Научная статья на тему 'Разработка комплексной программы «Основы правового воспитания и обучения учащихся в образовательном учреждении»'

Разработка комплексной программы «Основы правового воспитания и обучения учащихся в образовательном учреждении» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхин А. Н.

Статья посвящена проблеме разработки комплексной программы «Правового воспитания учащейся молодежи в образовательном учреждении». Процесс формирования правового воспитания и обучения учащихся может быть решен только при условии интеграции воспитательного и образовательного процесса в единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка комплексной программы «Основы правового воспитания и обучения учащихся в образовательном учреждении»»

Список литературы:

1. Миролюбов, A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам [Текст] / A.A. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 5. - С. 11-14.

2. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, H.H. Тарасевич и др. / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

3. Программно-методическое обеспечение системы разноуровневой подготовки по иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей [Текст]. - Сер. «Лингводидактика» // Вестник МГЛУ - М.: МГЛХ 2006. -Вып. 526. - 347 с.

4. Учитель иностранного языка: мастерство и личность [Текст] / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев. - М.: Просвещение, 1993. - 159 с.

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

© Матюхин А.Н.*

Тульский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Тула

Статья посвящена проблеме разработки комплексной программы «Правового воспитания учащейся молодежи в образовательном учреж-дении». Процесс формирования правового воспитания и обучения учащихся может быть решен только при условии интеграции воспитательного и образовательного процесса в единое целое.

Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других...

Президент РФ Д.А. Медведев

В современной России в первом десятилетии XXI в. остается актуальной проблема правового образования и воспитания. В современной школе и образовательном пространстве России наиболее острым, тяжело решаемым, отстающим элементом является воспитание в правовом русле уча -щихся основного и среднего звена.

Всплеск молодежной преступности в 90-х гг. XX в. ив первое десятилетие XXI в. наглядный пример состояния дел в обществе.

Сложившиеся к настоящему времени уровень и организация правового обучения и воспитания в средней школе не отвечают требованиям со-

* Начальник Учебного отдела.

временного периода. В условиях современного правового государства криминогенная обстановка среди молодежи и низкий уровень преподавания права в средних учебных заведениях, а зачастую отсутствие отдельного учебного предмета как право не могут не вызывать тревогу.

О правовом воспитании и правовом нигилизме был посвящено заседание Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам молодежи на тему «Фундаментальная роль права. Устранение правового нигилизма среди молодежи». На этом заседании в своем вступительном слове Председатель Комитета ГД по делам молодежи П.В. Тараканов процитировал часть послания Д.А. Медведева ФС РФ и разделил точку зрения Президента, по поводу того, что каждый из нас должен начинать борьбу с себя, со своего рабочего места. Молодежь - наиболее восприимчивая часть общества, но лишь часть нашего общества. Правовой нигилизм процветает в стране в целом, поэтому и бороться с этим явлением должны все. В своем выступлении на дне милиции Д.А. Медведев говорил о необходимости правового образования в школах, о правовом воспитании в семьях. Тараканов П.В. считает, что правовым воспитанием следует заниматься с использованием всех возможных информационных технологий и всех иных эффективных средств, которыми мы располагаем [2].

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [4].

Самым важным направлением своей деятельности учителя школы считают правовое воспитание подростков, в силу различных обстоятельств пришедших в неё из неблагополучных семей. Задачу их социально-правовой реабилитации мы понимаем как приоритетную, поскольку многие наши ученики - это люди, права которых в рамках технократической системы образования не только не освоены, не соблюдены и не защищены, но и нарушены. Правовой нигилизм и правовой цинизм в обществе - вещи болезненные и опасные. Вдвойне опасен правовой нигилизм в системе государственного образования, где изучаются права ребёнка и права человека.

Член общественной палаты РФ, адвокат Павел Астахов видит свое предназначение в просвещении собственного народа и считает, что право делает человека свободнее. Астахов П.А. выделяет 4 формы правового нигилизма:

- незнание закона;

- неуважение закона;

- несоблюдение закона;

- отрицание закона [2].

Для преодоления правового нигилизма в школе целесообразно использовать комплексную программу, состоящую из двух частей:

- первая часть включает в себя программу: «Правовое воспитание учащейся молодежи в образовательном учреждении»;

- вторая часть включает в себя программу элективного курса: «Право и основы правовых знаний».

Программа: «Правовое воспитание учащейся молодежи в образовательном учреждении» во внеурочное время на 2010-2011 учебный год представляет собой комплекс мер, направленных на правовое просвещение, как учащихся, так и родителей. В программе учебный модуль классных часов выглядит так: первый час - для подростков, второе занятие - для родителей, третье - совместное для подростков и родителей. Все занятия объединяет в единое целое сквозная тема «Единство прав и обязанностей». Тренинг, практическая деятельность помогают перевести знания в опыт, в привычку.

Анкетирование учащихся школы по вопросам знания и применения своих прав свидетельствует, что из года в год повышается интерес учащихся и их родителей к изучению правовых документов [1].

