ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ
УДК 34.343
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ОПЫТУ РАБОТЫ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА)
А.Ю. Головин, Е.С. Дубоносов, С.Н. Ковалев
Рассмотрена система антикоррупционного воспитательного процесса, основные подходы к формированию антикоррупционного мировоззрения студентов и сотрудников на примере опыта работы в Тульском государственном университете.
Ключевые слова: антикоррупционное мировоззрение, правовое просвещение и воспитание, система антикоррупционного воспитательного процесса.
На современном этапе неразрывной частью экономической, политической, социальной и культурной жизни общества стала коррупция. Её наличие существенно влияет на разрушение социальных связей, падение нравственных устоев, ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
В этих условиях особое значение в системе правового воспитания приобретает антикоррупционное воспитание личности, которое является составной частью антикоррупционной стратегии российского государства.
Антикоррупционное воспитание позволяет развивать её ценностные установки для формирования устойчивой гражданской позиции относительно такого явления, как коррупция. Однако система данного воспитания в России полностью еще не сформирована, ее отсутствие отрицательно сказывается на осуществлении правовой реформы и построении гражданского общества, состоянии законности и правопорядка. В этих кризисных условиях наблюдается рост числа коррупционных преступлений, в основе которых лежат не только сложная социально-экономическая ситуация, падение нравов в обществе, но и во многом низкий уровень правового сознания, особенно молодого поколения.
В российской системе высшего образования коррупция рассматривается как одно из негативных социально-правовых явлений. В настоящее время в средних и высших образовательных учреждениях ставится задача по целенаправленному антикорупционному воспитанию, что способствует на начальной стадии образовательного процесса формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
В процессе антикоррупционного воспитания в сфере среднего образования (школы, лицей, колледжи) настоящее время используются два способа. Первый способ заключается во внесении в программу тем, дополнений, которые должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это будет выглядеть как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Подобный по дход широко используется в программах средней школы, где в качестве основы выступают социальные дисциплины: обществознание, история [1], экономика, этика. Другой способ состоит в том, чтобы проанализировать, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в уже существующие программы предметов, подчеркнув таким образом аспекты, которым уделялось слишком мало внимания.
В высших профессиональных учебных заведениях такой подход не совсем приемлем. Наиболее целесообразно осуществление антикоррупционного воспитания следующими способами. Первый способ реализуется путем включения тем, спецкурсов и отдельных дисциплин антикоррупционной направленности в образовательные программы, реализуемые вузом. Второй способ предусматривает неформальное антикоррупционное воспитание, осуществляемое в свободное от учебного процесса время. Он включает: мероприятия агитационного характера,
конференции, встречи с работниками правоохранительных органов и др.
Антикоррупционное воспитание в вузе заключается в определенных позитивных представлениях, взглядах, ценностных ориентациях, установках, которые лежат в основе правовой культуры. Последняя, в свою очередь, представляет собой практическое соблюдение, исполнение и использование юридических норм обучающимися.
Под антикоррупционным воспитанием в вузе понимается целенаправленный, систематический и управляемый процесс воздействия на сознание лиц, участвующих в сфере образования, осуществляемый с помощью специальных правовоспитательных форм, средств, методов в целях формирования высокого уровня общей правовой культуры и правосознания, выражающихся в антикоррупционном поведении.
Цель антикоррупционного воспитания - это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлены усилия субъектов воспитательного процесса. При этом прогнозируемым результатом должна стать личность, наделенная знаниями об опасности, которую представляет коррупция для общества и образовательной системы, не
желающая мириться с проявлениями коррупции и активно участвующие в устранении причин и условий, её порождающих [2, С. 65 - 66].
Рис.1 . Система антикоррупционного воспитательного процесса
1 - целенаправленное изучение права и законодательства по противодействию
коррупции;
2- непосредственный опыт антикоррупционного поведения;
3- правовоспитательное воздействие;
4- информация об уровне усвоения антикоррупционных знаний, ознакомление с личным опытом правового поведения обучающихся (студентов, слушателей).
