвитию. В этой программе он должен четко уяснить для себя собственные притязания и ценностные ориентации; определить ясную «Я-концеп-цию» как идею своего идеального «Я»; очертить основные приоритеты в жизни на основе нравственных принципов и правовых норм; составить для себя круг основных ценностей и всего того, что ему необходимо для продуктивной жизнеспособности в рамках служения обществу. Таким образом, в программе саморазвития студента должен быть отражен динамичный процесс непрерывного корректирования в условиях личностного самопознания и самоопределения. Данная программа означает, по сути, выстраивание студентом стратегии собственной жизни.

Здесь при формировании антикоррупционной культуры студентов вуза роль преподавателя становится неоценимой, поскольку он призван помочь молодому человеку в становлении истинного гражданина своей страны. Развертывая перед ним поле его потенциальных возможностей, преподаватель исподволь подводит студента к приобретению ценных привычек и нового опыта.

Рассматриваемый нами принцип должен всецело способствовать сознательному включению студентов в процесс саморазвития; обогащению опыта самострои-тельства; повышению продуктивности самореализации в различных видах деятельности; умению параллельно решать познавательные и актуальные практические задачи; умению достигать на основе гармонии «Я-реальное» и «Я-идеальное» согласия с самим собой, а также овладению смыслами

своей жизни и выстраиванию для себя ее перспектив.

Главное, чтобы практические действия саморазвития студента были связаны с разными областями его жизнедеятельности, где присутствовало бы информационное повышение уровня своей компетентности; отсюда, углубленный самоанализ на основе результатов своей деятельности и открытие ее более высоких смыслов; осмысление правовой природы общества и ее рисков; формирование готовности к высокому уровню своей будущей профессиональной деятельности; переоценка своих отношений с окружающими людьми с целью повышения компетентности в общении и т.д.

Что касается последнего, то, как показывает практика, важную роль в формировании антикоррупционной культуры студентов вуза играет социальное окружение молодого человека; в частности, принятые в вузе элементы правовой культуры, которые, так или иначе, могут влиять на характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Так, в рамках, высокой правовой культуры образовательного пространства вуза «снимаются» различные противоречия, иногда возникающие между студентами и преподавателями, благодаря созданию коллективной положительной ценностно-правовой ориентации, а отсюда, проявлению и позитивного поведения. Для этого сам образовательный процесс должен строиться на условиях предоставления студенту права открыто выражать личное мнение; на создании ситуаций для проявления студентами самооценки, ответственных решений, а также развития творческого и индивидуального подхода к разрешению правовых проблем.

Таким образом, создание культурноправового пространства в вузе «позволяет студенту осознать ответственность за выбор содержания и форм деятельности в условиях правовой неопределенности».1 В связи с этим, культурно-правовое пространство вуза должно стать значимым и небезразлич-

1 Соколова, Л.Б. Меняющееся образование в меняющемся мире / Л.Б. Соколова // Вестник ОГПУ.- Оренбург: ГОУ ВПО ОГПУ. - 2008. - № 2(52) -

С. 124-129.

ным для студента, поскольку, будучи открытым и диалогичным, оно имеет большие возможности для наработки опыта нравственно-правовой деятельности. Благодаря свободному обмену мнениями, студенты учатся оперировать правовой терминологией, анализировать правовые явления с позиции нравственности и права, а также вести деятельность в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Однако восхождение студента к ценностям антикоррупционной культуры станет, как нам представляется, более реальной в том случае, если в полной мере использовать следующий принцип - принцип педагогической поддержки.

Актуальность обращения к педагогической поддержке формирования антикоррупционной культуры студентов вуза определяется тем, что студенческая молодежь в силу особенностей своего возраста не всегда ориентирована на формирование у себя антикоррупционного сознания, оценку своих возможностей и способностей в юридической практике, определение смысла и путей выработки антикоррупционных навыков. Отсюда, преодолеть объективные и субъективные трудности саморазвития личности студента в контексте его антикоррупционной культуры в образовательном процессе вуза часто возможно только при целенаправленной педагогической поддержке личностного развития студента с использованием комплекса психолого-педагоги-ческих условий.1 Говоря о самой идее педагогической поддержки, Н.Б. Крылова пишет, что она стала сегодня общим фундаментальным понятием, которое отражает специфику педагогической практики, особенно в сфере индивидуального развития.2

