ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Доктор педагогических наук, профессор, Б. Ф. Курдюков,
аспиранты кафедры дошкольной и социальной педагогики Е. А. Романенко, Е. А.Курдюкова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Контактная информация: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме коррупции в современном российском обществе. На сегодняшний день авторы данную проблему относят к числу наиболее актуальных. При этом они видят её решение не только в рамках правового поля, но прежде всего в плоскости образования. в статье представлены результаты многолетних исследований, которые позволили определить суть данной проблемы, причины её возникновения, особенности проявления и др. На основе полученных данных, в качестве средства борьбы с коррупцией, авторами определены возможности формирования антикоррупционного статуса у студентов на этапе их профессиональной подготовки. Рассматривая коррупцию как социальное явление, авторы статьи приводят его психологические и педагогические характеристики. Особый интерес представляет разработанная модель формирования антикоррупционной компетентности в условиях профессиональной вузовской подготовки. Научно-практическую ценность представляет собой описание педагогического сопровождения реализации разработанной модели.
высока значимость полученных данных: о состоянии антикоррупционого образования; о наличии противоречий и их сущности в рамках процесса формирования антикоррупционного статуса; о составе элементов, составляющих группу коррупционного риска; о критериях оценки показателя антикоррупционного статуса; о недостатках программы антикоррупционного образования и содержания профессиональной подготовки современных специалистов; о предпосылках концептуального, процессуального и содержательного повышения качества образовательного обеспечения
процесса формирования антикоррупционного статуса на этапе вузовского обучения.
в статье достаточно четко представлены результаты проектирования модели формирования антикорупционной компетентности в условиях вуза, которые сведены в единую и отражают не только состав компонентов модели, но и их структуру построения. Кроме этого, приводится ряд основных требований, предъявляемых к процессу реализации разработанной модели, выполнение которых гарантируют достижение искомого результата.
По своей сути, приведенные в статье сведения являются одним из первых решений обозначенной проблемы в образовательном пространстве высшей школы.
Ключевые слова: образовательный процесс; система профессиональной подготовки; коррупция; антикоррупционная компетентность; профессиональное образование; профессиональное воспитание; антикоррупционный статус; модель формирования антикоррупционной компетентности; реализация модели.
Наличие антикоррупционной компетентности у выпускников высших учебных заведений должно являться одним из главных требований, предъявляемых к качеству их профессиональной подготовки, которые сформировались под воздействием преобразованных социально-экономических условий современного общества. Однако на сегодняшний день педагогическое сообщество так и не разработало эффективные модели, основные направления, педагогические технологии по формированию антикоррупционной компетентности современного специалиста в системе высшего профессионального образования.
Вместе с этим актуальность данного вопроса воз-
№1 l 2015
63
растает, что указывает на необходимость поиска эффективных способов ее решения. В этой связи на начальном этапе поиска были проведены исследования по следующим вопросам:
1. Определено реальное положение дел в вопросе антикоррупционного образования, которое свидетельствует об отсутствии системности в формировании антикоррупционной компетентности в условиях высшей школы, несмотря на наличие в федеральных образовательных стандартах косвенных требований к данному виду компетентности.
2. Установлено наличие объективных противоречий между требуемым и фактическим качеством профессиональной подготовленности специалистов в антикоррупционном аспекте.
3. Выявлена потенциальная группа коррупционного «риска», основную массу которого составляют люди с высшим профессиональным образованием.
4. Определен интегративный показатель антикоррупционной компетентности (антикоррупционный статус), рассматриваемый как совокупность критериев: социального, когнитивного, регулятивного и психологического.
5. Проанализированы экспертные оценки имеющихся программ антикоррупционного образования. В большинстве случаев они имеют когнитивную направленность, что позволяет констатировать отсутствие достаточных условий объективного контроля за реализацией антикоррупционного образования в высшей школе.
6. Доказано отсутствие приоритетности антикоррупционного образования в системе профессиональной подготовки специалистов.
7. Сформировавшееся мнение профессорско-преподавательского состава, а также результаты контент-анализа ФГОС ВПО (федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования) подтверждают мнение о наличии возможности реализации антикоррупционного образования в рамках и за рамками учебного процесса.
8. Разработаны предпосылки концептуального, процессуального и содержательного построения антикоррупционного образования как компонента профессиональной подготовки в вузе.
Вышепредставленные сведения позволяют перейти к проектированию процесса формирования антикоррупционной компетентности в системе профессиональной вузовской подготовки с последующей разработкой его модели. Целью создания данной модели является обогащение системы профессиональной подготовки специалиста за счет внедрения в образовательный процесс программы формирования антикоррупционной компетентности. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Формирование активной гражданской позиции как базиса антикоррупционного поведения, а также способностей к самостоятельному активному действию в учебной и практической деятельности.