Задачами антикоррупционного воспитания в высшем образовательном учреждении являются:
1) усвоение необходимого комплекса знаний о формах, видах коррупции и особенностях её проявления в различных сферах общественной жизни, причинах и социальных последствиях этого явления;
2) выработка у обучающихся лиц позитивных ценностных ориентаций относительно оценки коррупции в соответствии с моральными и правовыми нормами;
3) формирование умений практически реализовывать правовые знания в устранении причин и условий коррупционных правонарушений;
4) формирование привычек и навыков антикоррупционного поведения;
5) формирование устойчивого правового иммунитета (невосприимчивости) к негативным социальным явлениям, связанным с коррупцией.
В структуру процесса антикорупционного воспитания входят: а)
субъекты (профессорско-преподавательский состав учебного заведения; руководство вуза, кураторы учебных групп и др.); б) правовоспитательное воздействие; в) объекты (обучающиеся).
В процессе антикоррупционного воспитания субъекты активно используют правовоспитательное воздействие на объекты (личность, группу лиц) посредством комплексного использования форм, методов и средств воспитания. Заключительным этапом данного воздействия является восприятие субъектами информации об уровне антикоррупционных знаний, полученных воспитуемыми и ознакомление с их личным опытом антикоррупционного поведения.
Объекты антикоррупционного воспитания кроме пассивного восприятия информации могут активно осуществлять самовоспитание, которое во многом зависит от уровня полученных знаний о коррупции, а также духовных ценностей и сформировавшихся нравственных и эстетических идеалов.
Субъекты процесса антикоррупционного воспитания осуществляют целенаправленное изучение правовых норм, связанных с коррупционными отклонениями и коррупционными правонарушениями. При этом они анализируют имеющиеся в обществе негативные явления, способствующие коррупции, исследуют материалы правоприменительной практики в административном и уголовном судопроизводстве, используют личный опыт антикоррупционного поведения.
Антикоррупционному воспитанию присущи следующие признаки:
- социальность. Само участие в правовой жизни общества, факультета, вуза оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им антикоррупционных знаний и приобретению навыков противодействия коррупционным проявлениям. Общество, государство и его социальные институты заинтересованы в формировании активных и в то же время законопослушных граждан. Воспитание в духе права, законности не ограничивается антикоррупционном просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое отражение в активном правовом поведении личности и её негативном отношении к фактам коррупции;
- коммуникативность. Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, при обучение в вузе, общении в студенческом сообществе. В подобной межличностной коммуникации закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания;
- конструктивность. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех лиц, участвующих в образовательном процессе. Кроме того, правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, непримиримости к коррупционным правонарушениям, а также активной гражданской позиции в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры, приобретаемой в процессе антикоррупционного воспитания;
- организационность. Средствами повышения правовой культуры граждан являются антикоррупционное просвещение как часть общего правового просвещения, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Осуществление данного просвещения требует отработанных форм правовоспитательной работы.
Неотъемлемой составляющей антикоррупционного воспитания является воздействие на правосознание лиц, обучающихся в вузе.
При проведении социологического опроса студентов 1-5 курсов Тульского государственного университета было установлено, что большая их часть (75,3%) считают повышением своего правосознания период обучения на юридическом факультете [2, С. 68].
Несмотря на весьма позитивный результат подобных ответов, антикоррупционное воспитание представляет процесс с весьма непредсказуемыми результатами, поскольку на него существенное влияние оказывают различные факторы, предопределяющие антикоррупционную составляющую личности.
Факторы, влияющие на данный вид воспитания, могут быть:
а) объективными, не зависящими от воли субъектов;
б) субъективными, зависящими от воли человека.
Таблица 1. Формы антикоррупционного воспитания
Формы антикоррупционного воспитания
Реализуемые лицами, участвующими в образовательном процессе вуза Реализуемые с участием правоохранительных органов
Изучение основ правоведения, Конституции РФ, законодательства антикоррупционной направленности Выступления сотрудников правоохранительных органов по антикоррупционной тематике
Получение профессионального юридического образования Тематические семинары с участием сотрудников правоохранительных органов
Антикоррупционная пропаганда (локальные СМИ, плакаты, объявления, сети Интернет и др.) Использование тематических передач по коррупции при выступлении в СМИ
Информирование студентов о состоянии борьбы с коррупцией Прохождение юридической практики в правоохранительных органах
Правовоспитательная работа кураторов учебных групп (беседы, собрания и др.) Правовоспитательная работа в общественных и молодежных формированиях («Друзья закона» и др.)
