УДК 378.1 ::328.185
Шарапова Елена Алексеевна
Sharapova Elena Alekseevna
старший преподаватель кафедры сервиса и туризма Кубанского социально-экономического института
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА ВУЗА
Senior Lecturer, Service and Tourism Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
THE MODEL OF ANTICORRUPTION-FOCUSED PERSONAL DEVELOPMENT IN VOCATIONAL TRAINING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
Современные студенты демонстрируют невысокий уровень правовой культуры, отсутствие четкой системы ценностей, моральных норм и установок профессионального поведения, что обусловливает необходимость поиска возможностей формирования антикоррупционных установок будущих специалистов в системе профессионального воспитания. Разработанная автором модель раскрывает сущность и содержание процесса формирования антикоррупционной направленности личности студента в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова:
модель, профессиональное воспитание, антикоррупционная направленность личности, высшее образование, правовая культура, студент вуза.
Summary:
Modern students demonstrate the low level of legal culture, the lack of a clear system of values, ethics and attitudes of professional behaviour, which substantiates the need to find ways to develop anti-corruption values of future specialists in the vocational education system. The model developed by the author reveals the essence and the content of the process of anticorruption-focused personal development of higher school students.
Keywords:
model, vocational education, anticorruption value of personality, higher education, legal culture, university student.
Проблема борьбы с коррупцией в России является в настоящее время одной из наиболее острых. Решение ее, по мнению значительной части ученых, возможно не только организационно-правовыми методами, но и с применением средств просвещения и воспитания [1]. Действующий национальный план противодействия коррупции также акцентирует внимание на профилактике коррупции через повышение правовой культуры граждан за счет антикоррупционного просвещения [2]. Особую роль в данном процессе приобретает высшее образование, системные изменения которого за последние годы существенно снизили возможности реализации потенциала и имеющегося опыта профессионального воспитания будущих специалистов. Профессиональное воспитание является важнейшей частью современного образования, формирующей у студента потребность учета в профессиональной деятельности не только личных, но и общественных, государственных интересов. При этом современные студенты, отражая состояние и проблемы всего российского общества, зачастую демонстрируют невысокий уровень правовой культуры, отсутствие четкой системы ценностей, моральных норм и установок профессионального поведения [3]. Таким образом, складывается объективная необходимость поиска возможностей формирования антикоррупционных установок будущих специалистов в системе профессионального воспитания.
Обзор работ, посвященных формированию личности, способной и желающей противостоять коррупции, показал, что в настоящее время в педагогической науке пока не представлено однозначное определение исследуемого феномена, однако большинство ученых, изучавших данную проблему как в психологическом, так и педагогическом аспектах, достаточно четко определяют его как свойство личности [4]. Это позволило нам сформулировать собственное определение исследуемого феномена: антикоррупционная направленность личности - это интегратив-ное свойство личности, являющееся подструктурой профессиональной направленности и обеспечивающее неукоснительность соблюдения антикоррупционных норм в социально-профессиональной деятельности за счет деятельностно-мотивационной установки на воспроизводство нравственно-правовой устойчивости к проявлениям коррупции.
Для разработки модели формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза необходимо не только выявить суть антикоррупционной направленности, но и охарактеризовать ее структуру. Исходя из представленного определения антикоррупционной направленности, в ее структуре были выделены следующие атрибуты: регулятивный, психологический, когнитивный, социально-профессиональный.
Регулятивный атрибут отражает сформированность навыков адекватного анализа различных проявлений коррупции и личностной оценки коррупционных ситуаций, а также эффективность управления собственным поведением и эмоциональным состоянием.
Психологический атрибут представляет устойчивость в стрессогенных (коррупциогенных) ситуациях.
Когнитивный атрибут показывает уровень освоенности знаний о причинах, видах, последствиях и проявлениях коррупции; умений выделять маркеры коррупционных ситуаций; навыков противостояния в коррупционных ситуациях.
Социально-профессиональный атрибут определяет уровень сформированности нравственно-правовой устойчивости, ориентированность на принятие, рефлексию и воспроизводство этических ценностей, актуализирующих антикоррупционную устойчивость.
При разработке модели формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза нами учитывались структурная и содержательная характеристики антикоррупционной направленности личности, а также то, что личность профессионала с высокой антикоррупционной направленностью воспринимается как результат педагогических воздействий. Антикоррупционный аспект образования - педагогически интегративный процесс, организованный как единство обучения и воспитания, а основными организационными условиями его реализации являются учебная и внеучебная деятельность.
При построении модели формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза мы опирались на общепринятые в педагогической науке представления модели в виде системы, включающей в себя цель, содержание, технологии, способы диагностики и результат процесса. Разработанная модель представлена на рисунке 1.