2. Коррекция учебно-воспитательного процесса с целью формирования личности специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его профессиональной и бытовой антикоррупционной компетентности.
3. Воспитание у студентов морально-нравственного императива, определяющего их профессиональное и бытовое антикоррупционное поведение.
4. Преодоление социальной пассивности студентов и мобилизация усилий на глубокое осознание необходимости практического освоения правовых и нравственных норм антикоррупционного поведения.
5. Повышение культурного и интеллектуального уровня развития. Воспитание способностей к продуктивной интеллектуальной деятельности.
6. Развитие представлений о важности профессионального и бытового антикоррупционного поведения, месте и роли специалиста в реализации правовых и нравственных норм.
7. Создание эффективных педагогических условий формирования антикоррупционной компетентности в процессе профессионального образования.
Реализация поставленных задач в своей совокупности представляет атрибутивную основу, определяющую содержание процесса формирования антикоррупционного статуса у студентов: знания о причинах, видах, последствиях и проявлениях коррупции; умение выделять признаки коррупционных ситуаций; навык противостояния в коррупционных ситуациях; сформированность нравственно-правовой устойчивости; устойчивость к стрессогеным воздействиям; развитость социальной апперцепции; сформированность нравственно-правовой устойчивости; ориентированность на принятие, рефлексию и воспроизводство этических ценностей, актуализирующих антикоррупционную устойчивость; сформированность навыков адекватного анализа различных проявлений коррупции и личностной оценки коррупционных ситуаций; эффективность управления собственным поведением и эмоциональным состоянием.
В основу моделирования процесса формирования антикоррупционных установок будущих специалистов были положены основные ориентиры вузовского профессионального образования, представленные в переработанном виде, приоритетными из числа которых являются: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; активная гражданская позиция; причастность к укреплению и совершенствованию правового государства.
При этом основное внимание уделялось обеспечению обоснованности, логической последовательности, системности предпринимаемых действий. В связи с этим были осуществлены следующие действия:
1. Дано концептуальное обоснование модели, которое включает методологические, социальные и педагогические основы, закономерности, принципы и требования.
ю о и
(Я
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
СОДЕРЖАТ ЕЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ
ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ЗАДАЧИ:
1. Мобилизация усилий на осознание необходимости практического освоения и применения правовых и нравственных норм гражданского поведения.
2. Повышение культурного и интеллектуального уровня развития, воспитание способности к продуктивной интеллектуальной деятельности.
3. Воспитание ответственности в профессиональной сфере.
4. Преодоление социальной пассивности.
5. Воспитание активной гражданской позиции.
6.Формирование антикоррупционных установок.
!
ПРИНЦИПЫ:
1) направленность учебно-воспитательного процесса в вузе на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент;
2) интегрированность в образовательный процесс;
3) управление процессом становления антикоррупционной компетентности через включение студентов в базовую и профессиональную культуру;
4) обеспечение субъективной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки;
5) гуманизация отношений между субъектами УВП;
6) преемственность;
7) постепенное усложнение;
8) системность;
9) автономность.
РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Организация педагогических условий. 2. Педагогическое сопровождение формирования качеств личности. 3. Педагогический контроль воздействия, содействия, формирования и закрепления.
4. Педагогическое решение принципа последовательного усложнения
±
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
г
Этапы: 1. Когнитивный 2. Мотивационный 3. Репродукционный 4. Развивающий
-а
о
, , о м к
I
н н К «
и а.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ АНТИКОРРУПЩЮННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ_
Психологический Когнитивный
Регулятивный Социально-профессиональный
ОЦЕНОЧНЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СТАТУСА_
1 - недопустимый 2 - низкий 3 - удовлетворительный 4 - средний_5 - высокий
Образовательное содержание этапов формирования личности с высоким антикорруционным статусом
ПРОФЕССИОНАЛ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
-о
о
-е-
ф
г> г>
ш «г
X
о ф
о оч ~а ш и о 00 О)
ф
Рисунок - Модель формирования антикоррупционной компетентности в условиях профессиональной вузовской подготовки
О) (Л
2. Моделирование базировалось на четко обозначенных организационно-содержательных условиях, методических и управленческих методах и приемах его реализации.
3. Структурное построение модели выполнено во взаимосвязи содержания, условий и этапности реализации процесса антикоррупционного образования студентов.
4. Эффективность моделирования процесса антикоррупционного образования определялась соответствием реально полученного результата планируемому.