К объективным факторам относятся, прежде всего, особенности среды, в которой функционируют лица, участвующие в образовательном процессе, социально-экономические отношения, уровень правовой культуры, конкретная политика вуза в сфере противодействия коррупции. Все эти составляющие в значительной мере фиксируются во внутреннем мире человека, определяют направленность его поведения, обогащают духовно-нравственную
составляющую. Данные факторы могут по -разному проявляться в сфере высшего образования и зависят от должности, социального положения, материального благосостояния. При этом стремление к роскоши, материальному благосостоянию при низких моральных качествах может быть толчком к безответственности и обогащению, а низкая зарплата и отсутствие перспектив изменить свои бытовые условия вызывать озлобленность, зависть и агрессию.
Субъективные факторы в целом зависят от высокой нравственной позиции, сформировавшихся позитивных правовых установок, нетерпимости к коррупции субъектов, участвующих в антикоррупционном воспитании.
Особое значение в процессе антикоррупционного воспитания приобретают формы, т.е. внешняя сторона его осуществления.
Однако проведенное исследование среди студентов различных направлений и специальностей ТулГУ существенно конкретизировало картину в сфере форм антикоррупционного воспитания [2, С.69].
бО-
бО-
40-
30-
20-
10-
23 | 55,5 |
,б 14
14
□ проведение лекций, бесед
□ выстепления сутрудников правоохранительных органов по проблемам профилактики и противодействия коррупции
□ использование средств массовой информации
□ правовоспитательная работа кураторов учебных групп
□ совершенствование политики учебного заведения в сфере противодействия коррупции
□ профессиональная юридическая подготовка студентов
Рис.2. Эффективность различных форм антикоррупционного воспитания
в высшем учебном заведении
0
Для достижения эффективных результатов в антикорционном воспитании используются четыре группы методов: а) убеждение; б) поощрение; в) рекомендование; г) принуждение. Все перечисленные методы могут весьма успешно использоваться в системе высшего профессионального образования. Сущность данных методов состоит в том, чтобы найти в духовном мире личности желания, интересы, задатки и так организовать их, что искоренить негативные коррупционные проявления.
Основными структурными компонентами антикоррупционного воспитания выступают:
1) антикоррупционное самовоспитание;
2) антикоррупционное просвещение.
Антикоррупционное самовоспитание способствует оптимизации
процессов формирования профессиональных качеств сотрудников,
осуществляющих борьбу с коррупционными правонарушениями, вырабатывает устойчивость к коррупционным проявлениям. Оно придает активность, целеустремленность и устойчивость всей деятельности личности.
□ поощрение за информирование руководства учебного заведения по фактам коррупционных проявлений
□ убеждение профэссорско - преподавательского состава и студентов в нетерпимом отношении к фактам коррупции
□ рекомендации всем сотрудникам учебного заведения и студентам соблюдать законы, подзаконные и локальные акты, регулирующие антикоррупционную устойчивость и противодействие коррупции
□ принуждение к необходимости сообщать о фактах коррупции в учебном заведении в правоохранительные органы
Рис.3. Методы антикоррупционного воспитания в вузе
Антикоррупционное самовоспитание - это активный, целеустремленный, сознательный процесс формирования и развития у членов общества положительных и искоренение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями в борьбе с антикоррупционными проявлениями.
Антикоррупционное самовоспитание включает: изучение человеком
факторов проявления коррупции; самопознание и критическую самооценку коррупционной деятельности и поведения сотрудников служебного коллектива, руководства вуза; лиц муниципальных, федеральных органов власти и правоохранительных структур; выработку программы самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания.
Практика самовоспитания индивидуальна и содержит различные методы и приемы. К их числу относятся: а) самонаблюдение, позволяющее воспринимать личностью самой себя для осуществления самонаблюдения; б) самопринуждение - особая функция воли, направленная на принуждение совершать определенные действия; ценность самопринуждения возрастает,
если оно обусловлено заранее осознанными внутренними побуждениями; в) самообладание - это способность в критических ситуациях подавлять в себе отрицательные качества, наличие сильной воли, умение ориентироваться в сложной обстановке; г) самодисциплина - высшая форма дисциплины, основанная на осознанной необходимости действовать в соответствии с требованиями этики, законов.
