Научная статья на тему 'Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества (на примере социологического опроса учеников МОУ «Саловская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия)'

Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества (на примере социологического опроса учеников МОУ «Саловская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
777
54
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДИАГРАММА / LEGAL LITERACY / QUESTIONING / HUMAN RIGHTS / THE CHART

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кугушева Юлия Анатольевна, Алексахина Лилия Сергеевна

В статье проводится анализ правовой грамотности учащихся школы, с помощью анкетирования.

LEGAL LITERACY STUDENTS AND ITS SIGNIFICANCE IN THE LIFE OF SOCIETY ( SOTSIOLOGICHNSKOGO SURVEY OF STUDENTS «SCHOOL SALOVSKAYA» LYAMBIRSKY DISTRICT REPUBLIC of MORDOVIA)

The article analyzes the legal literacy of students in the school, with the help of questionnaires.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кугушева Юлия Анатольевна, Алексахина Лилия Сергеевна,

Текст научной работы на тему «Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества (на примере социологического опроса учеников МОУ «Саловская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия)»

Мир науки и образования. 2015. № 4

УДК 340.1

ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА УЧЕНИКОВ МОУ «САЛОВСКАЯ СОШ» ЛЯМБИРСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Кугушева Юлия Анатольевна

Учитель истории и обществознания, МОУ «Садовская СОШ» Лямбирский муниципальный район Республика Мордовия E-mail: kugushewa2014@yandex.ru Алексахина Лилия Сергеевна Ученица МОУ «Садовская СОШ» Лямбирский муниципальный район Республика Мордовия E-mail: kugushewa2014@yandex.ru

LEGAL LITERACY STUDENTS AND ITS SIGNIFICANCE IN THE LIFE OF SOCIETY ( SOTSIOLOGICHNSKOGO SURVEY OF STUDENTS «SCHOOL SALOVSKAYA» LYAMBIRSKY DISTRICT REPUBLIC of

MORDOVIA)

Yuliya Kugusheva,

Teaser, School Salovskaya Lyambirsky district Republic of Mordovia

Liliya Alexahina,

Pupil, School Salovskaya Lyambirsky district

Republic of Mordovia

АННОТАЦИЯ

В статье проводится анализ правовой грамотности учащихся школы, с

помощью анкетирования.

ABSTRACT

The article analyzes the legal literacy of students in the school , with the help of questionnaires.

Ключевые слова: правовая грамотность, анкетирование, права человека, диаграмма.

Keywords: legal literacy , questioning , human rights , the chart .

Проблема правовой грамотности населения на современном этапе развития нашего общества становится все актуальнее. Знание прав и обязанностей

Мир науки и образования. 2015. № 4

отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание таковых, приводит к негативным последствиям, за которые приходится нести ответственность.

Правовая грамотность неразрывно связана с общепринятыми в обществе нормами и правилами, не соблюдение которых является правонарушением. Особенное внимание необходимо уделять подрастающему поколению. Правонарушение - это деяние, нарушающее нормы права. Любое правонарушение характеризуется как противоправное, виновное, общественно опасное, наказуемое деяние.

Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения16-летнего возраста. За такие преступления, как убийство, кража, вымогательство, разбой, похищение человека, умышленное причинение вреда здоровью, вандализм, захват заложника, угон автомобиля уголовная ответственность наступает с 14 лет. Как показывает анализ исследований и статистических данных, характерными видами правонарушений среди несовершеннолетних являются: распитие спиртных напитков в общественных местах, кража, грабеж, преступления, связанные с употреблением и распространением наркотиков [4, с.118].

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены санкции воспитательного характера, либо назначено наказание в виде лишения свободы. А при освобождении от наказания судом возможно помещение их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Как видно, правовая безграмотность может являться причиной девиантного поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни. В связи с этим существует необходимость создания условий для развития повсеместной пропаганды правовой грамотности среди учащихся школ.

Правовая грамотность - это знание не только прав и обязанностей человека и гражданина, но и общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, которые регулируют отношения людей в обществе. Правовая грамотность становится реальной силой лишь тогда, когда тесно вза-

Мир науки и образования. 2015. № 4

имодействует с правовым и гражданским сознанием. Гражданская сознательность помогает понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное же сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы; позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются аморальные и противоправные поступки [2, с. 67].

В современных школах существуют такие учебные предметы как граждановедение, обществознание, право, включающие в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Но, объем изучаемой информации достаточно мал, а родителями по данному вопросу не уделяется должного внимания.

Социологические опросы, проводящиеся среди молодежи, дают порой весьма неоднозначные ответы. Есть так же огромная разница между результатами подобных исследований, проведенных в крупных мегаполисах и в сельской местности. Наверное, нельзя подходить с одной меркой к учащемуся столичной гимназии, чьи родители готовы оплатить учебу в самом престижном университете, и жителем небольшого поселка, чья цель - побыстрее закончить школу и заняться поисками любой, часто не очень престижной работы. Различные условия жизни, иная культурная среда и жизненные перспективы - все это вносит свой вклад в пеструю картину правового сознания современного подростка. Правовые интересы вышеназванных категорий молодежи лежат в разных плоскостях, не говоря уже о самой возможности пополнения правовых знаний. К сожалению, та пропасть между самыми богатыми и самыми бедными в нашей стране, о которой столько говорят и пишут, простирается от людей самого зрелого возраста до детей, оказывая свое влияние на все стороны жизни [3, с. 98].