Таким образом, структурное построение модели, представленной на рисунке, базируется на концепции профессионально ориентированного подхода, который конкретизируется системой педагогических принципов: направленности учебно-воспитательного процесса в вузе на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент; целостности образовательного процесса; управление процессом становления антикоррупционной компетентности через включение студентов в базовую профессиональную культуру; обеспечение субъективной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки.
Сама модель состоит из пяти компонентов:
- методологический - содержит цель описываемого процесса, решаемые задачи и принципы функционирования модели;
- содержательный компонент подробно раскрывается в образовательном содержании этапов формирования антикоррупционного статуса личности;
- реализационный компонент определяет место и педагогические условия формирования антикоррупционной компетентности в образовательном процессе вуза;
- оценочный компонент модели состоит из подсистем критериев оценки и оценочных уровней сформи-рованности антикоррупционного статуса;
- диагностический компонент определяет конечную цель данной модели - профессионал с высоким уровнем антикоррупционной компетентности.
Построение модели по подобному образцу представляет собой логически и теоретически рационально выстроенную систему, функционирование которой позволяет гарантировать достижение поставленной цели. Конечным результатом в этом случае является формирование личности с антикоррупционной компетентностью, с характеристиками, совпадающими с атрибутивной системой антикоррупционного статуса личности.
Реализация антикоррупционного компонента образования является длительным процессом, в связи с чем целесообразно разделить его на этапы: когнитивный, мотивационный, репродуктивный, развивающий. Каждый этап определяет не только временные рамки, но и уровень формирования антикоррупционной компетентности, предусматривающий достижение определенного промежуточного результата.
Внедрение предлагаемого варианта формирования антикоррупционной компетентности в условиях вуза предусматривает выполнение следующих требований:
- последовательное насыщение учебных дисциплин и воспитательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного статуса, содержанием антикоррупционной направленности;
- ориентирование студентов на интеграцию личных и профессиональных духовно-нравственных интересов;
- включение студентов в активную общественную и профессиональную деятельность, обеспечивающую усвоение, воспроизведение и осознание ответственности за соблюдение антикоррупционных правовых и моральных норм;
- создание педагогически оправданной культурно-образовательной среды в вузе;
- создание оптимального психолого-эмоционального климата в студенческом коллективе;
- последовательное усложнение ролевого участия студентов в учебной и внеучебной деятельности: от когнитивного до развивающего уровня.
Четкое выполнение предписаний по педагогическому сопровождению процесса реализации модели формирования антикоррупционной компетентности будущих специалистов в условиях вуза служит гарантом достижения спрогнозированного результата.
Литература:
1. Курдюков, Б. Ф. Методология вузовской профессиональной подготовки студентов / Б. Ф. Курдюков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 6. - С. 27-30.
2. Курдюков, Б. Ф. Профессиональное воспитание в системе подготовки специалистов по физической культуре / Б. Ф. Курдюков, М. М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - 2009. - № 4. - С. 25-28.
3. Романенко, Е. А. Развитие личности в системе общественных отношений / Е. А. Романенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. - С. 189192.
FORMATION OF ANTICORRUPTION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION VOCATIONAL TRAINING
B. Kurdyukov, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences
E. Romanenko, Postgraduate student of Preschool and Social Pedagogy Department E. Kurdyukova, Postgraduate student of Preschool and Social Pedagogy Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161 e-mail: [email protected]
The article presents the basis of the forming of anticorruption competence of universities students during their vocational training. It provides psychological and pedagogical features of this process, the stages of its implementation, the recommended assessment criteria and levels of anticorruption competence development. Based on these results, as a means of combating corruption, the authors identified the possibility of forming an anticorruption status in students during their training. Considering corruption as a social phenomenon, the authors give him the psychological and pedagogical characteristics. Of particular interest is the formation of an anti-corruption model developed competence in terms of professional high school preparation. Scientific and practical value is a description of pedagogical support of the implementation of the developed model.
At its core, the information given in the article is one of the first solutions to the problems in the educational space of high school.
Keywords: the system of vocational training, anticorruption competence, assessment criteria.
References:
1. Kurdiukov B. F. Methodology of high school vocational training of students. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical education of the students of creative profession], 2001, no. 6, pp. 27-30 (in Russian).
2. Kurdiukov B. F., Shestakov M. M. Professional education in system of training of specialists on physical culture. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2009, no. 4, pp. 25-28 (in Russian).
3. Romanenko E. A. Development of the personality in system of the public relations. Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI [Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI], 2013, no. 3, pp. 189-192 (in Russian).
№1 l 2015
67