Научная статья на тему 'Антикоррупционное образование студентов в вузах физической культуры'

Антикоррупционное образование студентов в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ СТАТУС / ANTI-CORRUPTION STATUS / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ANTICORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюков Б. Ф., Романенко Е. А.

В статье приведены материалы, основанные на результатах проведенных исследований, посвященных вопросам антикоррупционного образования в системе профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Представлены результаты анализа актуальности, сущности и особенностей коррупции как негативного социального явления. Рассмотрен опыт работы в данном направлении в отечественной системе образования. Изложены направления и организационные формы, способствующие формированию антикоррупционного статуса у студентов вузов физической культуры на этапе их профессионального становления. Приводятся сведения об использовании педагогических подходов, а также инструментария реализации антикоррупционного образования. Раскрываются основы антикоррупционного мышления и технологические аспекты формирования гражданственности в учебно-воспитательном процессе. Сущность коррупции рассматривается на уровне анализа научной и специальной литературы, а также с позиции полученных результатов собственных исследований. Приводятся авторские и собственные оценки состояния изучаемого вопроса, суждения и взгляды по поводу его решения. Раскрывается процесс формирования личности и её социализации в рамках учебно-воспитательной деятельности в вузе. Перечисляются недостатки функционирования воспитательной системы, причины, порождающие снижение морально-этических ценностей. Показано отношение студенческой молодёжи к коррупции как социальному явлению и борьбе с ней в новых социально-экономических условиях. В статье рассматриваются уже известные и инновационные способы борьбы с коррупцией, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Приводятся теоретические доводы построения системы антикоррупционной грамотности в вузах физической культуры. Предлагаются к обозрению и обсуждению программы учебных дисциплин и специальных курсов, направленные на формирование у студентов антикоррупционного статуса. Описываются варианты нового построения воспитательного процесса как интегрированного, объединяющего возможности учебного, внеучебного и тренировочного процесса для студентов вузов физической культуры. Рассматривается феномен спорта с позицией его возможностей в решении вопроса коррупции. Приводятся доводы принятия эффективных решений по борьбе с коррупцией в условиях преобразования высшей профессиональной школы. Статья рассчитана на специалистов в области высшего профессионального образования, руководителей по воспитательной работе, ученых, аспирантов, магистрантов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курдюков Б. Ф., Романенко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption education of students in higher education institutions of physical education

The article presents materials based on the results of the conducted researches devoted to questions of anticorruption education in the system of vocational training of experts in the field of physical education and sport. It is also showed results of the relevance analysis, essence and features of corruption as a negative social phenomenon. The article presents directions and organizational forms promoting formation of the anti-corruption status in students of higher education institutions of physical education at a stage of their professional formation. Data on use of pedagogical approaches, and also tools of realization of anti-corruption education are provided. The essence of corruption is considered at the level of the analysis of scientific and special literature, and also from a position of the obtained results of own researches. It is revealed the process of personality formation and its socialization within teaching and educational activity in higher education institution. It is listed shortcomings of functioning of educational system and reasons generating decrease in moral ethical values. The attitude of student''s youth to corruption as to the social phenomenon and fight against it in the conditions of new social and economic conditions is shown. The article is designed for experts working in the field of higher education, heads responsible for educational affairs, scientists, graduate students, undergraduates and students.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное образование студентов в вузах физической культуры»

УДК 378.1

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доктор педагогических наук, профессор Б. Ф. Курдюков,

аспирант кафедры социальной и дошкольной педагогики Е. А. Романенко.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161,

e-mail: [email protected]

в статье приведены материалы, основанные на результатах проведенных исследований, посвященных вопросам антикоррупционного образования в системе профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Представлены результаты анализа актуальности, сущности и особенностей коррупции как негативного социального явления. Рассмотрен опыт работы в данном направлении в отечественной системе образования. Изложены направления и организационные формы, способствующие формированию антикоррупционного статуса у студентов вузов физической культуры на этапе их профессионального становления. Приводятся сведения об использовании педагогических подходов, а также инструментария реализации антикоррупционного образования. Раскрываются основы антикоррупционного мышления и технологические аспекты формирования гражданственности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность коррупции рассматривается на уровне анализа научной и специальной литературы, а также с позиции полученных результатов собственных исследований. Приводятся авторские и собственные оценки состояния изучаемого вопроса, суждения и взгляды по поводу его решения. Раскрывается процесс формирования личности и её социализации в рамках учебно-воспитательной деятельности в вузе. Перечисляются недостатки функционирования воспитательной системы, причины, порождающие снижение морально-этических ценностей. Показано отношение студенческой молодёжи к коррупции как социальному явлению и борьбе с ней в новых социально-экономических условиях.