Целью правового воспитания является формирование правовой культуры у подрастающего поколения.

Правовая культура - это интегрированное качество личности, характеризующееся определенным уровнем сформированное™ правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностных ориентаций, правового поведения [7].

Задачами программы являются:

- создание правового поля в школе и воспитание потребности жить по законам, создание для этого необходимых условий;

- формирование правового сознания;

- формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

- содействие укреплению семьи и школьного коллектива;

- развитие гуманистических принципов образования;

- стремление изменить психологию участников воспитательного процесса.

Основные направления программы:

- профилактика правонарушений;

- знакомство учащихся с правовыми отношениями в РФ;

- работа с «трудными детьми».

Ожидаемые результаты:

- учащиеся знают и принимают ценности и понятия правового воспитания;

- воспитание законопослушных граждан;

- знание норм права и практических навыков владения законами России;

- профориентация и самоопределение;

- воспитание гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, семьянина, достойного представителя своего народа на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка, ценностно-нормативных положений Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании».

Механизмреализации программы: Направление «Профилактика правонарушений»:

- знакомство с кодексами Российской Федерации;

- сотрудничество с ПДН;

- работа социальных педагогов, классных руководителей;

- привлечение большего количества детей в кружки и секции;

- увеличение количества кружков спортивного и технического направлений;

- работа родительского всеобуча.

Направление «Знакомствоучащихся с правовыми отношениями в Российской Федерации»:

- изучение основных правовых документов;

- лекции по правоведению, видеолекции;

- работа органов самоуправления, ОВД; Направление «Профилактика вредных привычек»:

- сотрудничество с Центром социального здоровья;

- лекторий социального педагога, врача нарколога;

- тематические классные часы;

- работа с родителями (индивидуальные беседы, ознакомление с тематической литературой, родительские собрания, всеобуч).

Направление «Работа с «трудными детьми»:

- посещение семей;

- привлечение «трудных детей» к работе в кружках и секциях, органах самоуправления;

- работапрофсовета;

- работа социальных педагогов;

- развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков в каникулярное время.

Таблица 1

План мероприятий по реализации программы: «Правового воспитания учащейся молодежи в образовательном учреждении» на 2010-2011 уч. год

№п/п Мероприятие Сроки Исполнители

1. Проведение анкетирования детей и родителей по вопросам правового просвещения и воспитания. В течение учебного года Администрация, классные руководители

2. Исследование состояния правового просвещения и воспитания. 1-11 полугодия Администрация, социальный психолог

3. Разработка минимальных стандартов по правовому просвещению и воспитанию в школе по 3 ступеням. Сентябрь Директор

Продолжение табл. 1

№п/п Мероприятие Сроки Исполнители

4. Проведение классных часов, бесед. Цикл бесед: - «Осторожно: криминальная опасность!»; - «Стать преступником очень легко»; - «Как вести себя во время задержания»; - «Вас обокрали»; - «На вас напал грабитель»; - для родителей: «Вашего ребенка обвиняют в совершении преступления: ваши действия»; - для родителей и др. «Пропал ребёнок». В течение учебного года Администрация, классные руководители

5. Проведение методического семинара по анализу состояния правового воспитания учащихся. Октябрь Администрация

6. Включение в работу вопросов правового просвещения и воспитания. Администрация

7. Ознакомление участников образовательного процесса с Программой правового просвещения и воспитания Администрация, классные руководители

8. Цикл внеурочных дел (деловых игр) по правовому воспитанию учащихся. Администрация, классные руководители

9. Олимпиада по праву. Преподаватели по праву

10. Классный час на тему: «Конституция России -основной закон государства». Декабрь Классные руководители, преподаватели по праву

11. Проведение месячников по темам: - Книжная выставка «Конституционные права»; - Конкурс рисунков «Я рисую свои права»; - Оформление стенда «Россия, моя Россия»; - «Тр>д - основа человеческого бытия»; - «Отечество - единственная, уникальная для каждого человека Родина (уроки мужества, празднование Дня защитника Отечества)». Администрация, классные руководители

12. Проведение научно-практической конференции учащихся на тему: «Защита прав человека». Зам. директора, преподаватели

13. Проведение классных часов, бесед. Цикл бесед: - «Жилая зона»; - «Перекрёсток»; - «Пешеходный переход»; - «Пешеходный светофор»; - «Дорожная разметка для пешеходов»; - «Правила дорожного движения»; - «Что делать, если вы стали очевидцем ДТП»; - «Правила поведения в общественном транспорте»; - «Правила поведения при движении в легковом автомобиле»; - «Самостоятельные игры во дворе (жилой зоне)»; - «Игры во дворе (жилой зоне), парке с использованием детских транспортных средств»; - «Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололёде»; Постоянно Сотрудники милиции, дпс

Продолжение табл. 1

№п/п Мероприятие Сроки Исполнители

- «Значение дорожных знаков с изображением контура человека (детей)»; - «Движение во дворе (жилой зоне) на самокатах, велосипедах»; - «Стань заметней в темноте!»; - «Юный инспектор движения - звучит гордо!» (Рекламная акция.); - «Участник дорожного движения - звучит гордо!»; - «Развитие умения предотвратить опасность»; - «Я - велосипедист»; - «Сигналы регулировщика для пешеходов »; - «Юный водитель»; - «Путешествуем без опасностей!»; - «Все о мотоциклах и скутерах»; «Да здравствуют каникулы!».

