УДК 35.08:328.185
Шедий М.В.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент
(Российская Федерация, г. Москва).
антикоррупционное образование кадров как фактор повышения эффективности государственной политики противодействия коррупции
В статье рассматривается роль антикоррупционного образования в формировании антикоррупционного мировоззрения и устойчивых навыков антикоррупционного поведения кадров. Автор рассматривает, основные проблемы, в проведении государственной политики по противодействию коррупции; показывает, значимость формирования антикоррупционного правосознания; анализирует, основные направления антикоррупционного образования; доказывает необходимость включения курсов по противодействию коррупции в образовательные программы, высших учебных заведений.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное образование, противодействие коррупции, антикоррупционное правосознание, подготовка государственно-управленческих кадров.
На современном этапе развития мировое сообщество пришло к пониманию того, что одной из важнейших проблем является проблема противодействия коррупции. Коррупционные угрозы проявляются во всех сферах общественной жизни, они стали наиболее опасными и приобрели черты системной угрозы миру и безопасности человечества.
Общественная опасность коррупции заключается в том, что она оказывает разрушительное, дестабилизирующее воздействие на все государственные институты, препятствует поступательному развитию мирового правопорядка. Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Основная опасность коррупции как общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Следовательно, проблема предупреждения и пресечения коррупции и успешности антикоррупционной политики в России является общенациональной, от эффективности ее решения будет во многом зависеть будущее страны.
Однако восприятие коррупции российским общественным мнением далеко не столь однозначно. С одной стороны, опросы фиксируют понимание россиянами угрозы, которую несет коррупция национальным интересам страны: более 50% опрошенных россиян на первое место причин, препятствующих выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию, ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней российской (политической и экономической) элиты. С другой стороны, при ответах на вопрос о том, что сегодня тревожит россиян в большей степени, угроза коррупции занимает отнюдь не лидирующую позицию. Лишь 15% респондентов включили ее в перечень проблем, вызывающих наибольшие опасения. Гораздо сильнее обеспокоены граждане ростом алкоголизма, наркомании (52%), ростом цен на товары и услуги (43%), угрозами новых террористических актов (35%), кризиса системы ЖКХ (33%), сокращением доступности бесплатных медицинских и образовательных услуг (23%) [4].
Сравнительно невысокий уровень обеспокоенности коррупцией обычно объясняется тем, что люди привыкли, приспособились к коррумпированности большинства общественных институтов. Она воспринимается многими как привычное зло, с которым бесполезно бороться. К тому же в России существует, по мнению некоторых экспертов, историческая «преемственность» терпимого отношения к коррупции. Иначе говоря, обмен услугами и преференциями между бизнесом и властью многие россияне считают безусловной данностью общества, развивающегося на рыночной основе. На этом фоне проблема коррупции, не теряя своей актуальности, все же не воспринимается как то, что непосредственно угрожает повседневной жизни среднестатистического россиянина, тем более что далеко не каждый день приходится сталкиваться с деятельностью государственных институтов и правоохранительных органов, которые, по мнению большинства респондентов, как раз и подвержены коррупции в наибольшей степени.
Низкий уровень правосознания и правовой культуры всего населения формирует общий деструктивный фон для развития коррупции и экспансии коррупционных практик: во-первых, формируется своего рода социальный заказ населения на правовую деформацию сознания государственных служащих, с другой — искаженные правовые установки, правовой нигилизм государственных служащих усугубляют де-
формации правового сознания и правового поведения населения.
Следовательно, в обществе сложился своеобразный замкнутый круг. Власть, чиновничий аппарат зачастую игнорируют интересы и права граждан. Общество, или во всяком случае его значительная часть, стремится обходить стороной легальные и легитимные способы решения своих насущных проблем и свести общение с государственными органами к минимуму, обращаясь туда только в крайнем случае, когда нет никаких иных способов решения той или иной проблемы. При этом ни те, ни другие не отличаются высоким уровнем зако-нопослушания. Разорвать этот замкнутый круг будет возможно только тогда, когда в российском обществе будет сформирована нетерпимость к коррупционным отношениям, основой которой является, прежде всего, уровень правовой культуры, правосознания и правовой грамотности граждан.
Действительно, отсутствие у значительной части населения страны самых общих правовых представлений, незнание им своих прав и возможностей в противодействии коррупционным проявлениям различных форм — все это определяет необходимость осуществления целого комплекса мер по воспитанию у граждан правового сознания, привитию им навыков правового поведения, в том числе конкретных действий при соприкосновении с проявлениями коррупции.