в статье рассматриваются уже известные и инновационные способы борьбы с коррупцией, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Приводятся теоретические доводы построения системы антикоррупционной грамотности в вузах физической культуры. Предлагаются к обозрению и обсуждению программы учебных дисциплин и специальных курсов, направленные на формирование у студентов антикоррупционного статуса. Описываются варианты нового построения воспитательного процесса как интегрированного, объединяющего возможности учебного, внеучебного и тренировочного процесса для студентов вузов физической культуры. Рассматривается феномен спорта с позицией его возможностей в решении вопроса коррупции. Приводятся доводы принятия эффективных решений по борьбе с коррупцией в условиях преобразования высшей профессиональной школы.

Статья рассчитана на специалистов в области высшего профессионального образования, руководителей по воспитательной работе, ученых, аспирантов, магистрантов и студентов.

Ключевые слова: воспитание; социализация; коррупция; система профессиональной подготовки; профессиональное воспитание; учебно-воспитательный процесс; антикоррупционный статус; антикоррупционное образование.

Актуализация научных исследований по проблемам коррупции в современной науке подтверждена нарастанием негативных явлений, связанных с влиянием идеологии теневого поведения, что проявляется в обществе в виде коррупционных инцидентов. Данные тенденции обусловлены в определённой мере непод-

80

№2 l 2015

готовленностью российского общества к реформам, экономическими деформациями, а также снижением эффективности воспитательной работы в социуме, сменой культурных ценностей, другими внешними и внутренними факторами [2]. Увеличение проявлений случаев коррупции может существенно усложнить процесс социально-экономических преобразований в стране, несмотря на постоянную работу по оптимизации законодательного обеспечения и активную антикоррупционную политику, проводимую российскими властями. Рынок коррупции, по данным авторитетного независимого агентства «Transparency International», в настоящее время оценивается в 300 миллиардов долларов [5]. Отмечается также рост коррупции в сфере физической культуры, профессионального спорта и спорта высших достижений [1, 4].

Аналитический обзор результатов исследований по коррупционной тематике в области физической культуры и спорта позволил установить, что в большей степени обнаруженный негатив имеет юридическую и экономическую основу. Однако необходимо осознавать, что коррупционное поведение личности является сложным процессом. Здесь на факторы внешнего окружения, а также специфику профессиональной деятельности накладываются психологические, морально-этические характеристики самого человека. Следовательно, социально опасное поведение основывается не столько на правовой безграмотности личности или ее пренебрежительном отношении к законами, сколько на установках социального поведения, выработанного в обществе [6]. Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации необходимо целенаправленно уделять внимание процессу формирования нормативно-ценностной системы личности.

Воспитание как базовый компонент профессионального образования несет в себе социализирующую функцию. Результаты исследований показали, что в процессе обучения студенты включаются в систему общественных отношений, усваивая и реализуя в своем поведении социальные нормы, предписываемые им как представителям соответствующей группы в структуре общества, а также формируя собственные личностные нормы, с помощью которых они определяют для себя культуру поведения и мышления [2]. По мнению специалистов, недостаточная эффективность воспитательной работы в системе высшего профессионального образования отрицательно отражается на морально-этических установках студенческой молодежи, адаптирующихся к реалиям жизни в обществе на фоне широкого распространения антиправового мышления. Результатами подобной адаптации является то, что выпускники российских вузов нередко оценивают коррупцию как инструмент достижения цели. В связи с этим возникает необходимость рассматривать вопросы коррупции и антикоррупции в системе современной вузовской профессиональной подготовки. Данный вид подготовки должен быть направлен на формиро-

вание антикоррупционных компетенций в учебно-воспитательном процессе.