14. Социальное партнерство (связь с социальными структурами и общественными организациями). «Школа правовых знаний». Права и обязанности участников образовательного процесса. 27.04.2011 Педагоги-организаторы

15. Молодежь XXI в. Дискуссия по итогам работы школы правовых знаний. Апрель Администрация, классные руководители

16. Проведение праздников, выставок, встреч с интересными людьми (с сотрудниками правоохранительных органов, МЧС, ФСБ, ДПС, ВОВ). Май Администрация, классные руководители

17. Итоговое занятие, классный час посвященный предупреждению правонарушений, травматизму среди учащихся во время каникул: - правила поведения на дороге; - правила поведения на воде; - правила поведения в лесу; - правила пожарной безопасности в лесу; - правила поведения в общественных местах. Декабрь, Май Администрация, классные руководители

18. Создание постоянно действующего стенда «Твоё право» для учащихся. Постоянно Заместитель директора

19. Деятельность информационно-библиотечной службы школы. - обеспечение литературой (Конвенция по правам ребенка, конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ), - оформление стендов; - тематические выставки по декадам. Постоянно Читальный зал, библиотека, ШМК

20. Подбор методической литературы по праву для учителей. Постоянно Библиотека, ШМК

Вторая часть включает в себя программу элективного курса: «Право и основы правовых знаний». В системе обучения можно выделить два основных этапа правового обучения и воспитания учащихся образовательных учреждений. Основной акцент делается на учащихся, которые наибо-

лее подвержены правонарушению, а это как показывает статистика возраст от 14-16 лет.

Происходящие изменения в государственных образовательных стандартах первого и второго поколения как на ступени основной (5-9 классы), так и на ступени среднего образования (10-11 классы) не дают возможности вести отдельно жизненно важный предмет как право или правоведение, в основной, так и в средней школе. Изучение отдельного предмета как право в 9-11 классах реализуется при помощи элективного курса.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента базисного учебного плана и выполняют три основные функции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2. развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3. способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека [8].

В рамках образовательного процесса можно выделить два этапа распределения учебного времени: I этап - 9 класс (34 часа); на старшей ступени в средней школе выделяется II этап - 10-11 классы (68 часов).

Таблица 2

Распределение учебного материала и учебного времени в 1Х-Х1 классах:

Классы Объем учебного времени Разделы программы элективного курса «Право и основы правовых знаний» Распределение учебного времени

IX класс 34 ч Раздел I. Государство и право. 16

Раздел II. Основные положения конституционного права России. 14

Раздел III. Основы уголовного права. 4

X класс 34 ч Раздел I. История и теория государства и права 16

Раздел II. Гражданское, семейное и налоговое право. 18

XI класс 34 ч Раздел III. Трудовое и административное право. 24

Раздел IV Основы уголовного права и процесса. 10

Для изучения предмета элективного курса «Право и основы правовых знаний» используется следующая литература, рекомендованная министерством образования России.

Создание указанной программы позволило перейти к реализации системы правового воспитания в школах Ленинского района Тульской области, выразивших желание принять участие в опытной проверке созданной модели правового воспитания.

Таблица 3

Оформление системы правового образования выглядит следующим образом:

Классы Наименование учебного пособия Автор учебного пособия

IX класс Обществознание Никитин А.Ф.

Право и политика. Никитин А.Ф.

Изучаем конституцию Российской Федерации Ищенко В.М.

X класс Право (профильный уровень) Певцова Е.А.

XI класс Право (профильный уровень) Певцова Е.А.

Реализация данной программы имеет следующие результаты:

- у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;

- сформирован дружный школьный коллектив;

- дети доброжелательны по отношению друг к другу и взрослым;

- уменьшение количества правонарушений, совершаемых учащимися и выпускниками школы;

- уровень воспитанности (анализ проводится по методике Н.П. Капустина) ежегодно повышается.

Список литературы:

1. Корнилович В. Правовая культура как социально-педагогическая проблема в работе классного руководителя // Сельская школа. - М., 2006. - № 6.

2. Статья: «Круглый стол Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по делам молодежи на тему: «Фундаментальная роль права. Устранение правового нигилизма среди молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.av-msal.ru/notice/780.

3. Мамека O.A. Подпрограмма «Гражданско-правовое воспитание» / O.A. Мамека, Н.П. Дедюхина, H.A. Переломова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - М., 2009. - № 3.

4. Матузова Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1997.

5. Программа «Правовое воспитание в школе» // Школьное планирование. - М., 2005.

6. Программа правового воспитания школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.koipkro.kostroma.ru.

7. Рассолова Е.А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности: автореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2007.

8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/bup.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.