Данная статья, посвященная анализу правового самосознания детей, основана на анкетировании учащихся 5 и 11 классов (28 человек) МОУ «Салов-ская СОШ» п. с.-з. Коммунар Лямбирского района Республики Мордовия. В

Мир науки и образования. 2015. № 4

ней мы попытаемся показать, в какой степени ученики готовы к защите прав, гарантированных им как Конституцией Российской Федерации, так и многочисленными международными документами, подписанными Россией (например, Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН по правам ребенка).

Древнее изречение гласит: - «Предупрежден - значит, вооружен». Именно поэтому первый вопрос предложенной ученикам анкеты был сформулирован нами так: «Какие свои права вы знаете?». Результат для наглядности приведен в виде гистограммы 1.

Самым популярным из прав оказалось право на жизнь и право на образование. Право на жизнь, в действительности, является основополагающим правом, на котором базируются все остальные права. Неудивительно, что большинство учеников в своих анкетах записали его в числе первых. На втором месте находится право на образование. Учащиеся нашей школы уверены, что имеют право на получение бесплатного образования и они правы. Среди популярных прав, по мнению детей, оказались право на отдых, право на личную неприкосновенность и право на бесплатную медицинскую помощь. Всего лишь три человека упомянули право на свободу. А двое учащихся вообще не упомянули ни одного права.

Мир науки и образования. 2015. № 4

Лишь в немногих анкетах встречались ответы из 5-6 пунктов, зато многие из обширного списка прав человека и гражданина (и детей, естественно) смогли вспомнить только одно или два.

В целом, ответы на первый вопрос приводят к печальному выводу - ученики почти не знают своих прав. Но, может быть, некоторые просто не в состоянии внятно сформулировать то, что понимают и чувствуют. Попробуем подойти к этому вопросу с иной стороны. Сформулируем его так: «Нарушаются ли ваши права?» (диаграмма 2) и «Нарушаете ли вы чьи-то права?» (диаграмма

3).

2 3

Оказывается, когда дело касается лично каждого, то права - как свои, так и чужие, мы знаем достаточно хорошо, только знание скорее интуитивно, чем научно. Почти половина опрошенных (43%) считают, что их права нарушаются.

Любопытно, от кого чаще всего исходит угроза правам детей нашей школы? Ответ на гистограмме 4 «Кем нарушаются ваши права?»:

Мир науки и образования. 2015. № 4

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

т

т

т

т

т

п

Чрезвычайно интересные результаты дал этот опрос. Согласно ответам учащихся, 47% из них считают, что никто их права не нарушает. А вот остальные терпят обиды в основном от своих одноклассников. На третьем месте по популярности нарушений прав детей, по их мнению, являются родственники (в том числе родители), учителя и соседи. Несколько человек выразили мнение, что их обижают просто знакомые.

Тема «коллективной безопасности» и отношения к полиции и другим правоохранительным органам прояснится в ответах на следующий вопрос. Он был сформулирован так : «К кому нужно обращаться, если твои права нарушены?» (диаграмма 5)

Мир науки и образования. 2015. № 4

31% учащихся при нарушении их прав обратились бы в полицию, это касается в основном учеников старших классов, именно они указывали этот ответ в первую очередь. 17% и вовсе сразу же бы пошли в суд. А вот дети помладше попросили бы помощи у своих родителей и учителей. 4% возлагают надежды о помощи на органы опеки. И совсем печально то, что 4% детей вовсе не знают, куда обратиться при нарушении их прав.

Проблема, поднятая в данной статье имеет серьезное значение для всей страны. И дело даже не столько в правовой безграмотности детей (грамоте в конце концов, можно научить, и нас научат), а в доверии детей к обществу и к органам власти в частности.

Политическая элита нашей страны, включая и Главу государства, не раз говорила о том, что наша задача - строить и развивать правовое государство. А для построения правового государства нужна правовая грамотность. В статье показано - она у нашего подрастающего поколения еще недостаточна сформирована. И мы подходим к главному вопросу, к цели своего анкетирования: «Хотим ли мы эту грамотность получить?» (диаграмма 6)

Нда

Большинство учеников выразили желание получить правовую грамотность в рамках школьного предмета «Обществознание». И лишь 4% равнодушно относятся к данному вопросу. Сомнительно, что они и так считают себя достаточно грамотными в правовом отношении. Скорее всего они представляют окружающий мир, как основанный не на праве, а на совсем иных «понятиях», которым в школе не учат.

Проанализировав данные анкеты, мы пришли к следующим выводам.

Мир науки и образования. 2015. № 4

Правовая грамотность зависит как от учителей, так и от самих детей. Правовое сознание учащихся частично сформировано, и они готовы к защите своих прав. Однако, некоторая часть учащихся не осознает важность прав, или не хочет их осознавать.

Преподавание в школе предмета «Право» хотя бы в качестве элективного курса необходимо. А для того, чтобы заинтересовать часть инертных школьников необходимо разнообразить формы его преподавания, проводить уроки с использованием электронных средств обучения, приглашать в школы адвокатов, представителей полиции, судебной власти. Так же возможной эффективной мерой могут служить экскурсии в суды, отделы полиции.

Список литературы:

1. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2012. 296 с.

2. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский гос.ун.-т, 2004. 321c.

3. Миков П.В.Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе. М.: Русское слово, 2010. 213 с.

4. Певцова Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России: дис. ... д-ра пед. наук. М.: Просвещение, 2012. 362 с.