Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты развития правового сознания несовершеннолетних'

Психолого-педагогические аспекты развития правового сознания несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / LEGAL CONSCIOUSNESS STRUCTURE OF LEGAL CONSCIOUSNESS / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIALIZATION OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярушкин Николай Николаевич

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению психолого-педагогических детерминант развития правового сознания несовершеннолетних. Обращается внимание на взаимосвязь между дефектами правосознания и девиантным поведением. Представлены психолого-педагогические условия и факторы, оказывающие влияние на процесс развития правового сознания несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF JUVENILE LEGAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT

This article explores the theoretical approaches to the study of psycho-pedagogical legal consciousness development determinants. Attention is drawn to the relationship between the defects of lawfulness and deviant behavior. Psycho-pedagogical conditions and factors influencing the development of consciousness are provided.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты развития правового сознания несовершеннолетних»

УДК 159.922:34

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© 2012 Н.Н.Ярушкин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 11.04.2012

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению психолого-педагогических детерминант развития правового сознания несовершеннолетних. Обращается внимание на взаимосвязь между дефектами правосознания и девиантным поведением. Представлены психолого-педагогические условия и факторы, оказывающие влияние на процесс развития правового сознания несовершеннолетних.

Ключевые слова: правовое сознание, структура правового сознания, девиантное поведение, правовая социализация несовершеннолетних.

По данным статистики за последние 10 лет преступность среди несовершеннолетних увеличилась в 2 раза, в то время как количество несовершеннолетних уменьшилось на 15 - 20%. Четверть всех преступлений в стране совершается несовершеннолетними. Средний возраст рецидивиста снизился на 4 - 5 лет. Эти цифры не могут не настораживать. Отмеченные факты указывают не только на высокий уровень преступности, но и на структурные изменения преступного сообщества, а именно: преступность в стране «молодеет». В качестве основных причин этой опасной тенденции, разумеется, выступают социальные факторы, обусловленные трудностями переходного этапа в жизни российского общества. Снижение материального уровня жизни людей, безработица, отсутствие четкого стратегического курса в развитии страны, неэффективность власти, коррумпированность чиновников и правоохранительных органов создали условия социальной напряженности и роста преступности в стране.

Совокупность таких неблагоприятных факторов крайне негативно отражается на развитии правового сознания молодого поколения. Уровень же развития такого сознания, в соответствии с известным психологическим принципом единства сознания и деятельности, определяет особенности социального поведения молодежи. Поэтому, наряду с необходимостью решения различных социально-экономических проблем важно обратить самое пристальное внимание на психолого-педагогические условия и факторы развития правового сознания несовершеннолетних. Ю.И.Новик1 справедливо отмечает много-

Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии факультета психологии. E-mail: nyarushkin@mail. ru

1 Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. - Минск: 1989.

аспектность правосознания, считая, что это одна из форм общественного сознания, на которую оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, что оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Известный в нашей стране специалист в области юридической психологии В.Л.Васильев2 полагает, что правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обуславливаются материальными условиями существования общества, то есть внимание акцентируется на объективных условиях формирования правового сознания.

В то же время В.М.Обухов3 указывает, что «правосознание личности представляет собой сплав социального и индивидуального, отражает объективные условия жизни, отношения, в которые включен индивид, а также свойства и качества самой личности (психологические, биофизиологические, демографические». Отсюда следует, что правовое сознание отражает индивидуальные особенности понимания людьми правовых норм, законности или незаконности различных поступков, их отношения к закону и вытекающим из него правовым явлениям и требованиям. По мнению Ю.И.Новика4, правосознание входит не только в качестве важнейшего элемента в систему непосредственного регулирования как правомерного, так и противоправного поведения личности, но и участвует в регулировании поведения отдельных индивидов или социаль-

2Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: 2005.

3 Обухов В.М. Формирование правового сознания школьников // Советская педагогика. - 1985. - № 10. - С.23 - 26. - С. 26.

4 Новик Ю.И. Психологические проблемы....

ных групп через правовые нормы; в любом случае оно выступает как элемент системы правового регулирования, так как именно правосознание, в конечном счете, соизмеряет действия конкретного субъекта (лица) с правовыми требованиями.

Существуют разные точки зрения на структуру правового сознания. На наш взгляд, наиболее конкретную модель этой структуры представил Г.Г.Шиханцов, который считает, что «Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный - оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению»5. Похожую модель предлагает А.Р.Ратинов6, в ней он выделяет следующие функциональные структуры: гносеологическую, эмоционально-оценоч-ную и поведенческую, которые осуществляют познавательную, оценочную, регулятивную функции соответственно. Ключевое значение в данной структуре правосознания отводится эмоциональному и поведенческому компонентам. Для того, чтобы правосознание оказывало реальное регулятивное воздействие на поведение субъекта, знание о праве как о системе норм и практике их реализации должно быть отражено в сознании субъекта на уровне ценностных ориентаций и получить определенное эмоциональное отношение, закрепиться в стереотипах.