Механизм управления антикоррупционным воспитанием является частью механизма социального управления. Данный механизм является многоплановым и комплексным. При этом как со стороны субъекта, так и со стороны объекта в процессе организации антикоррупционного воспитания наблюдаются структурные отношения (правовая установка личности, правовая активность личности, детерминанты антикоррупционного воспитания и др.). Конкретным проявлением структурности процесса данного воспитания как субъектно-объектного взаимодействия являются его формы и средства, которые составляют организационный и методологический механизм, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание объекта.
Как показало исследование, повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в научной и правовой информации, последовательно расширять и углублять свой кругозор, свое духовное богатство - важнейший показатель развитой нравственно-правовой личности студента высшего учебного заведения.
В соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование». Данное право предусматривает получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Аналогичное право гражданина гарантируется в ч.1 ст.5 Закона «Об образовании», а в ст. 3 Закона «О защите прав потребителей», закрепляется право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
По мнению ученых, под конституционными гарантиями необходимо понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.
Составной частью права на образование является право на правовое просвещение, под которым понимается совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.
Анализ законодательной базы, регулирующей организацию правового просвещения на уровне государственных образовательных учреждений, показал, что в настоящее время в России отсутствует единая государственная политика в данной сфере, нормы, касающиеся осуществления этой
деятельности, рассредоточены в различных нормативно-правовых актах, неконкретны и противоречивы.
Следует отметить, что противоречивость законодательной базы вызвана несовершенством компонентов правового просвещения, основным элементом которого является организация правового воспитания. Несовершенство многих правовых вопросов и заимствование неадаптируемых ценностей зарубежной правовой культуры затрудняют понимание и усвоение права широкими слоями лиц, задействованных в образовательном процессе. Для организации последовательного и эффективного процесса правового просвещения на законодательном и организационном уровнях необходимо уяснить ряд требований. Деятельность законодателя должна быть направлена, прежде всего, на решение конкретных вопросов правового воспитания: деятельности средств массовой информации в области правового воспитания; специальном юридическом образовании в России; юридическом воспитании в вузе; использовании правовоспитательного потенциала различных общественных формирований.
В условиях, когда в России коррупция приобретает наступательный и системный характер, особое значение приобретает организация антикоррупционного просвещения, которое является составной частью общей системы правового просвещения.
Антикоррупционное просвещение в вузе включает целенаправленную и систематическую деятельность сотрудников высшего учебного заведения по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия различным видам коррупционных правонарушений и обеспечения процесса духовного формирования и антикоррупционной устойчивости субъектов, участвующих в образовательном процессе.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие антикоррупционной подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием приоритетов права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации норм, предусматривающих юридическую ответственность за коррупционные правонарушения.
Полученные в ходе антикоррупционного просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять гражданскую активность в противодействии коррупции в вузе.
В современных условиях для обучающихся в вузах чрезвычайно актуальной является проблема правовой осведомленности и юридической грамотности. Российские юристы возлагают серьезные надежды на юридические классы, введение дисциплин антикоррупционной направленности, внесение изменений в юридические дисциплины. На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Модельный закон о просветительской деятельности (принят в г.
Санкт-Петербурге 07.12.2002 г. Постановлением 20-15 на 2-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ) определил правовое просвещение как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации.
В целях оптимизации и координации в указанной области Президентом РФ в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011. № Пр-1168. В п. 2. закрепляется в целях повышения грамотности и правосознания граждан «повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности граждан». Ключевым направлением стали:
- правовое просвещение и правовое информирование граждан;
- совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
- совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи и др. [3].