Результаты собственных исследований по установлению наличия антикоррупционной направленности профессионального образования студентов физической культуры показали ее полное отсутствие. Однако, обращаясь к опыту российских учебных заведений, были получены сведения, указывающие на то, что педагогическая общественность активно включилась в процесс формирования антикоррупционного мышления подрастающего поколения. В частности, ведется работа по внедрению антикоррупционных блоков в уже имеющиеся программы дисциплин базового уровня (всеобщая история, история, обществознание), включенных в Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Для учебных заведений среднего специального образования формируются специализированные учебные курсы соответствующей направленности. В ряде российских вузов в учебно-методические комплексы ряда дисциплин внесены разделы, посвященные проблемам коррупции. Также читаются специальные курсы, имеющие своей целью формирование антикоррупционного мышления и поведения студентов на основе интегрирования социологических, общефилософских и специально-криминологических знаний. Содержательная часть таких учебных дисциплин представлена историей развития коррупции, обзором зарубежного антикоррупционного законодательства, вопросами юридической ответственности, негативного воздействия коррупции на экономику и социум. Многие разработчики учебных курсов высказывают мнение о том, что программа формирования антикоррупционного мышления должна быть междисциплинарной, интегратив-ной, содержание которой можно раскрыть модульно в рамках различных учебных дисциплин. Поддерживая мнение многих педагогов [3, 4], считаем, что для комплексного решения задач антикоррупционного воспитания необходимо особо акцентировать внимание на этической стороне проблемы и психологических особенностях студентов.

Большое внимание уделяется разработке образовательных программ антикоррупционной тематики в рамках обязательного повышения квалификации педагогов. Анализ учебно-методических материалов по обсуждаемой проблеме показал, что антикоррупционное просвещение рассматривает проблему только с юридической и экономической позиции. В то же время психолого-педагогическим и социальным аспектам уделяется незаслуженно мало внимания.

Результаты проведенных исследований позволили установить необходимость формирования антикоррупционных установок прежде всего у преподавателей высшей школы, готовящих специалистов в том числе для сферы физической культуры и спорта. Только при условии повышения уровня социальной и профессиональной ответственности педагогов появляется возможность транслировать их гражданскую позицию на студентов через учебный процесс.

Полученные сведения показывают, что в учебных заведениях используются формальный и неформальный подходы к реализации антикоррупционного образования. Для формального подхода разработан ряд методических рекомендаций по формированию антикоррупционного мышления как в рамках имеющихся образовательных дисциплин, так и для спецкурсов. Инструментарий реализации неформального подхода представлен деловыми играми, конкурсами (эссе, проектов), созданием фильмов, подготовкой стендов, проведением социологических исследований силами студентов. Вместе с этим удалось установить слабое взаимодействие образовательных учреждений с общественными подростковыми и молодежными организациями, творческими союзами, волонтерскими центрами, органами юстиции и охраны правопорядка по вопросам антикоррупционного воспитания в рамках неформального подхода.

Учитывая все вышесказанное, необходимо признать, что вопреки всем усилиям, прилагаемым педагогической общественностью, ситуация остается проблематичной. Коррупционные инциденты и их расследования демонстрируют несовершенство современного антикоррупционного образования. Исторический опыт свидетельствует о сложности оперативного решения поставленной задачи по причине консервативности мышления в области педагогической деятельности [2].

Результаты решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое и половое воспитание) показывают невысокую эффективность приоритетного использования информационно-просветительского, формального метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции может способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не гарантирует отказ от коррупционных действий в будущем. Следовательно, необходимо обратиться к возможностям альтернативных методов воспитательной работы со студенческой молодежью. Подбор таких методов должен происходить с учетом того, что нравственные ориентиры поведения личности в обществе выражаются, в первую очередь, посредством гражданского поведения, основой которого является активная гражданская позиция.

В контексте исследуемой нами проблемы необходимо заострить внимание на социально-правовом и морально-этическом аспектах гражданственности, поскольку именно они формируют основу антикоррупционного мышления. При этом необходимо уделять внимание не только правовому аспекту формирования неприятия коррупции у будущих работников сферы физической культуры и спорта, но и в обязательном порядке акцентировать внимание на вопросах морально-нравственного обоснования опасности этого негативного явления.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что антикоррупционное мышление является неотъемлемой чертой сформированной личности с высоким уровнем гражданского самосознания, настроенной на самореализацию в обществе с учетом высоких морально-нравственных характеристик. Такое сознание и поведение формируется посредством антикоррупционного образования, имеющего целью формирование антикоррупционного мировоззрения, умений и навыков антикоррупционного поведения, то есть социальной антикоррупционной компетентности.