Представленная модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза включает в себя следующие компоненты:
1) методологический - содержит цель описываемого процесса, концепцию, педагогическое сопровождение и принципы функционирования модели;
2) технологический - определяет место и педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза;
3) диагностический - устанавливает конечную цель данной модели - профессионал с высоким уровнем антикоррупционной направленности и состоит из подсистем критериев оценки и оценочных уровней сформированности антикоррупционной направленности личности;
4) содержательный - подробно раскрывается в образовательном содержании этапов формирования антикоррупционной направленности личности: знаниевом, мотивационном, репродуктивном, развивающем.
Таким образом, представленная модель имеет структурные элементы, содержание которых обеспечивает формирование антикоррупционной направленности личности студента в системе профессионального воспитания вуза и учитывает образовательный потенциал современного вуза.
Ссылки:
1. Антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции. Уфа, 2015. 40 с. ; Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование : метод. рек. Ульяновск, 20l0. 92 с. ; Печенкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 21 с.
2. О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 10 апр. 2016 г. № 147. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
3. Манолова О.Н. Развитие антикоррупционной устойчивости личности в системе госзакупок // Государственные и муниципальные закупки - 2010 : материалы V Всерос. практ. конф.-семинара. М., 2010. С. 216-223.
4. Романенко Е.А. К вопросу оценки антикоррупционного статуса личности // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 269-270 ; Чашников В.А. Антикоррупционное образование как средство противодействия коррупции в органах внутренних дел // Полицейская и следственная деятельность. 2014. № 4. С. 39-48 ; Чушкина А.А. Структура антикоррупционного правосознания: правовая идеология и правовая психология // Современное право. 2011. № 3. С. 23-26.
References:
Anti-corruption education as a means of preventing corruption 2015, Ufa, 40 p., (in Russian).
Chashnikov, VA 2014, 'Anti-corruption education as a means of combating corruption in law enforcement bodies', Politseyskaya i sledstvennaya deyatel'nost', no. 4, p. 39-48, (in Russian).
Chushkina, AA 2011, 'The structure of the anti-corruption of justice: legal ideology and legal psychology', Sovremennoye pravo, no. 3, pp. 23-26, (in Russian).
Kachkina, TB & Kachkin, AV 2010, Combating corruption through education, Ulyanovsk, 92 p., (in Russian). Manolova, ON 2010, 'The development of anti-corruption stability of personality in the public procurement system', Gosudar-stvennyye i munitsipal'nyye zakupki - 2010: materialy V Vseros. prakt. konf.-seminara, Moscow, pp. 216-223, (in Russian).
Petchenkin, VA 2012, Formation of anticorruption competence of civil servants, PhD thesis abstract, Moscow, 21 p., (in Russian). Romanenko, EA 2015, 'On the issue of anti-corruption assessment of the status of the person', Vospitaniye i obucheniye: teoriya, metodika i praktika: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Cheboksary, pp. 269-270, (in Russian).
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТА ВУЗА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
КОНЦЕПЦИЯ:
В основе формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студентов вуза лежит концепция профессионально-ориентированного подхода, ценностно-смысловая направленность которого заключается в развитии и саморазвитии антикоррупционных личностно-деятельностных способностей субъектов образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
1. Организация педагогических условий.
2. Педагогическое сопровождение процесса формирования качеств личности.
3. Педагогический контроль воздействия, содействия, формирования и закрепления.
4. Педагогическое решение принципа последовательного усложнения.
ПРИНЦИПЫ:
1. Направленность учебно-воспитательного процесса (УВП) в вузе на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент.
2. Интегрированность в образовательный процесс.
3. Управление процессом формирования антикоррупционной направленности через включение студентов в базовую и профессиональную культуру.
4. Обеспечение субъективной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки.
5. Гуманизация отношений между субъектами УВП.
6. Преемственность.
7. Постепенное усложнение.
8. Системность.
9. Автономность.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Содержание этапов формирования личности с высокой антикоррупционной направленностью
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
л
1-
о
о
X ш ш X л с;
X >> ш 1- Оч ш о:
£
Этапы:
1. Знаниевый
2. Мотивационный
3. Репродуктивный
4. Развивающий
С
ь
гп аз ч т
о-
X
о о
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОЦЕНОЧНЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Психологический Когнитивный Регулятивный Социально-профессиональный 1 - Недопустимый 2 - Низкий 3 - Удовлетворительный 4 - Средний 5 - Высокий
ПРОФЕССИОНАЛ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Рисунок 1 - Модель формирования антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза