Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры школьников как важный элемент гражданского образования и воспитания'

Формирование правовой культуры школьников как важный элемент гражданского образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / LEGAL CULTURE / LEGAL ISSUES / LEGAL EDUCATION OF PUPILS / FORMATION OF LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гавриш Е. М.

В статье проанализированы общие вопросы по необходимости формирования правовой культуры у школьников на современном этапе развития российского образования, где основными ориентирами в формировании правовой культуры у школьников являются умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the general questions on the necessity of formation of a legal culture among schoolchildren at the modern stage of development of the Russian education are analyzed. The main landmarks in the formation of legal culture among schoolchildren are the ability to defend their rights, knowledge of the fundamental legal norms, the ability to use the opportunities of the legal system of the state.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры школьников как важный элемент гражданского образования и воспитания»

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

TRAINING AND EDUCATION

Гавриш Е.М

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Gavrish E. M.

ТМ FORMATION OF LEGAL CULTURE OF SCOOLCHILDREN AS AN IMPORTANT ELEMENT OF CIVIC EDUCATION AND UPBRINGING

В статье проанализированы общие вопросы по необходимости формирования правовой культуры у школьников на современном этапе развития российского образования, где основными ориентирами в формировании правовой культуры у школьников являются умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства.

Ключевые слова: правовая культура, правовые вопросы, правовое воспитание школьников, формирование правовой культуры.

In the article the general questions on the necessity of formation of a legal culture among schoolchildren at the modern stage of development of the Russian education are analyzed. The main landmarks in the formation of legal culture among schoolchildren are the ability to defend their rights, knowledge of the fundamental legal norms, the ability to use the opportunities of the legal system of the state.

Keywords: legal culture, legal issues, legal education of pupils, formation of legal culture.

В современной школе, да и в современном обществе целом, значительно возрастает роль правовой культуры. Это связано, прежде всего, с тем, что в последние десятилетия происходят обновления законодательства и недостаточное накопление правоприменительной практики. Происходит разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания наших граждан. И как раз здесь ведущая роль в устранении этого разрыва принадлежит школе. Конечно, основными ориентирами в формировании правовой культуры у школьников являются умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм, умение использовать возможности правовой системы государства.

Растет количество правонарушений среди подростков. Школа является профилактическим органом в правовом образовании, которая развивает и формирует

нормы правового поведения. Осваивая основы правовой культуры, учащиеся учатся самоиндифицировать себя как полноправного участника в развитии общества. В основе формирования правовой культуры лежит прямое участие школьника в жизни класса, школы, семьи, социума.

На современном этапе развития российского образования в «Концепциях модернизации российского образования» отмечено усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования. В свою очередь составной частью гражданского образования и воспитания является правовая культура.

Работая социальным педагогом в общеобразовательной школе, нельзя не отметить повышение числа правонарушений со стороны несовершеннолетних в 20082010 гг. по сравнению с прошлыми показателями. Увеличение раннего возрастного употребления алкогольных напитков, никотина, а где-то и наркотических веществ, национальной нетерпимости, экстремистских настроений и др., всё это отражается на поведении наших детей.

В школе ребенок проводит большую часть времени своей жизни и поэтому именно здесь и происходит теоретическое и практическое становление общественного существования. И задача школы в том, чтобы формировать в каждом ребенке вне зависимости от его индивидуальных особенностей высокие нравственные принципы. Как этого сейчас требуют новые стандарты образования. Поэтому актуальным является проблема формирования правовой культуры у школьников. А вот как это сделать, это конечно достаточно сложный и трудный вопрос, на который ответить стремятся сегодня многие, в том числе и мы, как непосредственно самые близкие к этой проблеме. Поэтому главное направление в работе любого социального педагога -это профилактика правонарушений среди детей, как одно из важнейших средств, профилактики преступности. Но профилактика не может быть осуществлена без преодоления правовой безграмотности.

Для решения этих и других проблем необходима работа не только с нашей стороны - самого низкого звена в этой большой правовой цепочке - образовательной школы, но и, в первую очередь, целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества.

В нашем случае проводилась комплексная работа по формированию правовой культуры на примере учащихся 6 - 7 классов. Она заключалась в следующем. Был проведен анализ утвержденной образовательной программы обучения школьников по предмету «Обществознание» (Кравченко А.И., Певцова Е.А Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений., М, 2010; Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М, 2008). Анализ образовательной программы по предмету показал, что учебный курс дает наиболее общее представление о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Основной акцент направлен именно на социальные аспекты и отношения, правовые вопросы взаимодействия личности с обществом и в обществе практически не затрагиваются, и сводятся преимущественно к элементарным знаниям основных нормативно-правовых документов (Конституция, кодексы и т.д.). Поэтому, в ходе изучения общеобразовательного курса по «Обществознанию» учащиеся получают преимущественно теоретические знания в области права, навыки практического применения знаний на практике не формируются, что позволяет говорить о том, что изучение «Обществознания» как учебного предмета недостаточно для формирования правовой культуры у учащихся и необходимо проведение дополнительной работы.

Наша комплексная работа предполагала распределение учащихся параллели на три группы (распределение по классам).

1 группа («Б» класс) - формирование правовой культуры осуществлялось на основе существующих методов формирования правовой культуры как теоретических, так и практических, ранее предложенных другими авторами и описанными в литературе.

2 группа («В» класс) - использование существующих методов формирования правовой культуры (30%) и внедрение собственных методических разработок по данному вопросу (70%).

3 группа («А» класс) использовалась в качестве контрольной группы -формирование правовой культуры осуществлялось только по средствам традиционных методов работы во время образовательного процесса, никакая дополнительная внеурочная работа с данной группой не осуществлялась.

Была разработана и апробирована программа повышения правовой культуры школьников, включающая в себя традиционные методы работы, проводимые социальным педагогом:

- лекции по правовой культуре с привлечением сотрудников районного ОВД района «Зябликово» г. Москвы: проводимые 2 раза в год.

- лекции по правовой культуре с представителями центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», проводимые 2 раза в год.

- школьные Олимпиады по праву «Я и мои права», «Я гражданин своей страны».

- «Дни открытых дверей» в рамках, которых, организовываются «круглые столы» для детей и их родителей по правовым вопросам. Проводятся два раза в год.

- стенгазеты по правовым вопросам;

- брейн-ринги;

- викторины;

- игры «Судебное решение»;

- правовой отряд класса;

- коллективная разработка и утверждение правового кодекса класса;

Методы повышения правовой культуры школьников, описанные в литературе другими авторами, такие как:

- турниры знатоков права (авторская разработка Орловой Н.А.);

- правовые семинары «Я и мои права» (авторский курс Ходаева О.К.);

- элективный курс «Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве» (Авторский курс Ходаева О.К.), 16 часов.

Применение собственных методических разработок по формированию правовой культуры, на которых мы остановимся подробней:

- постановочные мероприятия по правовым вопросам;

- ящик «мои права нарушены» для анонимных писем учащихся;

- видео трансляции «их права нарушены!»;

- проведение дискуссий «Я знаю, что делать!»;

- индивидуальная поддержка и помощь детям в он-лайн режиме через коммуникацию в социальных сетях;

- разработка коммуникативной группы в социальной сети «В Контакте» по актуальным для детей правовым вопросам.

Постановочные мероприятия по правовым вопросам представляют собой театрализированные представления, в которых базовый сюжет постановки откорректирован исходя из знания и умения героями на практике, применить свою правовую компетентность.

Ящик «мои права нарушены», в который учащиеся помещают анонимные записки относительно нарушения и ущемления их прав и свобод.

Положительным моментом создания такого ящика являлось то, что дети активно участвуют, рассказывая откровенно в своих письмах многие ситуации, о которых им страшно или стыдно говорить вслух.

Видео трансляции «их права нарушены!» - представляют собой подборку и просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов, в которых происходит нарушение прав и законов. После просмотра которых, происходит коллективное обсуждение и выявление нарушений, а также анализ того, как поступать в подобных ситуациях с точки зрения действующего законодательства.