Когда речь идет о развитии познавательного компонента правового сознания у несовершеннолетних, следует реально представлять, что даже большая часть взрослого населения нашего общества не обладает необходимой совокупностью правовых знаний и в своем поведении зачастую руководствуется лишь знанием нравственных норм этого общества и здравым смыслом. Поэтому усвоение этих норм через посредство взрослых так важно для несовершеннолетних. Не менее значимо для них и формирование позитивного отношения к этим нормам, так как практика показывает, что не всегда наличие правовых знаний гарантирует правомерное поведение. Лишь положительное отношение к сущест-

5 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М.: 2002. - С. 29.

6 Белобородое А.Г. Образ права как смысловой уровень

правового сознания: Дисс.... канд. психолог.наук. - М.: 1996. - С. 20 - 21.

вующим правовым и моральным нормам создает необходимые предпосылки к такому поведению. В конечном итоге, это приводит к формированию соответствующих ценностных ори-ентаций и установок, выступающих в качестве психологических механизмов правомерного поведения личности.

Становление этих механизмов происходит в процессе правовой социализации несовершеннолетних, важнейшими агентами или институтами которой являются семья и школа. Не умаляя значимости школы, следует, тем не менее, отметить, что именно семья, семейное воспитание во многом определяют успешность правовой социализации формирующейся личности и уровень ее правового сознания. К сожалению, в создавшейся в стране ситуации наиболее уязвимым звеном оказалась именно эта основная ячейка общества - семья. Необходимо отметить определенную «заслугу» в снижении ценности семьи, как основного института социализации личности подрастающего поколения, средств массовой информации. Различные молодежные телеканалы, обрушивая на еще несформировавшееся сознание молодежи настоящий поток низкопробной продукции, вольно или невольно формируют у нее такое мировоззрение, в котором нет места для семейных ценностей. А без этого у любого общества нет будущего. Неблагоприятные последствия в снижении значимости этих ценностей для современной молодежи проявляются в разных формах: в нежелании создавать свою семью, увеличении числа бракоразводных процессов, семейных конфликтов, неполных семей, снижении рождаемости детей, что в целом негативным образом отражается на демографической ситуации в стране.

Такая тенденция не могла не отразиться и на качестве семейного воспитания и его последствиях: по последним данным в стране насчитывается примерно 500 тысяч бездомных детей, у которых есть живые родители. В то же время немало и таких семей, которые относят к категории неблагополучных: криминогенные, аморальные, проблемные, неполные, псевдоблагополучные. Г.Г.Шиханцов7 определяет их характерные признаки и то воздействие, которое они оказывают на несовершеннолетних детей. В криминогенной семье, где кто-то из членов семьи уже совершил или продолжает совершать преступления, вероятность совершения преступления несовершеннолетними увеличивается в 4 - 5 раз. Как гласит народная мудрость: «Яблоко от яблони недалеко катится». Причина понятна: преступное поведение взрослых членов семьи де-

7 Шиханцов Г.Г. Юридическая.. - С. 34 - 39.

монстрирует подросткам образец антиобщественного поведения.

Аморальные семьи характеризуются правонарушениями, пьянством, алкоголизмом, конфликтами, развратным поведением родителей. В таких условиях дети оказываются заброшенными, у них пропадает уважение к родителям, формируются психопатические черты характера. Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются в 6 - 7 раз чаще, чем среди других ребят. В криминогенных и аморальных семьях ослаблены эмоциональные связи между родителями и детьми, отсутствует должный социальный контроль, формируется деформированная структура потребностей и, в целом, асоциальная личность подростка. Это потенциальные правонарушители. Несомненно, такие же тенденции могут прослеживаться и в иных видах «неблагополучных семей». К ним следует отнести «проблемную семью», характеризующуюся постоянной конфликтной обстановкой, создающей атмосферу напряженности для несовершеннолетних, способствующей возникновению у них состояния хронического стресса, фрустрации и тревожности, которые, в конечном итоге, могут проявиться в форме реактивного состояния и последующего девиантного поведения. Подростки стремятся избежать этого за счет своего увеличивающегося времени пребывания на улице в кругу своей компании. Таким образом, снижается возможность контроля за их поведением и влияния со стороны родителей.

Сложности в социализации несовершеннолетних возникают и в неполных семьях. Часто разводу предшествует тяжелая психологическая атмосфера в семье. Несовершеннолетний становится свидетелем скандалов между родителями, видит с их стороны проявления взаимной грубости, унижения, насилия. Снижается их авторитет. Оставшись без одного из родителей, несовершеннолетний не только испытывает утрату, но и порой чувство собственной неполноценности, ущербности в кругу своих сверстников. Уход из семьи отца может наиболее отрицательно сказаться на воспитании мальчика, для которого важен пример мужчины. Именно отец может и должен выступать для мальчика своего рода образцом, носителем мужских качеств. Если же и в семье и школе его окружают и воспитывают одни женщины, то это может способствовать его феминизации.

