Научная статья на тему 'Организация антикоррупционного воспитания в системе профессионального образования'

Организация антикоррупционного воспитания в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНТРКУЛЬТУРА / МОДА / ANTICORRUPTION EDUCATION / TEAM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE AGAINSTCULTURE / THE FASHION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюзева Наталья Валентиновна

Статья посвящена организации антикоррупционного воспитания в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в котором особая роль отводится формированию антикоррупционной направленности личности и коллектива при взаимодействии. Специально организованное антикоррупционное воспитание способствует процессу формирования принципов поведения, устойчивых взглядов личности, ее жизненной позиции, в том числе сознательный отказ от коррупции. Целью антикоррупционного воспитания является формирование антикоррупционной направленности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN VOCATIONAL EDUCATION

The article is devoted to the organization of the anticorruption education in higher and secondary educational establishments, in which a particular role is given to formation of anticorruption features of an individual and a collective in their interactions. A specially organized anticorruption education causes the development of principles of conduct, sustainable views of identity, its vital position, including deliberate refusal of corruption.

Текст научной работы на тему «Организация антикоррупционного воспитания в системе профессионального образования»

зультатов. Образовательные результаты, представленные в виде карты, где отражены общие и профессиональные компетенции (в соответствии со стандартом специальности) и знания (умения) по дисциплине, оценивались преподавателем в соответствии с общепринятой системой оценивания, итоговый контроль проходил в форме дифференцированного зачета. Сами обучающиеся также оценивали достижение общих и профессиональных компетенций, причем в 78 % случаев оценка совпадала с оценкой педагога. Личностные результаты деятельности обучающихся были представлены в виде карт для заполнения обучающимися, карты заполнялись по результатам входящего и итогового контроля. При этом у 82 % обучающихся изменилось отношение к себе как к активному субъекту учебного процесса, у 65 % — к другим участникам учебного процесса (отмечалась важность педагога в качестве консультанта учебного процесса), у 89 % — к самому процессу обучения.

В процессе эксперимента были выявлены значительные положительные изменения у обучающихся в отношении к образовательному процессу, этому способствовала совместная деятельность педагога и обучающегося по проектированию индивидуального образовательного маршрута, а также учет при проектировании личностных и образовательных результатов обучающихся, что позволяет сделать вывод об эффективности применения на среднетехническом факультете предложенной структуры проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

10.

11

Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. ... д-ра пед. наук. — СПб.,1999. — 460 с.

Дидактика средней школы. Некоторые вопросы современной дидактики: учеб. пособие для студентов пединститутов / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. — М. : МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 1975. — 306 с. Зверева Н. Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики : дис. ... канд. пед. наук. — Шуя , 2007. — 232 с. Игнатович С. С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций индивидуализации образования [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского университета. Сер 3: Педагогика и психология. —

2012. — Вып. 3 (103). — URL: http://cybenleninka.nu/ article/n.

Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития готовности старшего подростка к профессиональному выбору: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Великий Новгород,

2013. — 26 с.

Образовательная программа — маршрут ученика: ч. 1 / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. — СПб. : ЮИПК, 1998. — 118 с.

Остренко М. Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дис. ... канд. пед. наук. — Псков, 2004.— 242 с. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с. Трофимов М. В. Проблемно-поисковая организация индивидуальных образовательных маршрутов студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Калининград, 2012.— 22 с.

Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

удк/udc 377:378

Н. В. Сюзева N. Syuzeva

организация антикоррупционного воспитания

в системе профессионального образования

the organization of anti-corruption education in vocational education

Статья посвящена организации антикоррупционного воспитания в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в котором особая роль отводится формированию антикоррупционной

направленности личности и коллектива при взаимодействии. Специально организованное антикоррупционное воспитание способствует процессу формирования принципов поведения, устойчивых взглядов личности, ее жизнен-

ной позиции, в том числе сознательный отказ от коррупции. Целью антикоррупционного воспитания является формирование антикоррупционной направленности личности.

The article is devoted to the organization of the anticorruption education in higher and secondary educational establishments, in which a particular role is given to formation of anticorruption features of an individual and a collective in their interactions. A specially organized anticorruption education causes the development of principles of conduct, sustainable views of identity, its vital position, including deliberate refusal of corruption.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, коллектив, образовательная среда, контркультура, мода.