Проведение дискуссий «Я знаю, что делать!» - подборка учащимися из СМИ, в которых происходит нарушение прав человека для последующего коллективного анализа. Такой вид работы помогает сформировать у учащихся понимание относительно того, как поступать в подобных ситуациях с точки зрения действующего законодательства. Важно отметить, что большую часть подборок формируют сами учащиеся и приносят на дискуссии для обсуждения. Подборками чаще всего выступают фрагменты новостных блоков из интернета.

Индивидуальная поддержка и помощь детям в он-лайн режиме через коммуникацию в социальных сетях. Многие учащиеся состоят в статусе «друзей» у социального педагога в социальной группе «В Контакте», достаточно часты случаи обращения детей именно в социальной сети для решения волнующих их проблем правового характера. При этом в большинстве случаев дети обращаются за помощью и поддержкой в непосредственный момент возникновения проблемы и необходимости получения помощи. Большинство вопросов находятся в компетенции самостоятельного решения со стороны социального педагога, но к решению некоторых проблем иногда приходится привлекать правоохранительные органы, КДН и ЗП, а также школьного психолога, чаще всего это проблемы правового нарушения со стороны родителей детей.

Мы считаем, что общение через социальные сети на сегодняшний день актуально и более того - это ведущая коммуникация, продиктованная нашим временем, имеющая тенденцию к увеличению роста. Опыт проведения работы, описанный выше, показал, что наиболее открыто и раскрепощено дети сообщают о своих проблемах и просят помощи в их решении именно через социальную сеть. Также преимуществом такой работы является то, что социальный педагог в режиме он-лайн может помочь ребенку в решении его проблемы. При этом в современном мире Интернет становится одним из наиболее активных методов коммуникации среди подростков. Опыт такой работы лег в основу создания группы помощи детям в социальной сети «В Контакте» - «МЫ». В группе три руководителя: социальный педагог, юрист и психолог. Данная группа на данный момент создана, дорабатывается и функционирует, но в большей степени она представляет собой пока информационный ресурс, нежели социальную сеть. Коммуникация осуществляется в меньшей мере, чем хотелось бы, но работа по привлечению в группу подростков активно осуществляется. В настоящий момент в группе зарегистрировано 42 пользователя. В дальнейшем в контексте группы планируется коллективное обсуждение наиболее важных для детей вопросов, не только социально-педагогического и правового характера, но и психологического посредствам привлечения в качестве одного из модераторов группы школьного психолога. Наличие в он-лайн режиме специалистов готовых и знающих как помочь ребенку вести себя в той или иной ситуации в наибольшей мере помогают в формировании общей личностной культуры учащихся, в том числе и правовой.

При выявлении результативности проведенной работы, мы получили следующие результаты. Предложенные нами методы, например, такие как - ящик, видео-трансляции, социальная сеть являются наиболее эффективными и

перспективными. Т.к. полученные результаты сравнения показателей учащихся на констатирующем и формирующем этапах и результаты математической статистики позволяют утверждать, что уровень сформированности правовой культуры больше в том классе, где мы непосредственно использовали собственные методические разработки по формированию правовой культуры. А следовательно, мы планируем их активно применять уже на уровне всей школы.

Литература

1. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30-45.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений., М, 2008.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений., М, 2010.

4. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988.

5. Орлова Н.А., Турниры знатоков права//Методические рекомендации №4 «Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга», 2009, с.48

6. Фриш Г.Л. Книжка для тех, кто хочет знать о правах и обязанностях учеников и родителей в школе. М.: Перспектива, 2005.

7. Ходаев О.К., Элективный курс «Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве»//Методические рекомендации №4» Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга»,2009, с. 71

8. Ходаев О.К., Правовые семинары «Я и мои права» »//Методические рекомендации №4» Единый день правовых знаний»., М. Центр «Школьная книга», 2009, с.62

© Гавриш Е.М, 2011

Гришаева Ю.М.

О СООТНОШЕНИИ СРЕДОВОГО И ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Grishayeva Y. M.

ABOUT CORRELATION OF INVIRONMENTAL AND SPATIAL APPROACH IN ECOLOGICAL EDUCATION

В статье представлены результаты анализа содержаний понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» на основе соотношения средового и пространственного подходов экологическом образовании, обоснован алгоритм проектирования экологической компетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.