приводит к эмоциональному отчуждению между ними.
При сравнении клинико-психологической структуры подростков без нарушений эмоциональной сферы и с ее нарушениями можно сделать выводы, отражающие патогенез эмоционального неблагополучия. Нарушения эмоциональной сферы обнаруживают связь с различными видами неполноценности центральной нервной системы, большей частью органического генеза, реже - с психопатиями, акцентуациями характера. Следствием неполноценности нервной системы являются факторы, имеющие значение для декомпенсации в подростковом возрасте: нарушения познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонения темпа полового созревания [4].
Итак, эмоциональное развитие подростка представляет собой диалектически противоречивый процесс и рассматривать его следует в связи с множественными взаимозависимыми переменными.
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
2. Холмогорова А.Б. Гаранян Н.Г. // Вопр. психологии. 1999. № 2. С. 61-74.
3. Хорни К. Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию. СПб., 1997.
4. Шмырева О.И. Психологическая помощь подросткам по преодолению неблагоприятных эмоциональных состояний: моногр. Воронеж, 2006.
5. Шур М. Эго и тревога. М., 1992.
Поступила в редакцию 20.11.2006 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МЕХАНИЗМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Л.Н. Костина
Kostina L.N. Psychological regularities, mechanisms and special features of criminal juvenile groups. In the article on the basis of author’s research the connection of leisured and criminal groups of juveniles is considered. Within the framework of social psychology and juridical -psychological research criminal juvenile groups are characterized. It is grounded that solving the problems of prophylactics of juvenile groups’ delinquency depends on the purposeful state policy, which should combine efforts of family, school, social organizations, law enforcement, institutions of prevention of juveniles’ neglect and offences.
Преступность несовершеннолетних продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. Поэтому обращение к анализу закономерностей формирования и особенностей преступных групп несовершеннолетних имеет важное теоретическое и практическое значение, будет способствовать повышению эффективности различных субъектов профилактики и противодействия подростковой преступности.
Характерной чертой подросткового возраста является стремление молодых людей к объединению в группы. Эта типичная реакция названа в психологии «реакцией группирования». Казалось бы, что для удовлетворения названной потребности у современного подростка имеются самые различные группы: семья, учебный класс, школьные друзья,
спортивная секция и пр. Тем не менее, подростка эти группы не всегда удовлетворяют. Подростки объединяются в группы в современных для нашей действительности условиях «заброшенности» и «недружелюбия мира взрослых», ищут контакты, которые позволили бы им найти понимание и сопереживание их чувствам и мыслям, обеспечили эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении проблем, связанных с возрастным развитием. К сожалению, такие объединения не всегда являются социально позитивными.
Среди группировок несовершеннолетних, представляющих интерес для изучения, следует выделить досуговые, криминогенные и преступные группы. В возникающих стихийно досуговых группах несовершеннолетних, в составе которых подростки проводят
почти все свое свободное время, восполняется недостаток испытываемого по разным причинам социального и эмоционального комфорта. Досуговые группы, в которых формируются или усугубляются антиобщественные установки, привычки поведения подростков, названы криминогенными. В уголовно-правовом значении преступные группы несовершеннолетних состоят из двух и более лиц, совместно совершающие преступления.
Актуальность изучения проблем групповой преступности несовершеннолетних была подмечена научной мыслью еще в дореволюционной России. Подростковые уличные и преступные группы изучали А.Я. Герд, М.Н. Гернет, Д.А. Дриль, В.А. Сологуб, С.Т. Шацкий и др. Юридико-психологические аспекты и психолого-педагогические аспекты подростковой преступности рассматривались в трудах И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, В.Г. Деева, Г.Х. Ефремовой, А.И. Островского, И.С. Кона, Г.М. Миньковского, В.Ф. Пирожкова, А.Р. Ратинова, А.И. Ушатикова, Г.Г. Шихан-цова, А.М. Яковлева и др. В настоящее время изучаются отдельные причины, мотивы, факторы преступного поведения несовершеннолетних. Цель этих исследований состоит в том, чтобы снизить рост преступности несовершеннолетних, грамотно осуществлять педагогические и профилактические мероприятия.