К неблагополучным семьям следует отнести и псевдоблагополучную семью, которая отличается наличием жестких взаимоотношений, применением физического наказания как основного средства воспитания. Такое воспитание, по мне-

нию А.С.Макаренко8, с одной стороны, «вызывает детскую ложь и человеческую трусость и в то же время воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство». Это может привести к утрате отзывчивости, эмпатии, формирует негативизм и враждебность сначала к своим родителям, а в последующем и к другим людям. В конечном итоге, это может способствовать возникновению девиации у несовершеннолетних.

Таким образом, неустроенный семейный быт, отсутствие родительского внимания и теплоты к детям, пьянство, наркомания родителей, семейные скандалы и т.д. способствуют вовлечению несовершеннолетних в криминализированные уличные компании, которые для них становятся референтными группами. Именно в рамках таких групп подростком быстро усваиваются негативные нормы поведения и формируется девиантное поведение.

Одним из психолого-педагогических факторов, влияющих на развитие правового сознания и способствующих проявлениям девиантного поведения, являются возрастные подростковые реакции, которые хорошо описал А.Е.Личко9. Среди них важное место занимает реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться от опеки со стороны взрослых, которая может распространяться на нравственные нормы, ценности и требования, принятые в обществе. Эта реакция является одной из форм самоутверждения. Она может выражаться в более резкой форме, в случае непонимания или нежелания взрослых, в том числе родителей, перестраивать систему отношений с несовершеннолетними. Другой подростковой реакцией, которая может спровоцировать несовершеннолетнего на девиантное поведение, является реакция группирования со сверстниками. Известно, что в этом возрасте несовершеннолетние обладают повышенной конформностью по отношению к группам сверстников. Это делает их весьма уязвимыми при оказании влияния со стороны групп с негативной направленностью.

Существует и другая опасность, которая не всегда учитывается при целенаправленном формировании правового сознания и проведении профилактической работы по предупреждению девиантного поведения среди несовершеннолетних. Эта опасность заключается в том, что у значительного числа несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, имеются так называемые психические аномалии, создаю-

8 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. - Т.4. - М.: 1957 - С. 352.

9 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: 1985.

щие предпосылки к такому поведению. Психические аномалии снижают адаптивные возможности индивида. Психические аномалии сами по себе не криминогенны, но при определенных условиях жизнедеятельности индивида могут выступать в качестве условия преступного поведения.

Для лиц с психическими аномалиями характерны такие особенности, как конфликтность, преобладание импульсивно-агрессивных поведенческих реакций. Многие из различных психических аномалий у несовершеннолетних носят не врожденный, а приобретенный характер и зачастую обусловлены дезорганизацией семейного воспитания или вовсе отсутствием его. Что же понимается под психическими аномалиями и какие дефекты семейного воспитания могут способствовать их возникновению? По мнению ведущего специалиста в области юридической психологии М.И.Еникеева10, психические аномалии - это так называемые пограничные психические состояния - непатологические психические расстройства, еще не достигшие степени психоза (психического заболевания, характеризующегося кардинальными психическими нарушениями, обусловливающими невменяемость).

К психическим аномалиям он относит: реактивные состояния, неврозы, акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержки психического развития (умственную отсталость). Определенная часть этих психических аномалий может быть обусловлена неблагоприятными семейными условиями и отношениями. Так, реактивные состояния, представляющие собой острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики, которые могут возникать как следствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования в рамках неблагополучной семьи и за ее пределами.

Другой причиной девиантного поведения несовершеннолетних могут быть подростковые акцентуации характера, под которыми понимаются крайние варианты нормы, проявляющиеся в том, что отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий. Некоторые типы акцентуации чаще других приводят при определенных условиях к социальной дезадаптации подростков и способствуют антисоциальному поведению. К ним прежде всего относят гипертимный, лабильный, шизоидный (интровертированный), эпилептоидный (возбудимый), истероидный (демонстративный), неустойчивый, конформный типы11.

10 Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: 2001.

11 Шиханеов Г.Г. Юридическая..

Из перечисленных акцентуаций характера наибольшее беспокойство в плане возможных девиаций могут представлять эпилептоидный (возбудимый), неустойчивый и конформный типы. Для первого из них характерны резкая выраженная возрастная реакции эмансипации, агрессивные реакции, что может проявляться в срывах нервной деятельности и отклоняющемся поведении. Для других типов характерна, прежде всего, высокая подверженность внешнему влиянию. Это делает их поведение неустойчивым и трудно прогнозируемым.