В силу распространенности коррупционных проявлений и усложнения общественных отношений, объективно связанных с коррупцией, возникает настоятельная потребность в выделении такого компонента правового сознания, как антикоррупционное правосознание, которому наряду с общими признаками правосознания присущи и дополнительные специфические черты.
Антикоррупционному правосознанию присущи следующие признаки:
волепроявление при несогласии или противодействии коррупционным действиям или намерениям их совершить;
восприятие, отражение и выражение в форме правовых знаний и правовых оценок поведения людей; в регулятивных возможностях конституционных, административных, уголовных, гражданско-правовых норм, в достаточной эффективности их применения, реализации прав граждан и коллективных образований;
проявление в процессе формирования правовой части антикоррупционной политики и оказание определяющего влияния
на всю антикоррупционную политику государства;
распространение действия на специфическую материальную (извлечение незаконных материальных выгод должностным лицом из своего положения) и нематериальную (иные выгоды нематериального характера, получаемые чиновником) сферы и т. д.
Следовательно, главное функциональное назначение антикоррупционного правосознания состоит в восприятии, отражении и выражении в формах правовых знаний и оценок поведения, связанного (или, возможно, связанного) с коррупцией; в регулятивных возможностях права и эффективности его применения для правомерного разрешения проблем, споров, возникающих в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, реализации прав и законных интересов участников правоотношений, а также в создании условий противодействия коррупции.
Особенно значимым уровнем антикоррупционного правосознания является государственный уровень, т. е. деятельность уполномоченных органов по осуществлению правотворчества и особой формы реализации права — его применению. В этой связи при осуществлении правотворчества и правоприменения в сфере противодействия коррупции важны также не только надлежащий уровень правосознания, но и профессиональная подготовка тех, кто осуществляет правореализацию из этого следует, что государственный уровень антикоррупционного правосознания во многом связан с профессиональным и требует профессионализма от законодателей и правоприменителей [5].
В связи с этим роль и значение антикоррупционного образования в процессе формирования социально ответственных кадров, отличающихся активной гражданской позицией и обладающих своего рода аникоррупционным «иммунитетом», трудно переоценить.
Бесспорно, результативность антикоррупционной политики государства самым прямым образом зависит от состояния его кадров, которые не только сами должны быть максимально свободны от коррупционных отношений, но и активно способствовать реализации механизмов противодействия коррупции [1]. В связи с этим роль и значение антикоррупционного образования в процессе формирования социально ответственных кадров, отличающихся активной гражданской позицией и обладающих своего рода аникоррупционным «иммунитетом», трудно переоценить.
Действительно, отсутствие у значительной части кадрового корпуса страны даже самых общих правовых представлений, незнание им своих прав и возможностей в противодействии коррупционным проявлениям — все это определяет необходимость осуществления целого комплекса мер по воспитанию у граждан правового сознания, привитию им навыков правового поведения, в том числе конкретных действий при соприкосновении с проявлениями коррупции [2].
Следовательно, антикоррупционным образованием можно считать целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся [3].
Основными направлениями антикоррупционного образования должны стать:
1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни не только чиновников, но и каждого работника. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.
2. Информирование обучающихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, элемента культуры данного общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.
3. Формирование осознанного восприятия и отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить, поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России — воспитывать нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать у кадров устойчивую отрицательную оценку коррупции.
4. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У кадров должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении как
о поведении, неприемлемом ни при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер — не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный — борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.
5. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону — это важное направление реализации Национального плана и стратегии противодействия коррупции.
6. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.
Следовательно, целью антикоррупционного образования является формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.
Здесь велика роль системы высшего образования по следующим причинам: во-первых, здесь сосредоточена значительная часть интеллектуального потенциала страны, которая могла бы исследовать различные аспекты коррупции и предложить научно обоснованные рекомендации борьбы с ней; во-вторых, вузы воспроизводят кадровый и интеллектуальный потенциал, определяющий будущее развитие страны.
Существует несколько аргументов в пользу включения курсов по противодействию коррупции в образовательные программы вузов. В первую очередь это дает возможность ознакомить студентов с эмпирическими исследованиями, подтверждающими отрицательные последствия коррупции для работы административных структур и отношения общества к власти. Получив должную подготовку в самом начале своей карьеры, будущие кадры будут иметь багаж знаний о коррупции, что должно помочь в предотвращении и сокращении коррупционного поведения. Такой курс должен быть обязательно включен в программу обучения вузов, осуществляющих юридическую и управленческую подготовку кадров.