Основная задача повышения антикоррупционного самосознания молодого человека заключается, таким образом, в формировании у него антикоррупционного мировоззрения и готовности к противодействию коррупции. Решение этой задачи невоз-

1 Остапенко, А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

2 Крылова, Н.Б. Введение в методологию

индивидуального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-

content/uploads/ 2011/08/krylova_method_indiv_obraz.pdf

можно только путем передачи готовых, пусть и полных, знаний от преподавателя к студенту. Поэтому очень важно, чтобы студент из обычного потребителя знаний стал бы их активным творцом, умеющим самостоятельно сформулировать, например, коррупционную составляющую возникшей проблемы, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать правильность своей позиции. Это на деле будет означать переход от парадигмы формального обучения к парадигме адресного образования.

Педагогическая практика вуза такова, что работа преподавателя, организованная в культурно-образовательном пространстве, имеет другой вектор, когда речь заходит о формировании антикоррупционной культуры студентов. Ему необходимо расширять возможности студентов в выработке у них антикоррупционных навыков за счет предоставления им возможности выбирать форму индивидуальной организации образовательного процесса и снабжать их тем инструментарием, который понадобится им на пути овладения приемами антикоррупционных действий.

В связи с этим, педагогический смысл поддержки можно отразить в двух подходах к ее определению - широком и узком. Если связывать ее с широким смыслом, то мы увидим, что это относится к созданию благоприятных условий, необходимых для формирования антикоррупционного сознания и формирования способности к самостоятельным действиям на основе правомерного поведения. Что касается, узкого смысла педагогической поддержки, то ее связывают с конкретной помощью преподавателя, в частности, с его содействием в разрешении проблем, связанных с юридической практикой. Здесь педагогическую поддержку можно назвать формой сотрудничества, когда преподаватель и студент совместно обсуждают реально существующие или личного характера ситуации, в которых оказывается студент; и как на основе педагогической поддержки они совместными усилиями ищут из них выход. Здесь имеет место важный педагогический ресурс: в рамках сотрудничества преподаватель помогает студенту не просто осознать

суть возникшей проблемы, но, главное, вскрыть реальные и потенциальные возможности молодого человека с тем, чтобы вначале выстроить варианты решений, а затем выбрать наиболее оптимальный из них.

Как отмечала в свое время последователь О.С. Газмана исследователь Т.В. Анохина, понятие «педагогической поддержки» следует рассматривать как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования, а также как мягкую педагогическую технологию, направленную на содействие процессам самостроительства личности и развития индивидуальности индивида.1

В связи с этим, педагогическая поддержка формирования антикоррупционной культуры студентов вуза должна обеспечиваться такой формой образовательного процесса, который, будучи построен на индивидуально-дифференцированном подходе, был бы реализован в рамках специально организованной учебно-воспитательной деятельности, где каждый студент становится полноправным субъектом, осознающим и использующим имеющиеся возможности для выработки у себя антикоррупционных навыков; где выстраивается субъектное педагогическое общение между студентом и преподавателем, который способствует утверждению активной жизненной позиции студента как важного фактора, повышающего его антикоррупционное сознание.

Так, важнейшими условиями реализации психолого-педагогической поддержки студентов обычно называют информационное, методическое и организационное обеспечение данного процесса. К информационному обеспечению можно отнести не просто сбор информации, изучение нормативных и законодательных актов по противодействию коррупции, но и разработку и реализацию средств воздействия на коррупционное проявление в тех или иных формах.

Что касается методического обеспечения, то здесь имеется в виду выделение

1 Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып.

6. - С. 71-80.

вопросов антикоррупционной политики в программах факультативных курсов и учебных дисциплин; внедрение различных технологий по повышению уровня правосознания; проведение цикла лекций для самого профессорско-преподавательского состава по вопросам противодействия коррупции.

Организационное же обеспечение мы рассматриваем, прежде всего, с точки зрения разработки комплексной программы по формированию антикоррупционной культуры студентов вуза; координации деятельности работы факультетов и кафедр по внедрению в образовательный процесс вуза передовых педагогических технологий, способствующих формированию навыков гражданско-правового поведения студентов; организации мероприятий по обмену опытом работы вузов по проблемам коррупции.