Руководство вуза и профессорско-преподавательский состав являются гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на антикоррупционное просвещение в вузе. В этих целях они предпринимают следующие действия:
- разрабатывают и осуществляют политику в сфере правового просвещения;
- издают локальные (внутривузовские) нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети подразделений (факультетов, кафедр), реализующих антикорупционное просвещение;
- оказывают финансовую помощь структурным подразделениям, осуществляющим антикоррупционное просвещение и антикоррупционную пропаганду;
- осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением нормативных актов различного уровня по противодействию коррцпции;
- осуществляют общий контроль за качеством антикоррупционных программ и проведением учебных дисциплин антикоррупционной направленности.
Целенаправленные антикоррупционное просвещение и пропаганда подразделяются на направления:
- информационное обеспечение законодательства;
- совершенствование системы юридического образования;
- совершенствование правового обучения населения.
Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения - обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы. Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, в т.ч. антикоррупционного
мировоззрения, являющейся одним из условий в профилактике коррупционных правонарушений.
В связи с вышеизложенным, чрезвычайно актуальным для лиц, участвующих в системе антикорупционного воспитания, стали проблемы правовой осведомленности и юридической грамотности. Отечественные юристы возлагают серьезные надежды на совершенствование правовой подготовки граждан. Юридическая подготовка способна формировать основы правосознания граждан и их правовой культуры, что является необходимым условием сознательного осуществления своего гражданского долга, перед обществом и, в конечном итоге способствует преодолению негативных взглядов и отклоняющегося в сторону коррупционных отношений поведения. Для разрешения этой проблемы необходимо формирование позитивного отношения к антикоррупционному законодательству, знание законных оснований противодействия коррупции.
В данном аспекте результаты социологических опросов, проводимых Дальневосточной академией государственной службы (г.Хабаровск), свидетельствуют о том, что население Хабаровского края характеризуется низким уровнем нормативности сознания, выраженного в субъективных оценках допустимости для себя тех или иных асоциальных форм поведения. По данным опроса, каждый третий считает основными причинами нарушения прав человека незнание населением законов, своих прав (41,8%).
Проведенное авторами исследование подтверждает, что на лица, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», считают: юридические
знания отражаются на их антикоррупционном мировоззрении (77,7%). При этом обучающиеся по непрофильным специальностям (техническим,
экономическим и др.) полагают, что получаемые ими знания по основапм права лишь в 71% случаев формируют их коррупционное мировоззрение. Различные группы респондентов, получающие юридические знания достаточно высоко оценивают их значимость. Соответственно, осуществление
юридической подготовки играет существенную роль не только в их правовой подготовке, но и совершенствует уровень их антикоррупционного мировоззрения [2, С. 74].
В системе антикоррупционного просвещения в вузе выделяют следующие группы правовоспитательных средств:
1) словесные (слово, аудиозапись, печатное слово);
2) образные (иллюстрации, макеты, видеопродукция, учебные
полигоны);
3) орудия и приспособления (оборудование, ЭВМ, материалы и др.).
Основная часть информации о развитии коррупционных отношений
получается обучающимися из лекций по правовым вопросам, средств массовой информации, тематических телевизионных передач, межвузовского общения, в семье, в отношении с преподавателями, а также восприятия окружающих жизненных реалий посредством их личного познания и соответствующей субъективной оценки эффективности осуществления борьбы с коррупцией.
Насколько эффективна данная информация в отношении обучающихся и профессорско-преподавательского состава наглядно показано на рис. 4.
В современных условиях наиболее часто антикоррупционное просвещение сводится к проведению бесед с преподавателями и обучающимися на антикоррупционные темы, разъяснению отдельных коррупционных проявлений в вузе. В некоторых высших учебных заведениях антикоррупционную грамотность повышают с помощью средств массовой информации (газеты, радио, местное телевидение), чаще всего под рубриками «Право», «Закон вступил в силу», «Молодежь против коррупции»; «Коррупция, власть и бизнес»; «Вуз против коррупции» и т.п., где освещаются антикоррупционные вопросы.
□ эффективна в целом
□ эффективна в отдельных регионах
□ низкая эффективность
□ неффективна и требует соответствующей корректировки
Рис.4. Эффективность правовой информации в формировании антикоррупционного мировоззрения в вузе
В рамках ТулГУ широко используются наглядные документы в виде плакатов и памяток: «Антикоррупционный букварь»; памятка гражданину «Если у Вас вымогают взятку»; «Зачетная книжка без взяток»», выпускаются на гуманитарном факультете буклеты «Мы против коррупции»; «Скажи НЕТ коррупции» и др. В сетях Интернет организованы линии «Прямая линия ТулГУ», «Новости ТулГУ».