Если говорить о подготовке государственных и муниципальных служащих, то курс должен иметь больший практический акцент, учитывая структурные функциональные параметры конкретного учрежде-
ния. Курсы профессиональной подготовки нужно составлять таким образом, чтобы участники могли работать над конкретными предложениями по антикоррупционным мерам в своих ведомствах. Следовательно, актуализация государственной политики в области противодействия коррупции и необходимость подготовки кадров, способных выявлять коррупциогенные факторы и предпринимать необходимые меры для их преодоления, обозначили значимость проведения специализированных образовательных программ для государственных служащих Российской Федерации.
В сфере взаимоотношений власти и бизнеса важно, чтобы невыгодность коррупционного поведения сознавали и чиновники, и бизнес-сообщество, и граждане. Это позволит выработать единую стратегию реализации комплекса антикоррупционных мер, направленных в первую очередь на профилактику и минимизацию ее масштабов.
Особую роль в формировании и реализации антикоррупционного образования кадров сегодня играют Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и сеть подведомственных ей образовательных учреждений. В данном учебном заведении выполнен ряд фундаментальных исследований причин и факторов, предопределяющих коррупциогенность нормативных правовых актов, разработаны авторские методики экспертизы, прошедшие апробацию в правоохранительных органах, органах исполнительной власти. Кроме того, академия реализует целый ряд образовательных программ антикоррупционной направленности, в рамках которых проходят обучение государственные гражданские и муниципальные служащие, в сферу работы которых входит противодействие коррупционным и иным правонарушениям. Содержание образовательных программ нацелено на получение знаний в сфере нормативного правового регулирования антикоррупционной деятельности, овладение практическими навыками и обмен опытом по созданию антикоррупционной среды деятельности государственных органов.
Таким образом, целью антикоррупционного образования должно стать формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.
Итак, особое внимание в вопросе активизации граждан в антикоррупционной деятельности следует уделять включенности личности в антикоррупционные меха-
низмы. Именно «встроенность» институтов гражданского общества, самой личности в механизм антикоррупционной деятельности позволит повысить реальную эффективность принимаемых мер.
Следовательно, минимизировать коррупцию в обществе можно лишь путем формирования принципиально иной системы ценностей на основе правового просвещения, контроля за законотворческой, исполнительской деятельностью органов власти, обсуждения наиболее актуальных вопросов, связанных с причинами, условиями, масштабами, социальными последствиями коррупционного поведения. У граждан должны быть сформированы установки внутреннего неприятия коррупции как формы социального поведения в обществе, продемонстрированы нравственные, организационные, личностные деструктивные последствия этого явления.
Кроме того, в числе важнейших задач государственной антикоррупционной политики является коренной перелом общественного сознания. В обществе должна сформироваться атмосфера жесткого неприятия коррупции. Именно от активности свободных, ответственных людей, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором минимизирована коррупция. Именно осознание социумом своей гражданственности является определяющим фактором в формировании общественного потенциала, необходимого для активной антикоррупционной деятельности в России.
По существу, процесс искоренения причин коррупции, то есть безответственности и неэффективности государства, неразвитости гражданского общества, теневого характера и сырьевой направленности экономики, наконец, несовершенного и взяткоемкого законодательства, начинается сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба с коррупцией есть не что иное, как борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть, и в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь.
Библиографический список:
Зубова Я.В. Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России // Вестник РУДН. Серия «Социология». — 2010. — № 4.
Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование. — Ульяновск, ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.
Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия // Социс. 2009. № 9. С. 27.
Файзуллин Г.Г. Юридическое образование — важное условие формирования гражданского общества и правового государства // Государство и право. — 2001. — № 3. - С. 112-118.
Shedy M.V., e-mail: [email protected], Orel branch Rossiiskoy Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Anticorruption education
TRAINING AS A FACTOR IN INCREASING The effectiveness of public anticorruption policy The article examines the role of anticorruption education in the formation of anticorruption and sustainable world anticorruption behavior skills training. The author examines the main problems in the implementation of the state policy on combating corruption; shows the importance of the formation of anticorruption of justice; analyzes the main areas of anti-corruption education; demonstrates the need to include courses on anti-corruption in the educational programs of higher education institutions. Keywords: corruption, anti-corruption education, anti-corruption, anti-corruption legal awareness, preparation of state-administrative staff.