Научная статья на тему 'Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление'

Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление»

Пспхопогпя

правонарушаюшего

поведения

ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

С. Е. Тимошенко, преподаватель

НОУ ВПО «Омский юридический институт»

Анализ статистических данных и криминальной ситуации в России в целом позволяет сделать достаточно тревожный вышод о преступной активности несовершеннолетних. В период 1997-2005 гг. удельный вес преступлений, совершенных подростками, в Сибирском федеральном округе составил 10,5% (общероссийский показатель равен 9%) (6, 56).

Преступность несовершеннолетних имеет определенную специфику, причины и условия, связанные с особенностями психологии подростков. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних требуется исследование специфических черт личности, выыснение условий их жизни и воспитания, других обстоятельств, которые зачастую играют роль в развитии направленности мировоззрения подростка и имеют также значение для качества и полноты предварительного расследования, решения иных вопросов.

Изучить личность несовершеннолетнего усилиями только наук криминального цикла (уголовного права, процесса, криминалистики, криминологии) невозможно. Неоценимую помощь в подобной деятельности оказышают знания по психологии и педагогике, так как подростки, отличаясь от взрослых, имеют особенные свойства личности.

В юридической литературе отмечается, что сущность личности человека, совершившего преступление, определяется теми особенностями, которые сформировались под влиянием как условий общественной жизни, так и истории его жизни, преломленной через ту микросреду, в которой он находится с детства (3, 6).

В разные возрастные периоды развития ребенка количество социальных институтов, принимающих участие в формировании его как личности, меняется, их воспитательное значение различно (4, 155). При этом большую роль играет сфера, в которой он находится. От рождения до трех лет в формировании основных личностных качеств доминирует семья. В дошкольном детстве в воспитании личности большую роль играет общение со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу на развитие ребенка начинает влиять воспитательное воздействие учителей, сверстников и т. д.

В подростковом возрасте закладываются основа, фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения. Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это по каким-либо причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных под-ростковыгх группах в форме асоциальных проявлений, оно может стать угрожающим фактором, формирующим крими-

нально опасную личность. В период четырнадцати-восемнад-цати лет закладываются основы морального сознания личности, т. е. формируются нормы, принципы поведения, целевые установки, влияние который будет определяющим в течение всей последующей жизни; воспитывается воля. Причем формирование морального сознания подростка происходит сразу на двух уровнях: как на эмоционально-чувственном, задающем отношение молодого человека к самому себе, другим людям, обществу в целом, так и рационально-теоретическом, который представляет собой систему этических знаний, понятий и принципов. Именно моральное сознание, в конечном счете, определяет реальное поведение будущих взрослых и полноценных членов общества (1, 423). Нравственнопсихологическими свойствами подростка обусловлены его поведение, а иногда и его антиобщественная установка. В отличие от взрослого, подростку с такой направленностью присущи дефекты правосознания (правовая небрежность), «детскость» мотивов (инфантилизм), а также конформизм, когда особенностью мотивации преступного поведения является действие в группе (7).

Свойства личности проявляются, главным образом, вою очередь, зависит от возмож-[енйолетнего. Способности, возмож-ого количества прожитых лет на-о^лого человека. Бездумное впиты-:ров поведения взрослых, неумение отфильтровать бесполезную, а иногда вредную для под-

ростка соц^ ^ую инфор: (ательным г( роям» прив<

плении со

)днои и! целей являетсЯ-предд

ацию, желание подражать «отри-гт к тому, что большинство пре-

ершаются-йми из желания казаться взрослыми.

чения личности несовершеннолетних йщение совершения преступлений подростками. Оказание нужного воспитательного воздействия лежит в сфере профилактики преступлений.

Криминалистическая превенция (профилактика) преступлений как одна из самостоятельных частных теорий, по мнению И. И. Иванова, представляет собой систему научнык положений и практических рекомендаций о закономерностях разработки и использования в уголовном судопроизводстве технических средств, тактических и методических приемов для предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, своевременного обнаружения, быстрого, полного раскрытия и качественного расследования совершенный преступлений, пресечения конкретной преступной деятельности и ликвидации ее опасных последствий, выывления и устранения обстоятельств, способствующих совершению и сокрытию преступлений (2, 5).

Действительно, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 158 УПК РФ, дознаватель, следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств. Согласно положениям ч. 2 ст. 73 УПК РФ подлежат выывлению обстоятельства, способ-

ствовавшие совершению преступления. Выяснение условии жизни и воспитания несовершеннолетнего, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ, отвечая требованию закона, осуществляется в достижении целеИ профилактической деятельности следователя.

Основные усилия криминалистической профилактики преступлении направлены на выявление факторов, способствующих совершению преступлении, которые касаются как личности самого несовершеннолетнего, совершившего преступление, так и его окружения, условии жизни и т. д. (8). Непосредственно профилактика представляет собои одну из функции организации, осуществляющих профилактическую деятельность несовершеннолетних, в том числе по представлению лиц, производящих расследование преступлении. Представления могут выноситься лишь после выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, т. е. после тщательного изучения личности подростка.

Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, невозможно без обращения к основам подростковои психологии и педагогики. Именно положения указанных наук позволяют в полнои мере раскрыть своиства личности, которыми обладает несовершеннолетни^ их влияние на формирование направленности поведения, позволяют также приложить максимум усилии к предотвращению преступлении, совершаемых подростками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л. В. Юридическая психология: учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб., 2004.

2. Иванов И. И. Криминалистическая профилактика в системе отечественнои криминалистики // История государства и права. - 2004. - № 1.

3. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. - Л., 1968.

4. Немов Р. С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведении: в 3 кн. - 3-е изд. - М., 1999. - Кн. 2: Психология образования.

5. Симоненко А. В. Предупреждение правонарушении средствами и методами воспитания // Закон и право. - 2005. - № 3.

6. Состояние преступности за 1997-2005 гг. в Сибирском федеральном округе: аналитический обзор / под ред. С. М. Малькова. - Красноярск, 2006.

7. Стребиж В. В. Особенности мотивации противоправного поведения в период формирования личности // Проблемы изучения личности участников уголовного судопроизводства: меж-вуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 1980.

8. Терехова О. Н. Влияние семьи на групповую преступность несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. мат-лов междунар. науч. конф. (16-17 февраля 2006 г.): в 2 ч. - Красноярск, 2006.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ ПОДРОСТКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Канд. психол. наук, доцент А. Ф. Филатова

Омский государственный педагогический университет

В поведении любого человека в тои или инои степени сказываются особенности его темперамента и характера. Еще больше это выражено у детеи, ввиду их непосредственности и спонтанности, а также у подростков, что связано с психопатиями и акцентуациями характера. В подростковом возрасте в основных своих чертах типы характера оформляются как сложившиеся. Сколько-нибудь существенные изменения типа

характера в будущем связаны обычно только с исключительными событиями в личной или общественной жизни (потеря близкого человека, война, стихийное бедствие и т. д.) или с переживанием критических ситуаций.

В подростковом возрасте также впервые появляются акцентуации характера.

По определению А. Е. Личко, «...акцентуации характера -это крайние варианты его нормы, при который отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенныгх воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» (2, 10). Как видим, акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы характера. Они сглаживаются по мере взросления и не относятся к патологическим явлениям. В то же время, по мнению В. В. Королева, «многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь» (1, 25).

Идея об акцентуациях характера зародилась в исследованиях П. Б. Ганнушкина, касающихся психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Понятие «акцентуации характера» введено К. Леонгардом для обозначения чрезмерной выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, граничащих с психопатиями.

Психопатия - это аномалия характера с дисгармонией эмоционально-волевой сферы и преимущественно аффективным мышлением. Известная триада признаков психопатии выделена П. Б. Ганнушкиным: тотальность, устойчивость характерологических нарушений во времени и стабильность социальной дезадаптации.

Интеллект у подростков с психопатиями может представляться сохранным, а иногда отличаться рядом способностей. При этом поступки их противоречат логике, здравому смыслу и совершаются как бы без учета последствий, что свидетельствует о нарушении прогностической функции мышления.

Изменения личности при психопатиях наблюдаются в течение жизни под влиянием возрастных кризисов. В пубертатном возрасте (11-15 лет) возникают крайняя эмоциональная лабильность, делинквентное поведение, аффективные вспышки и др. В юношеском возрасте (16-20 лет) эти проявления характера при психопатиях нередко приобретают гротескную форму, с почти полным отрицанием нормативного поведения и авторитетов. В дальнейшем происходит постепенное сглаживание психопатических особенностей, но отчетливо начинают выфисовышаться варианты патологий.

Существуют три взгляда на генезис психопатий. Приверженцы первого из них придерживаются наследственной точки зрения, согласно которой психопатия есть следствие повреждений зародыша. Подтверждение тому - раннее выявление психопатических особенностей, их малая обратимость, относительная стойкость и однотипность в течение жизни.

Согласно второй точке зрения, психопатия - это патология поведения, обусловленная внешними, преимущественно микросредовыми, влияниями. Она формируется в течение жизни. Выявляется отчетливо в постпубертатныш период. Чаще возникает у лиц с нарушенными условиями воспитания: асоциальное поведение родителей, алкоголизм, искаженные дидактические установки и т. д.

Третья, комплексная точка зрения, признает оба типа формирования психопатий.

Проблема связи преступного деяния с характерологическими особенностями личности обсуждается не одно столетие. Она притягивает внимание не только криминалистов, но также социологов, педагогов, психологов, врачей. С момента выделения такого явления, как психопатия, сложились две противоположные концепции о связи психопатических особенностей личности с совершенным ею преступлением.

Концепция, восходящая к Ч. Ломброзо и 3. Фрейду, свя-зышает преступление с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом, инстинктивными стремлениями к разрушению, фрустрацией. Криминальное поведение выво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.