Keywords: anticorruption education, the team, educational environment, the against-culture, the fashion.

Антикоррупционное образование в настоящее время широко распространено. Основное внимание при его организации оказывается правовому воспитанию, способствующему формированию антикоррупционного мировоззрения, в перспективе позволяющего сознательно отказаться от использования коррупции в повседневной деятельности. Основной целью антикоррупционного образования считается формирование личности, способной выполнять функции представителя власти или взаимодействовать с представителями властных структур правовыми средствами, избегая взяточничества, подкупа, блата, кумовства и иных неправовых действий. Проводится данная работа, как правило, либо с помощью интегрирования компонентов антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы, либо в форме неформального образования через различные тематические гражданские акции, классные часы, конференции, посвященные коррупционной тематике.

Однако, на наш взгляд, информирование и пропаганда как методы борьбы с коррупцией, несмотря на декларируемую эффективность, не оказывают должного влияния на граждан, так как воздействуют на уже сформированные нравственные качества и установки личности, в совокупности нередко представляющие собой коррупционную направленность личности. В этой связи обычное информирование целевой аудитории о коррупции, ее негативных последствиях может повлечь видоизменение его в простое ознакомление молодежи с воз-

можностями и выгодами коррупционного поведения, последствия которых мы наблюдаем на протяжении многих лет во многих сферах политической и общественной жизни.

В предупреждении коррупции важную роль играет процесс целенаправленного антикоррупционного воспитания личности в непосредственной взаимосвязи с антикоррупционным воспитанием коллектива, при этом основной задачей является выработка отрицательного отношения к коррупции и умения как можно точнее оценивать это явление.

Одной из задач профессионального образования является оказание помощи студенту в достижении такого уровня правового сознания, который не просто позволит ему участвовать в правоотношениях в соответствии с нормами права и морали, избегать и по возможности пресекать коррупциогенные ситуации, но и даст реальный шанс включиться в конструктивную профессиональную деятельность, проявить себя свободной от коррупционных стереотипов личностью, обладающей системой устойчивых антикоррупционных взглядов. Кроме того, основное отличие студентов и учеников школ — это то, что система профессионального образования готовит специалистов, обладающих определенными профессиональными компетенциями, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и иными профессиональными средствами. Следовательно, основной задачей антикоррупционного воспитания студентов становится включение гражданина в активную правовую деятельность, так как только на основе практической деятельности правовые (антикоррупционные) знания могут трансформироваться в убеждения. В связи с этим необходимым является системное внедрение антикоррупционных практик в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Эффективное усвоение социальных ценностей и нормативов правомерного поведения происходит в процессе взаимодействия индивида и социальной группы. Специально организованное антикоррупционное воспитание, основанное на принципах взаимодействия индивида с коллективом (группа студентов, группа учеников, коллектив работников), является ведущим фактором развития личности, в процессе которого формируются принципы поведения, устойчивые взгляды личности, ее жизненная позиция. На важность роли коллектива в развитии личности указывал еще А. С. Макаренко, рассматривавший коллектив как средство и усло-

вие формирования личности, подчеркивавший, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [10, с. 403].

Средством нравственного и духовного развития считал коллектив В.А. Сухомлин-ский. Необходимость коллективной творческой деятельности как элемента педагогики сотрудничества видел и академик И. П. Иванов, считавший, что в совместной целенаправленной деятельности педагога и учащихся осуществляются процессы нравственного, эстетического, духовного воспитания, формируются личностные качества, происходит развитие действенной, эмоционально-волевой, мировоззренческой сторон личности.

Принимая во внимание мнение М. Г Каза-киной, что коллективная жизнедеятельность формирует в своей организации особое новообразование — направленность личности, что может проявляться как в совместных увлечениях, так и в идейно-нравственных мотивах, идеалах, а также то, что личность «ответственна» за процесс коллективообразования, взаимосвязь развития коллектива и формирования антикоррупционно направленной личности выступает как системообразующая, поскольку «источником самодвижения коллективной жизнедеятельности является процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы и нравственные ориентации для членов коллектива» [7, с. 102].

Принятая за основу в настоящее время концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, A. B. Мудрик) рассматривает коллектив как специфическую модель общества, которая отражает не столько форму его организации, сколько отношения, которые складываются внутри его, свойственную ему атмосферу, а также систему ценностей, принятых и разделяемых им (иными словами, направленность коллектива).

Указанные положения позволяют сделать следующий вывод: как велико влияние коллектива на направленность личности, так и развитие направленности всего коллектива во многом зависит от направленности включенных в его деятельность индивидов. Следовательно, антикоррупционное воспитание необходимо начинать с создания условий, способствующих недопущению, искоренению коррупционных традиций, исключению из сознания, прежде всего моло-

дежи, убежденности в том, что любой вопрос решается с помощью «магарыча». Условия должны включать в себя создание и поддержание «атмосферы жесткого неприятия коррупции» в коллективе с одновременным внедрением образовательных программ антикоррупционной направленности и использованием специфических форм, методов и средств обучения.

Рассматривая коррупционную направленность как специфическое состояние личности, когда в своих оценках и действиях она исходит из допущения коррупции как приемлемой составляющей подлежащих правовому регулированию общественных отношений, характеризуется отсутствием в ее рефлексивном компоненте субъективных оснований выбора в пользу правомерного, в том числе антикоррупционного поведения, мы определяем целью антикоррупционного воспитания — формирование антикоррупционной направленности личности.

Коррупционная направленность личности обусловлена особенностями национального сознания и мировоззрения в силу традиционности коррупции в общественном сознании, стереотипизации коррупционного поведения как культуросообразного и трансформации на этом фоне отношения к коррупции из негативного к толерантному. Несформированность ценностного отношения к праву дает возможность коррупционным стереотипам определять поведение индивида, его приоритеты, приобретающие полярный правомерному характер. Принимая во внимание, что именно в условиях коллектива личность развивается, в его рамках проходит большая часть жизни практически каждого человека независимо от возраста (школьная, студенческая группы как разновидности коллектива, коллектив сотрудников предприятия, организации, учреждения), система формирует уверенную позицию каждого члена коллектива, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. В антикоррупционно направленном коллективе личность осваивает антикоррупционную культуру и приобретает социальный опыт соответствующей направленности.

Коллектив является средой воспитания личности и влияет на ее развитие, поэтому антикоррупционное воспитание возможно осуществить в условиях образовательного процесса путем целенаправленного воздействия на правовую культуру личности в условиях коллектива. Н. Н. Ильина, например, на основе результатов своих исследований подтверждает, что коллективная жизнедеятельность способ-

на вызвать глубокие позитивные преобразования в духовной сфере личности, содействовать становлению ее ценностных ориентаций, нравственных идеалов, жизненных целей, самооценки [6, с. 68]. Кроме того, в условиях коллектива возникают ситуации, которые требуют проявления определенных качеств как отдельной личности, так и коллектива в целом (ситуации конфликта интересов, требующие принятия решения, осознанного выбора, в которых и отражается направленность сознания — коррупционная или антикоррупционная).

Формирование стереотипов поведения происходит в процессе социализации, человек усваивает и криминальные стереотипы, если они программируются культурой с детства, являются традицией. С одной стороны, деятель-ностно-опосредованный тип взаимоотношений личности с референтной группой является де-терминантой развития личности, следовательно, если в референтной группе поощряются, пропагандируются, транслируются коррупционные традиции, то ребенок обязательно перенесет их в свою будущую жизнь. С другой стороны, личность, находящаяся в коллективе, вынуждена выражать направленность общности, и если коллектив проводит в жизнь социально полезные ценности (духовные, моральные, антикоррупционные), идеи отказа от наживы, коррупции, то индивиду ничего не остается, как разделять предложенные идеи, руководствоваться ими в своей деятельности. Следовательно, развитие личности и эффективность воспитательной направленности во многом зависят от направленности самого коллектива и ценностей, пропагандируемых им.

Гражданин, обладающий антикоррупционной направленностью, выбирает законопослушное поведение и способен противостоять коррупционному давлению. И наоборот, коррупционные установки, приобретая устойчивость, выраженность, значимость для гражданина, становятся чертами его характера.

Принимая во внимание успешный педагогический опыт А. С. Макаренко, разработавшего целостную систему формирования личности в коллективе, результаты использования которой свидетельствуют не только о жизнеспособности, но и развивающем характере системы, мы рассматриваем антикоррупционное воспитание в тесной взаимосвязи с параллельным действием коллектива (группы), так как воспитание «успешно тогда, когда достигнуто единство воспитания и жизни детей» [8, с. 65]. «Главная задача нашего воспитателя — отнюдь

не воспитывать... Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Но среда организуется воспитателем» [8, с. 67], — отмечал А. С. Макаренко.

По Л. С. Выготскому, человек «вступает в общение с природой не иначе как через среду, и в зависимости от этого среда становится важнейшим фактором, определяющим и устанавливающим поведение человека» [3, с. 12], следовательно, педагогические условия антикоррупционного воспитания должны включать в себя планомерно продуманную образовательную среду социально одобряемого, вопреки иным интенциям и стереотипам, антикоррупционного поведения. Изменение среды, условий существования личности в ней влечет за собой деструктурирование системы ценностей. Как справедливо отмечал В. П. Бездухов, «став достоянием сознания, ценности инициируют становление потребностей, мотивов, образующих его мотивационную сферу, иерархическое строение которой, как известно, определяет направленность личности человека и его деятельности» [2, с. 45]. В силу того, что направленность деятельности невозможна без деятельности сознания, придания им эмоциональной окраски деятельности в соответствии с иерархией мотивов и ценностных установок, то можно говорить о том, что система ценностей и иерархия мотивов в совокупности определяют направленность личности.

В связи с этим антикоррупционное воспитание должно включать в себя:

1) планомерно продуманную и организованную образовательную среду, рассматриваемую не просто в качестве комплекса мер педагогического воздействия на личность, но и эталона социально одобряемого поведения со стороны всего коллектива и для коллектива, ориентированного на достижение социокультурного результата, пропагандирующего отказ от коррупционных практик не только обучающимися, но и обучающими (дидактический, содержательный, воспитательный, социальный компоненты образовательной среды). В антикоррупционном воспитании модель воспитательного компонента образовательной среды должна основываться на идеалах чести, совести, достоинства, то есть нормах, противоположных широко распространенным в настоящее время;

2) педагогическую модель формирования антикоррупционной направленности взаимосвязанных пребыванием в образовательной организации личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива;

3) стратегию педагогического взаимодействия, формирующего антикоррупционную направленность взаимосвязанных пребыванием в образовательной организации личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива с применением катартиче-ских интерактивных форм организации («case-study», учебно-правовые ситуации и др.) и про-вокативных приемов и методов;

4) педагогические и психологические механизмы интериоризации, взаимосвязанные пребыванием в образовательной организации личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива, моделей правомерного и социально одобряемого поведения;

5) критерии сформированности антикоррупционной направленности у взаимосвязанных пребыванием в образовательной организации личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива, отражающие нравственные качества, мотивацион-ную направленность и поведение.

В качестве инструмента (средства) воспитания и развития личности и ключевого средства решения управленческих задач среда рассматривается в работах Ю. С. Мануйлова: «Среда с функциональной точки зрения определяется нами как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и ос-редняет личность. При этом «осреднять» — значит типизировать. Посредствовать — значит побуждать, помогать, позволять, порождать что-либо. Опосредовать означает преломлять, влиять, в смысле «облагораживать», обогащать, оздоравливать и пр.» [11, с. 24]. Образовательная среда обеспечивает создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, становления его самосознания.

Организацию социального компонента образовательной среды в контексте взаимосвязи антикоррупционного воспитания личности и коллектива мы связываем с понятием контркультуры, отрицающей коррупцию в принципе, презирающей ее через формирование нового образа мышления (мировоззрения) и новой модели поведения. Положительная модель поведения — это нормы и ценности (антикоррупционной направленности), культурные образцы, противоречащие основным (в нашем случае моральным и правовым) аспектам порой доминирующей культуры, лояльной к коррупции. Такая модель поведения должна стать привлекательной для членов коллектива и основы-

ваться на идеалах чести, совести, достоинства, то есть нормах, противоположных широко распространенным в настоящее время.

Контркультура как коллективное явление имеет собственную систему норм, ставит под сомнение моральные устои и принципы, принятые в коллективе и даже обществе и возведенные в ранг культурных ценностей или приемлемых допущений. Распространить и внушить подобные идеи возможно, используя знаковые механизмы моды (о моде на интеллект, например, писал В. Гинзбург еще в 2005 г. [5, с. 2], мода на здоровый образ жизни пропагандируется на государственном уровне (указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», например) и в СМИ в течение нескольких последних лет. Мода «несет в себе знак», под воздействием которого «происходит формирование человеческого сознания» [1, с. 150]. Однако таким средством является не мода на антикоррупционное поведение как явление в целом, а ее нематериальные составляющие (знаки) — правомерное поведение, отказ от коррупционных практик, приобщение к духовным ценностям. Они задают новую интенцию сознания. В понимании, восходящем к Р. Барту, мода на бессознательном уровне косвенно позволяет прививать человеку эталоны поведения, нормы права и морали. За основу стратегии организации модного течения (моды на правомерное поведение, незапятнанную преимуществами от блата и взяток репутацию) можно взять предложенные Г. Блумером механизмы организации коллективных действий: агитация, развитие процесса организации эмоций в интересах движения, развитие морали, формирование идеологии, развитие рабочей тактики.

Для формирования в сознании будущих субъектов антикоррупционной контркультуры понятия о моде на антикоррупционное поведение как показателя социального положения и престижа мы исходим из понимания моды не только как системы знаков (семиотика моды Р. Барта), являющихся средством выражения смысла, но и моды как психологического способа воздействия в процессе коммуникации (А. В. Коваленко, Л. В. Петров), а также моды как способа освобождения от утомляющих, ежедневно-повторяющихся впечатлений (Я. Л. Ко-ломинский, Б. Ф. Поршнев).

Педагогическая модель формирования антикоррупционной направленности взаимосвязанных пребыванием в образователь-

ной организации личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива основана на механизме взаимодействия в процессе коммуникации «производителей», «распространителей» и «потребителей» моды. В качестве «производителей» моды на антикоррупционное поведение обязательно выступают педагоги и администрация образовательной организации. В системе формирования антикоррупционной направленности сознания «производитель» и «распространитель» моды на неприятие коррупции, следуя семиологии Р. Барта, распространяют «моду как смысл», а не просто предлагают «объект для реального копирования» [1, с. 158].

Принимая во внимание мнение В. А. Сла-стенина о том, что педагогическое взаимодействие характеризуется множеством существующих в нем отношений — между педагогом и воспитанником, учеником и коллективом, очевидным становится, что в процессе педагогического взаимодействия могут формироваться новые ценности, либо изменяться система ценностных ориентаций у всех участников образовательного процесса.

Стратегия педагогического взаимодействия, формирующего антикоррупционную направленность личности обучающегося, педагогического работника и всего коллектива, должна основываться на применении интерактивных форм организации («case-study», учебно-правовые ситуации и др.) и порой провока-тивных приемов и методов. Их необходимость вызвана тем, что индивид в процессе деятельности и общения с людьми «присваивает» себе определенный социальный опыт, культуру (нормы, установки, образцы поведения), присущие социальной общности, а закрепление определенного знания и умения невозможно осуществить без «проигрывания» коррупционных ситуаций и создания конфликта интересов. Разделяя точку зрения А. Б. Орлова, что «нельзя сформировать у человека гуманистические убеждения извне, лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придет к этим убеждениям, свободно выберет их» [12, с. 96], считаем необходимым активизировать личность, все ее внутренние структуры.

Основным условием формирования ценностных ориентаций является «высокий уровень рефлексии, осознания витагенного опыта и произвольности поведения» [13, с. 66], соответственно, при осознании и соотнесении личностью и коллективом новых стандартов поведения, предложенных образовательной

средой, сих внутренними потребностями, «мода превращается в ценность» [9, с. 74]. Иными словами, если ценность будет непосредственно пережита индивидом, станет его личным внутренним опытом, то она превратится в личную ценность.

Пиковым переживанием, которое способно запустить позитивную трансформацию личности, является катарсис (от греч. «очищение»). В связи с этим мы можем говорить о том, что воспринимая критическую ситуацию (которая может быть, в том числе, и спровоцирована сознательно и подконтрольно педагогом), сознание индивида переживает внутреннюю необходимость избавления от неудовольствия. Момент катарсиса характеризуется переживанием и осознанием деструктивности своего (если оно имело место) предыдущего поведения и образа мыслей, в результате чего сознание личности приводится в «свободное», «подвешенное» состояние, когда негативные эмоции высвобождаются. Индивид приходит к осознанию истинных мотивов своего поведения, его сознание трансформируется. В «подвешенном» состоянии сознание меньше зависит от опор-стереотипов, от предыдущих интенций, ищет их, способно на выбор иных опор, благодаря чему способно к преображению, «метанойе» (что перевели с греческого на русский как раскаяние, покаяние, акцентируя на одних, но утеряв некоторые другие важные смысловые нюансы). В катарсисе «мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные» [4, с. 201]. Платон связывал катарсис с озарением, просветлением, очищением души. Человек, разрешая внутренний конфликт, освобождается от внутренних аффектов, сомнений, противоречий между моральными принципами и традиционно-коррупционными установками и очищается (излечивается) от «болезни» души (как справедливо называл безнравственность, невоздержанность, малодушие Платон). Е. Г Рабинович катарсис характеризовала как внезапно наступившее прояснение, как познанная истина, которая меняет все [14, с. 100]. Таким образом, прерогативой педагога становится этическое очищение своих воспитанников, оздоровление их души, психики, внутреннего мира личности с помощью использования про-вокативных технологий.

Результатом реализации предлагаемой модели антикоррупционного воспитания должно стать повышение уровня доверия

и уважения к праву и государству, осознание негативного характера коррупции, изменение направленности личности с коррупционной на полярную.

Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: 10. Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 512 с. Бездухов В. П., Шишкина О. Ю. Теоретические основы 11 формирования нравственной направленности студента : моногр. — Самара : ПГСГА, 2012. — 142 с. 12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М., 2005. — С. 12. 13. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

Гинзбург В. Пора формировать моду на интеллект // 14 Парламентская газета. — 2005. — 8 декабря. Ильина Н. Н. Педагогический анализ воспитательных 15. возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска) : дис. ... канд. пед. наук. — Ленинград, 1991. — 193 с.

7. Казакина М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности : дис. ... д-ра пед. наук. — Ленинград, 1983. — 423 с.

8. Козлов И. Ф., Макаренко А. С. Книга для учителя / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Коротова. — М.: Просвещение, 1987. -159 с.

9. Колесникова Е. В. Влияние моды на социализацию личности : дис. ... канд. социол. наук. — Курск, 2004. — 140 с. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972. — С. 403.

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1998. — 50 с. Патрик К. Воспитание в условиях меняющихся цивилизаций / К. Патрик. — М.: Прогресс, 1990. — 321 с. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей : моногр. — Екатеринбург : Уникум, 1998. — С. 120. Рабинович Е. Г. Риторика повседневности. — М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. — 199 с.

О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 // Российская газета. — 2014. — 26 марта.

удк/udc 378.147 : 004

М. Л. Фукс M. Fux

повышение мотивации студентов направления «правозащитная деятельность» к изучению информатики и вычислительной техники

development and improvement motivation to study computer science and engineering training for vocational education (direction "advocacy")

В данной статье речь идет о проблеме повышения мотивации к изучению информатики и других дисциплин, связанных с вычислительной техникой и новыми информационными технологиями. Представлены особенности, функции и виды мотивации, а также условия ее повышения. Кроме того, определена специфика учебных материалов для направления «Правозащитная деятельность».

In this article we are talking about the problem of developing and increasing motivation to study computer science and other disciplines related to computer technology and new information technologies. The features, functions, and types of motivation, as well as the conditions of its increase. Besides, we determine the specificity of training materials for the direction «Advocacy»

Ключевые слова: мотивация, информатика, вычислительная техника, новые информационные технологии, электронные поисковые системы, направление «Правозащитная деятельность».

Keywords: motivation, computer science, computer engineering, information technology, electronic retrieval systems, the direction of «Advocacy».

Уже давно не секрет, что современная жизнь просто немыслима без компьютерной техники и новых информационных технологий, которые развиваются все более и более стремительно. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на цели, задачи и качество как школьного, так и профессионального образования. Ключевой фигурой в любом образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.