Как показывают исследования, подростки почти никогда не организуются в группы специально для совершения преступлений. Преступные группы обычно возникают на основе досуговых группировок сверстников. По данным российских авторов, в группах несовершеннолетних совершается до 70 % преступлений, причем 80 % из них совершается в досуговых группах [1]. Поэтому свободное время подростков должно быть в центре внимания различных субъектов профилактики, работающих с несовершеннолетними (семьи, образовательных, культурных, спортивных и иных учреждений, общественных организаций, органов внутренних дел и пр.).
Криминогенная группа является для преступников средой, формирующей и стимулирующей мотивацию антиобщественного поведения. Эти группы обычно формируются по месту жительства и большинство из них со-
стоят из подростков разного рода занятий -учащихся школ и других образовательных учреждений, работающих и безработных, что не характерно для дружеских групп несовершеннолетних. По данным анализа 487 материалов уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних (с 1999 по 2005 г.) в архивах судов пяти регионов Российской Федерации (г. Москвы, Московской области, г. Орла, Орловской области, г. Курска, г. Рязани) «смешанный» состав был представлен в 289 преступных группах (59,3 %). Эти данные подтверждаются результатами ранее проведенных исследований Л. Н. Николаевым и Г. М. Поповой: «смешанный» состав групп несовершеннолетних правонарушителей представлен в 58 % изученных случаев, а у подростков, не совершавших преступлений, - только в 2 % [2].
Подростки, совершающие преступления в составе групп, первоначально сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и одинаковой бесконтрольности в их поведении. Анализ уголовных дел о групповых преступлениях показал, что одинаковыми условиями для несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, являются: неполная семья (родители разведены, один из родителей умер); неблагополучие семьи (скандалы в семье, физические наказания подростков, один из родителей или родители употребляют алкоголь, находится в местах лишения свободы); отсутствие семьи или родители лишены родительских прав; подростки воспитываются в школе-интернате и пр. Таким образом, около 80 % несовершеннолетних - членов преступных групп находились в состоянии отсутствия контроля со стороны родителей и семьи.
Если в обычных досуговых группировках подростки объединяются на основе увлечения каким-то полезным делом, то группы несовершеннолетних правонарушителей характеризуются отсутствием подобных социально-полезных интересов. Реализуя изъяны или отсутствие воспитания, насмотревшись «фильмов», молодые люди реализуют свои цели (красивой жизни, быть таким как все и пр.). Насаживание криминальной культуры через СМИ, показ детективных сериалов, в которых борьбу добра со злом могут понять критически мыслящие люди, играет особую
роль в преступности несовершеннолетних. Обобщенный идеал «крутого» человека вос-требуется теми подростками, которые и в мыслях, и на деле проявляют власть над слабыми, склонность к воровству, пьянству, наркомании и пр.
Подростки в криминогенных и преступных группах злоупотребляют алкоголем, ведут антиобщественный образ жизни. По данным анализа материалов уголовных дел, 63,4 % подростков, совершивших групповые хулиганства и разбои, находились в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения. В характеристиках, предоставленных классными руководителями, заключениях комплексной психолого-пси-хиатрической экспертизы, отмечаются следующие личностные особенности несовершеннолетних обвиняемых в групповом преступлении: пренебрежительно относится к социально-одобряемым нормам и формам поведения; нарушены влечения (ворует, бродяжничает, пьет, курит, вдыхает паря клея); бедность интересов, низкий кругозор; часто нарушает дисциплину на уроках; не участвует в общественных мероприятиях, поддается «дурному» влиянию и пр.
В современном российском обществе проявляется тенденция участия в групповых преступлениях подростков, которые воспитываются в благополучных и материально обеспеченных семьях. Родители этих подростков, педагоги, сотрудники органов внутренних дел часто недоумевают, как материально обеспеченные, получающие полноценное воспитание и образование несовершеннолетние, которым предоставлены многочисленные возможности для самоутверждения в разнообразных социально-позитивных видах деятельности (спортивной, музыкальной, занятиях по изучению иностранных языков и пр.) подчас совершают поражающие своей жестокостью и цинизмом групповые преступления? Психологи утверждают, что одна из важных причин, способствующих совершению преступлений подростками, состоит в ослаблении влияния семьи, особенно отцовского начала, что повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, создавая так называемый «эффект стаи» [3]. Во многом оправданное в современных условиях стремление родителей улучшить экономическое положе-
ние семьи, дать своим детям необходимое количество материальных благ иногда приводит к негативным последствиям. Такие современные родители мало общаются со своими детьми, не вникают в их нужды и проблемы, редко проводят с ними свободное время.
