Научная статья на тему 'Правовое обучение и воспитание в вечерней школе'

Правовое обучение и воспитание в вечерней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхин А. Н.

Статья посвящена проблеме правового обучения и воспитания учащихся в вечерней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обучение и воспитание в вечерней школе»

3. Мальцева Е.В. Роль педагогических технологий в учебновоспитательном процессе школы: [Текст] / Е.В. Мальцева // Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 31-34.

4. Методическая служба как условие развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Чернякова. - Екатеринбург, 2005.

- 23 с.: табл.

5. Ли Л.В. Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград: Волгогр. гос. пед ун-тет, Изд-во «Перемена», 2005.

6. Ли Л.В. Система духовно-нравственного воспитания старшеклассников в образовательном учреждении гуманитарного профиля: монография. - М.: Олма-пресс, 2006. - 80 с.

ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ © Матюхин А.Н.*

Тульский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Тула

Статья посвящена проблеме правового обучения и воспитания учащихся в вечерней школе.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы [2].

В интервью «Газете» Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев сказал: «Нужно вводить в школах курс правового образования.

* Начальник учебного отдела.

Среди прочего совместно с педагогами нужно заниматься пропагандой законопослушного поведения, правовым воспитанием подростков. Ведь сегодня необходимо повышать уровень правосознания в обществе, развивать правовую культуру, бороться с правовым нигилизмом. И начинать нужно именно со школьной скамьи, когда закладываются основные стандарты поведения» [4].

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

- уважения к праву;

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирова-ния в образовательном процессе:

- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом;

- способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их;

- способностей к реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере [5].

В последние годы, как никогда ранее, вечерняя школа стала важной составной частью нашей общей системы образования. Она занимает свою нишу, выполняет свои функции, значимые для общества. Из школы для взрослых «вечёрка» постепенно превратилась в школу для подростков, в основном «трудных», с «проблемами». Она, являясь, возможно, самой демократичной формой образования, служит гарантом подлинной демократичности и доступности образования для тех, кто в силу разных причин не смог учиться в обычной массовой школе, кто оказался отторженным ею. Обучая и воспитывая, вечерняя школа «вырывает» многих из группы «риска», нацеливает на добрые дела и поступки, помогает в освоении основ наук и первоначальной профессии, давая тем самым дополнительный шанс найти им свое место в жизни. Сейчас на вечерние (сменные) общеобразовательные школы возложена ответственная миссия в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодёжи.

И ещё - упущенные время и возможности для воспитания у детей потребности в праве и правоспособности, понимание учениками «ненужности» их собственных прав, предпочтение правам естественного своеволия, которое формирует другой образ свободы: безответственности за сделанный выбор, с отрицанием всех общественных норм, правил, законов, нередко приводящий подростка к преступному поведению. Таким образом, в силу объективных и субъективных причин (например, отсутствие норм так называемого ювенального права, которые бы позволили реализовать право ребёнка на гуманное обращение, уважение достоинства личности в случае совершения им правонарушения, преступления, лишения его свободы) в «вечёрку» приходят учащиеся, отторженные дневной школой. Перед всеми работниками вечерней школы встаёт серьёзнейшая проблема восстановления у этих детей понимания сущности правовой свободы (в отличие от своеволия), освоения ими поля правовой свободы, формирования умения жить в этом поле, ценить и защищать свои права. Иными словами, учителя вечерней школы должны решать задачу социальноправовой реабилитации своих учеников с учетом допущенных ошибок на предыдущем этапе развития личности. Задача сложна чрезвычайно, поскольку к нам в школу приходят, как правило, дети с достаточно высоким уровнем правового нигилизма: часть из них к 14-16 годам уже совершила правонарушения, получив условное уголовное наказание (5,6 % учащихся); часть - на учете в КДН (20 % учащихся в возрасте 14-16 лет). Мы понимаем, что решать эту задачу необходимо, если все мы действительно хотим воспитать в школе свободного гражданина, без этого подлинно демократического общества представить невозможно. Постепенно приходит понимание и того, что в рамках традиционной системы образования сделать это невозможно, что необходимо развитие иной, научно-гуманистической системы образования, которая ставит во главу угла всех преобра-зований проблему соблюдения и защиты прав человека (ребёнка). Права ребёнка - основа формирования школы как субъекта гражданского общества. Не будет прав у ребёнка, не будет он с детства знать и ценить их, не будет у него и чувства собственного достоинства, а значит - не будет никакой демократии в России. Бесправные дети - общество без будущего. Именно поэтому коллектив МВ(С)ОУ В(С)ОШ № 1 г. Тулы работает над созданием программы правового воспитания учащихся с учетом особенностей наших учеников, проблем и задач, обусловленных этими особенностями. Сложность деятельности в этом направлении заключается в том, что нам, учителям, самим необходимо освободиться от правовой несвободы, изжить стереотипы мышления и поведения, сформированные технократической системой образования. Только осознав свою миссию в деле воспитания свободного гражданина, имея необходимые знания, мы сможем:

- помочь детям перейти от произвольной свободы к правовой свободе, т.е. свободе ответственности;

- формировать юридическое правопонимание;

- воспитывать правосубъектность ребёнка, знающего свои правомочия;

- воспитывать дееспособного человека, имеющего определённый правовой статус;

- воспитывать правовые чувства как основу к развитию правовой культуры;

- развивать правовую культуру личности через реализацию её правовой социализации, правовой образованности, правовой обученности, правовой воспитанности, правовой развитости.

Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Вечерняя школа помогает получить недостающее образование начиная с 6 класса, если желающий обучатся достиг 15-летнего возраста, если ребёнку 14 лет, то принимается в школу такой учащийся только по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и решению органов опеки и попечительства. Учащиеся сами выбирают себе удобный график обучения: очную, очно-заочную, заочную форму получения образования или форму экстерната [1].

В школе работают программы воспитательной деятельности, которые, каждая по - своему, выполняют задачи правового воспитания и обучения и перекликаются друг с другом в вопросах гражданско-правового воспитания, в основе их лежат:

- программа: «Правового воспитания учащейся молодежи в обра-зовательном учреждении»;

- программа элективного курса: «Право и основы правовых знаний».

Правовое обучение в школе включает в себя программу элективного

курса: «Право и основы правовых знаний». В системе обучения можно выделить два основных этапа правового обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений. Основной акцент делается на учащихся, которые наиболее подвержены правонарушению, а это как показывает статистика возраст от 14-16 лет.

Происходящие изменения в государственных образовательных стандартах первого и второго поколения как на ступени основной (5-9 классы), так и на ступени среднего образования (10-11 классы) не дают возможности вести отдельно жизненно важный предмет как право или пра-воведение, в основной, так и в средней школе.

Изучение отдельного предмета как право в 9-11 классах реализуется при помощи элективного курса.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента базисного учебного плана и выполняют три основные функции:

1. «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2. развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по вы -бранному предмету на профильном уровне;

3. способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека [3].

В рамках образовательного процесса можно выделить два этапа распределения учебного времени: I этап - 9 класс (34 часа); на старшей ступени в средней школе выделяется II этап - 10-11 классы (68 часов).

Таблица 1

Распределение учебного материала и учебного времени в 1Х-Х1 классах

Классы Объем учебного времени Разделы программы элективного курса «Право и основы правовых знаний» Распределение учебного времени

IX класс 34 ч Раздел I. Государство и право. 16

Раздел II. Основные положения конституционного права России. 14

Раздел III. Основы уголовного права. 4

X класс 34 ч Раздел I. История и теория государства и права. 16

Раздел II. Гражданское, семейное и налоговое право. 18

XI класс 34 ч Раздел III. Трудовое и административное право. 24

Раздел IV. Основы уголовного права и процесса. 10

Для изучения предмета элективного курса «Право и основы правовых знаний» используется следующая литература, рекомендованная министерством образования России.

Таблица 2

Оформление системы правового образования

Классы Наименование учебного пособия Автор учебного пособия

IX класс Обществознание Никитин А.Ф.

Право и политика. Никитин А.Ф.

Изучаем конституцию Российской Федерации Ищенко В. М.

X класс Право (профильный уровень) Певцова Е.А.

XI класс Право (профильный уровень) Певцова Е.А.

Создание указанной программы позволило перейти к реализации системы правового обучения в школе № 1 г. Тулы, выразившей желание принять участие в опытной проверке созданной модели правового обучения. Реализация данной программы имеет следующие результаты:

- у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;

- сформирован дружный школьный коллектив;

- дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;

- уменьшение количества правонарушений, совершаемых учащимися и выпускниками школы;

- уровень воспитанности (анализ проводится по методике Н.П. Капустина) ежегодно повышается.

Эффективность правового обучения учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правового образования родителей учащихся, которые, согласно Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Список литературы:

1. Бондасенко О.П., Матюхин А.Н. Правовое воспитание в вечерней школе. - Тула, 2009.

2. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/ standart/ bupZbup.doc.

4. Юршина М. Нужно вводить в школах курс правового образования. Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев в интервью «Газете». // Газета. - № 210 от 05.11.200 8г. // http://www.mvd.ru/news/20907.

5. Яковлева Н.А. Проблемы обеспечения прав человека: Учебное пособие. - М.-Тула: Изд-во ЮК РС МПА, 2007.

ВОСПИТАНИЕ - ПРИОРИТЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ШКОЛЫ © Самойличенко Н.В.*

Институт повышения квалификации работников образования,

г. Иркутск

В статье предпринята попытка осмысления воспитания как приоритетного направления в деятельности меняющейся школы.

* Доцент кафедры Теории и методики воспитательной работы, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.