Наиболее эффективными формами антикоррупционного просвещения являются: а) привлечение для проведения занятий представителей
правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией; б) привлечение юристов для чтения лекций по противодействию коррупции; в) введение новых дисциплин антикоррупционной направленности[4,С.19].
Первые наиболее распространенные формы находят распространение в вузах. К процессу обучения привлекается до 10% работников практических подразделений правоохранительных органов (полиции, суда, прокуратуры, следственных подразделений различных ведомств и др.).
Относительно введения дисциплин антикоррупционной направленности имеются отдельные проблемы. В настоящее время активно вводятся такие дисциплины, как «Антикоррупционное мировоззрение»; «Коррупция: причины, проявления, противодействие». Введение в учебный процесс дисциплин антикоррупционной направленности существенно расширяет спектр форм антикоррупционного просвещения. Данный вывод подтверждает массовый социологический опрос студентов пяти непрофильных факультетов, изучающих данные дисциплины. При этом 49,5% респондентов считают данное решение правильным
10
15
20
25
30
35
40
45
□ иные формы деятельности
□ привлечение юристов для чтения лекций по проблемам противодействия коррупции проффесорско -преподавательскому составу и сотрудникам других факультетов и подразделений высшего образовательного учреждения
□ привлечение для проведения отдельных лекций сотрудников правоохранительных органов,осущэствляющ1х борьту с коррупцией
□ использование в процессе обучения учебных фильмов по вопросам противодействия коррупции
□ введение новых учебных дисциплин антикоррупционной направленности
□ формирование Интернет - страниц и сайтов в высшем учебном заведении
□ адресное распространение информации для различных категорий работников и студентов учебного заведения по правильности поведения в условиях различных коррупционных проявлений
□ работа юридической клиники на факультете
□ использование информационных источноков для иллюстрации вопросов противодействия коррупции
0
5
Рис. 5. Эффективные формы антикоррупционного воспитания,
применяемые в вузе
Антикоррупционное просвещение - это сложный и длительный процесс, затрагивающий не только сферу образования, но и все стороны общественной жизни. Средствами правового просвещения являются антикоррупционная пропаганда, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности в вузе, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы внутривузовских локальных нормативных актов.
Список литературы:
1. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного
мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) - М., 2009.
2. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения в высшем учебном заведении: учебнометодическое пособие. Тула: изд-во ТулГУ, 2014.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. №324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
4. Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. О методике преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. II. Юридические науки. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
Головин Александр Юрьевич, докт. юрид. наук, декан юридического факультета ТулГУ, тел. +7(4872)35-55-85, golovintula@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
Дубоносов Евгений Серафимович, докт. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой УПиП, тел. +7(4872)35-49-89, dubonosov1964@ rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
Ковалев Сергей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры УПиП , + 7(4872) 35-22-80, kovsernik2@rambler.ru, (Россия, Тула, ТулГУ).
ANTI-CORRUPTION EDUCATIONINTHE SPHERE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (THEEXPERIENCE OF THE TULA STATE UNIVERSITY)
A.Y. Golovin, DubonosovE.S., S.N. Kovalev
Consider a system of anti-corruption educational process, the basic approaches to the formation of anti-corruption attitudes of students and staff on the experience of work in Tula state University.
Key words: anti-corruption worldview, legal education and training system of anticorruption in the educational process.
GolovinA.Y.,Doctor. jurid. Science, Deсan of the Faculty of TSU bodies. 8 (4872) 35-55-85, golovintula@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
Dubonosov E.S., Doctor. jurid. Sciences, Professor, Head. Chair TVSS.8(4872) 35-49-89, dubonosov1964@rambler.ru (Russia, Tula, Tula State University)
Kovalev S.N., candidate. ehkon. Sciences, Associate Professor, Department TVSS. 8(4872) 35-22-80, kovsernik2@rambler.ru, (Russia, Tula, Tula State University).