В криминогенные группы подростки попадают в результате ненормальной обстановки в семье и в значительной степени обусловленных ею неудач в школе. Проведенный нами анализ материалов архивных уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних показал: двое из трех подростков (63,1 %), обвиняемых в совершении группового преступления, были охарактеризованы классными руководителями, кураторами, инспекторами по делам несовершеннолетних как слабоуспевающие или неуспевающие, пропускающие учебные занятия, не аттестованные за четверть, оставленные на второй год обучения и т. п. Неблагоприятное положение в классном коллективе -одна из причин преждевременного ухода подростков из школы и совершения преступления. Анализ материалов архивных уголовных дел показал, что большая часть подростков (76,2 %), совершивших хулиганство и разбой в составе групп, характеризовались как дерзкие, грубые, агрессивные не только с одноклассниками и сверстниками, учителями, но и с младшими, взрослыми и престарелыми людьми. Кроме того, эти подростки, судя по характеристикам учителей, не пользуются авторитетом и уважением в классе (учебной группе).
Важно отметить, несмотря на изъяны семейного воспитания, неблагополучный статус и неуспехи в школе, существуют и другие причины, влияющие на объединение подростков в криминогенные и преступные группы. Так, Т.В. Корнилова, Е.Г. Григо-ренко, С.Д. Смирнов установили взаимосвязь между показателями неблагополучных отношений в семье, отношений со сверстниками, криминализацией, с синдромом гиперактивности, нарушениями внимания и поведенческими девиациями (в частности, криминальным поведением). Этими учеными были выделены внутренние условия, которые значимо повлияли на психологические показатели нарастания психопатий у подро-стков-правонарушителей: замкнутость, сома-
тические проблемы, тревожность, проблемы социализации, проблемы с мышлением, вниманием, агрессия, внутренние и внешние проблемы, общий показатель проблем [4].
Используя характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии, под преступной группой несовершеннолетних будем понимать общность, для которой характерны следующие признаки: 1) в определенной степени организованная малая социальная группа, объединяющая несовершеннолетних лиц (согласно ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет); 2) члены группы объединены совместной преступной деятельностью; 3) антисоциальная направленность группы; 4) между членами группы существуют определенные взаимоотношения и общение.
Первый указанный признак - родовой, т. к. преступные группы несовершеннолетних относятся к малым группам различной степени организации. Поэтому выделяют случайные, устойчивые, организованные преступные группы. По мнению К.Е. Игошева, основной чертой преступной группы несовершеннолетних является сознательное или бессознательное подчинение ее членов общей (в той или иной конкретной ситуации) преступной цели [5]. Эта цель может быть главной, определяющей, и тогда речь идет о группе с ярко выраженной антиобщественной направленностью. Такая цель может быть для группы и не главной, а лишь ситуативно возникшей. В подобных случаях группа, хотя не имеет четко определенной основной цели, но психологический «климат» в ней таков, что обусловливает возможность при соответствующих обстоятельствах возникновение преступной цели.
Высшая степень организации достигается в организованных группах, наиболее опасной для общества. В своем исследовании Е.Г. Бааль отметил эти организованные формирования как форму сложного соучастия, где вместе с непосредственными исполнителями преступления фигурируют организаторы, подстрекатели и пособники. Подобные группы отличает устойчивость, сплоченность, повышенная согласованность действий их участников и предварительная подго-
товка к совершению преступлений, совместная разработка планов посягательств, единое руководство преступной деятельностью, распределение ролей [6]. По статистическим данным в 2000-2004 гг. количество организованных преступных групп несовершеннолетних колеблется в пределах от 0,4 % до
0,7 % от общего количества преступных групп несовершеннолетних [7].
Анализ материалов уголовных дел, данные наблюдений инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних и следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, за поведением подростков-лидеров преступных групп показывает, что их лидирующие способности проявляются в нарушении дисциплины, правил и норм поведения, совершении дерзких поступков, своим примером показать что-то «дурное», «скверное», «из ряда вон выходящее». Делается это ради того, чтобы привлечь к себе внимание, завоевать авторитет у подобных ему, самоутвердиться в кругу «своих» друзей.