Задача преподавателей состоит в их соавторской деятельности со студентами над решением, помимо учебных, и различных личностных проблем, связанных, например, с осознанием мотивов по противодействию коррупции и пониманию важности для самого студента их значения. При успешной решаемости этой задачи самосознание молодого человека углубляется уже по траектории побуждения к антикоррупционному поведению. Отсюда, через восприятие и осознание студентом правильности и необходимости антикоррупционной деятельности преподаватель помогает ему формировать и свой собственный индивидуальный опыт в области антикоррупционной культуры.

Таким образом, важным элементом формирования антикоррупционной культуры студентов вуза может стать грамотная и своевременная организация педагогической поддержки, что, в конечном счете, становится источником конструктивной направленности личности в сторону формирования и антикоррупционного сознания. В этом плане в условиях вуза педагогическая поддержка не должна являться лишь превентивной, пусть и оперативной помощью студентам в решении их индивидуальных проблем; но она также должна стать неким импульсом для успешного продвижения студента не только в обучении, межлич-

ностной коммуникации, но и в этическом выборе антикоррупционных действий.

При этом преподаватель должен так мотивировать деятельность студентов, чтобы у них развивалась внутренняя мотивация, когда познавательная потребность конкретизируется с предметом деятельности. У студента, таким образом, вырабатывается обобщенный способ действия, приводящий к усилению и внешних мотивов, например, к улучшению результатов своей деятельности.

В связи с этим, мы пришли к выводу, что оказание поддержки представляет собой довольно сложный процесс, поскольку приходится изменять взгляды студента, который может иметь отрицательный жизненный опыт, или негативную оценку своих возможностей. Механизм педагогической поддержки студента в выработке антикоррупционных навыков может состоять из следующих этапов. Вначале организуется совместно со студентом поиск причин возникновения того или иного коррупционного явления. Далее идет проектирование действий преподавателя и студента по противодействию возникшего коррупционного случая. Следующим этапом является уже сама деятельность и студента, и преподавателя (он, в частности, стимулирует инициативу и действия студента). Затем уже наступает рефлексивный этап, когда преподаватель совместно со студентом обсуждает успехи и неудачи деятельности последнего; идет анализ разрешимости проблемы, или переформулирование возникших затруднений. Все это, в конечном счете, ведет к осмыслению студентом своего нового опыта жизнедеятельности.

Однако, главное здесь - избежать опасности превращения помощи преподавателя в обычное информирование о возможностях коррумпированного поведения. На основе педагогического такта и методического мастерства преподаватель исподволь взращивает в молодом человеке понимание антикоррупционных стандартов, в которых заложены поведенческие и правовые нормы, ограничения и обязанности, установленные для той или иной области социальной деятельности.

Таким образом, преподаватель с по-

мощью педагогической поддержки способствует формированию у студентов умения использовать знания в коррупциогенных ситуациях с применением их с целью противодействия коррупции; выработка негативного отношения к любому проявлению коррупции; умение распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества; умение анализировать деятельность органов государственной власти в сфере противодействия коррупции; умение выявлять конструктивные и неэффективные подходы к решению проблемы коррупции на региональном и муниципальном уровне; умение формулировать аргументированную точку зрения по реализации антикоррупционных действий.

Итак, рассмотренные нами принцип ориентации на саморазвитие антикоррупционной культуры студентов и принцип педагогической поддержки формирования антикоррупционной культуры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза показывают, что целенаправленная опора на них создает реальные предпосылки для обогащения образовательного процесса в вузе, в частности, в направлении формирования антикоррупционной культуры студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. - 2-е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с., с. 487.

2. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. - М.: Инноватор, 1996. - Вып. 6. - С.71-80.

3. Вачков, И.В., Гриншпун, И.Б., Пряжников, Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. - М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002. - 462 с.

4. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Речь, 2005. - 317 с.

5. Крылова, Н.Б. Введение в методологию индивидуального образования.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-

content/uploads/2011/08/ krylova method indiv obraz.pdf

6. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., испр. и доп. -Благове-щенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с., с. 275.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская Академия наук; Российский Фонд культуры. 3-е изд. - М., 1995. - 928 с.

8. Остапенко, А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2008.

9. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с., с. 122

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

11. Соколова, Л.Б. Меняющееся образование в меняющемся мире / Л.Б. Соколова // Вестник ОГПУ.- Оренбург: ГОУ ВПО ОГПУ. - 2008. - № 2(52) - С.124-129с. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.