Следующей не менее важной возможной причиной девиантного поведения несовершеннолетних может быть наличие у них невроза, то есть срыва нервной деятельности. Одной из причин возникновения невроза может стать определенная предрасположенность к нему со стороны особенностей психики подростка, например, принадлежность к слабому типу высшей нервной деятельности, некоторые черты акцентуированного характера.

Еще более выраженной причиной девиантно-го поведения несовершеннолетних могут послужить наличие у них психопатических черт. На роль этого фактора как одного из значимых условий формирования девиантного поведения несовершеннолетних указывает печальная статистика: пятая часть всех осужденных несовершеннолетних является психопатами. А это означает, что им свойственны весьма выраженные нарушения саморегуляции. Действительно, психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным, в том числе и правонарушаю-щим поведенческим актам.

Для психопатов характерны: повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, необоснованная мнительность. Личность, формирующаяся в условиях постоянного грубого подавления, унижения, принижения, начинает проявлять робость, подавленность, неуверенность или, наоборот, повышенную возбудимость, агрессивность. Обстановка же всеобщего обожания и восхищения, беспрекословного исполнения всех прихотей ребенка может привести к формированию истерического типа личности, (нарциссизма). Вместе с этим формируются черты эксплозивности (взрывчатость, импульсивность). При чрезмерной опеке формируется астенич-ность, безынициативность, беспомощность, экс-тернальная поведенческая ориентированность.

Особую опасность представляют возбудимые (взрывчатые) психопаты, которые отличаются повышенной раздражительностью, постоянной психической напряженностью, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до не-

адеватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозрительность. Они часто впадают в состояние дисфории - злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны и мелочно придирчивы. В общении грубы, а в гневе -крайне агрессивны.

Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности. Их тяга к преувеличению часто граничит с лживостью. Стратегия их жизни -быть в центре внимания любыми средствами.

Паранойяльные психопаты отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Крайняя узость мышления, однонаправленность интересов, повышенная самомнение, эгоцентризм, подозрительность в отношении других людей. Низкая пластичность психики делает их поведение конфликтным.

Известно, что первичные и рецидивные преступления у психопатических личностей встречается в 2 раза чаще, чем у психически здоровых лиц. Конфликтное поведение - основная особенность аномальных индивидов. Эта конфликтность имеет не только межличностный, но и внутриличностный характер, проявляющийся в непоследовательных действиях, эмоциональной неустойчивости, ригидности (негибкости), упрямстве. Исследования свидетельствуют, что психические аномалии - одно из основных условий криминализации поведения. Исследования показывают, что отдельные виды преступлений коррелируют с определенными психическими аномалиями. Доля психопатизированных индивидов высока среди лиц, совершивших насильственные преступления. Среди хулиганов значительная часть лиц отягощена остаточными явле-

ниями черепно-мозговых травм. Психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его пониженными возможностями отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Многие авторы12 отмечают, что, несмотря на явное влияние психических аномалий на девиантное поведение, при расследовании совершенных преступлений на стадии предварительного следствия и даже на стадии судебного разбирательства, юристы зачастую не имеют информации о наличии этих аномалий и не учитывают их влияние на состав преступления.

В полной мере это можно отнести к родителям и педагогам школ, которые нередко проявляют неосведомленность относительно наличия каких-либо психических аномалий у несовершеннолетних. Таким образом, можно отметить, что развитие правового сознания несовершеннолетних протекает под воздействием целой совокупности психоло-педагогических факторов, некоторые из них могут негативно отражаться на структурных компонентах этого сознания и создавать психологические предпосылки девиантно-го поведения. К этим факторам следует отнести дефекты семейного воспитания, некоторые возрастные и индивидуальные особенности, а также психические аномалии. Поэтому так важно их знать и учитывать в семейном и школьном воспитании. Необходимо на основе знания этих «факторов риска» разрабатывать целевые психолого-педагогические программы, направленные на профилактику и коррекцию негативных условий развития правового сознания молодого поколения.

12 Аминов И.И. Юридическая психология. - М.: 2010; Волков В.Н. Юридическая психология.- М.: 2009; Сто-ляренко А.М. Психологическая системология. Теория, исследования, практика: Монография. - М.: 2011.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF JUVENILE LEGAL CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT

© 2012 N.N.Yarushkin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article explores the theoretical approaches to the study of psycho-pedagogical legal consciousness development determinants. Attention is drawn to the relationship between the defects of lawfulness and deviant behavior. Psycho-pedagogical conditions and factors influencing the development of consciousness are provided. Keywords: legal consciousness structure of legal consciousness, deviant behavior, socialization of minors.

Nikolay Nikolaevich Yarushkin, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Chair of General and Applied Psychology, Department of Psychology. E-mail: nyarushkin@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.