В группах низкого развития (случайных и типа компании) определенные элементы организации существуют обязательно. Согласно ч. 1. ст. 35 УК РФ группа лиц (случайная группа) состоит из двух и более лиц, объединившихся стихийно, без предварительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроений и чувств соисполнителей. Стихийные группы обычно совершают преступление внезапно, импульсивно. Из-за спонтанности объединения в такой группе низкий уровень психологической сплоченности, нет выраженного лидера (организатора).
Второй признак раскрывает суть этой малой группы, ее объективный показатель. Принцип деятельности позволяет подчеркнуть ведущую роль деятельности, отношений и общения в становлении и развитии преступной группы несовершеннолетних. С другой стороны, данный принцип является основополагающим при изучении социальнопсихологических особенностей преступных групп несовершеннолетних, т. к. именно совместная преступная деятельность является признаком объединения несовершеннолетних в преступную группу.
Третий признак - антисоциальная направленность группы - те антисоциальные и асоциальные ценности, интересы, убеждения, влечения, желания, которые в своей со-
вокупности побуждают членов группы действовать как единое целое в совершении преступления. К.Е. Игошев утверждает, что психология членов преступной группы - «...это психология людей, связанных либо ложно понятыми интересами, либо уродливо сформировавшимися потребностями; это отношения людей, основанные либо на страхе, либо на материальной и духовной зависимости, либо на круговой поруке. Поэтому поведение каждого члена группы, как правило, корре-лируется с общей групповой направленностью [8]. Совершая преступление в группе, подросток перестает правильно и самостоятельно оценивать свои поступки и воспринимать ситуацию с точки зрения общественных интересов. Подросток «теряет» присущие ему индивидуальные черты, его поведение определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом.
Четвертый признак преступной группы несовершеннолетних - наличие определенных взаимоотношений и общения. Специфичность взаимоотношений и общения в преступной группе несовершеннолетних определяется особенностями совместной преступной деятельности. Как и в любой малой группе, взаимоотношения и общение между ее членами динамично развиваются по своим групповым законам.
В процессах объединения, обособления преступных групп несовершеннолетних действуют социально-психологические механизмы. Среди них выделяют: подражание, внушение, убеждение, заражение, конформизм, групповое давление, массовые силы (фацилитации). Специфичность возрастной психологии несовершеннолетних и групповых преступлений, совершаемых ими, накладывает отпечаток на проявление этих механизмов. Как правило, эти механизмы срабатывают не по отдельности, а в определенных сочетаниях. Например, подражание подростка более авторитетному или сильному члену группы (заметим, не всегда более старшему по возрасту), обладающего определенным криминальным опытом, может совпасть с убежденностью (или внушением) в безнаказанности. Такие несовершеннолетние обвиняемые на допросах, в беседах с экспертами-психологами отмечают: «надеялся, что все обойдется», «мне сказали, что нас не найдут» и т. п. Если несовершеннолетний придерживается другой системы ценностей и взглядов, преступление он может совершить вопреки им, приспосабливаясь к групповому решению, поддаваясь воздействию со стороны группы (или личности). При этом ослабевает чувство личной ответственности за совер-
шенное деяние. В данном случае срабатывают механизмы группового давления и конформизма.
Таким образом, рассмотренные особенности, закономерности и механизмы преступных групп несовершеннолетних подчеркивают мысль о том, что профилактика групповой преступности несовершеннолетних является важнейшей задачей современного российского общества и государства. Для этого необходимо проводить целенаправленную государственную политику, которая бы способствовала объединению усилий семьи, органов образования и здравоохранения, общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важнейшими составляющими этой политики, наряду с решением социально-экономических проблем, должны стать: устранение социальнопсихологических причин и условий, способствующих групповой преступности несовершеннолетних; внимательное отношение к подросткам, их психическому здоровью, проблемам в семье и школе; организация трудоустройства и досуга несовершеннолетних; предоставление несовершеннолетним возможности самоутверждения в социальнопозитивных видах деятельности.
1. Шестакова Т.С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 13.
2. Николаев Л.П., Попова Г.М. // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С. 152.
3. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб., 2006. С. 284.
4. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. СПб., 2005. С. 146-147.
5. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. С. 107.
6. Бааль Е.Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи: Основные криминалистические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики. М., 1992. С. 10.
7. Преступность и правонарушения (20002004 гг.): стат. сб. М., 2005. С. 51.
8. Игошев К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних: соц.-психол.
очерк. Свердловск, 1973. С. 21-22.
Поступила в редакцию 15.01.2007 г.