Изучение опыта антикоррупционного образования в российских учебных заведениях выявило широкое использование формального информационно-просветительского подхода, недостаточное морально-нравственное обоснование неприятия коррупции и невысокий уровень активной вовлеченности студенчества в осознание опасности коррупционного поведения. В связи с этим существует необходимость дальнейшего поиска методик, инструментария, показателей и критериев эффективности формирования антикоррупционных установок у будущих профессионалов сферы физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонов, В. В. Коррупция в сфере спорта / В. В. Антонов // Актуальные проблемы права и государства в 21 веке; материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009. -С. 242-247.

2. Курдюков, Б. Ф. Методология вузовской профессиональной подготовки студентов / Б. Ф. Курдюков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 6. - С. 27-30.

3. Курдюков, Б. Ф. Профессиональное воспитание в системе подготовки специалистов по физической культуре / Б. Ф. Курдюков, М. М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - 2009. - № 4.- С. 25-28.

4. Мутко, В. Л. Следующий год посвятим борьбе с коррупцией. Три метода борьбы с договорными матчами / В. Л. Мутко // «Спорт-Экспресс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-express. ru/newspaper/2006-12-21/2_1/. Дата обращения: 11.02.2014.

5. Объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает 300 млрд долл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/ econom¡cs/2009-11-18/4_corrupt¡on.html. Дата обращения: 02.10.2014.

6. Романенко, Е. А. Развитие личности в системе общественных отношений / Е. А. Романенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. - С. 189192.

82

№2 I 2015

ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL EDUCATION

Kurdyukov B., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Romanenko E. , Graduate student, Social and Pre-school Pedagogy Department, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo Str., 161, e-mail: [email protected]

The article presents materials based on the results of the conducted researches devoted to questions of anticorruption education in the system of vocational training of experts in the field of physical education and sport. It is also showed results of the relevance analysis, essence and features of corruption as a negative social phenomenon. The article presents directions and organizational forms promoting formation of the anti-corruption status in students of higher education institutions of physical education at a stage of their professional formation. Data on use of pedagogical approaches, and also tools of realization of anti-corruption education are provided.

The essence of corruption is considered at the level of the analysis of scientific and special literature, and also from a position of the obtained results of own researches. It is revealed the process of personality formation and its socialization within teaching and educational activity in higher education institution. It is listed shortcomings of functioning of educational system and reasons generating decrease in moral ethical values. The attitude of student's youth to corruption as to the social phenomenon and fight against it in the conditions of new social and economic conditions is shown.

The article is designed for experts working in the field of higher education, heads responsible for educational affairs, scientists, graduate students, undergraduates and students.

Keywords: education; socialization; corruption; system of vocational training; professional education; teaching and educational process; anti-corruption status; anticorruption education.

References:

1. Antonov V. V. Korruptsiia v sfere sporta. Aktual'nye prob-lemy prava i gosudarstva v 21 veke; materialy Mezhdun-arodnoinauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of state and law in the 21st century; materials of the International scientific-practical conference], 2009, pp.242-247 (in Russian).

2. Kurdiukov B. F. Metodologiya of high school vocational training of students. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical education of the students of creative profession], 2001, no. 6, pp. 27-30 (in Russian).

3. Kurdiukov B. F., Shestakov M. M. Professional education in system of training of specialists on physical culture. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2009, no. 4, pp. 25-28 (in Russian).

4. Mutko V. L. Next year will be devoted to the fight against corruption. Three methods of combating match-fixing. «Sport-Ekspress» [Sport-Express]. Available at: http:// www.sport-express.ru/newspaper/2006-12-21/2_1/ (Accessed 11.02.2014) (in Russian)

5. Annual corruption market in Russia has reached $ 300 billion. Available at: http://www.ng.ru/eco-nomics/2009-11-18/4_corruption.html. (Accessed 02.10.20141) (in Russian)

6. Romanenko E. A. Development of the personality in system of the public relations. Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI [Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI], 2013, no. 3, pp. 189-192 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.